«Брексит» – к чему готовиться литовским перевозчикам?

britain

Процесс «Брексита» продолжается, и пока никто не может сказать, чем он закончится. Это очень беспокоит бизнес, и в особенности перевозчиков, включая литовских. Поэтому «Linava» вместе с общественной организацией «Versli Lietuva» решила организовать для них семинар под названием «БРЕКСИТ: как литовским транспортным компаниям быть на шаг впереди?», на котором выступил в частности секретарь ассоциации по транспортной политике Томас Гаруолис и представитель литовской таможни. Редакция Cargonews хотела бы познакомить своих читателей с главными акцентами мероприятия и проблемы «Брексита» как таковой.

В целом, как заметил Т. Гаруолис, Великобритания не является крупным торговым партнёром Литвы, однако примерно для 200 её транспортных компаний «Брексит» может стать проблемой – в первую очередь из-за усложнения таможенных процедур и неготовности таможни (британской, французской, литовской и т.д.) к новой реальности.

Что говорят эксперты

Как заявил исполнительный директор Конфедерации промышленников Литвы Ричардас Сартатавичюс: «Литовские компании должны быть готовы не только к будущим пошлинам, но и к таможенным процедурам и к связанным с ними неудобствам, которые ожидают при экспорте, импорте и перевозке товаров через границу EC и Соединённого Королевства». Как уточнил экономист банка «SEB» Тадас Повилаускас: «Считаем, что главной проблемой будет то, что 29 марта начнутся очереди на границе Великобритании и Франции. Это проблемы для транспортного сектора. Таможни сами признают, что они не готовы к такому наплыву деклараций. Это значит, что в первый месяц будет много хаоса, касающегося ввоза и вывоза товаров».

Президент «Linava» Эрландас Микенас согласен: «Все признаём, что транспорт пострадает больше всего. Уже то, что ожидает простой на границах, дополнительные таможенные формальности, станет большим ударом». Как справится с дополнительной нагрузкой литовская таможня также неизвестно: с одной стороны, в СМИ утверждается, что Литва готова к «Брекситу» лучше многих европейских стран, с другой – представитель таможни на семинаре сказал, что она не наняла ни одного дополнительного сотрудника для подготовки к британскому вызову, который для неё будет трудным.

И это уже не говоря о различных элементарных проблемах. Например – как выяснилось, в Великобритании большая нехватка паллет, которые соответствуют европейским стандартам. Соответственно, когда она перестанет быть членом ЕС, её экспорт в Евросоюз из-за этого осложнится. А будут ли обеспечены водители био-туалетами, водой, пищей и так далее в местах долгосрочного скопления грузовиков в результате усложнения таможенного контроля, и как в целом в этом случае будет решаться проблема их отдыха?

Наконец, по словам президента литовской Национальной ассоциации экспедиторов и логистов Арунаса Берташюса, есть одна большая проблема – не ясно, к чему готовиться. «Все варианты очерчены. Фактически, зная, что будет, так или иначе можно приспособиться ко всему. А теперь ждём, что будет», — подытожил А. Берташюс. Недавно британский парламент в очередной раз не поддержал сделку с Брюсселем, касающуюся выхода страны из ЕС, которую предложила премьер Соединённого Королевства Тереза Мэй. В то же время он проголосовал против «жёсткого» расставания с единой Европой и поручил правительству просить Евросоюз перенести день выхода Великобритании из ЕС с 29 марта на более поздний срок. Т. Мэй попросила отсрочку до 30 июня. Как на это отреагирует Брюссель, неизвестно.

Короче говоря, вопрос вновь повис в воздухе на неопределённый срок. Однако, судя по тенденции, готовиться – в том числе перевозчикам – стоит к худшему. В связи с этим важны два момента. Первый – где получить информацию о том, что происходит и может случиться. Второй – на что обратить внимание в первую очередь.

Источники информации

Для начала советуем ознакомится с документом, который в контексте «Брексита» конкретно для автотранспортного сектора подготовили европейские органы власти (текст на английском и литовском языках можно найти здесь).

