Курсы для получения 95 кода – история без конца?

mokymai

Проблеме, касающейся курсов для получения 95 кода в Литве уже больше года. Перевозчики воспротивились предложениям Министерства просвещения в этом вопросе, которые значительно удлиняют и усложняют процесс. До последнего момента казалось, что удалось прийти к взаимовыгодному компромиссу, но на этапе обсуждения вопроса в Сейме вновь возникли разногласия. Редакция «Cargonews» решила выяснить, стоит ли перевозчикам в очередной раз готовиться к худшему сценарию.  

Суть проблемы

Cуть проблемы изложена на представленной ниже картинке (на литовском языке). Если коротко, то 23 мая в Литве должен был измениться порядок обучения для получения 95 кода и подтверждения квалификации в данной сфере, в соответствии с которым длительность курсов начального обучения составляла 140 часов (плюс 10 часов вождения), а подтверждение квалификации (которое должно проходить каждые пять лет) – 35 часов. И что важно – такие правила соответствуют директиве ЕС, которая не требует удлинения и усложнения курсов как в первом, так и во втором случае.

95Kodas-Infografikas

Однако Министерство просвещения Литвы на основе Закона о профессиональном обучении решило, что продолжительность юридически формального обучения водителей, частью которого пока являются и курсы для получения 95 кода (чего не требует директива ЕС), должна увеличиться.

Как в этой связи отметил председатель Балтийского профсоюза транспорта «Solidarumas» Гинтарас Чюжас: «На практике это означает, что частные учебные заведения, скорее всего, не смогут готовить и экзаменовать людей на 95 код, а само обучение удлинится с сегодняшних 150 часов до 540 часов. Сейчас молодёжи овладеть профессией водителя-дальнобойщика и так сложно и дорого – (…) получение удостоверения 95 кода стоит до 500 евро, а после изменений будет стоить ещё больше, и понадобится значительно больше времени. Поэтому эта профессия станет ещё более непривлекательной и дорогой».

Обобщая, можно сказать, что в первую очередь перевозчиков не устраивает удлинённая продолжительность курсов для получения 95 кода как формального обучения (поэтому они просят сделать его юридически неформальным и чтобы всё осталось, как было), уже не говоря об их цене и сложности, а также языке обучения (также представители перевозчиков и их союзники просят, чтобы ответственность за курсы для получения 95 кода была передана от Министерства просвещения Министерству транспорта, что логично, и транспортному сектору легче найти общий язык с госучреждением, деятельность которого напрямую связана с этим бизнесом).

Как отметила исполнительный директор Литовской ассоциации школ по обучению и повышению квалификации водителей Юргита Кулешене, в соответствии с новым порядком, водителям для получения удостоверения 95 кода понадобится минимум 405 часов, и обучение надо проводить только на государственном языке, из-за чего не знающим его обучающимся (а бóльшая часть работающих в Литве водителей – украинцы и белорусы) приходится нанимать переводчиков.

При этом в Польше 95 код как прежде в Литве можно получить за 140 часов обучения и на русском языке (сразу видно – кому нужны водители и куда они в случае необходимости отправятся учиться). Эстония и Германия тоже «не изобретают велосипед» (не увеличивают продолжительность курсов, оставаясь в рамках, предусмотренных директивой ЕС) – правда цены отличаются (примеры по ссылкам, но в Германии дороже всего).

Своя система в Латвии. Там начальный курс обучения для получения 95 кода необязателен, но надо сдать экзамен в специальном госучреждении, что сравнительно недорого и можно сделать на русском, английском и латышском языках. Поэтому все школы предлагают только подтверждение квалификации (35 часов), но могут помочь и с подготовкой к экзамену (подробности, например, здесь). Таким образом, Польша и Латвия, если водителям литовских перевозчиков всё-таки придётся куда-то ехать для получения 95 кода, вероятно, будут для них оптимальным вариантом.

Что теперь?

Пока представителям перевозчиков и их союзникам удалось добиться того, чтобы действие нового порядка было отложено до 1 сентября этого года. Но какова вероятность того, что до этого момента что-то изменится в лучшую сторону?

Скажем сразу – надежда на благоприятный исход дела для автотранспортных компаний есть. Министерство транспорта подготовило согласованные с перевозчиками и другими социальными партнёрами поправки к Закону о безопасности дорожного движения. Дальше очередь за Сеймом, где предварительно вердикт должны вынести профильные комитеты. В нашем случае основным является Комитет по праву, дополнительным – Комитет по образованию.

И вот последний принял по вышеупомянутым поправкам негативное решение. При этом проблема по сути возникла на пустом месте. Как заявил вице-министр просвещения Арунас Пликшнис, Министерство просвещения со всеми, включая перевозчиков и Минтранс, договорилось о том, что обучение для получения 95 кода может быть неформальным, и дало возможность Минтрансу подготовить соответствующую правовую базу – но, если утвердить нынешние предложения Минтранса, получится, что неформальным становится всё профессиональное обучение водителей, что Министерству просвещения не подходит.

