Проблема 95 кода – ещё один вызов для литовских перевозчиков

1518_33ad8cc013f716a0246779c087f2c500

Сегодня транспортный сектор Литвы невозможно представить без водителей из третьих стран. Однако литовские перевозчики неожиданно столкнулись с проблемой, суть которой – неприемлемая продолжительность курсов для получения 95 кода. Если компромисс с властями страны в этом вопросе найти не удастся, уже осенью трудоустройство водителей из третьих стран в Литве станет очень сложным, что ограничит развитие бизнеса перевозчиков и снизит их конкурентоспособность. Есть ли выход?

Учиться, учиться и ещё раз учиться?

Эти слова для литовских транспортных компаний актуальны потому, что, если будет утверждён предложенный Министерством просвещения (МП) порядок, продолжительность курсов для получения 95 кода (о том, что это такое, можно узнать, например, здесь) заметно вырастет. Соответственно, водителям придётся «сидеть за партой», а не работать, что приведёт к простою транспортных средств и убыткам перевозчиков.

По мнению «Linavа», утверждённые МП новые модульные программы профессионального начального и периодического обучения водителей моторных транспортных средств противоречат директиве Европарламента и Евросовета 2003/59/ЕВ и Порядку обучения, утверждённому приказом министра транспорта от 3 февраля 2011 г. № 3-79. И в директиве, и в документе Минтранса сказано, что длительность курсов начального обучения составляет 280 часов плюс 20 часов индивидуального вождения (или 140 часов плюс 10 часов вождения в ускоренном порядке), а в новой программе на эти цели предусмотрены 49 кредитов – то есть, 1323 часа. Указанная в директиве и документе Минтранса продолжительность периодического обучения (подтверждения квалификации, которое должно проходить каждые пять лет) – 35 часов, а в новой программе на эти цели предусмотрены 10 кредитов – то есть, 270 часов.

Кроме того, по утверждению «Linavа», во время составления программ, их содержание не согласовывалось с перевозчиками, для которых и готовятся водителями, и частными автошколами, в результате чего создаётся впечатление, что несколько государственных учебных заведений подготовили их для себя.

Мнение перевозчиков

В сложившейся ситуации неудивительно, что конкретные транспортные компании Литвы отнеслись к инициативе МП критически. Например, как нашей редакции заявил глава логистического отдела «Baltic transline» Донатас Ницкус: «Водительская профессия непопулярна, и с такими планами правительства станет ещё менее привлекательной. Опыт приходит с практикой. Сегодня у большинства перевозчиков есть свои планы или программы обучения, и они дополнительно обучают водителей по стандартам своей компании. Можно подчеркнуть, что желание увеличить продолжительность обучения это перебор».

Представитель другой крупной литовской транспортной компании «Vlantana» Альгимантас Шнепис, комментируя планы властей страны, обратил наше внимание на несколько моментов. Во-первых, обязательное обучение для получения 95 кода в государствах ЕС регламентируют европейские правовые нормы. Это делается для того, чтобы не искажались условия конкуренции: вождение транспортных средств, говоря о гражданах (водителях) как государств-членов ЕС, так и третьих стран, должны регулировать одинаковые правила.

Во-вторых, в прошлом году европейские власти, приняв во внимание академические и технические нововведения и стремясь добавить правовой ясности, а также гарантировать признание результатов обучения для получения 95 кода во всех странах ЕС (то есть, упростить и унифицировать его порядок), скорректировали свои требования в этой области (подробности в директиве, которая частично меняет директиву 2003/59/EВ). В этой связи любые инициативы Литвы, целью которых является реформа обучения водителей и повышение его качества, по мнению А. Шнеписа, могут только приветствоваться, однако всё надо делать путём диалога и согласия, чтобы обучение водителей для получения 95 кода соотносилось с потребностями работодателей, а его порядок и содержание соответствовали требованиям ЕС, признанным и в других странах Союза.

В-третьих, по словам А. Шнеписа, очевидно, что односторонние изменения правил получения 95 кода, усложнив условия обучения/трудоустройства как работающих, так и будущих водителей, могут нанести удар по конкурентоспособности литовских перевозчиков и таким образом оказать негативное влияние на транспортный сектор страны как один из столпов её экономики. В заключение он выразил надежду на то, что МП вместе с другими органами власти и представителями транспортного бизнеса найдёт решение, которое обеспечит конкурентоспособность литовских перевозчиков на европейском рынке, создаст условия для повышения привлекательности водительской профессии и упростит привлечение и трудоустройство в Литве новых водителей.

Транспортный директор «Hegelmann Transporte» Сергей Карпович отметил, что не уверен, получит ли водитель в течение такого длительного обучения, которое предлагает МП, соответствующее количество полезной и качественной информации, и поэтому ему не кажется, что это делается ради эффективности.

Короче говоря, действия Литвы по принципу «зачем просто, если можно сложно» трудно объяснимы по нескольким причинам. Во-первых, вопросы 95 кода регламентирует Европейский Союз, и властям нашей страны в данном случае не стоит заниматься самоуправством и «изобретать велосипед». Во-вторых, планируемые правящими изменения стали бы ещё одним болезненным ударом по литовским транспортным компаниям (сделали бы профессию водителя-дальнобойщика ещё менее привлекательной, а также создали бы неблагоприятные условия для их привлечения в Литву из третьих стран и работы в ней). Иными словами, инициатива МП расходится с элементарной логикой, поскольку разрушает сектор, который является опорой экономики страны. Поэтому надо надеяться, что литовским политикам и чиновникам всё же хватит ума воздержаться от неадекватных шагов.

Что дальше?

