Новая система дорожного сбора – пострадают ли перевозчики?

road_toll

В Литве с 2023 г. должна заработать новая система дорожного сбора. Виньетки заменит плата за километр пути. Соответствующее решение, которому предшествовала долгая дискуссия, парламент страны принял ещё в начале ноября прошлого года. Тогда перевозчиков это особо не волновало, но недавно «Linava» вдруг созвала специальную пресс-конференцию, в ходе которой выразила недовольство планируемыми изменениями. Понятно, что они серьёзно повлияют на внутренний пассажирский транспорт. Однако секретарь «Linava» по транспортной политике и инновациям Андрюс Бурба заявил, что новая система станет болезненным ударом и для грузового автотранспорта страны. Так ли это?  

Правовая база

На сегодняшний день принят закон, в котором установлена цена за километр для грузовых транспортных средств в зависимости от их массы и класса экологичности – детали в ниже представленной таблице. При этом надо отметить, что в законе указаны рамочные тарифы (например, для грузовиков стандарта ЕВРО-0 – ЕВРО-6 и менее «грязных» с массой больше 12 т это 0,08-0,16 евроцента за километр) – окончательные расценки в указанных пределах должно установить правительство.

mokestis_kilometras-page0001

В связи с этим мы решили узнать, приняло ли оно соответствующее решение, и обратились с этим вопросом в Дирекцию автомобильных дорог Литвы (ДАДЛ). Там нам сказали, что такое решение ещё не принято, но должно быть принято до 31 декабря 2022 г. (зная нашу власть, от неё можно ожидать решения и в конце декабря 2022 г.).

Позиция «Linava» и других ассоциаций перевозчиков   

Далее мы решили уточнить у «Linava», что именно, по её мнению, плохого в новой системе дорожных сборов именно для грузовых перевозчиков. Там нам ответили так: «По нашим подсчётам, наибольшие убытки понесут работающие в Литве перевозчики, которые в день могут проехать до 500-600 километров. Больше скажут перевозчики, которые обслуживают торговые центры и поэтому покупают годовые разрешения. Перевозчики, которые едут транзитом через Литву, сейчас платят 11 евро за день, а после вступления в силу нового порядка они будут платить в 4-5 раз больше в зависимости от того, через какой литовский погранпункт они поедут. Непонятно желание увеличить сбор, когда, например, в Нидерландах, Дании и других странах ЕС дневная плата за дороги сейчас составляет 12 евро, а качество их дорог и другой инфраструктуры в разы лучше, чем в Литве. Даже крупные перевозчики не смогут покрыть дополнительные издержки за свой счёт, не говоря уже о мелких, поэтому неизбежно будут расти цены перевозок».

Поскольку «Linava» критикует новую систему дорожных сборов, мы спросили, что она предлагает. «Ассоциация ответственным институциям предлагает небольшие изменения. Об этом уже ведутся разговоры. Например, речь идёт о том, чтобы сделать повышение дорожного сбора постепенным, параллельно в государственном масштабе инвестируя в дорожную инфраструктуру страны, которая должна стать похожей на ту, что есть в Европе, чтобы у пользующихся дорогами водителей как за границей была возможность получить бесплатную воду, пользоваться туалетами, душами, другими преимуществами», — ответила «Linava». При этом, как нам сказали в ДАДЛ и Минтрансе Литвы, официально она к ним с какими-то предложениями по совершенствованию новой системы дорожных сборов пока не обращалась.

Также мы попросили оценить влияние этой системы на литовских грузовых перевозчиков секретаря по транспортной политике Союза перевозчиков Литвы Гинтаутаса Рамаслаускаса. Он сказал, что ЕС сегодня руководствуется принципом «платит тот, кто пользуется и загрязняет», и поэтому новая система является справедливой – те, кто ездит через Литву транзитом, должны платить больше, чем 11 евро. В Конфедерации мелких и средних перевозчиков Литвы нам также сказали, что плата за километр – правильный подход, который применется во многих странах Европы, но одновременно призвали к дискуссии о том, как новая система дорожного сбора отразится на желании перевозчиков ехать через Литву.

