Как перевозчику не потерять деньги за простой?

late

Все транспортные эксперты постоянно говорят участникам перевозки – чтобы избежать проблем с партнёрами, составляйте максимально детальный договор. Но на практике порой нет времени на обсуждение и прописывание всех условий (в частности по простою) – например, потому, что владельцу груза надо доставить его очень быстро, а перевозчику не хочется его упускать. Но это всегда чревато негативными последствиями. Редакция «Cargonews» хочет рассказать о проблеме, с которой в подобной ситуации столкнулся один перевозчик.

Суть истории в следующем. Перевозчик доставил груз на склад временного хранения (СВХ) утром в субботу, но покинул его только во вторник вечером. Поэтому им был поднят вопрос о компенсации за простой. Однако заказчик заявил, что простоя не было, так как у него на выгрузку 48 часов, а выходные не считаются. Что важно, в заявке на перевозку не было ничего сказано ни о времени прибытия на СВХ, ни о 48 часах на разгрузку без учёта выходных, ни о компенсации простоя. То есть – минимум деталей. Объяснение перевозчика: «Мы понимаем, что всё нужно оговаривать в заявке, но в данном случае не было времени уточнять все детали».

В итоге стороны пришли к согласию, но вопрос – может ли перевозчик в сложившейся ситуации претендовать на компенсацию простоя, и как ему вообще вести себя в таком случае – остался открытым.

Cargo.LT поможет

Прежде всего мы хотим напомнить перевозчикам, что, если у заказчика есть перед ними задолженность, возникшая на основании договора о перевозке груза или в связи с предоставлением связанных с перевозкой груза услуг (экспедирования и пр.), включая дополнительные требования (неустойка, проценты и пр.), получить деньги им может помочь транспортная биржа Cargo.LT. При этом не важно, в какой юрисдикции находятся перевозчик и заказчик – главное, чтобы они являлись пользователями Cargo.LT (которых много как в балтийском регионе, так и за его пределами).

Механизм взыскания долга очень простой. Для начала пострадавшему перевозчику нужно оформить на сайте биржи соответствующую заявку. При этом важно детально описать ситуацию и приложить обосновывающие претензию документы (договор с заказчиком, счёт на оплату, CMR накладную и т.п. – в случае необходимости, Cargo.LT может попросить предоставить дополнительную информацию для всесторонней оценки произошедшего). Рассмотрение заявки занимает от 1 часа до нескольких дней.

Если Cargo.LT считает претензию обоснованной, начинается интенсивная работа с должником. В начале предпринимаются попытки договориться с ним мирно путём регулярных напоминаний о необходимости вернуть долг (максимум – в течение 5 рабочих дней) и публикации соответствующей информации в отрицательных отзывах компании. Если должник игнорирует сигналы, ему ограничивается или блокируется доступ к сайту. Но часто до этого не доходит, так как пользователи Cargo.LT дорожат услугами биржи и своей репутацией. Иными словами – скорость и эффективность взыскания долга (по доступной цене) очень высокая.

Если получить долг всё же не удаётся, биржа предлагает услуги адвоката для судебного разбирательства. О правовых нюансах проблемы компенсации за простой мы поговорили с юристом адвокатской конторы VERUM Миндаугасом Шимкунасом.

Говорит юрист

„Прежде всего, что такое простой в договоре на перевозку груза? Фактически это неустойка, штраф, который должен заплатить отправитель за запоздалую погрузку/разгрузку. CMR конвенция ответственность в виде штрафов вообще не предусматривает – скажем, если перевозчик нарушил сроки доставки груза, он просто должен возместить убытки. Даже для работающих в логистике порой новостью является то, что предусмотренные в договоре штрафы за доставку перевозчиком груза с опозданием недействительны. Однако по поводу ответственности за простой перевозчика в договоре на перевозку можно договориться», — подчеркнул M. Шимкунас.

В связи с этим он отметил, что, в соответствии с литовским правом, договорённости о неустойке должны быть письменными (статья 6.72 Гражданского кодекса / ГК), и если это требование не соблюдается, стороны лишаются права полагаться на показания свидетелей при доказательстве факта договорённости по поводу простоев (2 часть статьи 1.93 ГК). При этом письменной договорённостью считается любая договорная переписка сторон по электронной почте или с использованием схожих средств связи.

