Собрание членов вильнюсского региона «Linava»: проблем больше чем решений

problems

26 июля состоялась встреча вильнюсского региона ассоциации литовских перевозчиков «Linava». Повестка дня была крайне насыщенной, и проблемы у транспортного сектора страны, как выяснилось, только накапливаются.

Началось всё с выступления специально приглашённого на встречу представителя Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ), которого перевозчики буквально забросали вопросами. Больше всего разговоров было об экзаменах, которые должен сдать водитель, чтобы получить разрешение на перевозку опасных грузов (ADR). Как отметили участники встречи, нынешние вопросы просто неприемлемы, поскольку, чтобы ответить на них, требуется профессорское образование. Но даже оно не всегда поможет, так как формулировки заданий таковы, что вообще непонятно, как отвечать.

В итоге, по словам перевозчиков, многие водители не могут сдать ADR экзамены (порой, даже пытаться не хотят и говорят, что лучше уйдут с работы) и вынуждены ехать экзаменоваться в Польшу или Белоруссию, где всё намного проще. Другой вариант (от безысходности) – приобретение нелегальных разрешений. А пока водители этим занимаются, они, разумеется, не могут возить ADR грузы (даже если не ехать куда-то, переэкзаменовки надо ждать неделю). Короче говоря, ЛАТБ обещает, но всё ещё не решила не самую сложную проблему, которая приносит перевозчикам ненужные убытки.

Далее на встрече обсуждался вопрос трудоустройства водителей из третьих стран, и тут литовское государство решило затеять ряд реформ. Во-первых, в связи с тем, что рабочая иммиграция украинцев в Литву становится массовым явлением, обсуждается вопрос введения трудовых квот – в том числе, в транспортном секторе. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Своими действиями власть хочет защитить литовскую рабочую силу от лишней конкуренции, но в транспортной сфере проблема в том, что нужного количества литовских водителей просто нет. Таким образом, если квоты будут введены, потенциал развития местных транспортных компаний будет ограничен, так как из воздуха водители не появляются.

Во-вторых, сегодняшний порядок предусматривает, что разрешение на проживание в Литве для водителя из третьей страны привязано к его рабочему месту. Иными словами, если он решил перейти в другую литовскую фирму, разрешение надо делать заново. Сейчас появилась идея привязать его к человеку, чтобы водители могли свободно менять место работы в нашей стране. Некоторые перевозчики поддержали это предложение, аргументируя свою позицию тем, что новый порядок привлечёт больше водителей из Украины и Белоруссии именно в Литву, а не, например, в Польшу. Кроме того, очевидно, что в этом случае будет легче переманить работника у конкурента.

Однако большинство участников встречи выступили против изменения существующих правил. По их словам, сейчас необходимость получения нового разрешения на проживание является хоть каким-то сдерживающим фактором для водителей (которые в последнее время, поняв свою значимость, всё чаще шантажируют работодателя уходом в другую компанию), а если его убрать, то получится, что одна фирма нашла работника, «накормила», «обогрела», а другая пришла на всё готовое. В конечном итоге вопрос о том, какую позицию должна отстаивать «Linava», был поставлен на голосование, и с большим перевесом победили противники реформы. Компромиссным решением могло бы стать установление срока, который водитель должен отработать перед уходом (в первой или во всех компаниях).

При этом надо отметить тот факт, что зал заседаний был полупустой, хотя часто можно услышать, что те или иные перевозчики недовольны принимаемыми в Ассоциации решениями или тем, что эти решения были приняты без них. Таким хочется сказать – посещайте региональные собрания и конгрессы и голосуйте за правильные решения, чтобы потом не винить кого-то в ошибках. Но вернёмся к повестке дня.

Важнейшим вопросом для перевозчиков является создание страховой компании. До последнего момента была надежда на то, что она заработает ещё в этом году, но не судьба. Виной тому замечания со стороны Банка Литвы, в соответствии с которыми должна быть проведена дополнительная работа (подготовлены дополнительные документы и т.д.). Поэтому открытие компании, по словам президента «Linava» Эрландаса Микенаса, переносится на 2019 год, и точное его время назвать трудно.

Снова возник вопрос закрытия белорусско-российской границы для граждан третьих стран. Вроде бы, с 1 августа этого года водители грузовиков с гражданством страны ЕС не могут выехать из Белоруссии в Россию, так как это запрещено российскими законами, предусматривающими пересечение границы РФ только через двусторонние или международные пункты пропуска. Наш сайт уже писал об этой проблеме, когда она обострилась в марте прошлого года. Тогда мы предупреждали, что Россия имеет право закрыть границу с Белоруссией для иностранных водителей, а то, что соответствующие российские законы не работают должным образом – исключительно акт доброй воли со стороны Москвы.

