ЛАТБ борется с «тенью» в транспортном секторе или увеличивает административную нагрузку на перевозчиков?

control

Сегодня литовские перевозчики сталкиваются с серьёзными вызовами как внутри страны (повышение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков), так и на международной арене («Пакет мобильности»). В этой связи любое дополнительное требование, которое усложняет их деятельность, нежелательно. Тем не менее, Литовская администрация транспортной безопасности (ЛАТБ) подготовила новый порядок, который может стать ненужным административным бременем для автотранспортных компаний страны. Редакция «Cargonews» решила выяснить, насколько проблемным является решение ЛАТБ.

Что и почему предлагает ЛАТБ

Как cказано в проекте указа директора ЛАТБ, который был зарегистрирован 18 декабря 2019 года: «Данные о режиме труда и отдыха водителей хозяйствующего субъекта, перенесённые с водительских карточек и установленных в транспортных средствах хозяйствующего субъекта цифровых тахографов, предоставляются [в информационную систему «Vektra»] ежеквартально с начала календарного года. Квартальные данные должны быть предоставлены не позднее, чем через 30 календарных дней после окончания текущего квартала. Администрация имеет право запросить предоставление данных и до истечения срока, если данные нужны Администрации или другим государственным институциям для выполнения их функций».

Если говорить о причинах такого решения, то, по данным ЛАТБ, проведённые в 2019 г. проверки более 500 автотранспортных компаний в 170 из них выявили нарушения, связанные с невыполнением обязательства по хранению данных цифрового тахографа. «Транспортный сектор является одним из наиболее рискованных из-за нелегального, незадекларированного труда. Одним из наиболее распространённых нарушений, устанавливаемых в транспортных компаниях, является учёт рабочего времени, когда предоставляются неверные данные о продолжительности вождения или отдыха. Возможность проверить данные тахографов в отдельной информационной системе поможет защищать трудовые права водителей в трудовых спорах, а трудовым инспекторам – выявить транспортные компании в зоне риска, провести в них проверку и наказывать недобросовестных работодателей», — заявил главный трудовой инспектор Литвы Йонас Грицюс.

«Литва – первая страна ЕС, где в одной системе будут накапливаться и анализироваться периодически предоставляемые национальными транспортными компаниями данные цифровых тахографов. Содействуя созданию справедливой и конкурентоспособной транспортной системы, мы вносим свой вклад в стремление правительства по борьбе с теневой экономикой и уменьшению масштабов незаконной деятельности», — отметил глава ЛАТБ Генюс Лукошюс (к слову, в ноябре прошлого года литовский проект был представлен руководству транспортной инспекции Польши, и соседи, как нам сообщили в ЛАТБ, планируют перенять опыт и внедрить аналогичную систему у себя).

Как написано на сайте Минтранса Литвы, нововведение затронет более 7000 компаний и около 70000 водителей. Интересно, что там же сказано, что оно «снизит административную нагрузку на бизнес». Перевозчики думают иначе.

Реакция перевозчиков

Реакция перевозчиков на проект ЛАТБ была критической. «Linava», оценив вероятные объёмы, частоту и способы предоставления данных, пришла к выводу, что он увеличит административную нагрузку на перевозчиков. «Ни один правовой акт ЕС не предусматривает обязательное периодическое предоставление всех данных контролирующим органам, и ни в какой другой стране ЕС нет такого порядка, поэтому это снижает конкурентоспособность литовских перевозчиков», — заявил генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс.

По его словам, частота предоставления данных никак не влияет на борьбу с теневой экономикой: «Совершенно непонятно, как уменьшится теневая экономика, если честный бизнесмен будет предоставлять данные не два, а четыре раза в год. При этом административные издержки в данном случае удвоятся», — подчеркнул М. Атрошкявичюс. Кроме того, он обратил внимание на то, что, когда «Linava» просит как следует контролировать иностранных перевозчиков, перевозящих грузы с использованием разрешений третьих стран, и решить другие вопросы, которые её беспокоят, ЛАТБ постоянно говорит о недостатке ресурсов, а на накапливание огромного количества данных тахографов эти ресурсы нашлись.

В целом, как нам сказали в «Linava»: «Порядок, связанный с данными тахографов, обсуждался в течение некоторого времени, и «Linava» свои замечания высказала, но они не были учтены. Реально данные в настоящее время предоставляются на постоянной основе, хранятся в компаниях в течение года и постоянно доступны всем проверяющим, поэтому перевозчикам непонятно, как прозрачности бизнеса поспособствует подача данных ЛАТБ каждые три месяца».

