Лучшего шанса может не быть – удастся ли перевозчикам изменить коэффициент зарплаты водителей?

trisale_taryba

В 2019 г. правительство Литвы решило повысить коэффициент зарплаты водителей-дальнобойщиков с 1,3 до 1,65. Это стало большим ударом для автотранспортного сектора страны. Поддерживающие перевозчиков политики обратились в Конституционный Суд (КС) по поводу соответствия этого решения Конституции. Тогда мало кто надеялся на успех этой затеи, и про неё забыли. Но недавно она напомнила о себе – КС признал решение правительства неконституционным. Иными словами, у перевозчиков появился отличный шанс добиться пересмотра коэффициента. Вопрос – сумеют ли они им воспользоваться?   

Перед тем, как говорить о том, что теперь будет, важно обозначить два момента, связанных с самим решением КС. Во-первых, по его мнению, решение правительства противоречит Конституции, поскольку не были соблюдены правила согласования позиций разных сторон. Иными словами, неконституционным является не само решение повысить коэффициент, а то, как оно было принято. Во-вторых, вердикт КС вступит в силу только 3 января 2022 г. – таким образом Суд дал правительству и всем заинтересованным сторонам время на исправление ситуации.

В связи с этим значимы несколько моментов. Первое, решение о коэффициенте правительству придётся принимать заново (конечно, оно может ничего не делать, и тогда со следующего года просто начнёт действовать коэффициент 1,3, который был до повышения, но такое развитие событий маловероятно). Перевозчики долго пытались добиться его пересмотра – теперь у них появился отличный шанс изменить ситуацию. Второе, сейчас, чтобы соблюсти процедуру, решение надо будет согласовывать в Трёхсторонней комиссии. Соответственно, важно понять позицию власти, профсоюзов и перевозчиков.

Говорим «правительство» – подразумеваем профсоюз?

Мы решили начать с власти, и сразу стало «весело». Для начала мы обратились в Минтранс, поскольку он занимается вопросами транспорта, и теоретически к нему должны прислушаться в процессе принятия решения по коэффициенту.

Минтранс ответил, что вопросы, касающиеся социальных гарантий водителей, надо решать с учётом всех аспектов, включая последствия реализации правовых актов ЕС (явный намёк на «Пакет мобильности», выполнение требований которого уже доставляет перевозчикам практические и финансовые неудобства). В то же время там подчеркнули, что вопрос коэффициента зарплаты водителей находится в компетенции Министерства социальной защиты и труда. Проще говоря, давайте обсудим, но в целом мы тут не при делах. Такая «страусиная» позиция Минтранса выглядит немного странно, поскольку он обычно защищал позицию перевозчиков и сейчас мог бы выступить, например, за снижение коэффициента. Но нет – мы умываем руки.

Следующая остановка – Министерство социальной защиты и труда. И снова мимо. Как нам сказали в этом министерстве, «должны направить вас в министерство финансов», поскольку оно ответственно за решение правительства, изменение которого КС признал неконституционным. То есть, ещё одна «страусиная» позиция, хотя, например, в марте прошлого года, когда перевозчики в очередной раз попросили власть отменить повышенный коэффициент зарплаты водителей, именно глава Министерства социальной защиты и труда (теперь уже бывший) Линас Кукурайтис заявил, что ничего меняться не будет.

Поскольку оба министерства по сути отказались комментировать ситуацию, а Министерство социальной защиты и труда послало нас в Минфин, мы решили обратиться в канцелярию правительства, поскольку окончательное решение по коэффициенту будет принимать не какое-то отдельное министерство, а кабинет министров в целом. Но там нас тоже послали в Минфин (похоже, как он скажет, так и будет), который наконец внёс определённую ясность относительно того, что же собирается делать власть в связи с решением КС.

Как сказано в полученном нами ответе Минфина: «Будет предпринята попытка исправить совершённые предыдущим правительством процедурные нарушения. Минфин, вероятно, предложит утвердить действующий сейчас повышенный коэффициент 1,65». Иными словами, у сегодняшней власти есть выбор – показать, что она лучше предыдущей, и демонстративно исправить её «антиконституционную ошибку» или пойти на поводу у профсоюзов, позицию которых дополнительно укрепляет недавний скандал с фильмом «Pабы фур». Похоже, она решила, что политически ей более выгоден второй вариант.

