Перевозки через Белоруссию – как ехать?

два прицепа

Евросоюз ввёл несколько пакетов санкций против России и Белоруссии – в частности, запретил работу перевозчиков этих стран на территории ЕС. Это осложнило жизнь и литовского автотранспортного сектора, работавшего на данном направлении. В ответ Белоруссия предложила схему с передачей грузов в своей приграничной зоне в специальных логистических центрах. Россия пока от аналогичного шага воздержалась. В связи с этим возникает целый ряд актуальных для перевозчиков ЕС вопросов, на которые попыталась ответить редакция «Cargonews».

После начала войны в Украине и введения против России и Белоруссии различных европейских санкций часть работавших с этими странами литовских перевозчиков отказалась от дальнейшего сотрудничества с ними (кто-то по моральным, кто-то по экономическим соображениям). В целом надо отметить, что основным местом работы автотранспортных компаний Литвы является Западная Европа, но немало тех (особенно мелких и средних перевозчиков), кто всё же хотел бы продолжить работу на восточном направлении – в том числе из-за связей со странами Центральной Азии (более детальная информация об их количестве – здесь и здесь). Возможно, постепенно и они переориентируются на другие рынки, но пока тема сотрудничества с постсоветским пространством для литовских транспортников остаётся актуальной (даже несмотря на проблемы с оплатой услуг).

Дальше возникает вопрос – как работает белорусская схема? Официальную информацию по этому поводу (перецепке/перегрузке) можно найти здесьздесьздесь и здесь. Дополнительные разъяснения таможенного комитета Белоруссии (ГТК) – здесьздесь и здесь (особенно много деталей). Но остаются дополнительные вопросы.

Какой дозвол?

Напомним, что Литва получает от Белоруссии разрешения трёх типов: двухсторонние, транзитные и трёхсторонние. На 2022 г. Литва получила 30 тысяч двухсторонних разрешений, 70 тысяч – транзитных, 3 тысячи – трёхсторонних.

ГТК Белоруссии пояснил: «Например: перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при перевозке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учётом осуществления перегрузки/перецепки в рамках постановления № 247 на территории Республики Беларусь требуется «транзитное» разрешение».»

Ниже в таблице пояснения литовским перевозчикам от Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ) по использованию разрешений при перевозках по белорусской схеме.

Маршрут туда/обратно Из Белоруссии в страну ЕС за исключением Литвы Из Белоруссии в Литву
Из страны ЕС за исключением Литвы в Белоруссию · для перевозки в Белоруссию нужно 3-нее разрешение;· если полуприцеп не меняется, для обратной перевозки в страну ЕС за исключением Литвы используется то же 3-нее разрешение;· при перецепке для перевозки в страну ЕС за исключением Литвы нужно дополнительное 3-нее разрешение, так как меняется состав транспортных средств. · для перевозки в Белоруссию нужно 3-нее разрешение;· если полуприцеп не меняется, для перевозки в Литву нужно дополнительное 2-нее разрешение, так как меняется тип перевозки;· при перецепке для перевозки в Литву нужно дополнительное 2-нее разрешение, так как меняется тип перевозки и состав транспортных средств.
Из Литвы в Белоруссию · для перевозки в Белоруссию нужно 2-нее разрешение;· если полуприцеп не меняется, для перевозки в страну ЕС за исключением Литвы нужно дополнительное 3-нее разрешение, так как меняется тип перевозки;· при перецепке для перевозки в страну ЕС за исключением Литвы нужно дополнительное 3-нее разрешение, так как меняется тип перевозки и состав транспортных средств. · для перевозки в Белоруссию нужно 2-нее разрешение;· если полуприцеп не меняется, для обратной перевозки в Литву используется то же 2-нее разрешение;· при перецепке для обратной перевозки в Литву нужно дополнительное 2-нее разрешение, так как меняется состав транспортных средств.

Дополнительно в ЛАТБ пояснили: «Долгие годы в случае с Белоруссией действовало немало исключений, одним из которых была договорённость о том, что двухсторонние разрешения позволяют совершать перевозки из/в третьи страны с условием, что транзит будет осуществляться через страну, в которой зарегистрировано транспортное средство. Также в 2014 г. на заседании смешанной комиссии Белоруссии и Литвы было установлено, что в ходе одной перевозки туда и обратно можно использовать два разных полуприцепа и одно разрешение. Однако в конце 2021 г. все исключения, установленные за долгие годы на заседаниях смешанных комиссий, были отменены. Поэтому с 1 января 2022 г. они не действуют, и перевозки оцениваются так, как описано в предыдущем письме [смотреть таблицу – пояснение редакции]. При анализе использованных перевозчиками разрешений видна очевидная тенденция – при перевозке груза и смене полуприцепа перевозчики используют два разрешения (для перевозки вперёд – одно разрешение, для перевозки назад после замены полуприцепа – другое разрешение)».

