Меняется порядкок признания техосмотра за рубежом – есть ли у перевозчиков повод для беспокойства?

atsisiųsti

В начале года прошло сообщение о том, что Литва намерена изменить порядок признания зарубежного техосмотра (ТО). Тогда это намерение властей вызвало недовольство перевозчиков и было отложено на три месяца. Апрель на носу. Чего ждать перевозчикам?

Что нового

Как нашей редакции пояснили в Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ): до последнего момента действовал порядок, в соответствии с которым перевозчик мог пройти ТО за рубежом, а затем для его признания в Литве должен был обратиться с соответствующей просьбой в один из литовских центров ТО, который после признания вносил соответствующую информацию в Центральную базу данных техосмотра (ЦБДТ).

С 1 января 2020 г. должен был вступить в силу порядок, в соотвествии с которым, пройденный за рубежом ТО признавался бы только в том случае, если осуществившая его зарубежная компания внесла данные о нём в литовскую ЦБДТ. У «Linava» возникли опасения, что зарубежные центры ТО откажутся выполнять требования Литвы, и литовским перевозчикам придётся возращать свои транспортные средства на Родину специально для прохождения ТО. В итоге, вступление в силу нового порядка было отложено до 1 апреля.

Проект соответствующего приказа директора ЛАТБ можно найти здесь. Перевозчикам теперь не надо будет обращаться в литовские центры ТО c просьбой о признании зарубежного техосмотра. Но главное, уже есть список иностранных компаний, которые согласились выполнять требования Литвы (его можно найти здесь). Правда пока там только немецкие компании, но нас заверили в ЛАТБ, что список не окончательный.

Таким образом, литовским транспортным компаниям как бы не о чем волноваться. Также довольны должны быть литовские центры ТО. Тем не менее, чтобы убедиться в том, что всех всё устраивает, мы решили узнать, что о решении ЛАТБ думает «Linava» и Литовская ассоциация компаний, ответственных за прохождение техосмотра («Transeksta»).

Что говорят перевозчики

В «Linava» нам ответили так: «Вопросы, связанные с техосмотрами, согласовывались и решались с Министерством транспорта и ЛАТБ. Министерство заверило «Linava», что вступление в силу нового порядка будет отложено до 31 декабря, и Ассоциация исходила из этого. Однако сейчас выяснилось, что ЛАТБ, несмотря на договорённости с Министерством транспорта, тихо «проталкивает» реализацию нового порядка. Такая позиция ЛАТБ Ассоциации «Linava» абсолютно непонятна в сегодняшних обстоятельствах. «Linava» ещё раз обратилась с просьбой отложить вступление в силу нового порядка до конца этого года, когда ситуация в транспортном секторе будет более стабильной, чем сегодня. ЛАТБ отреагировала очень оперативно – получено заверение, что новый порядок вступит в силу с 1 апреля, но перевозчики не испытают из-за этого никаких неудобств, административная нагрузка не увеличится».

Иными словами «Linava» оказалась неготова к изменениям из-за странного недоразумения в отношениях с властными структурами, но с пониманием отнеслась к инициативе и заверениям ЛАТБ. Однако готовы ли к новшествам перевозчики?

Мы поговорили с заместителем директора компании «Saudingos autotransportas», машины которой проходят техосмотр в Германии, Гинтарасом Матулисом. По его словам, новый порядок не создаст для компании больших неудобств, поскольку немецкие партнёры заранее проинформировали о нём. Правда ещё они сообщили, что из-за этого техосмотр немного (5-6 евро) подорожает, но это, с точки зрения Г. Матулиса, мелочи, по сравнению с издержками, которые могли возникнуть, если бы немцы не согласились пойти на условия Литвы, и транспортные средства для прохождения техосмотра пришлось возвращать на Родину.

В свою очередь глава логистического отдела компании «Baltic transline» Донатас Ницкус отметил: «Вопрос очень актуальный. Мы рады, что соглашение достигнуто, и уже достаточно много утверждённых центров. Конечно, мы надеемся на то, что этот список не окончательный и продолжит расширяться, а также на то, что в него будут включены и центры техосмотра из других стран. Наконец, мы надеемся на то, что, когда начнётся обмен электронными данными, будут упрощены все процедуры признания в Литве».

Иными словами, перевозчики настроены достаточно позитивно, чего не скажешь о «Transeksta», у которой к ЛАТБ возникли вопросы.

Позиция «Transeksta»

Для того, чтобы понять суть претензий «Transeksta», нужно процитировать 11 пункт нового порядка ЛАТБ. Он звучит так: «Произведённый [зарубежной] компанией обязательный технический осмотр зарегистрированного в Литовской Республике транспортного средства может быть признан и выдан отчёт с положительным выводом о результатах обязательного технического осмотра транспортного средства, только когда владелец транспортного средства любой компании технического осмотра в Литве предоставит…» (далее список документов).