При этом Альянс профсоюзов Литвы рассматривает ситуацию как возможность повысить коэффициент ещё больше. Как нам сказал его лидер Аудрюс Цузанаускас: «Правительство в 2019 г. приняло решение повысить коэффициент водителям-дальнобойщикам с 1.3 до 1.65 и так заметно улучшило положение рабочих: выросла зарплата, отпускные и социальные взносы. Исходя из перспективы сегодняшнего дня, после расследования «Laisvės TV» и других передач о том, насколько теневым в финансовом плане является литовский транспортный сектор, решение КС выглядит «неадекватным» в глазах общества. Альянс профсоюзов Литвы будет требовать повысить коэффициент до 2 или 2,5. Утверждения работодателей в транспортном секторе Литвы о том, что «водители и так получают большую зарплату» являются лживыми и необоснованными. Водители, трудоустроенные в литовских транспортных компаниях, работают в странах, где зарплата в несколько раз больше, и доля необлагаемых налогом суточных в ней не 50%. Работающие в литовских компаниях водители прежде всего должны получать достойную зарплату с учётом их рабочих нагрузок и постоянных рисков».

И если кто-то думает, что господин Цузанаускас мечтатель, то это совсем не так – если перевозчики будут сидеть, сложа руки, Минфин при поддержке парламента (особенно его комитета по бюджету и финансам, председателем которого является давний «доброжелатель» перевозчиков из правящей партии консерваторов Миколас Маяускас) может сделать так, как хочет Альянс профсоюзов, и повысить коэффициент, например, до 2. А что же «Linava» и другие автотранспортные ассоциации – они намерены что-то делать, чтобы как-то повлиять на ситуацию?

Когда в товарищах согласья нет

Сейчас, когда у представителей автотранспортного сектора неожиданно появился хороший шанс на пересмотр коэффициента, они должны уже бегать по коридорам власти с целью всеми правдами и неправдами убедить её в целесообразности такого решения. Активны ли они и каковы их цели?

Как в СМИ отметил генеральный секретарь Альянса международного транспорта и логистики (АМТЛ) Повилас Дрижас: «КС показал, что государственные институции обязаны решать вопросы в форме диалога. Теперь мяч на стороне правительства – посмотрим, что будет дальше». На наш вопрос по поводу дальнейших действий АМТЛ П. Дрижас ответил: «Оцениваем решение КС, говорить о конкретных дальнейших действиях пока сложно» (хотя тут уже не оценивать, а действовать надо).

После того, как редакция «Cargonews» написала несколько разоблачающих статей о возможной коррупции в «Linava», Ассоциация объявила нам негласный информационный бойкот. Поэтому мы не можем сказать, собирается ли она как-то бороться за пересмотр коэффициента. Но, судя по внешним признакам ситуации, там всё пущено на самотёк. После решения КС на сайте «Linava» появилось сообщение о том, как было плохо с коэффициентом 1,65. Но в нём не было ни слова о том, что Ассоциация теперь намерена делать. Есть правда предложение: «Система коэффициента должна быть упразднена».

Президент Конфедерации мелких и средних перевозчиков Литвы (КМСПЛ) Эрландас Микенас также сказал нам: «Коэффициента, который увеличивает минимальную зарплату, не должно быть, так как его нет ни в одной стране вокруг, перевозчики которых являются конкурентами литовских. Есть достаточно много других способов улучшить социальное положение водителей-дальнобойщиков с учётом исключительной тяжести, ответственности и нужности их работы. Однако делать это должны не только работодатели, а все социальные партнёры».

Такая позиция логична, но проблема в том, что, если сегодня «Linava» и КМСПЛ выйдут на Трёхстороннюю комиссию с предложением отменить коэффициент, слушать их никто не будет, поскольку сейчас образ перевозчиков в публичном пространстве более чем негативный, и власти точно не пойдут им на такие радикальные уступки. Больше того, как написал блог о «Linava», когда было обращение в КС по поводу коэффициента, перевозчиков поддержали правящие сегодня либералы и консерваторы, а сейчас: «С весны длящиеся скандалы с заявлениями генерального секретаря, а потом и присоединившегося к нему президента Ромаса Аустинскаса сделали Ассоциацию и её руководителей персонами non grata во многих госучреждениях. (…) Личные амбиции руководителей «Linava» окончательно испортили отношения с консерваторами, а оставшиеся наши сторонники после таких действий сторонятся наших непрогнозируемых руководителей».