Один российский транспортный эксперт нам так же как и ЛАТБ сказал, что Белоруссия должна требовать двух- и трёхсторонние разрешения (в зависимости от стран, из которых и в которые осуществляется перевозка). Другой эксперт в области транспортного права написал: «Сколько разрешений (дозволов) на перевозку требуется иностранному перевозчику в случае, если ввозишь прицеп в Беларусь, отцепляешь его для передачи перевозчику из ЕАЭС и потом выезжаешь из ЕАЭС в ЕС с другим прицепом? В данном случае иностранному перевозчику требуется только одно разрешение (дозвол), так как такой документ действует на один кругорейс, то есть на совершение одной перевозки в прямом и одной перевозки в обратном направлении».

Как нам рассказал один перевозчик, который осуществлял перевозку из Литвы в Белоруссию, где менял прицеп, и обратно, ему для этого хватило одного транзитного разрешения, и никаких проблем с белорусской стороной не возникло.

Есть мнение, что белорусская сторона хочет, чтобы как можно больше европейских перевозчиков пользовались предложенной ей схемой, которая приносит стране деньги, и поэтому ей подходят транзитные разрешения (а может и двухсторонние подойдут) и всего в одном экземпляре (если при перецепке использовать два разрешения, они быстро закончатся; кроме того, как было сказано выше, например, Литва получила от Белоруссии значительно больше транзитных разрешений, чем двухсторонних, поэтому Белоруссии выгодно разрешить использовать именно транзитные разрешения, которых хватит на более продолжительный срок).

Как бы там ни было, мы рекомендуем литовским перевозчикам быть готовыми к любому развитию событий – в зависимости от характера перевозки иметь при себе все виды разрешений, которые могут понадобиться. А дальше, как скажет белорусская сторона (которая может использовать разные трактовки, чтобы выписать штраф и получить ещё больше денег).

Другие важные моменты

Помимо разрешений есть ещё несколько важных моментов, связанных с перевозками на Восток сегодня.

Во-первых, это страховка. Какие-то литовские перевозчики ездят по ранее купленной страховке. Есть страховые компании, которые ещё продают страховку для перевозок в Россию и Белоруссию. Но здесь надо понимать, что даже при её наличии с возмещением ущерба могут возникнуть проблемы (из-за осложнившихся финансовых и иных условий сотрудничества с Россией и Белоруссией). А некоторые страховые компании вообще перестали предлагать страховку для перевозок в Россию и Белоруссию. В связи с этим уже самим перевозчикам решать – например, полагаться на старую страховку или приобретать страховку в России или Белоруссии.

Во-вторых, определённые пункты въезда в Белоруссию связаны с определёнными местами передачи груза, и выезжать надо через места въезда (нельзя въехать через Литву, а выехать через Польшу). В этой связи также надо отметить, что в Белоруссии для отслеживания перевозок и дальше используются навигационные пломбы. Больше того, недавно было принято решение, согласно которому пломбы будут накладываться на транспорт, въезжающий в страну не только с территории Польши и Литвы, но и с территории Латвии; также они будут накладываться и на порожние автомобильные транспортные средства международной перевозки, зарегистрированные в Евросоюзе (подробнее – здесь).

В-третьих, следует отделять процессы замены полуприцепа и перегрузки товаров из одного полуприцепа в другой. Подробнее о процедуре – здесь. Как нам рассказал один перевозчик, самое сложное при перецепке – свести отдающий и забирающий транспорт, а процесс оформления достаточно простой и быстрый. Если выбирать между перецепкой и перегрузкой, выгоднее перецепка, и перегрузка пользуется куда меньшей популярностью. Однако с перецепкой ключевым является момент надёжности партнёра, которому ты собираешься доверить полуприцеп – поэтому компании стараются передавать полуприцепы либо самим себе (работают и в Литве, и в России), либо проверенным партнёрам.

В этой связи также хотим предоставить комментарий литовской таможни (больше её комментариев – здесь):

— Может ли перевозчик, зарегистрированный в ЕС или в третьей стране, не в России и Белоруссии, перевозить грузы с использованием полуприцепа, зарегистрированного в России или Белоруссии? Такая перевозка грузов возможна. Перевозчик (автотранспортная компания) не из России или Белоруссии может ввозить или вывозить грузы, если они не находятся под дополнительными санкциями в соответствии с регламентами ЕС: Nr. 833/2014 и Nr. 765/2006.

— Может ли перевозчик, зарегистрированный в ЕС или в третьей стране, не в России и Белоруссии, перевозить грузы с использованием тягача («головы» и полуприцепа), зарегистрированного в России или Белоруссии? Такая перевозка невозможна, так как регистрация тягача показывает истинного перевозчика (автотранспортную компанию).

