«Пакет мобильности» – последний шанс?

Flag of each of the 28 EU Member States, alongside the European flag

Сегодня важнейшим международным фактором, который может серьёзно осложнить бизнес литовских перевозчиков, является придуманный в Брюсселе «Пакет мобильности» (ПМ). «Linava» и Литва как страна, а также их союзники в Европе пытаются добиться его пересмотра в сторону смягчения, но дело с небольшими поправками неумолимо движется к достаточно печальному финалу. Недавно завершились трёхсторонние переговоры по этому вопросу между Еврокомиссией (ЕК), Европарламентом (ЕП) и Советом Европы (так называемый «трилог»). Что можно сказать по результатам и перспективам развития ситуации?

Что решили

Ключевые результаты трилога таковы (о том, что было раньше, можно почитать в статье «Cargonews»):

— грузовик должен возвращаться в страну регистрации каждые 8 недель;

— каботаж: 3 операции в течение 7 дней, а затем 4-дневный «охладительный» период (есть нюансы с комбинированным транспортом);

— правила труда и отдыха: 45-часовой отдых в кабине невозможен (и не важно, что по всей Европе не хватает около 400 тысяч парковочных мест); раз в 4 недели водитель возвращается для регулярного еженедельного отдыха в страну регистрации компании, домой (по месту жительства) или в другое, выбранное им место (есть нюансы с укороченным отдыхом); раз в 3 недели водитель возвращается в страну регистрации компании или домой (по месту жительства);

— 12-месячный командировочный период не применяется в сфере дорожного транспорта;

—  с 2024 г. «умные тахографы» второго поколения должны появиться во всех грузовиках, в которых до этого использовался аналоговый или цифровой аппарат, а с 2025 г. – во всех грузовиках, в которых до этого использовался «умный тахограф» первого поколения; с 2026 г. «умные тахографы» второго поколения должны появиться и в легковых коммерческих транспортных средствах (масса от 2,5 до 3,5 тонн), поскольку для них тоже начнут действовать правила труда и отдыха.

Для всех требований предусмотрен 18-месячный период реализации после их окончательного утверждения.

Томас Гаруолис – эффективность наших действий против ПМ признают даже оппоненты 

Мы попросили прокомментировать вышеупомянутые решения трилога секретяря «Linava» по транспортной политике Томаса Гаруолиса, который уже долго занимается вопросом ПМ.

Как Вы оцениваете проект ПМ, утверждённый по итогам межинституциональных переговоров ЕС – для литовских перевозчиков что-то изменилось в лучшую сторону, или всё по сути так же плохо, как было?

При утверждении ПМ никаких ключевых изменений не произошло. Хуже всего то, что осталось положение о возвращении грузовика в страну регистрации. Поэтому эффект ПМ, видимо, будет таким, какой прогнозируют эксперты.

Какими будут последствия ПМ для литовских перевозчиков, если он не изменится?

Доктор наук Эгле Стонкуте подготовила исследование в том числе о влиянии ПМ на литовский транспортный сектор (его на литовском языке можно найти здесь). Оно показывает, что в результате этого решения он понесёт огромные убытки, и в первую очередь это будут маленькие компании. Без работы могут остаться почти 35 тысяч работающих в этом секторе человек. В целом, в случае принятия ПМ и повышения минимальной зарплаты командируемых сотрудников, сектор перевозчиков станет более концентрированным, а значит менее конкурентным. На единовременные выплаты тем, кто потеряет работу в результате банкротств транспортных компаний, государство будет вынуждено потратить около 111 млн. евро. Кроме того, доходная часть бюджет может не досчитаться 102 млн. евро (включая 65 млн. евро отчислений в «Sodra»). Наконец, рост ВВП страны из-за проблем перевозчиков может снизиться минимум на 1,6%.

Есть ли ещё шанс что-то изменить, какие настроения в Брюсселе и какой у «Linava» и литовских властей план действий на ближайшую перспективу?

