Власти Литвы решают или усугубляют проблему нехватки водителей?

no_drivers

Сегодня литовские перевозчики сталкиваются с серьёзной проблемой нехватки водителей. Многие украинцы уехали на Родину воевать, а белорусским водителям устроиться на работу в Литве стало очень сложно из-за решений местных властей. О происходящем и возможных выходах из складывающейся ситуации мы побеседовали с секретарём Союза перевозчиков Литвы (СПЛ) по социальной политике Альгимантасом Кондрусявичюсом.

Первый вопрос — почему в Литве так остро стоит проблема нехватки водителей? Возможно, это вина перевозчиков, которые, по мнению профсоюзов, заставляют их работать почти даром, а например, в Германии или Скандинавии этой проблемы нет из-за совсем другого отношения работодателей к водителю и его зарплате?

Профсоюзы, видимо, живут в параллельном мире. Про нехватку водителей во всём мире не слышали только глухие и не читали только слепые. Ситуация в нашем секторе такова, что работодатель является слабой переговорной стороной, и нам следует забыть о нытье профсоюзов об обиженных сотрудниках, а лучше вместе думать о том, как привлечь в сектор новых водителей.

Сегодня он предоставлен самому себе (во всём Евросоюзе). В Литве правительство в последнее время либо игнорирует усугубляющиеся проблемы с трудоустройством водителей, либо создаёт препятствия для их привлечения из других стран (миграционные вопросы, квоты и т.д.) и осложняет обучение дальнобойщиков (новый порядок получения 95-ого кода), а также доступ к этой профессии (получение категории «С» сильно подорожало и становится недоступным для молодых людей из малообеспеченных семей). А ведь водитель — это фундаментальная профессия в любом сообществе, как врач или учитель.

Многолетняя недальновидная политика ЕС в области автомобильного транспорта, направленная на ограничение его конкуренции с другими видами транспорта (путём введения дополнительных сборов и наказания перевозчиков и водителей за всевозможные правонарушения), привела к большой нехватке поставщиков транспортных услуг. «Пакет мобильности» (ПМ) ЕС является апофеозом протекционизма и коррупции в «старых государствах-членах». Они хотел жить тихо, долго и счастливо, но в мировой экономике и политике случились большие перемены. За это «Старая Европа» сейчас дорого платит, а перевозчики центральной и восточной Европы доказывают, что могут выжить и даже расширять свой парк в этих условиях. В итоге, увеличение автопарка и сокращение количества доступных водителей создают для нас большие трудности на рынке труда.

Возвращаясь к зарплате — с февраля мы работаем по правилам ПМ, и зарплата водителя не может быть ниже, чем та, которая установлена в стране работы. Перевозчики (по крайней мере, из Литвы) строго соблюдают это требование. Следовательно, аргумент о «низкой зарплате» должен быть забыт навсегда.

Почему литовским перевозчикам нужны белорусские водители? Ведь Беларусь является косвенным участником агрессии против Украины. Кроме того, почему белорусы, а не водители из стран Средней Азии или даже Индии?

Возможно, потому, что белорусы (как и украинцы) ближе к нам по своему менталитету и ценностям. У нас общая история. Конечно, ресурсы этих стран тоже ограничены с учётом такого спроса на транспортные услуги. Но сейчас, когда ситуация сложная, а государство не решает вопрос привлечения иностранной рабочей силы, белорусские граждане становятся недоступными, как и украинцы. Поэтому неудивительно, что в последнее время литовские перевозчики действительно всё чаще пытаются нанимать водителей из экзотических стран (Индия, Филиппины), уже не говоря о более близких к нам государствах Кавказа и Средней Азии. Однако и их трудоустройство не является лёгким и быстрым, и требует решений правительства, чтобы сделать его проще и быстрее.

Более года назад мы говорили об этой проблеме с представителями Министерства соцзащиты и труда (МСЗТ) и других госучреждений, которые — по незнанию ситуации или некомпетентности, а может быть, из-за нежелания что-то делать — не только не решали проблему, но и создавали дополнительные барьеры для трудоустройства водителей (квоты и т.п.). Сейчас мы видим, что наш сектор в Литве сокращается — скоро мы можем остаться у разбитого корыта.

