Представители транспортной отрасли – одни из наиболее частых «клиентов» Комиссии по трудовым спорам

3-1-e1490086127279-300x195

Отношения работодателя и сотрудника редко обходятся без конфликтов, а в транспортной отрасли различные конфликты – очень частое явление. Это обусловлено определённой, отличной от других сфер экономики, спецификой. Когда стороны не могут договориться мирным путём, приходится обращаться в Комиссию по трудовым спорам (КТС). С момента вступления в силу нового Трудового кодекса (в июле прошлого года) границы компетенции этого органа ещё больше расширились.

В первую очередь – не в суд

Ирина Янукявичене, заведующая Отделом по обслуживанию лиц и применению законодательства в Государственной трудовой инспекции, редакции CargoNews.lt сообщила, что по количеству жалоб транспортный сектор занимает второе место. В 2016 году на имя КТС поступило 449 жалоб, в 2017 году – 547 жалоб. Однако, в январе нынешнего года, по сравнению с январём прошлого года, количество жалоб сократилось на 30 проц.

Специалист подчеркнула, что при возникновении споров, касающихся трудовых отношений, КТС является обязательной инстанцией досудебного разбирательства. КТС рассматривает как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры. Индивидуальным трудовым спором считается спор между сотрудником и работодателем, который возникает на основе заключения, изменения, исполнения или расторжения трудового договора, а также на основе неисполнения или ненадлежащего исполнения норм трудового законодательства. К индивидуальным трудовым спорам можно отнести споры по поводу невыплаченной зарплаты, невозмещённого материального ущерба, непредоставленного отпуска, дисциплинарных взысканий и т.д. С июля прошлого года, когда вступил в силу новый ТК, КТС также занимается разбирательством споров, связанных с увольнением сотрудников, с правомерностью отстранения сотрудников от работы, с возмещением неимущественного ущерба. Ранее подобные споры решались в судах.

Сотрудники обращаются чаще, чем работодатели

В КТС могут обращаться как работодатели, так и сотрудники – если они считают, что их права были нарушены. Для того, чтобы обратиться в Комиссию, необходимо заполнить установленную форму заявления (её можно скачать здесь). В заявлении нужно очень точно изложить ситуацию, не забыть указать сумму иска, а также прикрепить к заявлению другие необходимы документы: трудовой договор, платёжные ведомости и т.д. На сегодняшний день в Литве работает 18 отделений КТС. Эта государственная административная услуга предоставляется бесплатно.

По словам И. Янукявичене, 97 проц. всех обращений от представителей транспортного сектора составляют жалобы сотрудников. Как правило, сотрудники обращаются по вопросам невыплаченной заплаты и неправильных расчётов рабочего времени. Если же в Комиссию обращаются работодатели, то это они делают, как правило, по одному-единственному поводу – по поводу возмещения материального ущерба, причинённого по вине сотрудника. Правда, специалист вспомнила один интересный случай, когда работодатель обратился в КТС потому, что ему никак не удавалось отправить сотрудника в отпуск.

Решение КТС подлежит обязательному исполнению

Каждая конкретная Комиссия создаётся на трёхсторонней основе: она состоит из представителя Государственной трудовой инспекции, представителя работодателя (обязательно с юридическим образованием) и представителя профсоюза. Поступившая в Комиссию жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца (в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлён). Решение КТС подлежит обязательному исполнению. Если одна из сторон с решением не согласна, она может в течение месяца обжаловать его суду. Если в течение указанного срока жалоба в суд не поступила, а решение КТС по доброй воле не исполняется, тогда исполнение решения можно отдать в руки судебных приставов.

Свободный доступ к материалам дела

В ходе рассмотрения жалобы стороны трудового спора или их представители имеют право на свободный доступ к материалам дела (за исключением дня, когда проводится заседание Комиссии). Для того, чтобы ознакомиться с материалами дела, стороны должны заранее договориться с председателем или с секретарём КТС и в согласованное время явиться в Государственную трудовую инспекцию, где и будут ознакомлены с материалами дела, потому что унести дело с собой или получить его другим образом невозможно.

Дело предоставляется к ознакомлению только после того, как заинтересованное лицо предъявит документ личности (это в случае, если желание ознакомиться с содержанием дела изъявили непосредственно сотрудник или работодатель). Представители сторон должны дополнительно предъявить документ, подтверждающий их право на ознакомление с содержанием дела. Безусловно, запрещается добавлять в дело заметки, перечёркивать текст, вырывать листы и т.д.

Если лицо, у которого есть право быть ознакомленным с делом, хочет получить копии прикреплённых к делу документов, оно должно предъявить письменное заявление и получить разрешение председателя Комиссии. Копии документов должны быть предоставлены не позднее, чем в течение трёх рабочих дней. Следует отметить, что лицо, получившее право доступа к материалам дела, не может разглашать или распространять конфиденциальную информацию и личные данные участников дела, а тем более использовать материалы дела в незаконных целях – за это, в соответствии с законодательством, грозит личная ответственность.

