Невероятные приключения литовских перевозчиков во Франции

Temide

Франция – один из основных рынков экспорта литовских транспортных услуг, так как в Западной Европе спрос на них превышает предложение. При этом страны региона различными способами пытаются осложнить жизнь перевозчиков из периферийных государств-членов ЕС. Однако то, что произошло во Франции, просто немыслимо с точки зрения здравого смысла и может стать очень дорогим прецедентом для всех иностранных транспортных компаний.

Особенности французского правосудия

В конце сентября 2018 г. появилась информация о том, что фонд социального страхования Франции URSSAF насчитал нескольким литовским (а также латвийским) перевозчикам многотысячный долг за работу в стране в 2013-2014 гг. и потребовал от них платить социальные налоги в соответствии с французским законодательством. Это было сделано на том основании, что после проверки Трудовой инспекции они были зарегистрированы в регистре SIREN в качестве местных налогоплательщиков социальных налогов (с постоянным представительством во Франции) по адресам их французских партнёров. При этом они официально никуда не обращались с такой просьбой и даже не знали о своём новом статусе.

Как тогда отметил директор одной из пострадавших литовских компаний («Lagera») Гинтаутас Ашакенас: «Это похоже на протекционизм, желание искусственно ограничивать перевозчиков из других стран и так создавать более благоприятные условия для своих компаний». В связи с этим вышеупомянутые французские партнёры литовских перевозчиков обратились в судс просьбой вычеркнуть последних из регистра SIREN (литовские компании выступили в нём в качестве третьей стороны).

Интересно, что после заседания суда один из адвокатов истцов рассчитывал на положительный исход дела, но в итоге 2 октября 2018 г. французское правосудие встало на сторону французского государства. Решение было аргументировано тем, что закон позволяет регистрировать всех работодателей. При этом, по мнению юриста, не был учтён указанный им нюанс, в соответствии с которым подобная регистрация возможна только при наличии заявления от работодателя, которого не было (уже не говоря о других правовых нестыковках) – соответственно, аргументация решения, по его словам, крайне слабая.

В то же время, по данным литовского МИДа, в конце декабря прошлого года специальная административная комиссия отменила требование об уплате социальных налогов за 2013-2014 гг., но URSSAF продолжает настаивать на своём, несмотря на то, что компании зарегистрированы в Литве и там же платят налоги, а в других странах ЕС просто предоставляют свои услуги.

Таким образом, история продолжается, и в положительном исходе дела должны быть заинтересованы не только пострадавшие литовские перевозчики, но и ассоциация «Linava», которая наряду с представителями литовского государства (например, Министерства транспорта и коммуникаций и МИДа) могла бы помочь им в восстановлении справедливости.

Борьба продолжается

Если основываться на общедоступной информации, то складывается впечатление, что в своём стремлении защитить ущемлённые права литовских перевозчиков «Linava» подняла на уши едва ли не всю Европу. Как сказано на сайте ассоциации: «Понимая опасность прецедента, литовские компании взялась активно защищать ассоциация „Linava“, которая обратилась в Министерство транспорта и коммуникаций Литвы, МИД страны и Европейскую Комиссию, а также выступила в деле в качестве третьего лица». Кроме того, по сообщениям СМИ, «Linava» обратилась в службу SOLVIT, которая помогает гражданам и компаниям ЕС решать споры с официальными органами государства-члена, но в данном случае была бессильна.

Как на начальной стадии дела заявил секретарь ассоциации по транспортной политике Томас Гаруолис: «Мы считаем, что нарушается европейский принцип свободного предоставления услуг, чётко регламентирующий право юридических лиц предоставлять услуги в другом государстве-члене. Надеемся, что суд услышит наши аргументы и не покусится на основополагающие ценности ЕС, гарантирующие свободу движения лиц, товаров, услуг и капитала». Суд не услышал, и французские партнёры литовских транспортных компаний уже подали апелляцию в Верховный суд страны. «Linava» намерена продолжать участвовать в деле в качестве третьего лица, и в данный момент, как нам сообщили в ассоциации, идёт выработка позиции.