С какими основными проблемами сталкиваются белорусские водители, желающие устроиться на работу в Литве?

Во-первых, они не могут получить в Беларуси литовскую визу, которая выдаётся только в исключительных случаях. Но даже при наличии визы (например, польской) возникают проблемы с получением разрешения на проживание в Литве, так как для этого необходимо преодолеть множество сложных административных препятствий. Например, требуется апостиль для справки о судимости, выданный Министерством иностранных дел Беларуси. Однако сейчас выдача апостилей практически приостановлена. Правда его ещё можно получить через белорусское посольство в Литве, но это занимает 2-4 недели. После подачи заявления на получение разрешения на проживание (что должно быть сделано лично в Департаменте миграции) ещё нужно будет получить «визу ожидания» — 15 дней. Получение разрешения на проживание занимает 2-4 месяца. Хорошо, если у водителя есть многократная виза, и он может уехать домой, а потом вернуться. А если нет? У нас были случаи, когда водители ждали в Литве по 2-4 недели. Мы для своих водителей сделали гостиницу, где надо платить только за еду. А что делать тем, у кого нет таких возможностей? В данном случае мы очень неконкурентоспособны по сравнению с соседней Польшей, где процесс трудоустройства водителей и короче, и проще (1-2 недели против наших 2-4 месяцев).

Водитель Андрей из Беларуси, который решил устроиться на работу в Литве: «Очень много времени и очень много затрат. Я думаю, что не каждый поедет так работать. Я даже не знаю. Много знакомых работает там [в Литве] уже, и они говорили, что раньше намного проще было всё сделать. Во-первых, Беларусь ужесточила эти все выезды, апостили и т.д. Во-вторых, ещё Литва перестала визы давать белорусам, и на работу очень тяжело устроиться сейчас туда. И я так понимаю, что, наверное, большинство в Польшу едет работать. Они присылают приглашение, и ты просто едешь, это всё делается в течение, я думаю, месяца, и ты поехал, не столько затратно. Если бы я сразу понял, что тут очень много затрат, я бы даже не начинал это делать. Я бы сразу, наверное, в Польшу поехал работать».

Водитель Виталий из Беларуси: «Я сейчас принял решение пойти в литовскую компанию. На данный момент я занимаюсь трудоустройством. Столкнулся с очень большими трудностями, такими как апостиль, визы и всё остальное. Но это благо ещё, что у меня есть шенгенская виза, и по этой шенгенской визе я сейчас могу заехать хотя бы в Литву, податься сразу на вид на жительство. (…) Многие по этим причинам не хотят идти, потому что у многих нету просто этих денег (…), в том числе начинающие водители. (…) [Если говорить о порядке открытия счёта в банках Литвы и запрете на выплату денег водителю наличными, то] это абсурд».

По данным Службы занятости, количество вернувшихся на Родину украинских водителей составляет 10,4 тыс. человек или 13% от всех водителей-дальнобойщиков. После того, как 10 марта Литва запретила выдачу виз гражданам России и Беларуси, автомобильный транспорт страны может потерять 4,5-9 тыс. человек или 6-12% водителей в год. Если нынешние условия не изменятся (война продолжится и не будет возможности заменить водителей из Беларуси и России), автотранспортный сектор Литвы в 2022 г. может недосчитаться 14,9-19,4 тыс. или 19-25% водителей.

Наверное, нельзя сказать, что литовское правительство ничего не делает для облегчения трудоустройства иностранцев. Например, есть законопроект, который позволит им обращаться по поводу получения разрешения на проживание в Литве за границей и подавать заявления на выдачу такого разрешения внешнему поставщику услуг, выбранному Департаментом миграции (ДМ). Как Вы можете прокомментировать планируемые изменения?

