Представители транспортной отрасли – одни из наиболее частых «клиентов» Комиссии по трудовым спорам

3-1-e1490086127279-300x195

Отношения работодателя и сотрудника редко обходятся без конфликтов, а в транспортной отрасли различные конфликты – очень частое явление. Это обусловлено определённой, отличной от других сфер экономики, спецификой. Когда стороны не могут договориться мирным путём, приходится обращаться в Комиссию по трудовым спорам (КТС). С момента вступления в силу нового Трудового кодекса (в июле прошлого года) границы компетенции этого органа ещё больше расширились.

В первую очередь – не в суд

Ирина Янукявичене, заведующая Отделом по обслуживанию лиц и применению законодательства в Государственной трудовой инспекции, редакции CargoNews.lt сообщила, что по количеству жалоб транспортный сектор занимает второе место. В 2016 году на имя КТС поступило 449 жалоб, в 2017 году – 547 жалоб. Однако, в январе нынешнего года, по сравнению с январём прошлого года, количество жалоб сократилось на 30 проц.

Специалист подчеркнула, что при возникновении споров, касающихся трудовых отношений, КТС является обязательной инстанцией досудебного разбирательства. КТС рассматривает как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры. Индивидуальным трудовым спором считается спор между сотрудником и работодателем, который возникает на основе заключения, изменения, исполнения или расторжения трудового договора, а также на основе неисполнения или ненадлежащего исполнения норм трудового законодательства. К индивидуальным трудовым спорам можно отнести споры по поводу невыплаченной зарплаты, невозмещённого материального ущерба, непредоставленного отпуска, дисциплинарных взысканий и т.д. С июля прошлого года, когда вступил в силу новый ТК, КТС также занимается разбирательством споров, связанных с увольнением сотрудников, с правомерностью отстранения сотрудников от работы, с возмещением неимущественного ущерба. Ранее подобные споры решались в судах.

Сотрудники обращаются чаще, чем работодатели

В КТС могут обращаться как работодатели, так и сотрудники – если они считают, что их права были нарушены. Для того, чтобы обратиться в Комиссию, необходимо заполнить установленную форму заявления (её можно скачать здесь). В заявлении нужно очень точно изложить ситуацию, не забыть указать сумму иска, а также прикрепить к заявлению другие необходимы документы: трудовой договор, платёжные ведомости и т.д. На сегодняшний день в Литве работает 18 отделений КТС. Эта государственная административная услуга предоставляется бесплатно.

По словам И. Янукявичене, 97 проц. всех обращений от представителей транспортного сектора составляют жалобы сотрудников. Как правило, сотрудники обращаются по вопросам невыплаченной заплаты и неправильных расчётов рабочего времени. Если же в Комиссию обращаются работодатели, то это они делают, как правило, по одному-единственному поводу – по поводу возмещения материального ущерба, причинённого по вине сотрудника. Правда, специалист вспомнила один интересный случай, когда работодатель обратился в КТС потому, что ему никак не удавалось отправить сотрудника в отпуск.

Решение КТС подлежит обязательному исполнению

Каждая конкретная Комиссия создаётся на трёхсторонней основе: она состоит из представителя Государственной трудовой инспекции, представителя работодателя (обязательно с юридическим образованием) и представителя профсоюза. Поступившая в Комиссию жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца (в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлён). Решение КТС подлежит обязательному исполнению. Если одна из сторон с решением не согласна, она может в течение месяца обжаловать его суду. Если в течение указанного срока жалоба в суд не поступила, а решение КТС по доброй воле не исполняется, тогда исполнение решения можно отдать в руки судебных приставов.

Свободный доступ к материалам дела

В ходе рассмотрения жалобы стороны трудового спора или их представители имеют право на свободный доступ к материалам дела (за исключением дня, когда проводится заседание Комиссии). Для того, чтобы ознакомиться с материалами дела, стороны должны заранее договориться с председателем или с секретарём КТС и в согласованное время явиться в Государственную трудовую инспекцию, где и будут ознакомлены с материалами дела, потому что унести дело с собой или получить его другим образом невозможно.

Дело предоставляется к ознакомлению только после того, как заинтересованное лицо предъявит документ личности (это в случае, если желание ознакомиться с содержанием дела изъявили непосредственно сотрудник или работодатель). Представители сторон должны дополнительно предъявить документ, подтверждающий их право на ознакомление с содержанием дела. Безусловно, запрещается добавлять в дело заметки, перечёркивать текст, вырывать листы и т.д.

