Перевозчики и контрабанда – практика и тенденции

2012 kontrabanda odu krovinyje 01

Недавно СМИ сообщили о том, что на пункте дорожного контроля в Кибартай был задержан грузовик с 675 тысячами пачек сигарет. Позже была обнародована информация об изъятии рекордного в истории Литвы количества перевозимых в Россию наркотических веществ, и в рамках данного дела был задержан глава литовской транспортной компании. В связи с этим редакция Cargonews решила выяснить особенности и тенденции участия литовских перевозчиков в преступной деятельности.

Сначала с просьбой рассказать об этом мы обратились в криминальную полицию Литвы, но она посоветовала переадресовать вопросы пограничникам. Последние отметили, что лучше на них ответит таможня, которая согласилась предоставить соответствующую информацию.

Как сказано в ее ответе, конкретных статистических данных о преступлениях, совершенных водителями грузовиков (перевозчиками), нет (если кому-то интересно, подробные данные о различных уголовных преступлениях можно найти на сайте Департамента информатики и связи Литвы). Всего в 2018 году Криминальная таможенная служба начала 446 досудебных расследований. Бóльшая их часть (77%) связана с контрабандой наркотиков, в основном – по почте. Если из этого числа исключить другие случаи контрабанды, не связанные с использованием транспортных средств и связанные с использованием легковых автомобилей, микроавтобусов и так далее, то можно говорить лишь о нескольких десятках задержанных водителей грузовиков и лишь о нескольких их арестах в год.

Способы сокрытия контрабанды

Чаще всего задерживаются литовские и белорусские водители, реже попадаются граждане России, Украины и Латвии. Грузовики обычно принадлежат компаниям тех стран, из которых везётся груз (контрабанда).

Если говорить о типах перевозимой контрабанды, то прежде всего таможня Литвы сталкивается с незаконной транспортировкой сигарет и наркотиков (например, только в 2018 г. в Литве было задержано 1 миллион 768 тысяч 220 пачек контрабандных сигарет). Зачастую их прячут между перевозимыми товарами, иногда в самом грузе, а также в конструкциях полуприцепа (как в заводских полостях, так и в специально оборудованных тайниках). Иногда контрабанда перевозится практически в открытую. Как нам рассказал представитель Криминальной таможенной службы Гедиминас Куликаускас: «Вот недавно мы около Паневежиса задержали грузовик, перевозивший 560 тысяч пачек контрабандных сигарет просто в коробках для кондитерских изделий».

«Традиционные» места тайников в грузовиках – пол и крыша полуприцепа. Например, таким образом была спрятана упомянутая в начале статьи рекордная в истории Литвы партия гашиша (1,5 тонны стоимостью примерно 20 миллионов евро), которая перевозилась через Литву из Марокко в Россию и в перевозке которой, по данным СМИ, участвовала литовская транспортная компания «Transtėjа». «Классическим» можно назвать и такой способ сокрытия контрабанды, когда часть полуприцепа отгораживается стенкой, имитирующей его оригинальную стенку. «Однако, например, в этом году мы столкнулись и со случаями, когда сигареты были спрятаны в полых конструкциях поддержки тента полуприцепа: в них поместились 4 тысячи пачек контрабандных сигарет», — отметил Г. Куликаускас.

sulaikytas_hasisas  sulaikytas_hasisas_1

Один из наиболее изощрённых видов тайников, с которым довелось столкнуться сотрудникам литовской таможни – в полу и на потолке полуприцепа оборудованные гидравлические или пневматические тайники. Например, именно в таком тайнике в 2013 г. удалось обнаружить 768 кг гашиша. Кроме того, таможенные криминалисты, по словам Г. Куликаускаса, нашли мастерские для производства таких приспособлений, где грузовики специально переделывались для перевозки контрабанды (включая установку на них механизмов дистанционной смены номеров).

Также контрабанду часто прячут в перевозимых грузах, особенно в древесине. «Сталкиваемся с так называемыми «гробами», когда коробки сигарет укладываются в опилочные пластины с вырезанной сердцевиной. Доводилось задерживать и контрабанду, спрятанную в бетонных блоках. Обычно контрабандисты пытаются максимально усложнить проверку нелегального груза. Закладывают тайники сверхтяжелыми грузами», — подчеркнул Г. Куликаускас.

