Работодатели начинают пожинать плоды трудоустройства иностранных сотрудников

images

Транспортные компании, которые еще недавно так радовались упрощённому порядку трудоустройства иностранных граждан (водителей из Украины, Беларуси, Молдовы и т.д.) теперь, к сожалению, познали обратную сторону этой радости. Некоторые из них уже успели столкнуться с первыми убытками и нарушениями трудовой дисциплины. Казалось бы, на стороне работодателей должен стоять новый Трудовой кодекс. Но всё не так просто – в новом ТК барьеры в отношении работодателей, желающих найти справедливость, поставлены на самую высшую ступень.

Иностранцы всё чаще жалуются на работодателей

Мы уже писали что, согласно новому ТК, любая тяжба между работником и работодателем, в первую очередь, должна пройти через «фильтр» Комиссии по трудовым спорам (КТС).  Решение этой комиссии является обязательным для обеих сторон, а идти в суд можно только в том случае, если одна из сторон с ним не согласна. В КТС вправе обращаться и работодатель, и его подчиненный. Однако, если сотрудник является иностранным гражданином, работодателя ждут серьезные осложнения.

С подобной ситуацией столкнулась адвокат Реда Алексинайте. Она направила в КТС жалобу своего клиента (транспортной компании) по поводу ущерба, причинённого иностранным сотрудником. И хотя официальный ответ КТС ещё не получен, уже сегодня ясно, что жалоба будет отклонена.

Фирма, которая обратилась за помощью к адвокату, не захотела поведать подробности журналистам. Однако, она не единственная из тех, кому пришлось расхлебывать кашу, заваренную представителем третьих стран. Руководитель ЗАО „Telmento transportas“ Артурас Тельментас – один из тех, кому ущерб причинил иностранный работник. Он рассказал, что его водитель – выходец из Белоруссии – в нетрезвом виде совершил аварию во Франции, в которой пострадали 3 автомобиля. Общий ущерб составил 7 тысяч евро, понятно, что эту сумму не могла покрыть страховка (так как водитель был нетрезв), ни сам водитель, у него просто не было денег. Так как французы лишили виновника аварии водительских прав, он не мог дальше работать на фирме, чтобы частями со временем возместить нанесенный ущерб. Тогда работник вернулся домой в Белоруссию, а работодатель попросту опустил руки. «Просто выяснилось, что судиться с должником мы должны на территории его страны и по ее законам. Суд в Белоруссии с нас мог потребовать еще больших расходов без всяких гарантий выиграть дело. Нас информировали, что по законам соседней страны нельзя компенсировать нанесенный ущерб из недвижимого имущества ответчика, а больше с этого человека было взять нечего», — Закончил рассказ А. Тельментас.

Как сообщила ГТИ, КТС занимается разбирательством любых споров (по поводу невыплаченной зарплаты, незаконного увольнения и т.д.), когда к ней обращается любой сотрудник (литовский или иностранный), недовольный действиями литовского работодателя. В статистике деятельности КТС национальность или гражданство заявителя (т.е. сотрудника) не выделяется, поэтому сказать, сколько среди заявителей на своих работодателей были иностранных граждан, ГТИ не может. Однако, общая тенденция просматривается довольно чётко – иностранные сотрудники всё чаще подают жалобы на своих литовских работодателей, потому что подача и разбирательство жалоб в КТС проводится довольно просто и бесплатно.

Работодатель зависит от милости иностранного подчиненного

Итак, по законам Литвы, если тяжба с сотрудником, чьё постоянное место жительства в другой стране, возникает по инициативе работодателя, то спор будет разбираться в стране постоянного проживания сотрудника (а не в стране работодателя), если стороны не договорились иначе. Таким образом, если работодатель хочет взыскать ущерб с подданного другой страны (работодатели обращаются в Комиссию по трудовым спорам, как правило, только за возмещением ущерба), согласно ч.3 ст. 215 нового ТК работодателю придётся обращаться в правоохранительные органы той страны, где постоянно проживает сотрудник. Понятно, что сотрудник окажется в более выгодном положении – ведь дома, как говорится, и стены помогают.

В разъяснении ГТИ есть ссылка на одно исключение – в Литве разбирательство трудового спора между местным работодателем и иностранным сотрудником возможно в том случае, если сотрудник на это согласится. В таком случае КТС примет жалобу литовского работодателя и будет разбирать спор в соответствии с литовским законодательством. Иными словами, получается так, что литовский работодатель должен надеяться на милость провинившегося иностранного сотрудника – согласится он на литовские порядки, или нет. Подчеркнем, подобное соглашение можно заключить не ранее, чем возник спор – в трудовой договор этот пункт вносить запрещено.