Но это больше проблема государства, а литовские перевозчики в результате её внедрения, по словам Г. Рамаслаускаса, практически не пострадают, поскольку в основном работают не в Литве. Схожую позицию занимает Альянс международного транспорта и логистики, генеральный секретарь которого Повилас Дрижас нам сказал: «Мы не акцентируем эту тему, поскольку почти вся деятельность наших компаний [а это крупнейшие игроки на литовском автотранспортном рынке] осуществляется за пределами Литвы».

Что же касается перевозчиков (в том числе крупные), которые перевозят грузы внутри Литвы, то, как подчеркнул Г. Рамаслаускас, за новую систему заплатят не они, а их клиенты и потребители. В то же время, грузовым перевозчикам, по его словам, важнее уменьшить, а лучше вообще отменить (как не соответствующий принципу «платит тот, кто пользуется и загрязняет») налог на зарегистрированный в Литве грузовой транспорт, который приходится платить каждый год вне зависимости от того, работает транспортное средство или нет, и который нельзя частично вернуть, если оно было продано, или его больше нет возможности использовать (например, из-за аварии или пожара).

Таким образом, нельзя сказать, что другие ассоциации полностью согласны с «Linava» в оценке последствий внедрения новой системы дорожного сбора. Больше того, как сказано в одном транспортном блоге о «Linava», переживания Ассоциации по этому поводу является лишь пиаром, который к тому же портит отношения перевозчиков с властью, что осложнит решение других – куда более важных для них – проблем, таких как проблема коэффициента зарплаты водителей 1,65 (глава комитета по бюджету и финансам парламента Миколас Маяускас в ответ на призыв «Linava» не увеличивать дорожный сбор заявил, что за Ассоциацией стоят богачи, налоги для которых надо не снижать, а повышать).

Чтобы понять, придумывает «Linava» проблему на пустом месте или реагирует на реальную обеспокоенность перевозчиков, мы попросили прокомментировать ситуацию конкретные автотранспортные компании.

Что говорят перевозчики

Как нам сказал глава логистического отдела «Baltic transline» Донатас Ницкус: «Наша компания занимается не только международными перевозками. Многие наши грузовики работают только в Балтийском регионе, а несколько десятков выполняют местные перевозки. Поэтому эти изменения нас затронут и достаточно болезненно. Из-за значительного повышения дорожного сбора мы будем вынуждены поднять цены на перевозки, что конечно отразится на цене товаров. Местная продукция может стать менее конкурентоспособной. Мы не против повышения дорожного сбора, но он должен расти постепенно, а не сразу стать больше в несколько раз».

В том же духе высказался генеральный директор компании «Vlantana» Томас Стонис. По его словам: «Хотя считается, что изменения затронут прежде всего мелких перевозчиков, когда управляешь парком, в котором полторы тысячи машин, заметно возросшие дорожные сборы без сомнения незапланированно увеличат издержки. Планируемый новый дорожный сбор означает для нас дополнительные расходы, из-за которых неизбежно подорожают транспортные услуги, что отразится на росте цен на товары. Мы не против изменений, которые помогли бы улучшить условия работы, но если вводятся новые налоги, должны чувствоваться и инвестиции в улучшение придорожной инфраструктуры и качество услуг, что до 2023 г. государство, вероятно, сделать не сможет. Если надо будет платить дополнительные налоги, хотелось бы получить в стране сеть безопасных стоянок, качественную инфраструктуру для водителей (души, туалеты), дополнительные удобства (места отдыха и питания), порядок и безопасность на дорогах. К новой налоговой системе можно переходить постепенно – повышать налог в связке с улучшением инфраструктуры».