2013 pamatiniai betono blokai 02 2013 pamatiniai betono blokai 03

Например, в 2006 г. тайник в полу грузовика с 136 кг гашиша был заложен железными балками весом 2 тонны каждая. В 2012 г. 40 тысяч пачек контрабандных сигарет были спрятан под 20 тоннами дурно пахнущей говяжьей кожи. Также можно вспомнить задержанный в 2018 г. груз строительных деревянных балок, который перевозился из Литвы в Польшу: после того, как таможенники проверили его с помощью мобильной системы рентгеновского контроля, было установлено, что балки полые, и в них спрятаны сигареты стоимостью 700 тысяч евро (обвинения по этому делу были предъявлены директору одной паневежской мебельной фабрики и перевозившему балки водителю грузовика).

2012 kontrabanda odu krovinyje 02 2012 kontrabanda odu krovinyje 03

Тенденции контрабанды

По словам Г. Куликаускаса, что-то в контрабандной деятельности меняется, что-то нет. Например, бóльшую часть табачных изделий (около 60%), ввозимых на территорию Литвы из Белоруссии, составляет продукция гродненской табачной фабрики «Неман». Однако, по словам представителя таможни, меняются направления контрабанды: сегодня она перевозится не только через литовско-белорусскую границу, но и по нетрадиционным маршрутам – например, из Латвии и Калининградской области.

В последнем случае можно вспомнить рекордные 675 тысяч пачек белорусских сигарет на сумму (с учётом обязательных налогов) 2 миллиона 146 тысяч евро, о которых было сказано в начале статьи. Тогда на пост дорожного контроля в Кибартай на грузовике MAN приехал российский гражданин, который сообщил сотрудникам таможни о том, что везет в Россию упаковочную пленку. Однако у таможенников груз вызвал подозрения, поскольку, по документам, его отправителем и получателем была одна и та же компания. После проверки машины с помощью мобильной системы рентгеновского контроля выяснилось, что легальный товар – рулоны пленки, сложенные в дальней части полуприцепа – всего лишь прикрытие для огромной контрабандной партии сигарет. Кстати, практически аналогичный по объёму и стоимости (675 тысяч пачек стоимостью 2 миллиона евро) контрабандный груз из Белоруссии, спрятанный между древесными пластинами, был задержан в Кибартай и в 2018 г.

Уже тогда сотрудники литовской таможни заметили, что после подорожания сигарет в России объемы контрабанды российских табачных изделий из Калининградской области заметно сократилась, но стали больше везти белорусских сигарет. В 2017 г. на границе с Россией был задержан всего лишь 1% (1,17 миллионов единиц) от общего количества задержанных в Литве контрабандных сигарет. Однако в следующем году этот показатель достиг уже 11% (13 миллионов 500 тысяч единиц). А в этом году таможенники Литвы задержали на границе с Калининградской областью столько же сигарет, сколько они задержали здесь в 2018 г., только за один месяц.

Преступление и наказание

Если просто читать о типах, объёмах, стоимости, способах сокрытия и маршрутах контрабанды, то сразу не задумываешься о том, что это очень серьёзное преступление, за которое предусмотрено серьёзное наказание. Какое именно, можно узнать, ознакомившись с 199 и 260 статьями Уголовного кодекса Литвы, а также с 208 и 29 статьями Кодекса административных правонарушений Литвы. Если коротко, то за контрабанду сигарет грозит штраф, конфискация транспортного средства и лишение свободы до 10 лет, а за контрабанду наркотиков – лишение свободы до 15 лет. Несколько примеров.

В 2017 г. глава транспортной компании из Шяуляй «Furita» за контрабанду в 2009 г. очень крупной партии сигарет (крупнейшей за период с 2003 по 2009 годы) стоимостью 4 миллиона литов (1,16 миллиона евро) из России отделался денежным штрафом в несколько десятков тысяч евро, но только потому, что на момент совершения преступления наказание за такую противоправную деятельность в виде лишения свободы практически не применялось.

А вот одному дальнобойщику из Шяуляй повезло меньше – в 2013 году он получил 12 лет тюрьмы за контрабанду 55 кг конопли, которые через Литву пытался перевезти в Латвию. В 2017 г. группа лиц, включающая водителей грузовиков, за то, что из Испании в Литву ввезла больше тонны гашиша стоимостью свыше 10 миллионов евро, получила по 12-13 лет тюрьмы.