Также стоит ознакомиться с подготовленным ими же таможенным путеводителем (текст на английском и литовском языках можно найти здесь). Советы от литовской таможни – здесь.

Общественная организация «Versli Lietuva» как организатор семинара также собрала определённую актуальную для перевозчиков информацию касательно «Брексита» (на литовском и английском языках), которую можно найти здесь.

Что касается британской стороны, то в данном случае можно пытаться получить нужную информацию в местной ассоциации перевозчиков. Здесь размещена официальная информация (на английском языке) о лицензиях и разрешениях, которые необходимы для осуществления транспортной деятельности в Великобритании и порядок выдачи которых после «Брексита» может измениться. А здесь Вы найдёте информацию о том, какие таможенные механизмы в случае «Брексита» без сделки могут помочь упростить импорт товаров из ЕС в Великобританию.

Главные акценты

Стоит отметить, что на семинаре докладчики (в первую очередь авторитетный таможенный консультант Уве Лейбшнер и представитель литовской таможни Виталис Варейкис) рассказали о многих специфичных деталях, касающихся таможенных аспектов транспортного сотрудничества с Великобританией в контексте «Брексита». Здесь целесообразно зафиксировать основные из них.

Во-первых, радует то, что британцы и Евросоюз вроде бы уже решили, что, каким бы ни был «развод», по крайней мере до 2020 г. их перевозчикам не понадобятся разрешения на перевозку грузов. Что будет дальше, одному Богу известно: как отметил Т. Гаруолис, может, всё-таки будет заключено всеобъемлющее соглашение между ЕС и Великобританией, но возможно и то, что каждой стране Евросоюза придётся договариваться с Лондоном на двусторонней основе.

Во-вторых, не радует то, что после «жёсткого» выхода Соединённого Королевства из Евросоюза (29 марта или позже) их торговлю начнут регулировать правила ВТО (Всемирной торговой организации). Хорошо, что эти правила достаточно либеральные и что, как пишут СМИ, британцы (поскольку сильно зависят от импорта) намерены отменить пошлины для 87 процентов ввозимых в страну товаров. Однако 87 процентов это не 100 процентов (исключением станут, например, отдельные сельскохозяйственные продукты).

Конкретную информацию о тарифах можно найти на сайте Еврокомиссии и на сайте литовской таможни. При этом, каким бы способом Великобритания не покинула ЕС, после выхода из Евросоюза она останется членом европейской Конвенции об общей процедуре транзита (её текст на английском и литовском языках можно найти здесь), которая упрощает таможенные процедуры (более детальная информация о её преимуществах на английском языке здесь). Однако без экспортных и импортных деклараций (по одной на каждый товар в грузе) обойтись не удастся, и отдельно надо будет уточнять порядок перевозки груза через/в Северную Ирландию и Ирландию.

Как в этой связи заявил представитель литовской таможни Шарунас Авиженис: «Советую внимательно планировать логистические операции, избегая перевозки грузов перед самым выходом Соединённого Королевства из Евросоюза [в том числе потому, что для дорожного транспорта новые правила заработают сразу после «Брексита»,вне зависимости от времени погрузки, и особенно совет касается тех, у кого нет опыта транспортного сотрудничества с Великобританией]. Могут быть всякие неожиданности – очереди и другие вещи. Если есть возможность избежать этих неожиданностей, посоветовал бы так и сделать».

В частности, по мнению У. Лейбшнера, серьёзные неприятности могут поджидать перевозчиков в портах (исследования показали, что увеличение времени таможенной проверки транспортного средства на границе с Великобританией на две минуты приведёт к очередям в районе порта Дувр длинной в несколько десятков километров). В связи с этим здесь Bы можете найти информацию (на английском языке) о так называемой британской операции «Brock», которая должна облегчить движение по Евротоннелю в случае возникновения кризисной ситуации.

