Проблема контроля иностранных перевозчиков в Литве – а воз и ныне там

cof

Некоторое время назад мы уже писали о проблемах деятельности иностранных перевозчиков в Литве. Очевидно, что своими действиями они не только искажают конкуренцию на литовском рынке, но и наносят большой ущерб бюджету страны. Однако контролирующие органы почему-то не уделяют ситуации должного внимания. Сейчас появился повод вернуться к этому вопросу и посмотреть, изменилось ли что-то на данном направлении.   

Недавно при Минтрансе Литвы был создан Совещательный совет для обсуждения проблем дорожного транспорта. В него вошли представители перевозчиков и органов власти, от которых зависит решение вопроса иностранных перевозчиков, поднятого уже на втором его заседании. Выяснилось, что проблема никуда не делась, и перевозчики Литвы как и прежде недовольны недостаточной активностью контролирующих органов страны в этой сфере. Чтобы выяснить суть их претензий и предложений, мы поговорили с секретарём по транспортной политике Союза перевозчиков Литвы (СПЛ) Гинтаутасом Рамаслаускасом.

Доверяй и не проверяй

По словам Г. Рамаслаускаса, активность перевозчиков из третьих стран в Литве достаточно высока, и одна из основных претензий литовских перевозчиков к контролирующим институциям страны связана с ненадлежащей проверкой ими того, как иностранные перевозчики выполняют требования, связанные с использованием разрешений на перевозку грузов. 

Также литовские перевозчики недовольны тем, что иностранные коллеги из третьих стран (прежде всего из Центральной Азии) просто покупают в Литве или другой стране ЕС грузовые транспортные средства и сразу же – без оформления всех необходимых документов, позволяющих заниматься коммерческой перевозкой грузов – берут для них грузы в Литве и беспрепятственно, а также по заниженной цене вывозят их из страны (подробнее об этой проблеме на литовском языке – здесь). Ниже представлена статистика от «Regitra», сколько в Литве за последние годы иностранцы (за исключением тех, у которых есть разрешение на временное или постоянное проживание в стране) первый раз и повторно зарегистрировали грузовиков категории N3 и прицепов категории О4.

  2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
N3 категория
Число первый раз зарегистрированных транспортных средств(из них иностранцами) 9239 (121) 10397 (343) 12611 (425) 12754 (274)
Число зарегистрированных транспортных средств, которые до этого уже регистрировались в Литве (из них иностранцами) 7460 (113) 7239 (157) 7245 (166) 7127 (274)
 
O4 категория
Число первый раз зарегистрированных транспортных средств(из них иностранцами) 8084 (221) 11279 (719) 14255 (954) 14140 (969)
Число зарегистрированных транспортных средств, которые до этого уже регистрировались в Литве (из них иностранцами) 4669 (122) 5444 (236) 4718 (214) 4952 (235)

Кроме того представитель СПЛ сказал о необходимости более интенсивного и жёсткого контроля режима труда и отдыха иностранных водителей, веса и габаритов их транспортных средств, уплаты ими дорожного сбора и соблюдения правил каботажа, и так далее.

Иными словами – проблемных моментов целая куча. А что с проверками? Их статистика (представлена ниже в таблице), которую СПЛ не без труда удалось получить у ЛАТБ, вызывает ряд вопросов. Во-первых, почему в 2019 г. значительно уменьшилось число проверок иностранных перевозчиков по всем категориям? Во-вторых, почему литовских перевозчиков ЛАТБ проверяет чаще чем иностранных, хотя в Европе – особенно Западной – сегодня очень активно проверяются именно иностранные перевозчики, чтобы защитить национальный транспортный рынок от их, как предполагается, нечестной конкуренции? Например, в Германии транспортная инспекция (BAG) в первом полугодии этого года совершила 54216 проверок транспортных средств, и 65% из них пришлись на долю иностранных перевозчиков, а в Литве процент проверок иностранных перевозчиков, если исходить из данных таблицы ЛАТБ c учётом проверки разрешений на перевозку только у них, с 52% в 2018 г. упал до 39% в 2019 г. 

LTSA STATISTIKA-page0002

Проще говоря, если исходить из статистики литовских проверок, проблем с иностранными перевозчиками в Литве нет. Точнее, они, конечно, есть, но ситуация стабильная, далеко не критическая и под контролем. Как отметил Г. Рамаслаускас, им так и говорят – особых проблем нет, ситуация нормальная. Однако литовские перевозчики так не считают, и у них есть целый ряд предложений, как можно изменить ситуацию. 

Например, принять правила заполнения разрешений на перевозку; цифровизацировать разрешения и создать их базу, которая была бы доступна и таможне, чтобы таможенная процедура не могла пройти без проверки в ней разрешения по номеру, и интегрирована с системой уплаты дорожного сбора; в целом, более тщательно проверять иностранных перевозчиков на внутренних таможенных постах; серьёзно увеличить число проверок со стороны ЛАТБ; ужесточить наказание за различные нарушения (включая задержание груза и машины).