Хорошая новость – ассоциации «Linavа» удалось убедить власти страны отложить введение нового порядка. Как сказано в письме замминистра транспорта Ричардаса Дягутиса: «Чтобы обеспечить непрерывность процесса повышения профессиональной квалификации водителей и дать хозяйствующим субъектам достаточное количество времени для подготовки к нормативно-правовым изменениям, продлить действие нынешних программ получения начальной профессиональной квалификации и периодического обучения водителей до 1 сентября 2019 г. По мнению Минтранса, в новых учебных программах продолжительность процесса получения начальной профессиональной квалификации и периодического профессионального обучения водителей не должна превышать продолжительность курсов, которая предусмотрена в директиве 2003/59/ЕВ». Плохая новость – гарантии, что 1 сентября 2019 г. всё останется как прежде, нет.

Чтобы перевозчики не пострадали, «Linava» предложила в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами создать новые программы начального и периодического обучения водителей в соответствии с обновлённой директивой 2003/59/EВ; отнести начальное и периодическое обучение водителей к категории компетенций, приобретаемых неформальным путём; ответственность за его организацию и надзор возложить на Минтранс (например, на Литовскую администрацию транспортной безопасности, которая является министерским учреждением), а МП, по мнению ассоциации, могло бы остаться консультативным органом.

Чтобы уточнить позицию властей, мы обратились в МП и Минтранс. Последний нам лишь подтвердил позицию Р. Дягутиса и отметил, что «все практические вопросы, касающиеся подготовки новых программ профессионального обучения, заинтересованные стороны должны обсудить в Отраслевом профессиональном комитете транспортно-складских услуг».

В свою очередь глава Отдела профессионального обучения МП Лютаурас Валицкас, отвечая на запрос Cargonews, написал: «Требования к новым модульным программам обучения водителей соответствуют профессиональному стандарту, который был согласован с требованиями ЕС, заинтересованными институциями и потребностями работодателей. Профессиональный стандарт готовила рабочая группа, которая состоит из представителей работодателей. Рабочая группа, которая подготовила профессиональный стандарт в области транспорта, учла опыт других стран. Каждое государство руководствуется своими квалификационными требованиями, которые разнятся».

В последнем случае интересно то, что у Минтранса нет данных о практике в других странах ЕС. Однако, учитывая тот факт, что обучение для получения 95 кода регламентируется на уровне директивы, там полагают, что устанавливаемая на национальном уровне его продолжительность должна соответствовать положениям директивы 2003/59/EВ. В Центре обучения «Linava» сказали то же самое: «Насколько нам известно, другие страны следуют директиве. Мы не слышали о том, что квалификационные требования отличаются». Таким образом, позиция МП не очень понятна.

Главное то, что, как сказано в комментарии Л. Валицкаса, «транспортный профессиональный стандарт и модульные программы профессионального обучения сейчас корректируются при прямом участии Отраслевого профессионального комитета транспортно-складских услуг, который по большей части состоит из представителей работодателей, включая Linava».

***

Подводя итог, можно сказать, что инициатива МП, касающаяся получения 95 кода, перевозчиков не устраивает, поскольку усложнит трудоустройство водителей из третьих стран в Литве (уже не говоря о том, что она ещё больше снизит привлекательность этой профессии в стране). Хорошо, что благодаря усилиям «Linava» введение нового порядка было отложено, но первое сентября не за горами, и не складывается впечатление, что в настоящее время представителями властей и перевозчиков ведётся активная совместная работа по поиску выхода из сложившейся ситуации. Иными словами, осень может наступить неожиданно, но хочется надеяться на то, что в рамках Отраслевого профессионального комитета транспортно-складских услуг всё же удастся найти приемлемое для всех решение.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

britain

«Брексит» – к чему готовиться литовским перевозчикам?

Процесс «Брексита» продолжается, и пока никто не может сказать, чем он закончится. Это очень беспокоит бизнес, и в особенности перевозчиков, включая литовских. Поэтому «Linava» вместе с общественной организацией «Versli Lietuva» решила организовать для них семинар под названием «БРЕКСИТ: как литовским транспортным компаниям быть на шаг впереди?», на котором выступил в частности секретарь ассоциации по транспортной политике Томас Гаруолис и представитель литовской таможни. Редакция Cargonews хотела бы познакомить своих читателей с главными акцентами мероприятия и проблемы «Брексита» как таковой.

2019-03-20 87
0
Rus (4)

В России утверждена форма акта об остановке автотранспортного средства снаряженной массой более 3,5 т

Приказом ФТС России утверждена форма акта об остановке автотранспортного средства снаряженной массой более 3,5 т, а также порядок ее заполнения. Приказ вступает в силу 15 марта 2019 г.

2019-03-12 321
0
tamoznia

Российские «терминальные дозволы» – билет в один конец?

С 2017 г. Литва получает от России так называемые «терминальные дозволы» – двусторонние/транзитные разрешения, которые в 6 пункте «Особые отметки» содержат запись «Разрешается также перевозка грузов третьих государств» и используются для перевозки грузов из литовских терминалов (отсюда и неофициальное название). В этой связи на одном из недавних собраний «Linava» у членов ассоциации возник вопрос: «Может ли литовский перевозчик использовать «терминальный дозвол» для перевозки из России в Литву груза не из третьей страны, а то российская транспортная инспекция, якобы, говорит, что нет»? Тогда чёткий ответ на него не прозвучал, и редакция Cargonews решила разобраться в ситуации.  

2019-03-12 290
0
1428317286-3969

При пересечении границы в «Брузгах» в течение года возможны затруднения

О возможных затруднениях при пересечении белорусско-польской границы в пункте пропуска «Брузги» сообщил старший офицер отделения информации Гродненской пограничной группы Михаил Скорина.

2019-03-05 165
0