Вопрос о возможности что-то изменить лучше задать госучреждениям, так как бизнес-структуры много сделали для разъяснения своих аргументов относительно ПМ. На решения влияют многие факторы, в данном случае сталкиваются интересы разных стран. Поэтому говорить о том, что будет, достаточно сложно. Единственная хорошая новость заключается в том, что ЕК намерена оценить влияние ПМ. Ей неприемлемы решения, касающиеся возвращения грузовиков [негативно результаты трилога оценил, в частности, заместитель главы ЕК Валдис Домбровскис].

У Вас не складывается впечатление, что все попытки «Linava», литовского государства и их союзников в Европе изменить ПМ бессмыслены, потому что те, кто принимает решения, просто не хотят слышать позицию Литвы, отстаивая интересы других групп интересов?

Не могу согласиться с утверждением, что действия «Linava» и её союзников не дали никаких результатов. При этом согласен с тем, что против Литвы в данном случае работают не только отдельные группы интересов, но и целые государства. Однако эффективность наших действий против ПМ признают даже оппоненты. Как бы там ни было, ПМ до сих пор окончательно не утверждён (хотя это планировалось сделать ещё в ноябре прошлого года), что также можно считать заслугой его критиков. В любой ситуации нужно не опускать руки и действовать разумно.

Как «Linava» и власти Литвы смотрят на возможность обжаловать ПМ, если он будет принят в нынешнем виде, в Европейском суде справедливости?

Об этом больше всего говорят болгары. Именно эта страна является лидером в этом вопросе, и другие страны, включая Литву, к ней присоединяются. «Linava» на такие действия смотрит как на ещё одну возможность защитить интересы литовских перевозчиков. Поэтому оценивает их положительно и всячески их поддержит [к слову, даже бельгийцы подумывают об обращении в Европейский суд справедливости, поскольку их не устраивают правила каботажа].

А вообще хочу пожелать всем литовским перевозчикам больше профессиональной солидарности в новом году, так как она им очень понадобится перед лицом нынешних и будущих вызовов.

*** 

Таким образом, «война» со сторонниками ПМ ещё не проиграна окончательно, и, например, положение о возвращении грузовика в страну регистрации ещё может из него исчезнуть – по крайней мере на это рассчитывает литовский Минтранс.

Минтранс Литвы – Еврокомиссия услышала Литву

В литовском министерстве транспорта нам заявили следующее: «В Брюсселе достигнуто соглашение по ПМ, но Еврокомиссия обязалась до вступления директив в силу оценить, позволит ли регулярное возвращение грузовика странам-членам достичь амбициозных целей, связанных с остановкой изменения климата».

Литва и её союзники (Польша, Венгрия, Болгария, Латвия, Румыния, Мальта, Кипр и Эстония), разумеется, считают, что вышеупомянутое требование будет мешать ЕС в достижении намеченных климатических целей. Кроме того, они подчёркивают, что данное положение ПМ непропорционально и дискриминационно по отношению к многим членам ЕС, а также не связано с улучшением социальных условий водителей.

Как отметил вице-министр транспорта Литвы Гитис Мажейка, пока проиграна битва, но не война, и ещё сохраняются правовые и переговорческие возможности найти экономически и экологически обоснованное решение: «Мы рады тому, что Еврокомиссия и новый комиссар [по транспорту] Адина-Иоанна Валеан хотя бы частично услышала беспокойство Литвы и других стран-членов. Еврокомиссия официально пообещала, что проведёт оценку влияния и до вступления в силу принятых положений предпримет необходимые действия, чтобы негативных последствий не было», — подчеркнул Г. Мажейка.

Свою оценку ЕК должна дать не позднее чем через 18 месяцев, и если высянится, что требование, касающееся регулярного возвращения грузовиков в страну регистрации, слишком отрицательно скажется на окружающей среде, его будет предложено убрать. Как говорится – не было бы счастья, да несчастье помогло: от больших проблем перевозчиков может спасти то, что в последнее время Евросоюз зациклился на борьбе с изменением климата, и лобисты ПМ, возможно, не захотят выставить себя сторонниками загрязнения окружающей среды. Также удивительной удачей является то, что комиссар по транспорту представляет Румынию, а по климату – Литву (то есть, сраны-противники ПМ), что должно повлиять на оценку ЕК.