В последнем случае, как нам отметили в «Linava», нечестность конкуренции проявляется в кардинальном отличии штрафов иностранным перевозчикам в Литве и литовским перевозчикам за границей – они отличаются в разы, и поэтому «Linava» подготовила проект поправок к литовскому кодексу административных нарушений, который предусматривает ужесточение санкций в отношении иностранных перевозчиков-нарушителей. Кроме того, важен не только размер штрафа, но и неотвратимость наказания, а сегодня система взыскания штрафов в Литве, по мнению Ассоциации, далеко не совершенна, и нередки случаи, когда перевозчики из третьих стран не платят уже выписанный штраф.   

А что власть? Как сказал Г. Рамаслаускас, её представители в Совещательном совете как бы соглашаются и с тем, что надо что-то делать, и с отдельными предложениями перевозчиков, но в итоге всё остаётся на уровне разговоров. Поэтому больших надежд на то, что что-то изменится в лучшую сторону уже в ближайшее время у Г. Рамаслаускаса нет. Сегодня перевозчики рады уже тому, что могут донести до власти свои проблемы, и действуют по принципу «вода камень точит» – может с десятого раза что-нибудь и получится. 

Тем не менее, мы решили уточнить у ЛАТБ, таможни и Минтранса, намерены ли они что-то делать в ответ на претензии и предложения перевозчиков. 

ЛАТБ: «Зарубежные страны всегда наш приоритет»     

Таможня сразу ответила, что о решениях, принятых на заседании Совещательного совета, лучше узнать у Минтраса. Последний дал нашей редакции следующий комментарий: «Минтранс совместно с Дирекцией автомобильных дорог Литвы рассматривает возможность [выделено редакцией] совершенствования информационной системы движения по дорогам государственного значения и решения, согласно которому, иностранный перевозчик при въезде в Литву и покупке электронной виньетки вводил бы в систему номер литовского разрешения на международную перевозку. Это стало бы дополнительной мерой усиления контроля помимо физического контроля на дорогах. Данное предложение на заседании выдвинул Минтранс (не перевозчики, как сказано в их сообщении). Также рассматривается возможность [выделено редакцией] перехода на электронные разрешения на международные перевозки. Поскольку для этого требуется согласие обеих сторон, которые обмениваются разрешениями, на первом этапе это будет сделано с Казахстаном, который выразил такое желание».

Таким образом, радует то, что Минтрансом уже рассматриваются конкретные меры усиления контроля иностранных перевозчиков. И тут даже не важно, кто их предложил – главное, чтобы они были реализованы на практике и как можно скорее (потому что рассматривать возможность можно вечно).

Обратившись в ЛАТБ (в том числе с просьбой прокомментировать приведённую выше её статистику), мы получили следующий ответ: «Правовые акты ЕС говорят: санкции и правила должны быть недискриминационными, а это означает, что и надзор не может основываться исключительно на стране регистрации транспортного средства (Директива 2000/30/EC). Мы хотим, чтобы литовские перевозчики поняли, что любое увеличение количества проверок приведёт к увеличению количества и их проверок, а любая проверка является бременем для бизнеса. Увеличение количества проверок литовских перевозчиков фактически произошло из-за жалоб граждан, связанных с только в Литве работающим транспортом, особенно в строительном секторе. Но в общем числе литовские и зарубежные перевозчики распределяются равномерно». С учётом представленной выше статистики, звучит странно, но в ЛАТБ отметили: «ЛАТБ постоянно проводит на дорогах определённые превентивные акции, в ходе которых проверяется весь поток проезжающих транспортных средств. Результаты таких акций не включены в эту [приведённую выше] статистику». 

Главное, в ответе ЛАТБ сказано: «Ситуация под постоянным наблюдением. Проведение проверок основывается не только на оценке информации из публичного пространства, но и на системе ЛАТБ по оценке рисков. Зарубежные страны всегда наш приоритет, и если сотрудники работают на дороге, приоритет им, однако, как было сказано выше – есть разные факторы, которые определяют то или иное решение, кого проверять. По мнению ЛАТБ, если исходить из выявляемых недостатков и нарушений, проблемы у работающих в сфере международных перевозок одинаковы. Проблема больше с местными перевозками».

Наконец, как подытожили в ЛАТБ: «Контроль грузового транспорта на дорогах в рамках своей компетенции осуществляет не только ЛАТБ, но и полиция, таможня и частично пограничная служба. Поэтому, чтобы получить объективное и подробное представление о происходящем, необходимо обратиться и в эти институции». 

