Курсы для получения 95 кода – история без конца?

mokymai

Проблеме, касающейся курсов для получения 95 кода в Литве уже больше года. Перевозчики воспротивились предложениям Министерства просвещения в этом вопросе, которые значительно удлиняют и усложняют процесс. До последнего момента казалось, что удалось прийти к взаимовыгодному компромиссу, но на этапе обсуждения вопроса в Сейме вновь возникли разногласия. Редакция «Cargonews» решила выяснить, стоит ли перевозчикам в очередной раз готовиться к худшему сценарию.  

Суть проблемы

Cуть проблемы изложена на представленной ниже картинке (на литовском языке). Если коротко, то 23 мая в Литве должен был измениться порядок обучения для получения 95 кода и подтверждения квалификации в данной сфере, в соответствии с которым длительность курсов начального обучения составляла 140 часов (плюс 10 часов вождения), а подтверждение квалификации (которое должно проходить каждые пять лет) – 35 часов. И что важно – такие правила соответствуют директиве ЕС, которая не требует удлинения и усложнения курсов как в первом, так и во втором случае.

95Kodas-Infografikas

Однако Министерство просвещения Литвы на основе Закона о профессиональном обучении решило, что продолжительность юридически формального обучения водителей, частью которого пока являются и курсы для получения 95 кода (чего не требует директива ЕС), должна увеличиться.

Как в этой связи отметил председатель Балтийского профсоюза транспорта «Solidarumas» Гинтарас Чюжас: «На практике это означает, что частные учебные заведения, скорее всего, не смогут готовить и экзаменовать людей на 95 код, а само обучение удлинится с сегодняшних 150 часов до 540 часов. Сейчас молодёжи овладеть профессией водителя-дальнобойщика и так сложно и дорого – (…) получение удостоверения 95 кода стоит до 500 евро, а после изменений будет стоить ещё больше, и понадобится значительно больше времени. Поэтому эта профессия станет ещё более непривлекательной и дорогой».

Обобщая, можно сказать, что в первую очередь перевозчиков не устраивает удлинённая продолжительность курсов для получения 95 кода как формального обучения (поэтому они просят сделать его юридически неформальным и чтобы всё осталось, как было), уже не говоря об их цене и сложности, а также языке обучения (также представители перевозчиков и их союзники просят, чтобы ответственность за курсы для получения 95 кода была передана от Министерства просвещения Министерству транспорта, что логично, и транспортному сектору легче найти общий язык с госучреждением, деятельность которого напрямую связана с этим бизнесом).

Как отметила исполнительный директор Литовской ассоциации школ по обучению и повышению квалификации водителей Юргита Кулешене, в соответствии с новым порядком, водителям для получения удостоверения 95 кода понадобится минимум 405 часов, и обучение надо проводить только на государственном языке, из-за чего не знающим его обучающимся (а бóльшая часть работающих в Литве водителей – украинцы и белорусы) приходится нанимать переводчиков.

При этом в Польше 95 код как прежде в Литве можно получить за 140 часов обучения и на русском языке (сразу видно – кому нужны водители и куда они в случае необходимости отправятся учиться). Эстония и Германия тоже «не изобретают велосипед» (не увеличивают продолжительность курсов, оставаясь в рамках, предусмотренных директивой ЕС) – правда цены отличаются (примеры по ссылкам, но в Германии дороже всего).

Своя система в Латвии. Там начальный курс обучения для получения 95 кода необязателен, но надо сдать экзамен в специальном госучреждении, что сравнительно недорого и можно сделать на русском, английском и латышском языках. Поэтому все школы предлагают только подтверждение квалификации (35 часов), но могут помочь и с подготовкой к экзамену (подробности, например, здесь). Таким образом, Польша и Латвия, если водителям литовских перевозчиков всё-таки придётся куда-то ехать для получения 95 кода, вероятно, будут для них оптимальным вариантом.

Что теперь?

Пока представителям перевозчиков и их союзникам удалось добиться того, чтобы действие нового порядка было отложено до 1 сентября этого года. Но какова вероятность того, что до этого момента что-то изменится в лучшую сторону?

Скажем сразу – надежда на благоприятный исход дела для автотранспортных компаний есть. Министерство транспорта подготовило согласованные с перевозчиками и другими социальными партнёрами поправки к Закону о безопасности дорожного движения. Дальше очередь за Сеймом, где предварительно вердикт должны вынести профильные комитеты. В нашем случае основным является Комитет по праву, дополнительным – Комитет по образованию.

И вот последний принял по вышеупомянутым поправкам негативное решение. При этом проблема по сути возникла на пустом месте. Как заявил вице-министр просвещения Арунас Пликшнис, Министерство просвещения со всеми, включая перевозчиков и Минтранс, договорилось о том, что обучение для получения 95 кода может быть неформальным, и дало возможность Минтрансу подготовить соответствующую правовую базу – но, если утвердить нынешние предложения Минтранса, получится, что неформальным становится всё профессиональное обучение водителей, что Министерству просвещения не подходит.

Со своей стороны вице-министр транспорта Владислав Кондратович отметил, что Министерство просвещения ошибается в своей оценке предложений Минтранса, которые к тому же были переданы в Сейм не от Минтранса, а от всего правительства (то есть, с согласия и Министерства просвещения), и всё так, как договаривались (иными словами, не исключено, что Министерство просвещения с помощью Сейма пытается сделать то, что не получилось в правительстве – а именно, продвинуть финансовые интересы государственных центров профессионального обучения за счёт частных).