По мнению «Союза перевозчиков Литвы» (СПЛ), требование ЛАТБ не только значительно увеличило бы административную нагрузку на перевозчиков (особенно мелких и средних), но и создало предпосылки для нерационального использования бюджетных средств, поскольку те же данные о вождении и отдыхе водителей уже хранятся в транспортных компаниях, как того требует законодательство ЕС. Кроме того, по утверждению СПЛ, замечания ЛАТБ высказала и Государственная инспекция по защите данных, отметив проблему обработки избыточных личных данных. Наконец, СПЛ не понял, почему ЛАТБ всё делала в ускоренном режиме да ещё в праздничный период – это ведёт к мысли о том, что ожидалось, что перевозчики не заметят опубликованный проект или не успеют предоставить свои замечания. С точки зрения СПЛ, ЛАТБ пытается имитировать процесс контроля, поскольку реального контроля перевозчиков на дорогах Литвы нет, хотя необходимая правовая база для этого давно создана.

В свою очередь глава логистического отдела крупной литовской транспортной компании «Baltic Transline» Донатас Ницкус отметил: «В последнее время мы едва ли не каждый месяц слышим заявления представителей власти о новых налогах, новых дополнительных правилах или требованиях. Конкуренция в транспортном бизнесе сегодня огромная, и введением новых требований представители власти никак не помогают нам в конкурентной борьбе. Сегодня литовские перевозчики конкурируют не друг с другом, а с перевозчиками из других стран – особенно с поляками, румынами и болгарами. Поэтому новые требования только к литовским перевозчикам ставят нас в ещё более сложное положение. Этот новый порядок лишь увеличит административную нагрузку и издержки, но никак не повлияет на теневую экономику. Из-за нескольких недобросовестных предпринимателей новый порядок повлияет на всех других перевозчиков, которые работают прозрачно».

Глава небольшой транспортной компании «Ryvatra» Олег Тарасов отметил, что предложенный ЛАТБ по непонятным причинам новый порядок предоставления данных тахографов неизбежно создаст перевозчикам (особенно небольшим) неудобства, потребует время на соответствующую административную работу и приведёт к дополнительным финансовым затратам, которых и так хватает. Вместе с тем он выразил надежду на то, что организация будет уделять больше внимания контролю не только литовских, но и иностранных транспортных компаний.

ЛАТБ обещает учесть замечания перевозчиков

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ЛАТБ без требования со стороны ЕС придумала какие-то бессмысленные правила, которые не помогут бороться с теневой экономикой и за права водителей (то есть, не достигнут поставленных целей), но увеличат административную нагрузку на перевозчиков. Поэтому редакция «Cargonews» решила выяснить, что эта институция думает о высказанных в её адрес обвинениях и как она намерена на них реагировать. Оказывается, для перевозчиков всё не так плохо, как кажется.

Прежде всего, надо отметить, что, по утверждению ЛАТБ, она выполняет решение правительства Литвы №. 496 «О выполнении Трудового кодекса Литовской Республики», которое обязало её подготовить и до 31 декабря 2019 г. утвердить порядок предоставления данных с карточек водителей и цифровых тахографов.

Во-вторых, следует подчеркнуть, что пока речь идёт только о проекте указа (то есть, новый порядок ещё не вступил в силу). В то же время, как сказано в ответе ЛАТБ нашей редакции: «При подготовке порядка консультации ЛАТБ не организовывала, решение с перевозчиками не согласовывала, но на их замечания мы реагируем. Мы получили замечания ассоциации перевозчиков «Linava» и Союза перевозчиков Литвы касательно проекта правил и обязательно примем их во внимание. В ближайшее время в информационной системе Сейма появится обновлённый и в соответствии с полученными замечаниями усовершенствованный порядок для повторного согласования».

В-третьих, как пояснила LTSA: «В ходе проверок перевозчики предоставляли и продолжат предоставлять данные в информационную систему (ИС) «Vektra», поэтому специальная подготовка [к работе по новым правилам] не требуется. После обновления ИС «Vektra» в неё легче войти через «ворота электронного правительства». Кроме того, сейчас ещё решается, в каком объёме в систему будут подаваться данные перевозчиков».

В-четвёртых, ключевое, по мнению ЛАТБ, изменение – перевозчикам больше не надо будет физически нести ей данные тахографов, поскольку всё будет делаться электронным способом с помощью ИС «Vektra». «Мы не согласны с публично высказаннным мнением о том, что на предоставление данных и их хранение потребуются дополнительные затраты. Главная цель изменений – сделать так, чтобы необходимые для надзора за транспортной деятельностью данные стали доступными для правоохранительных, регулирующих, инспекционных и налоговых органов, которые найдут необходимую для их деятельности информацию в одном месте. Таким образом, нагрузка должна даже уменьшиться, поскольку повседневная работа транспортных компаний не будет нарушаться дополнительными визитами инспекторов, а в отдельных случаях – возможно, и остановкой транспортных средств на дороге. Также надеемся, что этот порядок поможет защитить права водителей», — резюмировала ЛАТБ.

Короче говоря, окно возможностей для перевозчиков по-прежнему открыто, и судя по ответам ЛАТБ нашей редакции, перед принятием окончательного решения данная институция склонна принять во внимание все их замечания, чтобы новый порядок не усугубил их и так незавидное положение.