Упомянутые Вами предложения можно оценить положительно. Также следует отметить, что в мае 2022 г. открылся Литовский визовый центр в Кыргызстане. В июле должен приступить к работе дополнительный консульский сотрудник в литовской визовой службе в городе Алматы. Минтранс Литвы обещает помочь создать более благоприятные условия для привлечения водителей из Средней Азии.

Посмотрим, что будет. Шума и инициатив много, а реальной помощи пока нет. И скорее всего, не по злой воле, а из-за некомпетентности «сверху». Теоретически возможность трудоустраивать есть, на практике с этим беда.

Если предложений литовского правительства недостаточно, что, по Вашему мнению, ещё нужно сделать?

Например, может быть сделано исключение для граждан Беларуси, желающих получить литовскую рабочую визу по приглашению работодателя. Также, как я уже говорил, водителю из Беларуси нужен апостиль на справку об отсутствии судимости, который МИД Беларуси сейчас не выдаёт. Мы сообщили об этом ДМ — ждём решения…

В целом, считаю, что наше государство должно больше вкладывать в кадры консульских служб в странах, из которых мы в основном привозим рабочую силу. Приоритет в выдаче виз в консульских учреждениях должен отдаваться тем, кто ищет работу в Литве, а не туристам. Также можно рассмотреть возможность более активного участия компаний в формальном миграционном процессе (например, разрешить им проверять документы водителей), что снизит административную нагрузку на государственные органы.

До сих пор правительственные предложения часто были популистскими и недостаточными из-за отсутствия опыта и незнания деталей, что обычно «сводило на нет» хорошие начинания. Поэтому нужно больше консультироваться с бизнес-ассоциациями и совместно готовить решения — сегодня я вижу, что госслужащие и политики боятся это делать, потому что их могут обвинить в коррупции (поэтому лучше ничего не делать, чтобы не оступиться) .

В целом, что действительно помогло бы решить проблему нехватки водителей в Литве (хотя бы частично)?

Я не думаю, что эту проблему можно решить, так как это проблема всего современного мира. Автомобильный транспорт — единственный способ доставки грузов «от двери до двери», и мы наблюдаем нехватку водителей на всех рынках. Соответственно, выиграют те государства, которые смогут максимально удовлетворить растущий спрос на автомобильные перевозки. Поэтому страны уже активно борются за водителей — и только нам пока не хватает понимания этой проблемы и государственного подхода к ней.

Для начала хотелось бы, чтобы те, кто должен решать, как облегчить трудоустройство водителей в литовских компаниях (МСЗТ, ДМ), начали это делать. Другой момент — доступ к профессии, начиная с возможности получения «С» категории в школе. Также необходимо популяризировать профессию водителя-международника. Ещё можно было бы выделить средства на получение 95 кода, потому что после последних изменений он по цене схож с элитным дипломом.

Если бы эти «желания» были удовлетворены хотя бы частично, мы могли бы сдвинуться с «мёртвой точки», в которой оказались после повышения коэффициента зарплаты водителей, принятия «Пакета мобильности», введения квот для водителей из третьих стран и других инициатив, которые перевозчикам точно не помогли.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Со следующего года разрешение на проживание в Литве можно будет получить до приезда в страну

С начала следующего года Департамент миграции Литвы начнёт предоставлять услугу выдачи временного разрешения на проживание в Литве через внешнего поставщика услуг — компанию «VFS Global», которая оказывает аналогичные услуги правительствам и дипломатическим представительствам многих стран. Иностранцы, желающие получить временное разрешение на проживание в Литве смогут подавать заявки со 2 января 2023 г. в 34 различных странах, где есть представительства «VFS Global».

2022-12-07 29
0
TIR-EPD

Обновление версии приложения МСАТ TIR-EPD

По информации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) 6 декабря 2022 г. будет запущена новая версия приложения TIR-EPD, предполагающая новый механизм аутентификации пользователей, направленный на усиление безопасности веб-приложения TIR-EPD, а также обновление дизайна приложения. Подробнее — здесь.

2022-12-05 3
0