Короче говоря, ещё не всё потеряно. В крайнем случае, остаётся вариант с Европейским судом справедливости. Пока же в начале 2020 г. должен проголосовать ЕП, а до этого ПМ ещё раз рассмотрит его транспортный комитет, и как в связи с этим отметил литовский европарламентарий Пятрас Ауштрявичюс: «Уже царят соглашательские настроения – мол, решение уже принято, и поэтому надо дальше продвигать до конца, закончить всю эту процедуру. Но я думаю, что можем достичь определённых компромиссов, так как на определённых процедурных стадиях ещё можно предлагать поправки, и я лично буду это делать. Посмотрим, как будет. Может быть, что тупо отбросят, а может повлияем».

***

В завершении хочется привести мнение о влиянии ПМ на бизнес литовских перевозчиков экономиста SEB банка Тадаса Повилаускаса: «Возьмём 10 крупнейших международных перевозчиков Литвы – они уже хорошо известны в Европе и точно найдут способы, как выжить и не обанкротиться. С бòльшими проблемами столкнутся мелкие игроки. Это, может быть, и не жизненно важный сектор, но всё равно его влияние на размер ВВП Литвы велико». Вот такая перспектива, если не спасёт нацеленность ЕС на защиту окружающей среды…

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

toyota_hydrogen

Обзор транспортных событий в марте

Последствия коронавируса, важные новости от разных институций Литвы и инициативы перевозчиков страны в Брюсселе. Информация из европейских государств и прорыв в вопросе транзита санкционных товаров через Россию. Водородные планы «Toyota» и гибрид от DAF. Об этом и многом другом в мартовском обзоре «Cargonews».

2020-04-01 115
0
atsisiųsti

Меняется порядкок признания техосмотра за рубежом – есть ли у перевозчиков повод для беспокойства?

В начале года прошло сообщение о том, что Литва намерена изменить порядок признания зарубежного техосмотра (ТО). Тогда это намерение властей вызвало недовольство перевозчиков и было отложено на три месяца. Апрель на носу. Чего ждать перевозчикам?

2020-03-30 103
0
7e9cb870cf42b78750f6f01521d06060

Коронавирус – что могут сделать перевозчики, чтобы уменьшить убытки?

Коронавирус стал серьёзным вызовом для мирового транспортного сектора. Евросоюз и Литва не исключение. И дело не только в том, что с проблемами сталкивется экономика (а значит у перевозчиков меньше заказов), но и в том, что страны закрываются на карантин. Благо, движение грузового транспорта хотя и с некоторыми ограничениями, но сохраняется, так как жить как-то надо. Тем не менее перевозчики сталкиваются с серьёзными проблемами, которые грозят большими убытками. Как их избежать (хотя бы частично), и может ли в данном случае как-то помочь литовское государство?

2020-03-18 613
0
header_education

Непорядок региональных собраний «Linava» – что, где, когда?

Четвёртого марта президиум «Linava» решил отменить 73 пункт недавно им же утверждённого нового Порядка созыва и работы региональных собраний, которым были возмущены многие члены организации и который привёл к судебным разбирательствам. Далее вопрос о репутации руководства Ассоциации будет рассмотрен на её ближайшем конгрессе. Казалось бы, инцидент исчерпан, но чтобы понять суть проблемы, на неё надо взглянуть комплексно и начать с самого начала. В ситуации разбиралась редакция «Cargonews».

2020-03-17 105
0
sankcijos

Оператор «Платона» стал оператором навигационных пломб

Первым оператором системы «санкционного» транзита под электронными навигационными пломбами стало ООО «Центр развития цифровых платформ». Уведомление о принятии такого решения в пятницу, 6-го марта, было опубликовано на сайте Министерства транспорта. Компания является «дочкой» оператора «Платона» («РТ-Инвест Транспортные Системы») и контролируется им на 100% (больше информации здесь и здесь).

2020-03-13 115
0