А теперь позиция ЛАТБ по-простому. Контроль иностранных перевозчиков у неё в приоритете, но каких-то особых проблем с ними, по мнению институции, нет (всё как у литовских коллег), и вообще – проблем больше с местными перевозками. Если всё-таки увеличить количество проверок иностранных перевозчиков, увеличится и количество проверок местных перевозчиков – иначе дискриминация, которая запрещена ЕС. При этом, как отметил член Совета по грузовому транспорту «Linava» Виктор Монкевич: «Если проанализировать количество разрешений, используемых иностранными перевозчиками, видно, что их на дорогах Литвы больше, чем отечественных. Соответственно, и контроль должен быть пропорциональным, а число проверок иностранцев уменьшается. И это при огромном количестве предоставленной в 2019 г. ЛАТБ и другим контролирующим структурам информации об иностранных перевозчиках-нарушителях. Что касается Директивы 2000/30/EC, то в ней речь идёт о техническом контроле, а не о контроле разрешений».   

Также интересно то, что увеличить количество проверок в Литве из-за жалоб граждан можно, но когда жалуются литовские перевозчики – «вам же хуже будет» и «дискриминация». При этом в Германии, как было показано выше, иностранных перевозчиков проверяют чаще, и речь на государственном уровне там идёт не о дискриминации, а о защите национального транспортного рынка (и это уже не говоря о продавленном Западной Европой «Пакете мобильности», который откровенно ущемляет интересы перевозчиков из периферийных стран ЕС). Наконец, «чего всё на ЛАТБ валить?» – ведь ещё есть полиция, таможня, пограничники? Только они все, как показал наш предыдущий материал (и последний ответ таможни), шарахаются от проблемы иностранных перевозчиков как чёрт от ладана. Таким образом, ожидать, что ЛАТБ вдруг найдёт и накажет всех иностранных перевозчиков-нарушителей, явно не стоит (да и чего их искать, если «проблемы нет»).  

***

Обобщая, можно зафиксировать несколько моментов. Первое, ситуация с деятельностью иностранных перевозчиков (особенно из третьих стран) и её контролем в Литве продолжает вызывать у местных перевозчиков серьёзное беспокойство – в частности, из-за низкой активности ЛАТБ, которая менять свою позицию, судя по всему, не намерена, поскольку для этого, якобы, нет оснований. Второе, нельзя сказать, что вообще ничего не делается – Минтранс рассматривает действенные меры усиления контроля иностранных перевозчиков. Другой вопрос – как долго он будет их рассматривать, так как принимать их надо было вчера. В целом, ситуация практически не сдвинулась с мёртвой точки, и литовский автотранспортный сектор продолжает страдать от нечестной конкуренции со стороны иностранных (в первую очередь, восточных) коллег, а литовский бюджет – недополучать серьёзные доходы. В этой связи остаётся надеяться лишь на то, что когда-нибудь принцип «вода камень точит» всё-таки сработает.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

Mercedes-Benz GenH2 TruckMercedes-Benz GenH2 Truck

Обзор транспортных событий в сентябре

Литовская транспортная статистика, перемены в «Linava» и подозрительные связи «Girteka». Актуалии «Брексита» и новый мост на словацко-венгерской границе. «Война» Белоруссии с литовскими перевозчиками и проблемы «Nikola». Об этом и не только в сентябрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2020-09-30 263
0
musk

Электрический грузовик для дальних перевозок – близкая реальность или нереальная перспектива?

В последнее время много говорится о перспективах электричества как источника энергии для грузового автотранспорта. Есть мнение, что это тупиковое направление, но в то же время на рынке бум предложений в данном сегменте не только от новичков, но и от известных производителей. Правда речь в основном о грузовиках для близких перевозок. А появится ли в ближайшее время электрический тягач с большим запасом хода? Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.  

2020-09-30 92
0
mobpackage

«Пакет мобильности» вступил в силу – у перевозчиков проблемы. Что дальше?

Перевозчики из разных стран ЕС (особенно из периферийных) всё время говорили о том, что «Пакет мобильности» (ПМ) не отражает сегодняшних транспортных реалий в Европе, и поэтому с его практической реализацией возникнут физические проблемы, уже не говоря о финансовых. Однако ПМ всё-таки был принят и начал действовать, и опасения транспортников оправдываются.

2020-09-14 600
0
bankrot

Банкротство – только начало: на что обратить внимание в новом Законе о неплатёжеспособности юридических лиц?

Банкротство – нередкое и важное явление в транспортном секторе. Однако порой перевозчики не знают, как вести себя в такой ситуации, чтобы не упустить возможность взыскать с делового партнёра долг за предоставленные услуги. Недавно вступил в силу новый Закон о неплатёжеспособности юридических лиц (ЗНЮЛ), об особенностях которого мы говорим с представителем адвокатской конторы «VERUM» Миндаугасом Шимкунасом.

2020-09-08 106
0