Вместо выводов

Ещё не успели утихнуть споры о проекте ЛАТБ, а Государственная инспекция труда, основываясь на результатах своих проверок автотранспортного сектора, уже предложила ужесточить правила работы водителей.

По мнению СПЛ: «Очевидно, что нарушения случаются в разных отраслях экономики, но в последнее время различные органы власти пытаются целенаправленно очернить только литовских перевозчиков». По мнению «Linavа»: «Можно только догадываться, является ли ужесточение правил труда водителей эффективным средством для предотвращения нарушений. В целом, сегодня государство не берётся за решение проблем бизнеса по существу, просто пытается переложить ответственность на других, избежать выполнения делегированных ему функций, стремится лишь создать впечатление бурной работы».

Конечно, проблемы в автотранспортном секторе есть, но трудно понять, почему сегодня они всё чаще решаются не путём конструктивных переговоров и компромиссов, а путём должным образом неподготовленных государственных решений. Порой складывается впечатление, что литовские органы власти не знают, что ещё можно придумать, чтобы перевозчикам было сложнее заниматься своим бизнесом. Так может сначала думать и разговаривать, и только потом действовать, чтобы не было, как с зелёными поворотными стрелками (сначала отменили, а затем вернули)?

***

P.S. Пока статья готовилась к публикации, в сети появился новый проект указа директора ЛАТБ, в котором уже сказано: «По требованию Администрации с сообщением (через портал электронных услуг ИС «Vektra» и по электронной почте) о необходимости предоставить данные о режиме труда и отдыха водителей хозяйствующего субъекта, перенесённые с водительских карточек и установленных в транспортных средствах хозяйствующего субъектацифровых тахографов, хозяйствующий субъект должен предоставить Администрации эти данные за указанный в сообщении период в течение 20 дней со дня получения сообщения». Таким образом, ЛАТБ, как и обещала, учла недовольство перевозчиков первым вариантом проекта и смягчила требования. Редакция «Сargonews» будет следить за развитием ситуации.

Комментарии

Дмитрий Башмаков 2020-01-30 11:56

Имитация бурной деятельности со стороны административных органов. Для того ,чтобы бы увеличить штатное расписание структуры и тем самым обосновать повышение заработной платы служащих.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

pagalba

Помощь бизнесу в условиях коронавируса – что доступно и чего ждут перевозчики?

С момента начала глобальной эпидемии коронавируса прошло несколько месяцев. За это время из-за ограничительных мер в Европе и на постсоветском пространстве бизнес столкнулся с серьёзными проблемами. Перевозчики Литвы – не исключение. Власти страны предложили определённые меры экономической помощи. Однако, поскольку информации очень много, порой трудно понять, что это за меры, насколько эффективно они помогают дорожно-транспортному сектору и чего ещё он ждёт от государства. Редакция «Cargonews» попыталась в одном месте собрать доступный перевозчикам «пакет помощи», выяснить их мнение о нём и послушать их предложения.

2020-06-01 50
0
kamaz_arktika

Обзор транспортных событий в мае

Актуалии коронавируса и важные новости из Литвы, новый порядок маркировки шин в Европе и перевозка полуприцепов на жележнодорожных платформах в России. Электрическая сделка «Scania» и KAMAЗ против „Ford“. Об этом и многом другом в майском обзоре «Cargonews».

2020-06-01 114
0
paletes

Коврики, паллеты, залоги – как перевозчикам избежать расходов, которые им навязывают?

На форуме Cargo.LT появилась история о том, как отправитель груза потребовал от перевозчика использовать при погрузке дополнительное оборудование отправителя, хотя у перевозчика было нормальное своё. A затем экспедитор выставил перевозчику счёт за это дополнительное оборудование отправителя. Как показывает практика, есть немало способов вытащить из перевозчика деньги схожим образом. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации и понять, что перевозчику нужно делать, чтобы избежать навязываемых расходов.   

2020-05-18 384
0
HYZON

Обзор транспортных событий в апреле

Актуалии коронавируса и множество важных новостей от литовских госучреждений, последний бой против «Пакета мобильности» и финишная прямая порядка транзита санкционных товаров через Россию. Новаторский способ защититься от разрезателей тента и новый игрок на рынке водородных грузовиков. Об этом и многом другом в апрельском обзоре «Cargonews».

2020-05-01 562
0
tamoznia

Перевес грузовика – как избежать проблем на таможне?

У одного из пользователей форума Cargo.LT возник вопрос, связанный с тем, что ему на латвийско-российской границе пришлось оплатить детальное взвешивание груза, которое потребовал произвести российский томоженник, заподозривший, что реальный вес груза больше указанного в документах. В итоге выяснилось, что проблема в транспортном средстве, реальный вес которого оказался значительно больше указанного в техпаспортах. Редакция «Cargonews» решила разобраться, кто должен платить в данной ситуации и как её в принципе избежать? 

2020-04-29 589
2