Таким образом, по 95 коду между Министерством просвещения и Минтрансом официально остались разногласия не по сути вопроса, а по форме изложения достигнутого компромисса на бумаге. Что дальше?

В комментарии нашей редакции Минтранс ещё раз подчеркнул: «Правительство передало в Сейм на рассмотрение в срочном порядке проект изменения и дополнения Закона о безопасности дорожного движения № XIIIP-4637, в котором предусмотрено, что в будущем курсы для получения 95 кода будут проводиться в соответствии с программами неформального обучения. Другой позиции правительства нет. Правительство, единогласно передавая Сейму указанный проект, по сути уже передалo согласованную позицию по 95 коду».

Когда мы обратились в Министерство просвещения, нам дали расширенный комментарий, почему оно не согласно с предложениями Минтранса. Не будем нагружать читателей деталями – главное в ответе Министерства просвещения: «Правительству и Минтрансу мы передали свои предложения, и дальше с последним будем согласовывать позиции». Проще говоря, если исходить из позиции Министерства просвещения, чтобы все были довольны, осталось просто уточнить текст поправок Минтранса и надеяться на то, что Комитет по праву (который пока за дело не брался, ожидая позиции правительства из-за неожиданно возникших разногласий между вышеупомянутыми министерствами и негативного решения Комитета по образованию), а затем и Сейм до 1 сентября их утвердят.

Таким образом, позиции министерств разнятся, но до осени всё, вроде бы, должно решиться благоприятным для перевозчиков образом, поскольку главный этап согласований позади, и Сейм будет решать вопрос в срочном порядке. Правда весенняя сессия парламента подходит к концу, и есть вероятность, что парламентарии – с учётом всех бюрократических согласований и процедур (включая министерские) – не успеют его решить. Но тогда надо надеяться на то, что действие старого порядка получения 95 кода власти продлят ещё на некоторое время, чтобы не создавать проблемы перевозчикам.

***

Обобщая, можно сказать, что у автотранспортных компаний есть достаточно веские основания рассчитывать на то, что Министерство просвещения перестанет вставлять им палки в колёса и договорится с Минтрансом и Сеймом – и водителей не придётся отсылать для получения 95 кода и подтверждения квалификации в этой сфере в Польшу или Латвию.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

late

Опоздал – (не)плати?

В транспортном секторе бывают разные ситуации. Например, грузоотправитель ждёт перевозчика, а транспорт вовремя не появляется в месте погрузки. Или наоборот – перевозчик предоставил транспорт, а груз не готов. Правовые нюансы таких ситуаций важно знать каждому участнику цепочки перевозки. О них нам рассказал представитель адвокатской конторы VERUM Эдвинас Янкайтис.

2021-01-21 40
0
euro

Дорогие консультации – кто зарабатывает на долгах «Линаве»? (ДОПОЛНЕНО публичная реакция «Linava»)

На недавно прошедшем Конгрессе «Linava» её Ревизионная комиссия (РК) отметила, что для взыскания долгов Ассоциация подписала договор с компанией «Skolų valdymo konsultacijos» (SVK). Однако сотрудничество, по мнению РК, не является взаимовыгодным, поскольку SVK должна отчитываться о проделанной работе, «но ревизионная комиссия в системе Ассоциации не нашла ни одного зарегистрированного отчёта – лишь счета к оплате». При этом, как сказано в отчёте РК, «взыскание долгов осуществляется с помощью судебных исполнителей, которые и совершают все необходимые действия, поэтому непонятно, какую дополнительную работу проделала SVK в интересах Ассоциации». Редакция «Cargonews» решила выяснить, всё ли «чисто» в данной ситуации.

2021-01-18 93
0
unnamed

О нежелании «Linava» общаться с «Cargonews»

В процессе подготовки статьи об отношениях перевозчиков с профсоюзами редакция «Cargonews» обратилась в «Linava» с вопросами касательно действий профсоюзов в целом и А. Цузанаускаса в частности. Однако наш запрос остался без ответа (даже письма с отказом комментировать ситуацию не было), что выглядит странно с учётом важности данной темы для перевозчиков.

2021-01-17 31
0
ASILIUKAS

Перевозчики против профсоюзов – кто прав?

На последнем конгрессе «Linava» её президент Ромас Аустинскас зявил, что лидер «Альянса профсоюзов Литвы» (АПЛ) Аудрюс Цузанаускас ездил по транспортным компаниям с предложением их руководству сделать своих водителей членами АПЛ и платить за них по 30 евро в месяц, и тогда профсоюз не будет их критиковать – и это уже не говоря о стремлении АПЛ добиться повышения коэффициента зарплаты водителя-дальнобойщика до 3 и постоянных обвинениях Альянса в адрес перевозчиков в нарушении трудовых прав водителей (на представленной ниже записи конгресса смотреть с 4:51:15). Таким образом, противостояние «Linava» с АПЛ, похоже, достигло своего пика, и поскольку взаимные обвинения достаточно серьёзные, редакция «Cargonews» решила выяснить, за кем правда.   

2021-01-17 20
0
novogodnij_gruzovik

Oбзор транспортных событий в декабре

Статистические прогнозы и удалённый конгресс «Linavа», важное решение Суда справедливости ЕС и соглашение по «Брекситу», новости из разных стран Европы и актуалии восточного пространства, помощник водителям от IVECO и „Логистика 2040“. Об этом и не только в декабрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2020-12-31 126
0