Таким образом, перевозчики готовы платить дорожный сбор по новой схеме (даже с учётом того, что неизбежное перекладывание издержек на плечи клиентов в каком-то случае может серьёзно осложнить отношения с ними), но хотят, чтобы переход на неё не был резким и чтобы одновременно улучшилась ситуация с качеством дорог и придорожной инфраструктурой.

***

Обобщая, можно сказать, что «Linava» ничего не придумала, а по сути слово в слово повторяет то, что говорят литовские перевозчики, на которых повлияет создание новой системы дорожного сбора. В целом, очевидно, что большинство грузовых автотранспортных компаний страны почти не пострадают в результате данного нововведения, поскольку работают в Европе, а оставшиеся просто переложат дополнительные издержки на плечи заказчиков и покупателей товаров (но это уже проблемы государства).

Тем не менее, перевозчикам важно, чтобы внедрение новой системы не только сопровождалось развитием придорожной инфраструктуры с различными услугами и поэтапным повышением тарифов, но и было технологически качественным, чтобы не случались такие эксцессы, как недавно на литовско-белорусской границе (а к технической части проекта уже есть вопросы). Наконец, если Евросоюз и Литва привержены «зелёному курсу», почему бы правительству хотя бы временно (лет на пять) не отменить новый дорожный сбор для газовых и особенно электрических (а в перспективе и водородных) грузовиков, как это сделано, например, в Германии? Время на «косметический ремонт» системы ещё есть, а господину Маяускасу и некоторым другим представителям власти стоит лучше углубиться в проблематику работы перевозчиков, чтобы не считать, что деньги им в карманы падают с неба.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

basanaviciaus45

Бизнес по-линавски – пора ли менять генерального секретаря «Linava»?

Состоялся XXXVIII конгресс «Linava», который прошёл удалённо и ознаменовался очередным скандалом. Одним из центральных событий мероприятия стал доклад Ревизионной комиссии (РК), который очень нервно воспринял генеральный секретарь Ассоциации Зенонас Буйвидас. Он обвинил комиссию в предвзятости и выполнении заказа сил, связанных с недавно образованной Конфедерацией мелких и средних перевозчиков Литвы, президентом которой является бывший глава «Linava» Эрландас Микенас. Однако то, что случилось во время голосования по вопросу продажи крупной собственности Ассоциации, говорит о том, что претензии РК к З. Буйвидасу, возможно, небезосновательны. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.

2021-05-07 43
0
pol_polupricepa

Проломленный из-за груза пол полуприцепа – кто виноват?

В транспортном секторе случаются разные спорные ситуации. Нередко установить виновного в том или ином случае помогает CMR конвенция. Однако порой она не может дать ответы на все вопросы, и тогда пострадавшая сторона встаёт перед выбором – обращаться в суд или пытаться как-то договориться в несудебном порядке. «Сargonews» хочет рассказать перевозчикам об одном неординарном происшествии, правовая и практическая оценка которого может быть полезна им в будущем. 

2021-04-28 150
0
brexit_check

«Брексит» – что было, что есть, что будет?

«Брексит» стал серьёзным испытанием для транспортного сектора. Сейчас уже можно делать определённые выводы относительно того, что происходит и что может быть дальше. Катастрофа не случилась, но ситуация до сих пор не нормализовалась. А впереди новые трудности. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, как обстоят дела с перевозками по маршруту ЕС-Великобритания в целом, удалось ли литовским перевозчикам приспособиться к новым реалиям и к чему им готовиться.

2021-04-02 173
0
header_education

Oбзор транспортных событий в апреле

Резонансное расследование «Laisvės TV» о нарушении прав водителей в транспортных компаниях Литвы, российские разрешения для литовских перевозчиков и скандальный конгресс «Linava». Призывы пересмотреть «Пакет мобильности» и новости из разных стран Европы. Весенние ограничения движения в России и борьба электричества с водородом за доминирование на рынке грузовиков. Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-04-01 36
0