Если лицо, у которого есть право быть ознакомленным с делом, хочет получить копии прикреплённых к делу документов, оно должно предъявить письменное заявление и получить разрешение председателя Комиссии. Копии документов должны быть предоставлены не позднее, чем в течение трёх рабочих дней. Следует отметить, что лицо, получившее право доступа к материалам дела, не может разглашать или распространять конфиденциальную информацию и личные данные участников дела, а тем более использовать материалы дела в незаконных целях – за это, в соответствии с законодательством, грозит личная ответственность.

Таким образом, если трудовой спор не удалось урегулировать мирным путём, имейте ввиду, что обойти КТС не удастся – как мы уже говорили, это обязательная инстанция досудебного разбирательства. И решения КТС, если только не подаются на обжалование в суд, подлежат обязательному исполнению. В противном случае дело может дойти до участия судебных приставов – а это будут неизбежные дополнительные расходы и другие неприятности.

Комментарии

Йосип Микита 2021-01-26 16:33

Мій номер +380500847333

Йосип Микита 2021-01-26 16:32

Доброго дня, я громадянин України , прaцював Литві на фірмі sausumos transportas , поки перебував у відпустці мене звільнили і анулювали вид на проживання, звільнили по статті , не виплатили всю зарплату, а також не виплатили відпускні, допоможіть владнати проблему!

Кулиев Расим 2020-07-07 12:06

Здравствуйте я гражданин Украины, работаю в литве, делаю реновацею домов, и снами не хочет дерехтор фирмы рощитоватся помогите если можете мой номер +38063039521


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

trisale_taryba

Лучшего шанса может не быть – удастся ли перевозчикам изменить коэффициент зарплаты водителей?

В 2019 г. правительство Литвы решило повысить коэффициент зарплаты водителей-дальнобойщиков с 1,3 до 1,65. Это стало большим ударом для автотранспортного сектора страны. Поддерживающие перевозчиков политики обратились в Конституционный Суд (КС) по поводу соответствия этого решения Конституции. Тогда мало кто надеялся на успех этой затеи, и про неё забыли. Но недавно она напомнила о себе – КС признал решение правительства неконституционным. Иными словами, у перевозчиков появился отличный шанс добиться пересмотра коэффициента. Вопрос – сумеют ли они им воспользоваться?   

2021-06-16 40
0
DAF_new

Oбзор транспортных событий в мае

Различные проблемы литовских перевозчиков и скандалы в «Linavа». Трудности с изменением «Пакета мобильности» и новости из стран Европы. Ещё одно изменение порядка въезда в Москву и возможности введения стандарта Евро-7. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-07 272
0
vairas (6)

Пересмотр квоты на трудоустройство водителей из третьих стран – быть или не быть? (c эксклюзивным комментарием Министерства социальной защиты и труда Литвы)

Некоторое время назад Литва решила ввести квоту в сфере услуг для граждан из третьих стран, которая касается и водителей-дальнобойщиков. Уже это вызвало недовольство литовских перевозчиков, которым не хватает водителей (а сейчас из-за требований «Пакета мобильности» их требуется ещё больше). Когда стал известен размер установленной квоты – 11600 человек для всей сферы услуг – автотранспортный сектор испытал шок. Но была надежда на пересмотр этой квоты в течение года, что позволяет сделать закон. Когда мы писали об этом, мы даже не представляли, чем всё это закончится.

2021-06-02 248
0
migracija_klausimai

Продлить нельзя, отказать – как власти Литвы «помогают» национальному перевозчику

Совсем недавно у литовских перевозчиков возникли трудности с попаданием в «Список утверждённых компаний», членство в котором позволяет трудоустраивать водителей из третьих стран в упрощённом порядке. Всё из-за того, что Порядок включения компаний в СУК был утверждён МВД и применялся без оглядки на специфику работы грузового автотранспортного сектора. К счастью, законодательная база была достаточно быстро подкорректирована. Но теперь возникла новая проблема: литовский перевозчик не может продлить своим водителям разрешение на проживание в Литве – и похоже, что виной всему снова новые неадекватные правовые нормы и их спорное применение.

2021-05-20 326
0
basanaviciaus45

Бизнес по-линавски – пора ли менять генерального секретаря «Linava»?

Состоялся XXXVIII конгресс «Linava», который прошёл удалённо и ознаменовался очередным скандалом. Одним из центральных событий мероприятия стал доклад Ревизионной комиссии (РК), который очень нервно воспринял генеральный секретарь Ассоциации Зенонас Буйвидас. Он обвинил комиссию в предвзятости и выполнении заказа сил, связанных с недавно образованной Конфедерацией мелких и средних перевозчиков Литвы, президентом которой является бывший глава «Linava» Эрландас Микенас. Однако то, что случилось во время голосования по вопросу продажи крупной собственности Ассоциации, говорит о том, что претензии РК к З. Буйвидасу, возможно, небезосновательны. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.

2021-05-07 80
0