«За прозрачность в Linava-2018»: вопросы и ответы

537439692

Некоторое время тому назад сотрудник редакции CargoNews.lt по электронной почте получил довольно необычное анонимное письмо.  Судя по содержанию, оно могло быть составлено и обнародовано членами движения «За прозрачность в Linava». В письме недвусмысленно говорилось о «мутных» моментах в трудовом договоре президента ассоциации Эрландаса Микенаса. Редакция решила предоставить слово всем связанным с этим делом сторонам. 

Движение «За прозрачность в Linava» — известное, но несколько позабытое явление. О его истоках и деятельности говорилось не только на нашем сайте, но и в других средствах массовой информации.  Примечательно то, что в то время (в 2010 году) его активисты были всем хорошо известны – это были генеральный директор UAB «Transpekspedicija» Видмантас Пяледа, директор UAB «Vedautos autotransportas» Эрландас Микенас, руководитель UAB «Veka Auto» Юозас Куклис и другие. Сейчас же полученное редакцией письмо является анонимным, и это не делает чести его авторам. Однако суть дела от этого не меняется – важно понять, сколько обоснованы изложенные в нём обвинения в адрес некоторых лиц.

К основным акцентам документа можно отнести следующее. Первое, в трудовом договоре Э. Микенаса, согласно которому, за полставки (20 рабочих часов в неделю) президент ассоциации получает зарплату в размере 4000 евро, к качестве его места работы указан Каунас, что, по словам авторов письма, «позволяет Эрландасу Микенасу все эти годы „ездить“ из Каунаса в Вильнюс „в командировку“, получать за эти „поездки“ суточные и заказывать дорогостоящие гостиницы». «Простому смертному понятно, что всё это обман», – констатируют авторы письма.

Второе, как утверждают анонимы, об этой ситуации никто и никогда не говорил потому, что её «не замечала» ревизионная комиссия. А не замечала потому, что «Алиция Монкевич давно превратилась из председателя ревизионной комиссии в ширму для прикрытия тёмных дел президента Эрландаса Микенаса».

Третье, о чём заявляют сторонники прозрачности, это «тот интересный факт, что со стороны „Linava“ трудовой договор с Э. Микенасом по поручению конгресса заключил сам патриарх „прозрачности“ Видмантас Пяледа», следы которого, как говорится в письме, «ведут к другим сомнительным сделкам».

В этой связи редакция обратилась за комментариями к президенту ассоциации Э. Микенасу, её генеральному секретарю Мечиславасу Атрошкявичюсу и В. Пяледе. Последний заявил, что действительно по поручению конгресса заключил трудовой договор с Э. Микенасом, но обратил внимание на то, что кроме его подписи есть ещё подписи членов президиума. Ответы других собеседников были более обширными. Представляем их в полном объёме.

Генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс

Вопрос: известна ли секретариату и президиуму «Linava» изложенная в письме проблема трудового договора с президентом, и если да – как планируется её решать?

Хочу подчеркнуть, что ни секретариат, ни президиум не ставят себе целью что-то скрывать от своих членов. Наоборот – в отличие от той ситуации, которая царила в ассоциации год или два тому назад, заседания президиума транслируются в интернете, а протоколы заседаний выкладываются на сайте ассоциации со свободным доступом для всех членов. Поэтому изложенная в письме информация не стала новостью ни для секретариата, ни для президиума, ни для перевозчиков. Этот вопрос уже обсуждался на заседании президиума 26-го сентября. Ревизионной комиссии поручено представить выводы, на основании которых президиум примет решение. Проблема на самом деле существует – с президентом заключён трудовой договор, согласно которому, за работу на полставки ему выплачивается зарплата в размере 4000 евро, причём место работы почему-то указано в Каунасе. Ревизионной комиссии поручено разобраться в этой ситуации.

Вопрос: как вы оцениваете роль Алиции Монкевич (председателя ревизионной комиссии) в этой истории, и что вы думаете о ситуации в секретариате в целом?

Алиция Монкевич работает в ревизионной комиссии с 2011 года. С моей стороны было бы некорректно оценивать её действия. А. Монкевич избрали перевозчики – они и должны давать оценку её действиям. Я могу лишь высказать чисто человеческое замечание – ведь не зря устав ограничивает количество каденций (не более двух). У снайпера глаза тоже устают, поэтому иногда на том или ином посту должен появиться новый человек, человек с новым видением. Что касается ситуации в секретариате, то я считаю, что она улучшается. Моя задача – сделать так, чтобы у членов секретариата были все условия раскрыть их потенциал, работать с инициативой и приносить как можно больше пользы ассоциации и всем перевозчикам.

Вопрос: как вы оцениваете роль Видмантаса Пяледы в этой истории? Может ли он как-то быть наказан как член ассоциации за то, что сделал?