За нарушение режима передачи грузов в Белоруссии грозит штраф, предусмотренный статьёй 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (в размере от двух до ста базовых величин). Если перевозчик будет задержан российской транспортной инспекцией при попытке въезда в Белоруссиию со стороны России, он может быть наказан согласно статье 11.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф от 25 до 30 тысяч рублей). Поэтому лучше не пробовать ездить через Белоруссию транзитом с заездом из России.

Также есть нюансы с заправкой транспортных средств (местами и ценами). Подробнее о них – здесь.

Россия или Белоруссия?

Как известно, Россия пока не ввела такую же схему, как Белоруссия (хотя на этом настаивают российские перевозчики, и процесс подготовки к её введению идёт). Поэтому возникает вопрос – лучше передавать грузы в Белоруссии или ездить в/через Россию?

С одной стороны, зачем передавать грузы в Белоруссии, если пока можно самому поехать в Россию? Да и цены сейчас на такие перевозки подскочили. С другой стороны – сегодня поездки в/через Россию сопряжены с дополнительными рисками (уже не говоря о моральном аспекте), а в Белоруссии сдал груз и забыл. Но при этом говорят, что с переданными в Белоруссии грузами возникают проблемы в Казахстане (подробнее о них — здесь и здесь).

Таким образом, однозначного ответа, что лучше, нет – многое зависит от конкретной ситуации и компании. Например, в «Hegelmann transporte» сообщили, что не пользуются белорусской схемой, а «Girteka» признала, что продолжает перевозки в Россию. В целом, как нам сказал один перевозчик, крупные компании с обеих сторон (у которых есть, чем занять свой транспорт) пока выжидают, а мелкие и средние крутятся, как могут.

***

Как отметил генсек Альянса международного транспорта и логистики Повилас Дрижас: «Пятый пакет санкций ЕС не запрещает грузовикам ЕС ехать в Россию и Белоруссию, поэтому с формальной точки зрения, схема перевозки грузов, когда грузы, доставленные на грузовиках ЕС в определённые места в России и Белоруссии, дальше будут перевозиться на грузовиках этих стран, не может рассматриваться как нарушение или обход санкций».

С практической точки зрения, можно сказать, что в случае с белорусской схемой не так страшен чёрт, как его малюют. Да, есть сложности, но в целом она работает, и не стоит бояться ею пользоваться. Как показала статистика – за пять суток после начала действия схемы было осуществлено 1,1 тыс. перецепок и около 450 перегрузок.

Комментарии

Оксана Бурак 2022-05-23 15:08

Беларусь!!!!!!!!!!!!! Такой страны как Белоруссия нет !!!!!!!!!!!!!!!!!


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

volvo_hydro

Обзор транспортных событий в июне

Прогнозы развития автотранспортного сектора Европы, проблемы литовских перевозчиков и очередной скандал в «Linavа». Новые споры о «Пакете мобильности» и другие новости из Европы. Актуалии восточного пространства и истории водителей-нарушителей. Новое поколение грузовиков DAF и электрические новинки «Scania». Об этом и не только в июньском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2022-07-02 9
0
no_drivers

Власти Литвы решают или усугубляют проблему нехватки водителей?

Сегодня литовские перевозчики сталкиваются с серьёзной проблемой нехватки водителей. Многие украинцы уехали на Родину воевать, а белорусским водителям устроиться на работу в Литве стало очень сложно из-за решений местных властей. О происходящем и возможных выходах из складывающейся ситуации мы побеседовали с секретарём Союза перевозчиков Литвы (СПЛ) по социальной политике Альгимантасом Кондрусявичюсом.

2022-06-27 54
0
atsisiųsti (2)

Что делать, чтобы страховка обошлась дешевле?

Для перевозчиков очень актуален вопрос цены страховки. О тенденциях на этом рынке и возможностях платить за неё меньше мы поговорили с ответственным за проекты и обучение представителем страхового брокера «Legator» Аудрюсом Пильчицасом. 

2022-06-15 68
0
?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Новые требования «Пакета мобильности» ЕС с февраля 2022 г. (дополнено разъяснениями ЕК по разным вопросам)

В феврале в ЕС вступают в силу новые правила «Пакета мобильности» (ПМ), касающиеся командировки водителей, тахографов, каботажа и регулярного возврата грузовика в страну регистрации.

2022-06-10 2 431
0
MAN-800

Обзор транспортных событий в мае

Тенденции развития мирового экспедиционного рынка и планы по облегчению трудоустройства иностранцев в Литве. Решения ЕС, связанные с репутацией перевозчиков, и другие новости из Европы. Проблемы восточного транспортного сектора и водительские истории. Новинки электрических грузовиков и созданная литовцами автоцистерна. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2022-06-06 173
0