Таким образом, если трудовой спор не удалось урегулировать мирным путём, имейте ввиду, что обойти КТС не удастся – как мы уже говорили, это обязательная инстанция досудебного разбирательства. И решения КТС, если только не подаются на обжалование в суд, подлежат обязательному исполнению. В противном случае дело может дойти до участия судебных приставов – а это будут неизбежные дополнительные расходы и другие неприятности.

Комментарии

Йосип Микита 2021-01-26 16:33

Мій номер +380500847333

Йосип Микита 2021-01-26 16:32

Доброго дня, я громадянин України , прaцював Литві на фірмі sausumos transportas , поки перебував у відпустці мене звільнили і анулювали вид на проживання, звільнили по статті , не виплатили всю зарплату, а також не виплатили відпускні, допоможіть владнати проблему!

Кулиев Расим 2020-07-07 12:06

Здравствуйте я гражданин Украины, работаю в литве, делаю реновацею домов, и снами не хочет дерехтор фирмы рощитоватся помогите если можете мой номер +38063039521


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

road_toll

Новая система дорожного сбора – пострадают ли перевозчики?

В Литве с 2023 г. должна заработать новая система дорожного сбора. Виньетки заменит плата за километр пути. Соответствующее решение, которому предшествовала долгая дискуссия, парламент страны принял ещё в начале ноября прошлого года. Тогда перевозчиков это особо не волновало, но недавно «Linava» вдруг созвала специальную пресс-конференцию, в ходе которой выразила недовольство планируемыми изменениями. Понятно, что они серьёзно повлияют на внутренний пассажирский транспорт. Однако секретарь «Linava» по транспортной политике и инновациям Андрюс Бурба заявил, что новая система станет болезненным ударом и для грузового автотранспорта страны. Так ли это?  

2021-04-15 23
0
brexit_check

«Брексит» – что было, что есть, что будет?

«Брексит» стал серьёзным испытанием для транспортного сектора. Сейчас уже можно делать определённые выводы относительно того, что происходит и что может быть дальше. Катастрофа не случилась, но ситуация до сих пор не нормализовалась. А впереди новые трудности. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, как обстоят дела с перевозками по маршруту ЕС-Великобритания в целом, удалось ли литовским перевозчикам приспособиться к новым реалиям и к чему им готовиться.

2021-04-02 124
0
23208da2be2a160a3800b810e01f29bc

Oбзор транспортных событий в марте

Появление литовской Конфедерации мелких и средних перевозчиков и изменённый порядок составления «Списка утверждённых компаний» в Литве. Исследование IRU о нехватке водителей, важное решение Суда справедливости ЕС и важные перемены в Великобритании. Весенние ограничения движения в России и Белоруссии, шаг вперёд на пути реализации концепции eTIR и конкурс «Грузовик года в Литве». Об этом и не только в мартовском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2021-03-31 95
0
kelias_a5

Штрафы за неуплату дорожного сбора за дорогу А5 – что делать?

О проблеме с уплатой дорожного сбора при въезде в Литву из Польши по дороге А5 литовские перевозчики активно заговорили в мае прошлого года (подробнее об этом – здесь). Её суть в том, что они привыкли покупать виньетку после пересечения границы на ближайшей АЗС, но затем до заправки была установлена система контроля, которая вынуждает перевозчика (а точнее – водителя) покупать виньетку заранее электронным способом. Тем не менее, многие продолжили делать это на АЗС, и пошли штрафы, поскольку виньетка покупалась через несколько минут после того, как система зафиксировала её отсутствие. Перевозчики возмутились. А сегодня они недовольны ещё и тем, что штрафы приходят с большим опозданием и не все сразу. Редакция «Саrgonews» решила выяснить, может ли перевозчик, несколько раз купивший виньетку спустя некоторое время после фиксации нарушения, как-то избежать наказания или смягчить его.       

2021-03-23 260
0
dengi

Свой свояка видит издалека – куда уходят деньги «Linava»?

В последнее время доходы «Linava» падают. В связи с этим Ассоциация должна стараться использовать имеющиеся средства максимально бережно и эффективно. Однако в СМИ появилась информация о её возможных необоснованных тратах, которые её правящее большинство, как показало заседание президиума (сначала доступное его видео затем стало закрытым), почему-то не хочет даже обсуждать. Больше того, редакция «Cargonews» узнала о том, что Зенонас Буйвидас через несколько дней после назначения на пост генсека «Linava» подписал указ, которым со 100 до 2000 евро увеличил сумму закупок, требующих заполнения заявки в электронной системе Ассоциации (если сумма закупки меньше 2000 евро – её инициатор осуществляет её самостоятельно, получив согласие генсека). Мы решили разобраться в ситуации, и вскрылись более чем интересные подробности.   

2021-03-04 85
0