Повышение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков – удар по конкурентоспособности литовских перевозчиков

vairas (6)

Вопрос соотношения зарплаты и командировочных, которые получают водители-дальнобойщики, обсуждается в Литве уже давно. Их представители настаивают на повышении базовой зарплаты как основы социальной защищённости этой категории трудящихся. В то же время перевозчики говорят о том, что рост коэффициента водительской заработной платы, о чём сейчас говорит правительство страны, нанёс бы ощутимый финансовый удар по их бизнесу, в результате чего те же водители могут вообще лишиться работы. Редакция Cargonews.lt решила выслушать все заинтересованные стороны и оценить перспективы правительственной инициативы. 

Позиция Министерства социальной защиты и профсоюза

Как нам отметили в Министерстве социальной защиты Литвы, проблема соотношения зарплаты и суточных в сфере дорожного транспорта существует уже давно, и её никак не удаётся решить коллективным способом. Поэтому возникла необходимость в совершенствовании соответствующей законодательной базы в сотрудничестве с социальными партнёрами. В связи с этим в конце декабря 2018 г. рабочей группе при Трёхстороннем совете, занимающейся проблемами работников сектора международных грузоперевозок, поступило предложение одобрить порядок, в соответствии с которым, вся сумма суточных не облагалась бы налогом, только если бы вышеупомянутые работники получали двойную минимальную зарплату (сейчас она составляет 555 евро на бумаге, но коэффициент пока – 1,3).

Коэффициент 2, как нам пояснили в министерстве, был выбран на основе анализа данных о ситуации в дорожно-транспортной сфере, которыми располагает Государственный фонд социального страхования, Государственная налоговая инспекция и Государственная трудовая инспекция. Статистика показывает, что в транспортном секторе бóльшую часть заработной платы составляют именно командировочные, социальные налоги с которых не платятся – то есть, социальная защищённость работников в этой сфере деятельности меньше, чем у других, хотя в целом денег они получают немало.

Что касается позиции представителей водителей, то заместитель председателя Литовского профсоюза перевозчиков Аудрюс Цузанаускас сказал, что чувствует доброжелательность правительства в вопросе повышения коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков и очень надеется на то, что соответствующее решение будет принято. В то же время он крайне критично отозвался о взгляде на водителя со стороны «Linava» и перевозчиков в целом – по его словам, даже если вышеупомянутое решение о повышении коэффициента будет принято, перевозчики могут начать искать способы не платить предусмотренные законом деньги, так как постоянно пытаются сэкономить за счёт водителя и не хотят подписывать с профсоюзами коллективный договор.

Позиция перевозчиков

«LINAVA на намерения увеличить коэффициент зарплаты водителей с 1,3 до 2 смотрит крайне отрицательно – мы считаем, что такие решения представляют угрозу для всего транспортного сектора. Не следует забывать о том, что в последнее время перевозчики сталкиваются со многими другими проблемами – беспокойство вызывает «Пакет мобильности», вопросы получения 95 кода. Оценивая ситуацию, литовские перевозчики не исключают возможность поиска более выгодных условий для бизнеса и переноса своего бизнеса в другие страны», — отметилгенеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс.

Ассоциация обращает внимание на несколько экономических моментов:

— C начала 2019 г. минимальная месячная зарплата (ММЗ) в Литве увеличилась до 555 евро на бумаге (430 евро на руки), и коэффициент 1,3(применяется с 2003 года, когда ММЗ составляла 130 евро на бумаге) означает, что зарплата водителей-дальнобойщиков увеличится больше, чем у большинства других литовскихработников;

— Если говорить о конкуренции с другими (прежде всего, центрально-и восточноевропейскими) странами, то ММЗ водителей-дальнобойщиков в Литве (721 евро на бумаге или 559 евро на руки с учётом коэффициента 1,3) выше, чем в Польше, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Хорватии (см. приведенный ниже график ММЗ на бумагев разных странах);

Page_0

— Чистая прибыль литовских транспортных компаний (3,3%) является одной из самых низких по сравнению с другими секторами национальной экономики и более чем на 2% отстает от общей чистой прибыли компаний страны (5,4%);

— Расходы перевозчиков (на топливо, страховку, дорожные налоги и т.д.) только растут, и увеличение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков станет еще одним серьёзным вызовом для их финансовой устойчивости.

На сайте Ассоциации сказано: «Члены Президиума констатировали, что в последнее время «Linava» должным образом не участвовала в переговорах по изменению коэффициента, не искала социального диалога с профсоюзами водителей». В этой связи мы решили выяснить, почему это произошло и что «Linava» делает (планирует сделать) для изменения ситуации.

В ответе редакцииАссоциация отметила неэффективность работы своего Комитета по социальным вопросам во главе с Эрландасом Микенасом – поэтому был назначен новый председатель комитета,и создана рабочая группа для оперативного урегулирования ситуации. «Встречи проводятся как совместно с представителями Конфедерации промышленников Литвы, так и без них – «Linava» знакомит со своими аргументами руководителей различных министерств, идёт поиск решения проблемы, предпринимаются попытки договориться с представителями профсоюзов. Мы надеемся, что профсоюзы должным образом оценят сложившуюся ситуацию и найдут возможность конструктивно обсудить вопрос увеличения коэффициента с целью выработки общего решения», — говорится в комментарии «Linava».