А теперь давайте попробуем представить себе иностранного водителя, который согласится собственными руками затянуть себе петлю на шее, т.е. подписать вышеуказанное соглашение. По словам адвоката, в Литве ни одного такого пока не нашлось. Мало того – провинившиеся водители, как только чувствуют, что им грозят финансовые неприятности, просто исчезают. На Cargo.LT в адрес подобных «летучих голландцев» уже оставлена не одна жалоба и предупреждение другим перевозчикам.

Но если убыток от горе-работника небольшой, а его дальнейшая работа на предприятии принесет больше пользы, чем побег в родные края – можно надеяться уговорить подчиненного на разрешение споров в Литве по литовским законам. А. Тельмантас упомянул, что в настоящее время у него в фирме работает один гражданин Украины, с которого судебные приставы ежемесячно взыскивают по 100 евро в счет погашения долга за нанесенный ущерб, и этот долг подходит к концу.

В качестве «спасательного круга» Р. Алексинайте приводит ещё одно исключение, которое отчасти может облегчить участь работодателя: «В решении трудового спора с иностранным сотрудником работодатель может надеяться на успех в том случае, если сотрудник первым обратится в суд с заявлением на работодателя. В таком случае работодатель может подавать встречный иск и опровергать претензии сотрудника. Но если сотрудник причинил ущерб и уехал в свою страну без какого-либо заявления на работодателя, тогда остаётся единственный выход – решать трудовой спор по месту жительства сотрудника».

Небольшой ущерб лучше списать?..

По словам адвоката, подобная процедура предусмотрена Трудовым кодексом в качестве защиты сотрудника, как более уязвимой стороны трудового договора. «Однако, в этом можно усмотреть и косвенные препятствия для работодателя, так как в случае трудового спора с иностранным сотрудником работодателю придётся обращаться за правовой помощью в иностранное государство. Если цена вопроса будет небольшой, то многие работодатели, скорее всего, пойдут по пути „ ничего неделания“, потому что затраты на юридические формальности будут большими, а перспектива решения спора – туманной», – говорит адвокат.

Она добавила, что эта правовая установка не является «вымыслом» литовского законодательного органа – это положение перенесено в национальное право (ТД Литвы) из регламента ЕС № 1215/2012 «О признании и исполнении юрисдикции и судебных решений в гражданских и коммерческих делах». «Согласно национальному законодательству, которое действовало до 1-го июля прошлого года, трудовые споры решались по месту выполнения рабочих функций.  С июля прошлого года, когда в нашем законодательстве появились нормы европейского регламента, работодателям приходится считаться с новым порядком и принимать на себя все риски, связанные с трудоустройством иностранных граждан», – говорит адвокат.

Жалобы отклоняются

Как уже говорилось, по одному подобному делу Р. Алексинайте направила в Комиссию по трудовым спорам жалобу относительно действий иностранного сотрудника. Однако, исходя из опыта своих коллег, она предчувствует, что жалоба будет отклонена. «Ситуация осложняется тем, что КТС является обязательной ступенью в досудебной процедуре. Избежать этой инстанции нельзя – без обращения в КТС ни один суд не примет и не начнёт разбирать иск. Все юристы задались вопросом – насколько эту обязательную досудебную процедуру нужно соблюдать (а главное – как?), если постоянное место жительства сотрудника находится за рубежом, и исходя из этого, работодатель должен обращаться в иностранный суд по месту жительства своего сотрудника?», – недоумевает адвокат.

Между тем ГТИ в своём комментарии не может сказать ничего более, о чём бы не говорила адвокат. Если работодатель обратится в КТС за возмещением ущерба, причинённого иностранным сотрудником,  и не предоставит соглашение с иностранным сотрудником о том, что тот согласен решать трудовой спор в соответствии с литовским законодательством, его заявление будет отклонено. Получается замкнутый круг, потому что заключать подобное соглашение работодатель может только при возникновении спора, а не в трудовом или в коллективном договоре. По словам ГТИ, подобные случаи уже были.

Таким образом, в Литве у иностранных сотрудников руки полностью развязаны. Они могут не только жаловаться на работодателей по малейшим причинам, но и скрываться от руки Фемиды в странах своего постоянного проживания, в то время как работодатели могут лишь покорно следовать букве закона.