На этом фоне более адекватной и реальной выглядит позиция Союз перевозчиков Литвы (СПЛ). Как нам сказал его генеральный секретарь Сигитас Жилюс: «Решение правительства Саулюса Сквернялиса было принято без согласования с представителями транспортного бизнеса. Можно сказать – бульдозерным способом. Призываем нынешнее правительство вернуть бизнес в транспортный сектор Литвы, оставив ранее действовавший коэффициент 1,3. Политика «запретов и наказаний» должна остаться в прошлом».

Обобщая, можно констатировать, что власть примерно определилась со своими целями, Альянс профсоюзов тоже знает, чего хочет, а представители перевозчиков либо в раздумьях, либо (за исключением СПЛ, который не является ведущей ассоциацией) строят нереальные планы. А главное – против них их скандальный имидж и недостаток скоординированности действий (если верить блогу о «Linava», из-за поведения Ассоциации властью уже было пересмотрено почти принятое решение об увеличении квоты на трудоустройство водителей из третьих стран, а АМТЛ даже написал «Linava» письмо, в котором сказано, что «АМТЛ и его членам абсолютно непонятны и неприемлемы отдельные позиции или мнения, которые высказывает руководство «Linava» и которые не только дискредитируют саму Ассоциацию, но и наносят огромный ущерб всему транспортному сектору»).

Результатом такой ситуации может стать только то, что автотранспортный сектор не сможет воспользоваться шансом на пересмотр коэффициента и встретит 2022 год в лучшем случае в той же ситуации, что и сейчас, в худшем – с ещё более высоким коэффициентом. И почему-то кажется, что именно так и будет. Но тогда, может быть, государство хотя бы компенсирует перевозчикам переплаченные водителям деньги из-за незаконно повышенного коэффициента? Как бы не так. Всё в данном случае не так однозначно, как выглядит на первый взгляд.

Компенсации не будет?

28 октября 2020 г. Cуд справедливости ЕС постановил, что уровень немецкого дорожного сбора для грузовых транспортных средств нарушает европейское право. То есть, перевозчики с 2017 г. переплатили за проезд по немецким дорогам нескольких сотен миллионов евро, и благодаря решению суда ЕС у них появилась возможность потребовать с правительства Германии компенсацию (подробнее об этом – здесь). В Литве КС в 2012 г. приказал властям компенсировать населению сниженные во время кризиса пенсии.

В связи с этим возникает вопрос – так может и литовские перевозчики на основании решения КС по коэффициенту зарплаты водителей теперь могут требовать с правительства компенсацию расходов? А она, к слову, была бы немаленькой. По словам генсека «Linava» Зенонаса Буйвидаса, только в первых трёх кварталах 2020 г. из-за повышенного коэффициента перевозчики переплатили водителям 37 млн. евро. А по итогам всего 2020 г., как отметил генсек АМТЛ П. Дрижас, их соответствующие дополнительные издержки составили 75 млн. евро.

Мнение «Linava» по поводу возмещения этого ущерба нам неизвестно. Президент КМСПЛ Э. Микенас сказал нам, что, «пока нет выводов юристов по решению КС, трудно говорить о возможностях получения компенсации, но если они будут, этот вопрос естественно будет подниматься, но есть и другие компромиссные пути». П. Дрижас заявил: «Решения КС не применяются ретроактивно, и пока не могу сказать, есть ли возможность требовать компенсацию в порядке регресса». А по мнению СПЛ: «Переплаченные средства не должны возвращаться из бюджета страны. Их солидарно должны компенсировать глава принявшего антиконституционный правовой акт правительства и голосовавшие за такое решение министры. Это было бы социально справедливым решением и хорошим уроком для будущих правительств».

Позиция, наверное, справедливая, но индивидуальная ответственность в данном случае маловероятна. И вообще, хорошо бы хоть что-то получить, поскольку Минфин нам по поводу компенсации ответил: «Как отмечает в своём решении КС, увеличенный коэффициент действует до 3 января 2022 г., поэтому сейчас для обсуждения компенсационного механизма нет оснований».

