Пересмотр квоты на трудоустройство водителей из третьих стран – быть или не быть? (c эксклюзивным комментарием Министерства социальной защиты и труда Литвы)

vairas (6)

Некоторое время назад Литва решила ввести квоту в сфере услуг для граждан из третьих стран, которая касается и водителей-дальнобойщиков. Уже это вызвало недовольство литовских перевозчиков, которым не хватает водителей (а сейчас из-за требований «Пакета мобильности» их требуется ещё больше). Когда стал известен размер установленной квоты – 11600 человек для всей сферы услуг – автотранспортный сектор испытал шок. Но была надежда на пересмотр этой квоты в течение года, что позволяет сделать закон. Когда мы писали об этом, мы даже не представляли, чем всё это закончится.

Когда стало понятно, что квота скоро закончится, перевозчики забили тревогу с просьбой её как можно скорее увеличить, но, по их словам, натолкнулись на стену непонимания со стороны Службы занятости, которая может предложить Министерству социальной защиты и труда пересмотреть квоту, и самого министерства, которое принимает окончательное решение по этому поводу.

Представители «Linava» встретились с руководством Службы занятости, через которую должно осуществляться трудоустройство водителей из третьих стран, если квота не будет пересмотрена. Результатом встречи стала договорённость о том, что Служба занятости поможет перевозчикам найти и трудоустроить водителей как можно быстрее. Это какой-то абсурд. Вместо того, чтобы просто пересмотреть квоту, Служба занятости предложила улучшить свои услуги.

Почему?

В итоге ближе к концу мая квота закончилась. При этом все перевозчики до сих пор не могут понять, почему её нельзя было пересмотреть, что позволяет сделать закон. Например, как сказал глава логистического отдела «Baltic transline» Донатас Ницкус: «В 2020 г., когда начались разговоры о квотах, и был озвучен размер квоты, сразу было ясно, что она слишком маленькая. У литовских транспортных компаний были планы развития, и стало очевидно, что с такой квотой реализовать эти планы будет невозможно. Департамент миграции тогда сразу подтвердил, что видит угрозу, что квота закончится в середине года, и её придётся пересматривать. Бизнес так и надеялся, что после того, как квота закончится, она будет увеличена в зависимости от потребностей. Однако сегодня мы видим, что никто больше не говорит ни о каком увеличении квоты, и предложений, что делать бизнесу, тоже нет». «Мы однозначно удивлены. Пилим сук, на котором сидим. Это уму непостижимо», – добавил президент Конфедерации мелких и средних перевозчиков Литвы Эрландас Микенас.

Мы решили разобраться в ситуации и обратились в Службу занятости. Там нам ответили: «По данным Службы занятости, сейчас с учётом выросшей во время пандемии безработицы и ситуации на рынке труда увеличивать установленную для сферы услуг квоту не планируется. Среди ищущих работу – больше 1,5 тысяч водителей тяжёлых грузовиков и грузовых транспортных средств, из них 178 [Вы только подумайте – целых 178!!!] – водители транспортных средств для международных грузовых перевозок. Служба занятости предлагает работодателям обращаться по поводу возможности обучения и переквалификации ищущих работу лиц и готова финансировать профессиональное обучение безработных и занятых лиц. Обращаем внимание на то, что после того, как квота закончится, можно и дальше трудоустраивать иностранцев с недостающей профессией, но в общем порядке, то есть, после установления, что на рабочее место не претендует подходящий гражданин Литвы или ЕС».

При этом секретарь по транспортной политике Союза перевозчиков Литвы Гинтаутас Рамаслаускас нам сказал: «Пока никаких убедительных аргументов мы не слышали. Утверждение, что в Литве много безработных, это глупость. Среди них может где-то у 100 есть необходимые водительские удостоверения, и ещё неясно, хотят ли они и могут ли работать водителями. Подготовка нового водителя занимает минимум 6 месяцев. Кроме того, почему-то другим секторам экономики выделены квоты, которых хватит года на три. Не любит власть транспортный бизнес, хотя он вносит большой вклад в экономику». «Водителей литовцев уже давно нет. Те, кто хотел выбрать эту профессию, уже давно работают. И не только в литовских транспортных компаниях. Приходят ли новые водители литовцы? Хотят ли молодые люди стать водителями грузовиков? Нет, так как эта профессия непопулярна и не популяризируется – как раз в последнее время весь бизнес перевозок представляется в чёрном свете», – добавил Д. Ницкус.

Больше того, платформа CargoCV, которая помогает транспортно-логистическому сектору в поиске сотрудников, связалась с доступными на литовской Бирже труда водителями-дальнобойщиками, о которых говорит Служба занятости. Однако абсолютное большинство из них заявили, что не хотят работать, поскольку их полностью устраивает пособие по безработице, которое сравнимо с минимальной зарплатой (подробности расчёта пособия – здесь) и которое можно долго получать, ничего не делая. То есть, с одной стороны власти Литвы настаивают на том, чтобы бизнес – в том числе транспортный – трудоустраивал больше граждан страны, а с другой – собственными руками поощряют их иждивенчество, а потом ещё удивляются, почему перевозчики вынуждены нанимать водителей из третьих стран. Так ведь, при всём «богатстве выбора» (в том числе из-за непродуманной трудовой политики литовского государства) другой альтернативы нет!

Получается, квоту власти пересматривать не хотят, но при этом их аргументация не выдерживает никакой критики. В связи с этим возникает вопрос – каковы реальные причины такого их поведения? Мы для себя нашли как минимум две.