Роль Видмантаса Пяледы была простой – конгресс уполномочил его заключить трудовой договор с новым президентом. Такая процедура установлена в уставе ассоциации. Почему он заключил договор на тех или иных условиях, и не превысил ли он полномочий при заключении договора, мы узнаем после того, как будут представлены юридические выводы. Если действия В. Пяледы могли причинить ассоциации ущерб, то его можно компенсировать в гражданском порядке. Но об этом рано говорить. Что касается его возможного наказания как члена ассоциации, то я не думаю, что об этом целесообразно говорить. У меня есть свой горький опыт, и я никому не пожелаю ничего подобного.

Вопрос: известны ли вам имена и фамилии авторов этого анонимного письма, и кто вообще стоит за движением «За прозрачность в Linava»?

Когда-то даже был такой сайт — www.uzskaidrumalinavoje.lt. Сегодня он недоступен. Движение «За прозрачность в Linava» никогда официально не было зарегистрировано, в разное время в нём участвовали разные люди. Среди лидеров движения были и упоминаемые Э. Микенас и В. Пяледа. Кто сейчас стоит за этим движением, трудно сказать. Судя по содержанию информации, это, скорее всего, перевозчики, которые боятся высказываться публично из-за возможной расправы. Лично я всегда всё высказывал открыто, прямо в глаза. Правда, должен признать, что из-за этого у меня были проблемы.

Вопрос: доводилось ли вам видеть другие подобные письма, и если да – о чём в них говорится?

В настоящее время я не получаю напрямую никаких писем, адресованных перевозчикам. Иногда читаю только те, которые мне пересылают коллеги. На прошлой неделе каунасские перевозчики переслали мне письмо, авторы которого критикуют меня как генерального секретаря. Что сказать – критика дело хорошее, в особенности, если она конструктивная. Но есть одно «но». Я занимаю свой пост чуть больше месяца. Существует неписанное правило «100 дней», в течение которых новую власть не критикуют. И хотя генеральный секретарь «Linava» не какая-то особая власть, мне бы хотелось, чтобы мне разрешили спокойно поработать в течение какого-то разумного срока.

Вопрос: может быть, Вы хотите добавить что-нибудь важное от себя?

Вы начали с вопроса о трудовом договоре президента Э. Микенаса. Подобных вопросов с каждым днём становится всё больше и больше. Я хочу, чтобы и вы, и перевозчики поняли, что подобные вопросы не поднимаются с целью кому-то навредить. Наоборот – мы должны «убраться в своём дворе». Разговоры об этом идут долгие годы, но никто не в состоянии начать с себя. Или нам опять нужно ждать, пока Государственная налоговая инспекция нагрянет с очередной проверкой нашей бухгалтерии, начислит недоплаченные налоги и штрафы, и мы снова будем должны всё это оплачивать деньгами перевозчиков?

В 2017 году был принят новый Трудовой кодекс (ТК), во 2 части 101 статьи которого говорится, что с физическими лицами – членами коллегиального правления или контрольных органов юридического лица – трудовые договоры не заключаются. Президент Эрландас Микенас – единственный член президиума, с которым заключён трудовой договор, а не договор о представительстве. Хотя в том же ТК предусмотрено, что «(…) работодатель (…) обязан не позднее, чем в течение пяти дней с момента получения документа или информации о таком документе прервать трудовой договор (…)». Мы что, опять наступаем на те же грабли и напрашиваемся на санкции?

Будучи руководителем ассоциации «Linava», я поднимаю и буду поднимать подобные вопросы, и считаю, что наше самоочищение сделает ассоциацию крепче и сильнее. Но в этом процессе должны участвовать все – и секретариат, и президиум, и ревизионная комиссия.

Президент «Linava» Эрландас Микенас

В первую очередь хочу обратить внимание на то, что эта информация был отправлена с адреса uzskaidruma@list.ru. Это анонимные сообщения, под которыми никто не подписывается. Я даже не знаю, должны ли мы обращать внимание на подобные письма. Я также надеюсь, что все мои ответы докажут, что никакой проблемы нет – есть только чьё-то стремление отвлечь внимание перевозчиков от истинных проблем. В первую очередь я имею в виду учреждение нашей страховой компании, происходящие в ассоциации перемены и другие актуальные темы. Я предполагаю, что лица, скрывающиеся под маской анонимов, преследуют другие цели. Они мне известны.

В содержании письма я увидел упрёки в свой адрес, поэтому буду отвечать на каждый из них в отдельности. Если что-то нечаянно упустил, обязательно переспросите – я подготовлю свой ответ. Мне кажется, я уже неоднократно доказывал, что не руководствуюсь опытом бывших руководителей и не скрываю информацию, а стараюсь отвечать на все вопросы, потому что мне нечего скрывать.

Итак, по поводу зарплаты президента и трудового договора, согласно которому я работаю на полставки:

Мою зарплату 31.05.2016. утвердил высший орган власти ассоциации – конгресс. За такую зарплату проголосовало и большинство нынешних членов президиума. По результатам голосования, «за» проголосовало 87 участников конгресса, «против» — 14, 3 участников воздержались. Мне странно, что под вопрос поставлено решение высшего органа власти ассоциации. С другой стороны, я всегда поддерживаю демократические решения, поэтому конгресс, если сочтёт нужным, может вернуться к этому вопросу ещё раз и установить другую зарплату.