Чтобы дополнительно прояснить ситуацию, мы обратились к эксперту конституционного права Эгидиюсу Шилейкису, который пояснил: «Это прежде всего вопрос применения права, который рассматривают суды общей юрисдикции, если возникают правовые споры по поводу выявленных в аргументах решения КС финансовых последствий или специфического варианта реализации решения. Вообще, решение КС действует в будущее, а не в прошлое. Кроме того, в решениях КС очень редко уточняются негативные финансовые последствия – обязанность государства компенсировать потери лиц (например, пенсионеров, госслужащих), которые возникли в результате правового акта, который КС признал противоречащим Конституции [в решении по коэффициенту таких уточнений нет – замечание редакции]. Вообще, помимо всего прочего, «виноват» законодатель, который дал правительству большую свободу действий в сфере регламентации того, что детально не прописано в законе. После решения КС, видимо, раскроется важность Трёхсторонней комиссии, возможность «мирного договора» перевозчиков с правительством».

Короче говоря, попробовать получить компенсацию перевозчики (их представители) конечно могут (если адвокаты и эксперты по конституционному праву найдут, за что зацепиться). В крайнем случае можно попросить КС разъяснить данный вопрос в связи с принятым им решением. Но твёрдых гарантий, что им удастся вернуть переплаченные деньги, точно нет. И в любом случае на это потребуется достаточно много времени. Поэтому по сути остаётся только борьба в Трёхсторонней комиссии, чтобы просто не был утверждён тот же коэффициент с соблюдением консультационных процедур (уже не говоря о его возможном повышении).

***

Обобщая, можно сказать, что КС дал перевозчикам хороший шанс на пересмотр коэффициента. Но сделать это будет нелегко, поскольку Минфин настроен на то, чтобы ещё раз утвердить его на том же уровне (1,65), а Альянс профсоюзов вообще хочет его повысить. В связи с этим, не то что требовать, даже говорить об отмене коэффициента бессмысленно, и большим успехом для автотранспортного сектора стало бы его возвращение на уровень 1,3. Однако с учётом разваливающейся на глазах «Linava», общей разобщённости перевозчиков и их крайне негативного образа в информационном пространстве, ожидать, что новая власть пойдёт им на встречу, не приходится – чудес в таких делах не бывает. Соответственно, радость от решения КС у перевозчиков вскоре может смениться очередным горьким разочарованием властью и своими представителями. Хотя так хочется ошибаться…

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

late

Как перевозчику не потерять деньги за простой?

Все транспортные эксперты постоянно говорят участникам перевозки – чтобы избежать проблем с партнёрами, составляйте максимально детальный договор. Но на практике порой нет времени на обсуждение и прописывание всех условий (в частности по простою) – например, потому, что владельцу груза надо доставить его очень быстро, а перевозчику не хочется его упускать. Но это всегда чревато негативными последствиями. Редакция «Cargonews» хочет рассказать о проблеме, с которой в подобной ситуации столкнулся один перевозчик.

2021-07-28 21
0
gryni_kortele

Пострадают ли перевозчики из-за запрета наличных в расчётах с водителями?

Фильм «Рабы фур» вызвал в Литве большой резонанс. В нём литовские перевозчики обвинялись в частности в том, что используют наличные для финансовых махинаций в отношениях с водителями. В итоге возникла инициатива на законодательном уровне запретить работодателям использовать наличные в расчётах с сотрудниками, и недавно был принят соответствующий закон. Пострадают ли как-то перевозчики?

2021-07-10 174
1
AdBlue

Cистема «AdBlue» – когда попытки сэкономить могут плохо кончиться

Сегодня у перевозчиков много разных расходов, и поскольку сохранить бизнес всё труднее, возникает желание как-то сэкономить. Способы это сделать есть разные. В связи с этим много говорится о мошенничестве с тахографами. Но существует ещё система «AdBlue», отвечающая за экологичность автомобиля. Если её «обмануть», тоже можно сэкономить, но как и в случае с тахографами всё может кончиться ещё бóльшими издержками. Редакция «Cargonews» решила выяснить, как перевозчики решают «проблему AdBlue» и почему это лучше не делать.       

2021-07-06 143
0
_ALE5909

Oбзор транспортных событий в июне

Решения о квоте для водителей из третьих стран и коэффициенте зарплаты водителей в Литве. Новости из Брюсселя и разных стран Европы. Требования, касающиеся въезда и выезда из России и регистрации иностранных перевозчиков на Украине. Новинки производителей грузовиков и инновационные логистические технологии. Об этом и не только в июньском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-30 158
0
DAF_new

Oбзор транспортных событий в мае

Различные проблемы литовских перевозчиков и скандалы в «Linavа». Трудности с изменением «Пакета мобильности» и новости из стран Европы. Ещё одно изменение порядка въезда в Москву и возможности введения стандарта Евро-7. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-07 333
0