Далее юрист отметил, что в договоре важно чётко прописать порядок определения времени простоя. На практике в нём часто указывается, что простой компенсируется перевозчику только в том случае, если он подтверждён листом простоя, заверенным грузополучателем. Также в договорах часто используется формулировка «простой начинается с третьего дня или спустя 48 часов». Например, если груз доставлен в понедельник, перевозчик может потребовать деньги за простой в четверг. Если заказчик не выгружает груз в четверг, штраф будет начисляться за каждый день, пока груз не будет выгружен, за исключением дня разгрузки. Однако такой порядок определения времени простоя имеет для сторон силу закона только в том случае, если они договорились об этом в письменной форме. Иными словами, в нашем случае клиент перевозчика не мог полагаться на аргумент «48 часов».

«Право отправителя не оплачивать простой в случае запоздалой погрузки или разгрузки из-за выходных или праздничных дней также следует обговорить в договоре. В гражданском праве за несоблюдение сроков выполнения обязательств может быть предусмотрена неустойка, которая будет начисляться за каждый день, неделю, месяц и т.д. (статья 6.70 ГК). Следовательно, закон не разделяет рабочие и нерабочие дни, но и не запрещает сторонам договора договориться об этом», — пояснил М. Шимкунас. Таким образом, если в договоре нет никакой договорённости по поводу простоя или в нём указано, что простой в выходные и праздничные дни не компенсируется, перевозчик не сможет потребовать компенсацию за простой в эти дни. Если в договоре предусмотрена компенсация за простой, но отдельно ничего не сказано о простое в выходные и праздничные дни, должен быть оплачен каждый календарыный день простоя (включая выходные и праздничные дни). Если договор предполагает оплату каждого календарного дня простоя, и в нём нет суточного или 48-часового исключения, но перевозчик доставил груз с опозданием, он не сможет претендовать на компенсацию за простой в выходные или праздничные дни (если это произошло), поскольку это произошло на фоне нарушения им своих договорных обязательства.

Должен ли отправитель разгружать транспортное средство, которое прибыло раньше времени? Обычно доставка груза раньше времени оценивается положительно, и проблемы с разгрузкой не возникают. Однако в определённых случаях в договоре на перевозку делается акцент на том, что перевозчик должен приехать в установленное время (например, из-за специфики организации работы получателя груза), и тогда отправитель не должен компенсировать простой машины, которая прибыла на место разгрузки раньше времени. Если в договоре точно не указано время погрузки или разгрузки, но в нём, например, есть условие, что груз должен быть выгружен в течение двух суток с момента доставки, перевозчик может рассчитывать на компенсацию за простой. «Однако для этого нужно не только условие о простое, но и системный анализ всего договора», — подчеркнул М. Шимкунас.

Если простой в договоре никак не регламентирован, по его словам, всё ещё есть возможность привлечь отправителя к ответственности за запоздалую погрузку/разгрузку груза – главное, определить обязательства сторон и доказать размер нанесённого ущерба. Иными словами, если отправитель обязался загрузить/разгрузить груз в установленное время, с него можно будет требовать компенсацию убытков, связанных с несвоевременным выполнением договорных обязательств.

В нашем случае не было никакой договорённости и по срокам доставки груза, и по компенсации за простой. Поэтому ситуация ещё сложнее, и перевозчику в ней важно вести себя правильно. «Часто, если грузополучатель не разгружает транспортное средство в течение нескольких дней после доставки груза, перевозчик разворачивается и уезжает, чтобы разгрузиться в другом месте (скажем, у своих партнёров). Я считаю, что это незаконно. После доставки груза в пункт назначения он ещё должен быть передан лицу, имеющему право на его получение (грузополучателю). Впоследствии перевозчик может указать, где хранится (разгружен) груз, чтобы получатель мог его забрать. Однако, если получатель решит, что груз должен быть доставлен в указанный им пункт назначения, получится, что перевозчик не полностью выполнил свои обязательства. А если грузополучатель проявит принципиальность, он может объявить груз утерянным в соответствии с 20 статьёй  CMR конвенции », — предупредил М. Шимкунас.

Поэтому, когда перевозчик видит, что на месте разгрузки его машина не будет разгружена, он должен обратиться к лицу, с которым был заключен договор на перевозку, с просьбой предоставить ему инструкции, что делать дальше. Получив инструкции, он должен им следовать. Если он не получил никаких инструкций, или они невыполнимы или неразумны (например, «дай взятку» или «надо подождать, но сколько, сказать не могу»), перевозчик может уехать и выгрузить груз в другом безопасном месте (больше об этом – здесь).