Никаких универсальных юридических рецептов, как заранее распознать и обезопасить себя от убытков со стороны иностранных работников, конечно, не существует. Наш собеседник А. Тельментас, который является также членом президиума ассоциации «Linava», поведал, что обсуждал подобные случаи с руководителями других компаний-перевозчиков. Все они, оценив свои шансы на чужой территории, в суд иностранного государства решили не обращаться. О положении дел при найме граждан третьих стран информировали и министерство иностранных дел Литвы, и посольство Украины в Вильнюсе. Речь о проблеме велась также на трехстороннем совете между работодателями, правительством и профсоюзами. Однако, пока никаких обнадеживающих новостей нет.

Комментарии

Крячков Игорь 2020-05-06 15:53

а если бы вы ребята знали что ситуация со строителями ещё хуже обстоит...пашешь как конь по 10-12 часов, и задержки по зарплате по 3 месяца.на данный момент сидим в Вильнюсе ждем денег уже 2 недели не работаем шеф должен 3600 евро ,вчера приехал сказал что если это нам заплатит то сам в минусе окажется и что ты ему скажешь...пока работали всё хорошо было он с озвучиваемыми деньгами соглашался мол хорошо вот вот получим и я рассчитаюсь.а как унас виза кончается и рассчитывать нас нужно так извините парни мол я посчитал,я не буду вам столько платить.....вот такие дела.может кто подскажет что делать и куда обращаться.заранее благодарен.

Волох Александр 2020-01-27 22:37

Всем доброго времени суток, прошу о помощи . Работал в Вильнюсе на фирме Baltusa, после рейса приехал на фирму и забрал документы так как не согласен с политикой фирмы ( при приеме на работу говорили одно , а на деле совсем другое), заработанные деньги буквально приходилось выпрашивать , и необоснованные вычеты были последней каплей. После увольнения, мне отдали код 95 и обещали перевести деньги на карту, но этого не произошло, директор не выходит на связь СМС в Вайбере игнорирует.

Василий Салтанович 2019-12-10 09:32

так же хочу добавить об отвратительной работе трудового профсоюза Транстиры. Ни на одном трудовом споре, с их стороны не было активности.Профсоюз был в курсе рассмотрения этих трудовых споров!!! за что платят этому профсоюзу по 5 евро в месяц с каждого водителя? в Транстире более 1000 грузовиков,как минимум 1500 водителей. 7500 евро в месяц на содержание ни кчемного профсоюза...До этого, водители боролись за свои права, путем временной забастовки( останавливали свою работу на час).Профсоюзу согласно регламента объявления забастовок, было передано общее требование от водителей, для того, что бы профсоюз искал компромисс с руководством.Профсоюз и в этом случае не сделал ни чего...

Василий Салтанович 2019-12-10 09:13

как минимум 70 % литовских фирм, занимающих перевозками не чисты на руку.не надо все валить на водителей. реальный пример, " Транстира" c 13 ноября по 5 декабря, в КТС было расмотренно 5 трудовых споров от водителей белорусов и украинцев.Суть проблемы - вычеты за пережеги, перепробег, повреждение транспорта, штрафы за нарушение внутреннего распорядка работы фирмы.Часть проблем( а именно по часовая оплата труда за работу во Франции, Германии ит.д., за работу в в ночное время и в праздничные дни- вообще не раскрыта и не рассматривалась).По факту при выезде на каденцию, водителю обязаны выдать приказ директора на какой срок и по каким странам , отправляется работать водитель.На транстире как впрочем и на других фирмах, этого не делают.Потом этим начинают злорадно пользоваться логисты.Пример-водителю из украины нужно было попасть на запланированное лечение домой через 2,5 месяца после начало каденции.Менеджер в грубой форме вел разговор и мотивируя тем,ючто не кем менять, настойчиво заставлял остаться работать.Водитель загнал авто на стоянку, а сам добрался своим ходом на родину, где провел курс лечения.Итог -его уволили по статье 58 ТК Литвы.Есть фирмы на которых подписываются за водителя, о том, что он якобы получил всю оплату труда за весь период трудового контракта наличными.Есть решение трудовых комиссий в пользу истца, которые по не понятной причине не оплачивает ответчик( более месяца со дня вынесения постановления),есть факты, когда комиссия VDI пользуется своим претендентным правом и умышленно многократно уменьшает сумму выплаты на основании статьи 147 часть 2.Все вышеперечисленные факты, я могу подтвердить реальными документами трудовых споров и решений комиссии.