Что касается конкретных перевозчиков, то, по словам руководителя крупной литовской транспортной компании «Transekspedicija» Видмантаса Пяледы, в случае увеличения коэффициента месячные расходы на одного водителя увеличатся на 395 евро, годовые – на 4740 евро. «Это будет катастрофа. Только по этой причине прибыль перевозчика, который не занимается экспедицией, снизится на 4% – при том, что сейчас перевозчики работают с прибылью в 2-3%. Профсоюзы, конечно, могут предлагать всё, что угодно, но я не думаю, что такое решение реально. Профсоюзы видят, что мы покупаем машины, но ведь мы покупаем их за деньги банков, чтобы сохранить конкурентоспособность», — подчеркнул В. Пяледа.

Если так реагируют лидеры сектора, то что уж говорить о более мелких участниках транспортного рынка. По словам представителя компании «Imgrota» Анджея Гроховского, с человеческой точки зрения, водители выиграют от повышения коэффициента зарплаты, но для бизнеса это будет очень плохо из-за значительного роста затрат. Далее, по словам А. Гроховского, или государство должно предложить перевозчикам какой-то компенсационный механизм, или им придется поднять цены на свои услуги. Аналогичное мнение высказал глава работающей в основном в Литве транспортной компании «Logerma» ЭрнестасМатейка.

Важно отметить, что многие европейские перевозчики уже давно говорят о необходимости повышения стоимости транспортных услуг по причине роста издержек деятельности в данной сфере экономики. Однако пока эти слова остаются словами, и, если цены поднимут только литовские транспортные компании, их конкурентоспособность однозначно снизится.

Перспективы развития ситуации

Хорошо, что «Linava» спохватилась и начала исправлять ситуацию. Тем не менее, нет никаких гарантий, что конец этой истории будет для перевозчиков счастливым. «Ситуация сложная, поэтому мы не можем сказать, как всё сложится. Но у нас нет другого выхода, кроме как доказать свою правду. Для этого требуется единство, понимание и поддержка со стороны перевозчиков», — говорится в комментарии Ассоциации нашей редакции.

В то же время обнадёживает позиция Министерства социальной защиты относительно перспектив развития событий. Она такова: «В настоящее время проект постановления правительства официально ещё не представлен на согласование в институции и для публичногообсуждения. Его перспективы зависят от консенсуса социальных партнёров. Специалисты министерства всегда придерживались и придерживаются того мнения, что возникающие в конкретном секторе проблемы должны решаться путём коллективных переговоров, а не внесения изменений в действующее законодательство».

Это значит, что шанс на достижение компромисса, который бы удовлетворил ипытающихся избежать дополнительных затрат перевозчиков, и стремящихся получить бóльшие социальные гарантии водителей, сохраняется.

Вместо выводов

Двадцать второго января сего года состоялось заседание Трёхстороннего совета, который решил, что спор относительно коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков должен решаться путём переговоров между «социальными партнёрами» – то есть, между «Linava» и профсоюзами водителей. С одной стороны, это не сулит Ассоциации (перевозчикам) ничего хорошего, поскольку профсоюзы в данном случае занимают достаточно непримиримую позицию, и договориться с ними «Linava» будет крайне проблематично. С другой – это значит, что вышеупомянутый коэффициент пока не будет повышен, а переговоры можно вести очень долго, и отсутствие результата в них (сохранение status quo) для перевозчиков уже хороший результат.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

usa_transport

Как там – за океаном!

Cargonews в основном пишет о том, что происходит на европейском и литовском транспортном рынке. В то же время хочется знать, как обстоят дела в этой области в Америке. У нашей редакции появилась уникальная возможность поговорить с региональным директором компании «Keen Cargo Inc.» Дмитрием Настасийчуком, который не понаслышке знаком с особенностями сектора грузоперевозок в Соединённых Штатах и рассказал нам много интересного о специфике транспортного бизнеса в США.

2019-07-09 205
0
volvo_vera1

Обзор транспортных событий в июне

Президент «Linava» в Конфедерации промышленников Литвы (КПЛ), трудности в переговорах по поводу коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков и национальная дискуссия о налогообложении «грязных» автомобилей; новости из Брюсселя и разных стран Европы; транспортное сотрудничество Евразийского экономического союза с Китаем и актуалии автономных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-07-01 381
0
apziura

Техосмотр в Литве – настало время перемен?

В Литве с конца прошлого века действует та же система техосмотра (ТО) – данный сегмент рынка решением государства по сути монополизирован 10 работающими по региональному принципу компаниями. Инициатива министерства внутренних дел изменить (либерализировать) устоявшийся порядок вызвала бурный протест с их стороны. А что в этой связи выгодно перевозчикам с их большим количеством грузовиков?    

2019-06-25 272
0
sankcijos

Обзор транспортных событий в мае

Переломный конгресс «Linava» и дискуссия о техосмотре в Литве, чаще всего проверяемые дороги в Польше и статистика продаж грузовиков в Европе, летние ограничения движения большегрузного транспорта в России и Белоруссии и события в мире транспортных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-06-03 386
0
nadzor

Разъяснения «Россельхознадзора» по порядку транзита подкарантинной продукции

В ответ на запрос АСМАП поступили разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относительно порядка автоперевозок транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Казахстан и другие государства подконтрольных Россельхознадзору товаров, вошедших в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 (запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн).

2019-05-29 387
0