В моём трудовом договоре установлена следующая продолжительность работы: полставки (т.е. 20 рабочих часов в неделю). В этом плане мой договор ничем не отличается от договоров предыдущих президентов, поэтому при заключении договора со мной конгресс, по-видимому, руководствовался бывшими примерами. Я в этих процессах не участвую, потому что они меня не волнуют. Более чем очевидно, что я работаю более 20 часов в неделю, и в помещении «Linava» вы можете найти меня каждый день, с утра до вечера. Исключением могут быть только случаи, когда я отправляюсь на рабочие встречи, но это тоже рабочее время. Всё своё рабочее время я посвящаю ассоциации «Linava».

По поводу рабочего места в Каунасе и ночлега в Вильнюсе:

Рабочие места всех членов президиума и президента указаны в тех регионах, откуда они избраны в президиум. Компания «Ernst and Young», которая на день заключения договора вела нашу бухгалтерию, предложила таким образом компенсировать членам президиума услуги проживания в Вильнюсе. Это актуально, потому что члены президиума проводят заседания возглавляемых ими комитетов накануне заседания президиума и остаются ночевать в гостиницах Вильнюса. В основном в гостиницах ночуют члены президиума из Клайпедского, Шяуляйского, Алитусского и Каунасского регионов.

По поводу «дорогих» гостниц:

Я ночевал в таких же гостиницах, как и все остальные члены президиума – т.е. в стандартных комнатах гостиниц, стоимость которых ничем не выделяется и соответствует ценам наиболее популярных на рынке гостиниц. Сейчас я в точности не скажу, сколько раз я ночевал в Вильнюсе, но это будет порядка 15 ночлегов в год. В последний раз я пользовался услугами вильнюсской гостиницы в июле 2017 года. Об этом известно и ответственным лицам из секретариата, и членам президиума, и ревизионной комиссии.

По поводу законности условий трудового договора:

Такое решение предложила компания «Ernst and Young», которая в то время вела бухгалтерский учёт ассоциации и в компетенции которой секретариат не сомневался. Я не бухгалтер, поэтому не могу прокомментировать этот момент. Как бы там ни было, если мой трудовой договор окажется незаконным, ответственность за его содержание возьмёт на себя компания, которая на тот момент занималась бухгалтерским учётом. Что касается лично меня, то я склонен думать, что мой трудовой договор и мои трудовые отношения с ассоциацией соответствуют законодательству Литвы, и никаких нарушений тут нет.

***

17-го октября сего года состоялось очередное заседание президиума «Linava», на котором, помимо всего прочего, обсуждался вопрос о трудовом договоре президента Э. Микенаса. Как говорится в информационном сообщении по его итогам: «Когда в 2017 году вступил в силу новый Трудовой кодекс, трудовые договоры с коллегиальным органом власти – президиумом ассоциации – стали невозможными и должны были быть расторгнуты в течение 5 рабочих дней. Это не было сделано ни в прошлом, ни в этом году. Решение о расторжении подобных трудовых договоров президиум принял лишь в сентябре нынешнего года».

В этой связи генеральный секретарь «Linava» М. Атрошкявичюс сообщил, что не может выполнить решение президиума о расторжении трудового договора с президентом, потому что Э. Микенас отказывается сделать это по соглашению сторон и подписать новый договор о предоставлении услуг. Э. Микенас пояснил, что он ожидает выводов ревизионной комиссии. Комиссия, в свою очередь, подтвердила, что договор должен быть расторгнут.

В конечном итоге генеральному секретарю было поручено обратиться в Государственную трудовую инспекцию за разъяснением ситуации и проинформировать перевозчиков о происходящем на сайте ассоциации и в форме информационных сообщений. При этом следует отметить, что вопрос о трудовом договоре с президентом Э. Микенасом включён в повестку дня XXXIV конгресса, который должен состояться 21-го ноября.

Вероятно, все точки над «i» в этой истории будут расставлены именно там, но может быть и так, что в верхушках «Linava» назревают кардинальные перемены, и нас всех ожидают самые невероятные сценарии развития событий.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

gruzoperevozki-iz-polshi

Ограничения движения грузового транспорта в Польше в 2019 году

Польша — страна, которую неминуемо пересекают все перевозчики, направляющиеся в Западную Европу. Казалось бы, до боли известный маршрут, но между тем даже у опытных перевозчиков то и дело возникает вопрос, в какие дни и по каким случаям проезд грузового транспорта через Польшу запрещается.

2018-11-15 90
0
atsisiųsti (2)

Транспортный контроль — на защите интересов казахских перевозчиков

Транспортный комитет МИР Казахстана объявил о начале проведения акции «Транспортный контроль – на защите интересов отечественных перевозчиков!». Акция будет проводиться в период с 19-ого ноября 2018 года по 31-е января 2019 года.

2018-11-15 46
0
images

Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%

Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки увеличится до 31 трлн т-км к 2030 году и до 51 трлн т-км к 2050 году по сравнению с 20 трлн в 2015-м, прогнозирует Международный союз автомобильного транспорта (IRU).

2018-11-08 233
0