Если возможности временно прекратить или ограничить бизнес контакты с британскими партнёрами нет, стоит обратиться за помощью к таможенным посредникам, которым будет легче справиться с новыми нюансами таможенного оформления после «Брексита». Также в этой связи литовская таможня посоветовала с большим вниманием отнестись к вопросу установления происхождения перевозимого товара, если при его производстве использовались британские компоненты. В данном случае лучше иметь при себе все связанные с этим документы,чтобы было, что предъявить проверяющим органам, которым что-то не понравится.

В-третьих, существует так называемый EORI код, который необходим для торговой деятельности с Великобританией. После «Брексита» он, если был выдан британской стороной, перестанет действовать, и о получении нового (прежде всего занимающимся внешнеторговой деятельностью британским компаниям) стоит и можно позаботиться уже сейчас (процедура его получения у таможни Великобритании достаточно простая). Здесь следует отметить, что многиебизнесмены Соединённого Королевства, по словам вышеупомянутого В. Варейкиса, зачастую с трудом представляют жизнь после «Брексита». Поэтому, как верно подметил А. Берташюс, литовскому бизнесу надо быть с ними в постоянном контакте, чтобы избежать лишних проблем (проще говоря, проверять, всё ли они сделали со совей стороны, чтобы эти проблемы не возникли).

В-четвёртых, на семинаре был затронут вопрос каботажа в Соединённом Королевстве. Как пояснил Т. Гаруолис, его правила ужесточатся. Если «Брексит» случится 29 марта, первые четыре месяца можно будет совершать 2, а не три каботажных перевозки. В течение следующих трёх месяцев – 1 каботажную перевозку, а затем до конца 2019 г. – ни одной.

Наконец, до 2020 г. в Великобритании должно действовать литовское водительское удостоверение, а затем могут понадобиться и международные права.

***

Обобщая, остаётся сказать, что даже в тот момент, когда Вы читаете эту статью, в вопросе «Брексита», возможно, что-то меняется. Иными словами, окончательный итог данного процесса неизвестен, но в таких случаях лучше готовиться к худшему сценарию: постараться учесть все юридические и практические нюансы происходящего и держать руку на пульсе (включая контроль готовности к новым реалиям британских партнёров) – то есть, не жить сегодняшним днём, чтобы избежать различных неприятных неожиданностей в будущем.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

sankcijos

Обзор транспортных событий в мае

Переломный конгресс «Linava» и дискуссия о техосмотре в Литве, чаще всего проверяемые дороги в Польше и статистика продаж грузовиков в Европе, летние ограничения движения большегрузного транспорта в России и Белоруссии и события в мире транспортных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-06-03 216
0
nadzor

Разъяснения «Россельхознадзора» по порядку транзита подкарантинной продукции

В ответ на запрос АСМАП поступили разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относительно порядка автоперевозок транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Казахстан и другие государства подконтрольных Россельхознадзору товаров, вошедших в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 (запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн).

2019-05-29 246
0
zilius_zenonas

XXXV конгресс «Linava» – конец войны?

Казалось, что главным событием XXXV конгресса «Linava» станут выборы президента ассоциации, поскольку в последнее время с этим были связаны её внутренние противоречия. Однако на первый план снова вышел вопрос страховой компании перевозчиков, и пошли разговоры о том, что этот проект может оставить «Linava» голой и босой, а в конечном итоге провалиться. Редакция Cargonews подводит итоги мероприятия.

2019-05-19 158
0
podsciot

«Linava» против профсоюзов – игра в долгую

В Литве до предела обострился вопрос заработной платы водителей-дальнобойщиков. Министерство социальной защиты говорит о двойной минимальной зарплате, профсоюзы тоже заняли жёсткую позицию, перевозчики в ответ подумывают о переносе бизнеса в другие страны и об акциях протеста. При этом стороны ведут переговоры, но как будто не слышат друг друга. Редакция Cargonews решила выяснить, удастся ли им найти какое-то взаимовыгодное решение.

2019-05-16 429
0
7х5-РУ

Cargo.LT – 20 лет онлайн.

Кажется, это было совсем недавно, весной 1999 года была запущена первая версия маленького проекта, который вырос и стал надёжным помощником тысяч компаний. Оглядываясь назад, вспоминаем как это было.

2019-05-10 400
3