Но бывают и счастливые случаи. Так, глава транспортной компании «Juma Logistics», который лично сидел за рулём грузовика, был осужден на 11 лет тюрьмы за контрабанду наркотиков. Однако Апелляционный суд его оправдал, поскольку не нашел доказательств того, что осужденный знал о нахождении в транспортном средстве наркотических средств (правда почти полтора года в следственном изоляторе Каунаса всё же пришлось отсидеть).

***
В заключение Г. Куликаускас отметил: «В целом мы довольны общением и сотрудничеством с «Linava». Чувствуем недостаток доброй воли и активности в предотвращении нарушений лишь со стороны отдельных транспортных компаний. Последние демонстрируют желание решать проблемы только после того, как эти проблемы, связанные с перевозимыми грузами и обнаруженной контрабандой, возникают». Подводя итог, можно сказать, что, согласно статистике, литовские перевозчики и водители грузовиков не являются закоренелыми преступниками, но слово «контрабанда» им знакомо. Видимо, виновато желание быстро и легко заработать, а также вера в то, что удастся «проскочить». Однако в таких случаях следует помнить, что все может закончиться не только штрафом и/или конфискацией грузовика, но и лишением свободы. Так что, уважаемые перевозчики и водители, живите честно.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

Transportation

«Linava» и Союз перевозчиков Литвы – конкуренты или партнеры?

Недавно в организационной жизни литовских перевозчиков возник интересный вопрос – президент «Linava» Эрландас Микенас заявил, что по непонятным ему причинам генеральный секретарь ассоциации Мечиславас Атрошкявичюс подписал договор о сотрудничестве с Союзом перевозчиков Литвы (СПЛ). Последний по сути является конкурентом «Linava». С другой стороны, может быть, сотрудничество двух организаций будет полезным в то время, когда у перевозчиков так много разногласий и проблем? Редакция Cargonews решила прояснить ситуацию.

2019-04-19 23
0
EU (2)HD

Европейская комиссия отвергает правомерность требования о предъявлении водителями счета за гостиницу во время 45-часового перерыва

По данным Европейской комиссии, водители не обязаны предъявлять счет за гостиницу во время 45-часового перерыва. А этого начали требовать испанские службы. Брюссель подготовит специальные руководящие принципы по этому вопросу.

2019-04-17 126
0
DSC_4480

Олег Тарасов: „Я знаю, как сделать так, чтобы Линава работала ещё эффективнее“!

Сегодня транспортный сектор Литвы переживает не самые лёгкие времена, сталкиваясь со многими проблемами («Пакет мобильности», недостаток водителей, протекционизм на Западе и Востоке, Брексит и т.д.). Будучи членом президиума «Linava» и председателем её комитета по внешним связям, Олег Тарасов активно занимается вопросами, касающимися транспортных отношений Литвы с Россией и другими странами. Кроме того, он претендует на пост президента ассоциации, стремясь положить конец её внутреннему конфликту, восстановить её авторитет и максимально улучшить условия бизнеса перевозчиков. О результатах работы О. Тарасова и его планах на будущее в эксклюзивном интервью Cargonews.

2019-04-15 261
0
spain

Как будет проводиться проверка еженедельного отдыха водителей грузовиков в Испании

Новый вид правонарушения был введен в Испании 21 февраля этого года исполнительным постановлением к закону «Об автомобильном транспорте» (сокращенно ROTT). Им является проведение регулярного еженедельного отдыха продолжительностью 45 часов и более в кабине транспортного средства. За это правонарушение грозит штраф от 1001 до 2000 евро. Уже были оштрафованы первые водители, пойманные за нарушение запрета.

2019-04-10 335
0
fair_transport

Обзор транспортных событий в марте

Разногласия в «Linava», статистика транспортного сектора Литвы и информация от Департамента миграции. Решение Европарламента по «Пакету мобильности», проблема «Брексита» и новости из разных стран ЕС. Новый логистический центр в Беларуси, TIR операции в Индии и Китае, а также инновационные транспортные технологии. Об этом и многом другом в месячном обзоре от Cargonews.lt

2019-04-01 321
0