Наконец, в контексте вопроса компенсации простоя заслуживает внимания ещё одна ситуация. Как рассказал перевозчик: «Мы приехали на таможню, простояли 4 дня на ПТО. Подписали карту простоя, как положено, со всеми печатями (и никто не сказал ни слова). Через 20 дней после отправки документов со счётом и картой простоя клиент начал ссылаться на то, что на ПТО были технические сбои, и простои платить не будет – force majeure. По заявке, у нас 48 часов на таможню и выгрузку».

Как сказал М. Шимкунас: «Я склонен согласиться с аргументом заказчика, что это force majeure. Проверки возможны, и стороны могут и должны их учитывать при заключении договора. Однако, проверка, затянувшаяся по техническим причинам – новое и непредвиденное обстоятельство. В договоре на перевозку отправитель обычно не берёт на себя обязательство по оплате простоя в связи с таможенной проверкой, и штраф, предусмотренный за запоздалую погрузку или разгрузку, не должен автоматически распространяться на эти обстоятельства – это не погрузка и не разгрузка, которые так или иначе контролирует и на которые влияет отправитель (другое дело, если в результате проверки выяснилось, что перевозилась контрабанда). Однако, если отправитель письменно (в договоре) согласиться заплатить перевозчику за такой простой, он должен будет это сделать».

***

Обобщая, М. Шимкунас отметил: «С получением компенсации за простой перевозчик всегда в затруднительном положении. Например, он по договору имеет право получить 300-400 евро за несколько дней простоя, но отправитель отказывается их платить в несудебном порядке. Судебные издержки в таком случае в несколько раз больше требуемой неустойки, и отправители обычно этим пользуются. Иногда перевозчики пробуют получить такие суммы, не отдавая груз. Но это тоже не лучший выход, как и вышеупомянутая выгрузка груза в другом месте. Но это не значит, что получение компенсации за простой – безнадёжное дело. Прежде всего, нужно детально регламентировать этот вопрос в договоре, а если это не удалось сделать, пробовать конструктивно договориться. Если и это не получилось, надо не самоуправствовать, а действовать по правилам, чтобы минимизировать убытки и самому не остаться виноватым».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

погрузка

Может ли перевозчик получить испорченный им груз?

Во время перевозки груза может случиться всякое, и испорченный по вине перевозчика товар – не редкость. Однако дальше возникает вопрос о его судьбе – получатель может оставить испорченный груз себе или должен вернуть его перевозчику, который возместил ущерб? Реагируя на конкретный случай, редакция «Cargonews» решила разобраться в этой ситуации.

2021-09-22 74
0
eConic

Oбзор транспортных событий в августе

Влияние пандемии на мировой транспортный сектор и рабочая группа, которая хочет повысить конкурентоспособность литовских перевозчиков. Новости из разных стран Европы и новый закон в Белоруссии о таможенном регулировании. Автомобили на сжатом воздухе, беспилотные грузовики в России и разные водительские истории. Об этом и не только в августовском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-09-03 204
0
SCV_LOGISTICS

Oбзор транспортных событий в июле

Продолжение спора по поводу увеличения квоты на трудоустройство в Литве водителей из третьих стран и специфика «переезда» литовских перевозчиков в другие страны. Письмо членов Европарламента Еврокомиссии касательно «Пакета мобильности» и снижение дорожного сбора в Польше. Индексация тарифа «Платона» и много технических интересностей. Об этом и не только в июльском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-08-01 214
0
gryni_kortele

Пострадают ли перевозчики из-за запрета наличных в расчётах с водителями?

Фильм «Рабы фур» вызвал в Литве большой резонанс. В нём литовские перевозчики обвинялись в частности в том, что используют наличные для финансовых махинаций в отношениях с водителями. В итоге возникла инициатива на законодательном уровне запретить работодателям использовать наличные в расчётах с сотрудниками, и недавно был принят соответствующий закон. Пострадают ли как-то перевозчики?

2021-07-10 285
1
AdBlue

Cистема «AdBlue» – когда попытки сэкономить могут плохо кончиться

Сегодня у перевозчиков много разных расходов, и поскольку сохранить бизнес всё труднее, возникает желание как-то сэкономить. Способы это сделать есть разные. В связи с этим много говорится о мошенничестве с тахографами. Но существует ещё система «AdBlue», отвечающая за экологичность автомобиля. Если её «обмануть», тоже можно сэкономить, но как и в случае с тахографами всё может кончиться ещё бóльшими издержками. Редакция «Cargonews» решила выяснить, как перевозчики решают «проблему AdBlue» и почему это лучше не делать.       

2021-07-06 378
0