В связи с этим «Transeksta» дала следующий комментарий: «20 марта 2020 г. – когда до конца переходного периода оставалась всего одна рабочая неделя – ЛАТБ представила проект приказа об изменении порядка признания ТО, которым вновь хочет изменить ещё в 2018 г. установленный порядок и таким образом не только не уменьшить, но ещё и увеличить административную нагрузку на перевозчиков. В документе больше нет предоставления полномочий зарубежным центрам ТО, появляется обязанность признания результатов их проверки, а у владельцев тягачей – необходимость обращаться в литовские центры ТО и получать литовский документ ТО. Иными словами – ЛАТБ всего лишь предлагает «спрятать» настоящего исполнителя ТО, так как другие правовые акты, которые дейстуют в нашей стране, даже не предусматривают возможность выдачи отчёта о результатах ТО на тех условиях, которые предусмотрены в новом порядке ЛАТБ. Документы становятся несовместимыми, непонятно, кто за что и как ответственен. Но это ещё не всё – 25 марта на сайте ЛАТБ появилось сообщение о предоставлении в электронном виде данных о пройденном за рубежом ТО, которое по сути не совпадает с официальным проектом от имени руководителя институции. То есть, одно и то же лицо одновременно говорит о совершенно разных вещах, оставляя всего несколько дней (замечания можно было предоставлять до 27 марта) на деконструкцию созданной путаницы».

Иными словами, в контексте порядка признания зарубежного техосмотра у «Transeksta» возникли вопросы, касающиеся её обязательств и обязательств литовских владельцев транспортных средств. В связи с этим, мы ещё раз обратились в ЛАТБ с просьбой разъяснить, возникнут ли у перевозчиков какие-то неудобства из-за требований в 11 пункте нового порядка. Ответ был следующим: «С 1 апреля никакие документы не надо будет предоставлять физически. Мы будем смотреть, как идут дела у компаний, и при необходимости реагировать, принимать во внимание ситуации, совершенствовать процесс и сотрудничать» (хотя в принципе не очень понятно, зачем литовским перевозчикам, которые проходят ТО за рубежом, вообще предоставлять какие-то документы литовским центрам ТО – они могли бы предоставлять их зарубежным центрам ТО и таким образом свести к минимуму контакт с системой ТО Литвы).

***

Обобщая можно констатировать две вещи. Первое, сейчас не лучшее время для изменения каких бы то ни было устоявшихся правил. Поэтому ЛАТБ могла не спешить, но есть, как есть. Второе, немецкие центры ТО согласились выполнять требования Литвы, и поэтому литовские перевозчики особо не переживают. Однако, можно согласиться с представителем «Baltic transline», который надеется на то, что в конечном итоге процедура признания зарубежного техосмотра в Литве будет максимально упрощена (и ни у кого к ней не будет никаких вопросов). Пока же, как и «Linava», попробуем поверить ЛАТБ, что новый порядок не создаст литовским перевозчикам никакие дополнительные неудобства, но последим за тем, как он будет работать на практике.

П.С. Литовские центры ТО в условиях карантина продолжают работу, но с определёнными изменениями. Детали графика работы, например, «Tuvlita» можно найти здесь. Также пока продолжают работу указанные в списке ЛАТБ немецкие центры ТО (например, представительства «TÜV SÜD Auto Service»), но в каждом случае лучше уточнить, не изменилась ли ситуация.

Инструкции «Transekstа» в контексте нового порядка – здесь.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

pagalba

Помощь бизнесу в условиях коронавируса – что доступно и чего ждут перевозчики?

С момента начала глобальной эпидемии коронавируса прошло несколько месяцев. За это время из-за ограничительных мер в Европе и на постсоветском пространстве бизнес столкнулся с серьёзными проблемами. Перевозчики Литвы – не исключение. Власти страны предложили определённые меры экономической помощи. Однако, поскольку информации очень много, порой трудно понять, что это за меры, насколько эффективно они помогают дорожно-транспортному сектору и чего ещё он ждёт от государства. Редакция «Cargonews» попыталась в одном месте собрать доступный перевозчикам «пакет помощи», выяснить их мнение о нём и послушать их предложения.

2020-06-01 50
0
kamaz_arktika

Обзор транспортных событий в мае

Актуалии коронавируса и важные новости из Литвы, новый порядок маркировки шин в Европе и перевозка полуприцепов на жележнодорожных платформах в России. Электрическая сделка «Scania» и KAMAЗ против „Ford“. Об этом и многом другом в майском обзоре «Cargonews».

2020-06-01 115
0
paletes

Коврики, паллеты, залоги – как перевозчикам избежать расходов, которые им навязывают?

На форуме Cargo.LT появилась история о том, как отправитель груза потребовал от перевозчика использовать при погрузке дополнительное оборудование отправителя, хотя у перевозчика было нормальное своё. A затем экспедитор выставил перевозчику счёт за это дополнительное оборудование отправителя. Как показывает практика, есть немало способов вытащить из перевозчика деньги схожим образом. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации и понять, что перевозчику нужно делать, чтобы избежать навязываемых расходов.   

2020-05-18 384
0
HYZON

Обзор транспортных событий в апреле

Актуалии коронавируса и множество важных новостей от литовских госучреждений, последний бой против «Пакета мобильности» и финишная прямая порядка транзита санкционных товаров через Россию. Новаторский способ защититься от разрезателей тента и новый игрок на рынке водородных грузовиков. Об этом и многом другом в апрельском обзоре «Cargonews».

2020-05-01 562
0
tamoznia

Перевес грузовика – как избежать проблем на таможне?

У одного из пользователей форума Cargo.LT возник вопрос, связанный с тем, что ему на латвийско-российской границе пришлось оплатить детальное взвешивание груза, которое потребовал произвести российский томоженник, заподозривший, что реальный вес груза больше указанного в документах. В итоге выяснилось, что проблема в транспортном средстве, реальный вес которого оказался значительно больше указанного в техпаспортах. Редакция «Cargonews» решила разобраться, кто должен платить в данной ситуации и как её в принципе избежать? 

2020-04-29 589
2