Alexandr Sansanych 2018-09-11 11:53

Если бы незвали то б никто неехал!за щот иностранцев Литовские фирмы неплохо розвернулись.Гиртека-около 5000тис.машын,10тис.водителей! И полбных фирм полно по всей Литве.необманывайте людей,и небудет исков!Литовцев ненабереться столько что б ездили все машины!Где ваша молодежь?В Англиях,Ирландия???

Анатолий Сачавский 2018-06-13 15:15

Ответ простой,просто не берити их на работу.Хорошие не едутб едут те у кого на родине характеристика плохая.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

road_toll

Новая система дорожного сбора – пострадают ли перевозчики?

В Литве с 2023 г. должна заработать новая система дорожного сбора. Виньетки заменит плата за километр пути. Соответствующее решение, которому предшествовала долгая дискуссия, парламент страны принял ещё в начале ноября прошлого года. Тогда перевозчиков это особо не волновало, но недавно «Linava» вдруг созвала специальную пресс-конференцию, в ходе которой выразила недовольство планируемыми изменениями. Понятно, что они серьёзно повлияют на внутренний пассажирский транспорт. Однако секретарь «Linava» по транспортной политике и инновациям Андрюс Бурба заявил, что новая система станет болезненным ударом и для грузового автотранспорта страны. Так ли это?  

2021-04-15 24
0
brexit_check

«Брексит» – что было, что есть, что будет?

«Брексит» стал серьёзным испытанием для транспортного сектора. Сейчас уже можно делать определённые выводы относительно того, что происходит и что может быть дальше. Катастрофа не случилась, но ситуация до сих пор не нормализовалась. А впереди новые трудности. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, как обстоят дела с перевозками по маршруту ЕС-Великобритания в целом, удалось ли литовским перевозчикам приспособиться к новым реалиям и к чему им готовиться.

2021-04-02 124
0
23208da2be2a160a3800b810e01f29bc

Oбзор транспортных событий в марте

Появление литовской Конфедерации мелких и средних перевозчиков и изменённый порядок составления «Списка утверждённых компаний» в Литве. Исследование IRU о нехватке водителей, важное решение Суда справедливости ЕС и важные перемены в Великобритании. Весенние ограничения движения в России и Белоруссии, шаг вперёд на пути реализации концепции eTIR и конкурс «Грузовик года в Литве». Об этом и не только в мартовском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2021-03-31 95
0
kelias_a5

Штрафы за неуплату дорожного сбора за дорогу А5 – что делать?

О проблеме с уплатой дорожного сбора при въезде в Литву из Польши по дороге А5 литовские перевозчики активно заговорили в мае прошлого года (подробнее об этом – здесь). Её суть в том, что они привыкли покупать виньетку после пересечения границы на ближайшей АЗС, но затем до заправки была установлена система контроля, которая вынуждает перевозчика (а точнее – водителя) покупать виньетку заранее электронным способом. Тем не менее, многие продолжили делать это на АЗС, и пошли штрафы, поскольку виньетка покупалась через несколько минут после того, как система зафиксировала её отсутствие. Перевозчики возмутились. А сегодня они недовольны ещё и тем, что штрафы приходят с большим опозданием и не все сразу. Редакция «Саrgonews» решила выяснить, может ли перевозчик, несколько раз купивший виньетку спустя некоторое время после фиксации нарушения, как-то избежать наказания или смягчить его.       

2021-03-23 260
0
dengi

Свой свояка видит издалека – куда уходят деньги «Linava»?

В последнее время доходы «Linava» падают. В связи с этим Ассоциация должна стараться использовать имеющиеся средства максимально бережно и эффективно. Однако в СМИ появилась информация о её возможных необоснованных тратах, которые её правящее большинство, как показало заседание президиума (сначала доступное его видео затем стало закрытым), почему-то не хочет даже обсуждать. Больше того, редакция «Cargonews» узнала о том, что Зенонас Буйвидас через несколько дней после назначения на пост генсека «Linava» подписал указ, которым со 100 до 2000 евро увеличил сумму закупок, требующих заполнения заявки в электронной системе Ассоциации (если сумма закупки меньше 2000 евро – её инициатор осуществляет её самостоятельно, получив согласие генсека). Мы решили разобраться в ситуации, и вскрылись более чем интересные подробности.   

2021-03-04 85
0