Что касается государственной поддержки, то литовский Минтранс прокомментировал происходящее так: «Министерство в курсе того, что решение французского правосудия было не в пользу литовских перевозчиков. Всё же, это, вероятно, не окончательное решение – у литовских перевозчиков есть возможность его обжаловать во французском суде и в Европейском суде справедливости». В свою очередь посольство Литвы во Франции, как только всё случилось, направило в МИД этой страны ноту, в которой раскрыло всю абсурдность ситуации и указало на нарушение Францией европейского принципа свободного предоставления услуг. Сегодня литовское Министерство иностранных дел продолжает следить за ситуацией и, как сказано в его комментарии нашей редакции, «постоянно напоминает о проблеме представителям французских властей».

В заключение, стоит привести позицию знакомого с делом адвоката во Франции Мажвидаса Михалаускаса, по мнению которого, возможно всё, но Верховный суд Франции, разобравшись, должен принять решение в пользу литовских перевозчиков, и в Европейский суд справедливости с помощью Европейской Комиссии (которая пока не вмешивается в происходящее) обращаться не придётся. Одновременно он подтвердил стремление «Linava» и МИДа Литвы помочь пострадавшим.

***

Короче говоря, до финала этой истории ещё далеко (как отметили в литовском МИДе: «Разбирательство в Верховном суде Франции может занять около года»), и у нашей редакции, в отличие от М. Михалаускаса, нет уверенности в том, что дело не дойдёт до обращения в Европейский суд справедливости. Хорошо то, что литовские перевозчики не брошены на произвол судьбы и получают определённую поддержку со стороны (в первую очередь, от «Linava»). Однако даже это может не помочь им в борьбе с французским правовым произволом, поскольку лидеры «единой Европы», когда речь заходит об их интересах, готовы добиваться желаемого любой ценой (пример тому, эпопея с «Пакетом мобильности»).

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

sankcijos

Обзор транспортных событий в мае

Переломный конгресс «Linava» и дискуссия о техосмотре в Литве, чаще всего проверяемые дороги в Польше и статистика продаж грузовиков в Европе, летние ограничения движения большегрузного транспорта в России и Белоруссии и события в мире транспортных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-06-03 216
0
nadzor

Разъяснения «Россельхознадзора» по порядку транзита подкарантинной продукции

В ответ на запрос АСМАП поступили разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относительно порядка автоперевозок транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Казахстан и другие государства подконтрольных Россельхознадзору товаров, вошедших в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 (запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн).

2019-05-29 246
0
zilius_zenonas

XXXV конгресс «Linava» – конец войны?

Казалось, что главным событием XXXV конгресса «Linava» станут выборы президента ассоциации, поскольку в последнее время с этим были связаны её внутренние противоречия. Однако на первый план снова вышел вопрос страховой компании перевозчиков, и пошли разговоры о том, что этот проект может оставить «Linava» голой и босой, а в конечном итоге провалиться. Редакция Cargonews подводит итоги мероприятия.

2019-05-19 158
0
podsciot

«Linava» против профсоюзов – игра в долгую

В Литве до предела обострился вопрос заработной платы водителей-дальнобойщиков. Министерство социальной защиты говорит о двойной минимальной зарплате, профсоюзы тоже заняли жёсткую позицию, перевозчики в ответ подумывают о переносе бизнеса в другие страны и об акциях протеста. При этом стороны ведут переговоры, но как будто не слышат друг друга. Редакция Cargonews решила выяснить, удастся ли им найти какое-то взаимовыгодное решение.

2019-05-16 429
0
7х5-РУ

Cargo.LT – 20 лет онлайн.

Кажется, это было совсем недавно, весной 1999 года была запущена первая версия маленького проекта, который вырос и стал надёжным помощником тысяч компаний. Оглядываясь назад, вспоминаем как это было.

2019-05-10 401
3