Со своей стороны вице-министр транспорта Владислав Кондратович отметил, что Министерство просвещения ошибается в своей оценке предложений Минтранса, которые к тому же были переданы в Сейм не от Минтранса, а от всего правительства (то есть, с согласия и Министерства просвещения), и всё так, как договаривались (иными словами, не исключено, что Министерство просвещения с помощью Сейма пытается сделать то, что не получилось в правительстве – а именно, продвинуть финансовые интересы государственных центров профессионального обучения за счёт частных).

Таким образом, по 95 коду между Министерством просвещения и Минтрансом официально остались разногласия не по сути вопроса, а по форме изложения достигнутого компромисса на бумаге. Что дальше?

В комментарии нашей редакции Минтранс ещё раз подчеркнул: «Правительство передало в Сейм на рассмотрение в срочном порядке проект изменения и дополнения Закона о безопасности дорожного движения № XIIIP-4637, в котором предусмотрено, что в будущем курсы для получения 95 кода будут проводиться в соответствии с программами неформального обучения. Другой позиции правительства нет. Правительство, единогласно передавая Сейму указанный проект, по сути уже передалo согласованную позицию по 95 коду».

Когда мы обратились в Министерство просвещения, нам дали расширенный комментарий, почему оно не согласно с предложениями Минтранса. Не будем нагружать читателей деталями – главное в ответе Министерства просвещения: «Правительству и Минтрансу мы передали свои предложения, и дальше с последним будем согласовывать позиции». Проще говоря, если исходить из позиции Министерства просвещения, чтобы все были довольны, осталось просто уточнить текст поправок Минтранса и надеяться на то, что Комитет по праву (который пока за дело не брался, ожидая позиции правительства из-за неожиданно возникших разногласий между вышеупомянутыми министерствами и негативного решения Комитета по образованию), а затем и Сейм до 1 сентября их утвердят.

Таким образом, позиции министерств разнятся, но до осени всё, вроде бы, должно решиться благоприятным для перевозчиков образом, поскольку главный этап согласований позади, и Сейм будет решать вопрос в срочном порядке. Правда весенняя сессия парламента подходит к концу, и есть вероятность, что парламентарии – с учётом всех бюрократических согласований и процедур (включая министерские) – не успеют его решить. Но тогда надо надеяться на то, что действие старого порядка получения 95 кода власти продлят ещё на некоторое время, чтобы не создавать проблемы перевозчикам.

***

Обобщая, можно сказать, что у автотранспортных компаний есть достаточно веские основания рассчитывать на то, что Министерство просвещения перестанет вставлять им палки в колёса и договорится с Минтрансом и Сеймом – и водителей не придётся отсылать для получения 95 кода и подтверждения квалификации в этой сфере в Польшу или Латвию.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

Quantron AG Energon Hydrogen Heavy Duty

Обзор транспортных событий в июле

Спорная инициатива Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ) и проблемы литовских перевозчиков с водителями. Приняте «Пакета мобильности» и важное рещение Суда справедливости ЕС. Новый порядок весового и габаритного контроля в России и Альянс чистого грузового транспорта. Об этом и не только в июльском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2020-07-31 124
0
avarija-15min1

Непреодолимые обстоятельства или безответственность перевозчика – кто когда виноват?

Перевозчики (их водители) попадают в неприятные ситуации, которые порой даже трудно представить, и часто в таких случаях остро встаёт вопрос ответственности – виновна транспортная компания в произошедшем или нет, и кто будет оплачивать ущерб клиента? В результате дело нередко перемещается в суд, который, как показывает практика, может встать как на одну, так и на другую сторону. В этой связи редакция «Cargonews» решила детально рассмотреть два отчасти схожих эпизода, в которых столкнулись факторы непреодолимых обстоятельств и возможной безответственности перевозчика.   

2020-07-07 401
0
kamaz samosval

Обзор транспортных событий в июне

Последняя статистика перевозок, отложенные выборы в «Linava» и другие важные новости из Литвы. Актуалии «Пакета мобильности» и перспективы транспортного сектора в Германии. Обращение президента Украины к перевозчикам и новый дорожно-транспортный маршрут из Китая в Европу. Конкурент «Tesla» и «Nikola» и мощный самосвал от КАМАЗа. Об этом и не только в июньском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2020-06-30 291
0
kongresas_36

«Linava» – что будет, если выборов не будет?

Наша редакция уже писала о новом порядке региональных выборов в «Linava», который вызвал недовольство части членов Ассоциации. В итоге дело переместилось в суд. Сейчас на основе его последнего решения «Linava» сообщила о том, что выборы не будут проводиться до окончания судебных разбирательств – разве что недовольные откажутся от претензий. Но всё ли так однозначно?     

2020-06-30 98
0
plomba

Транзит санкционных товаров через Россию – можно ехать

1 июля 2019 г. вступил в силу указ президента России, который разрешил транзит санкционных товаров через территорию страны при условии обеспечения их прослеживаемости с помощью электронных пломб. Однако понадобился примерно год, чтобы этот указ можно было реализовать на практике. Редакция «Сargonews» решила рассказать, как это сделать и на что обратить особое внимание.

2020-06-16 291
0