Во-первых, как сказал тот же Г. Рамаслаускас: «Не знаю, может власть таким образом хочет угодить некоторым профсоюзным деятелям и рассчитывает на их помощь на будущих выборах»? Во-вторых, при трудоустройстве иностранцев в общем порядке за выдачу им разрешений на работу на срок до одного года надо будет заплатить 121 евро, а за его продление – 52 евро. А теперь с учётом спроса на водителей в автотранспортном секторе представьте, сколько «лёгких денег» на перевозчиках сможет заработать пострадавшее от коронавируса государство, которое в последнее время пытается найти средства где только можно.

Неожиданный поворот

Казалось бы, на этом можно было ставить точку – власти дали понять перевозчикам, что квота пересмотрена не будет, и крутитесь, как можете. Однако мы решили сделать «контрольный выстрел» и обратиться в Министерство социальной защиты и труда. Конечно, пересмотреть квоту ему предлагает Служба занятости, и вероятно, готовя нам ответ, она согласовала свою позицию c «начальством». Но мы подумали, пусть Соцмин тоже выскажется, чтобы страна знала своих героев – тем более, президент «Linava» Ромас Аустинскас жаловался, что глава министерства никак не может найти время на встречу с перевозчиками.

Каково же было наше удивление, когда вместо ответа, похожего на позицию Службы занятости, мы прочитали следующие слова вицеминистра Витаутаса Шилинскаса: «Мы хотели бы, чтобы на фоне роста безработицы трудоустраивалось больше граждан Литвы. Сейчас мы ожидаем информацию от Службы занятости и уверены, что работу водителя-дальнобойщика получат все желающие граждане Литвы, однако планируем пересмотреть и квоту для граждан из третьих стран. В ближайшее время Служба занятости предоставит согласованное предложение по увеличению квоты».

Вопрос – с чего вдруг такое благодушие по отношению к перевозчикам, которых ещё совсем недавно даже слушать не хотели? В правительстве и / или Соцмине наступило просветление? Возможно. В Литве иногда так бывает. Но что интересно.

Как отметил глава одной из крупнейших автотранспортных компаний Литвы «Vlantana» Томас Стонис: «Представляющие бизнес ассоциированные структуры продолжают открытую дискуссию о возможностях пересмотра квоты. Считаем, что все стороны заинтересованы в росте экономики, и поэтому надеемся найти надлежащие решения и по этому вопросу. И со стороны государственных институций уже видим больше понимания этой проблемы».

***

Обобщая, можно сказать, что в ситуации с квотами на трудоустройство водителей литовское государство, исходя из каких-то то ли глупых, то ли корыстных побуждений, в очередной раз создало национальному автотранспортному сектору серьёзную проблему на пустом месте. Особенно возмущает тот факт, что для решения властей о пересмотре квоты она сначала должна была закончиться. В связи с этим остаётся только догадываться, каких усилий перевозчикам стоило это решение. Но, как говорится, цель оправдывает средства. Теперь ждём официального результата, и ещё надо будет посмотреть, когда и как будет реализовано обещание Соцмина (если, конечно, ситуацию не перевернёт оскорбительное высказывание Р. Аустинскаса о водителях).

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

погрузка

Может ли перевозчик получить испорченный им груз?

Во время перевозки груза может случиться всякое, и испорченный по вине перевозчика товар – не редкость. Однако дальше возникает вопрос о его судьбе – получатель может оставить испорченный груз себе или должен вернуть его перевозчику, который возместил ущерб? Реагируя на конкретный случай, редакция «Cargonews» решила разобраться в этой ситуации.

2021-09-22 74
0
eConic

Oбзор транспортных событий в августе

Влияние пандемии на мировой транспортный сектор и рабочая группа, которая хочет повысить конкурентоспособность литовских перевозчиков. Новости из разных стран Европы и новый закон в Белоруссии о таможенном регулировании. Автомобили на сжатом воздухе, беспилотные грузовики в России и разные водительские истории. Об этом и не только в августовском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-09-03 204
0
SCV_LOGISTICS

Oбзор транспортных событий в июле

Продолжение спора по поводу увеличения квоты на трудоустройство в Литве водителей из третьих стран и специфика «переезда» литовских перевозчиков в другие страны. Письмо членов Европарламента Еврокомиссии касательно «Пакета мобильности» и снижение дорожного сбора в Польше. Индексация тарифа «Платона» и много технических интересностей. Об этом и не только в июльском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-08-01 214
0
late

Как перевозчику не потерять деньги за простой?

Все транспортные эксперты постоянно говорят участникам перевозки – чтобы избежать проблем с партнёрами, составляйте максимально детальный договор. Но на практике порой нет времени на обсуждение и прописывание всех условий (в частности по простою) – например, потому, что владельцу груза надо доставить его очень быстро, а перевозчику не хочется его упускать. Но это всегда чревато негативными последствиями. Редакция «Cargonews» хочет рассказать о проблеме, с которой в подобной ситуации столкнулся один перевозчик.

2021-07-28 154
0
gryni_kortele

Пострадают ли перевозчики из-за запрета наличных в расчётах с водителями?

Фильм «Рабы фур» вызвал в Литве большой резонанс. В нём литовские перевозчики обвинялись в частности в том, что используют наличные для финансовых махинаций в отношениях с водителями. В итоге возникла инициатива на законодательном уровне запретить работодателям использовать наличные в расчётах с сотрудниками, и недавно был принят соответствующий закон. Пострадают ли как-то перевозчики?

2021-07-10 285
1