В 2017 г. ситуация нормализовалась. Вопрос: «В чём причина очередного обострения?» Есть основания предполагать, что соответствующее решение было принято Россией в рамках «торговой войны» с Белоруссией, поскольку закрытие границы означает удар по белорусскому транзитному потенциалу. Кроме того, Москва может быть недовольна тем, что Минск до 30 дней увеличил срок безвизового пребывания в стране иностранных граждан. Иными словами, лес рубят (Россия и Белоруссия ругаются) – щепки летят (европейские перевозчики страдают).

Удастся ли решить проблему и в этот раз, неизвестно. А может и паниковать не стоит? По неофициальным данным, пока грузовики едут. Однако говорят, что это временно, и делается лишь для того, чтобы перевозчики смогли подготовиться к закрытию российско-белорусской границы, о чём может быть официально объявлено в любой момент. Как бы там ни было, предупреждён – значит вооружён, и если бы оснований для беспокойства не было, «Linava» не начала бы консультации по данному вопросу с литовскими государственными структурами.

Также на встрече обсуждался вопрос обмена двусторонними и трёхсторонними разрешениями (в том числе со специальной отметкой) на перевозку грузов с Россией. В этой связи участники собрания отметили, что пора уже отделить транзитные разрешения на перевозку грузов в Калининград от других разрешений, поскольку Россия злоупотребляет этим фактором. Кроме того, было высказано мнение о том, что договариваться о количестве разрешений надо не на 12, а по крайней мере на 6 месяцев для широты манёвра (тем более, что схожим образом поступают соседние страны). Однако подобного рода дискуссии возникают каждый год, и каждый раз Россия выходит из переговоров «в плюсе». В конце августа в Вильнюсе должно состояться заседание литовско-российской транспортной комиссии – посмотрим, какие будут результаты.

А на литовско-белорусской границе без перемен. Во время визитов представителей «Linava» на пограничные пункты пропуска выяснилось, что одна из ключевых проблем – слишком большой объём работы, которую должны выполнять проверяющие: в частности, из-за появившихся дополнительных процедур и возросшего числа нарушений, что заставляет таможенников и пограничников тщательнее проводить досмотр автомобилей (а это лишнее время). Одновременно ощущается острая нехватка сотрудников (фактически, на границе работает только половина от того числа таможенников, которые должны находиться на пунктах пропуска).

После настойчивых просьб ассоциации «Linava» как-то изменить ситуацию в лучшую сторону здесь и сейчас, а не в течение нескольких лет, был подготовлен план действий, в соответствии с которым (а) должен быть как следует укомплектован штат таможенников в Мядининкай и предусмотрена доплата сотрудникам за дополнительную работу, когда на границе скапливается очередь из грузовиков; (б) где необходимо, должна быть создана дополнительная временная (до завершения плановой реконструкции) инфраструктура контроля; (в) должна быть рассмотрена возможность выполнения таможенниками функций пограничников и наоборот. В целом, надо отметить, что ответственные за положение дел на границе госучреждения могли бы активнее исправлять ситуацию, в том числе за счёт внутренней реорганизации.

***

Обобщая, можно сказать, что количество проблем у транспортного сектора Литвы не уменьшается, а власти страны (в том, что зависит от них) решают их вяло, вовсе не решают или даже усугубляют. Одновременно нет согласия внутри «Linava». Однако проект страховой компании перевозчиков остаётся жизнеспособным, и значит не всё потеряно…

Комментарии

Шпак Юрий 2018-08-02 16:18

из всего видно что лобби страховщиков в правительстве, сильнее перевозчиков всех вместе взятых(...как они умело ставят палки в колеса(можно в буквальном смысле понимать))) в организации страховой от Линавы...еще чуть-чуть и перевозчики массово пойдут в польшу. отсюда мысль...а может это поляков рук дело?)))


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

gruzoperevozki-iz-polshi

Ограничения движения грузового транспорта в Польше в 2019 году

Польша — страна, которую неминуемо пересекают все перевозчики, направляющиеся в Западную Европу. Казалось бы, до боли известный маршрут, но между тем даже у опытных перевозчиков то и дело возникает вопрос, в какие дни и по каким случаям проезд грузового транспорта через Польшу запрещается.

2018-11-15 90
0
atsisiųsti (2)

Транспортный контроль — на защите интересов казахских перевозчиков

Транспортный комитет МИР Казахстана объявил о начале проведения акции «Транспортный контроль – на защите интересов отечественных перевозчиков!». Акция будет проводиться в период с 19-ого ноября 2018 года по 31-е января 2019 года.

2018-11-15 46
0
images

Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%

Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки увеличится до 31 трлн т-км к 2030 году и до 51 трлн т-км к 2050 году по сравнению с 20 трлн в 2015-м, прогнозирует Международный союз автомобильного транспорта (IRU).

2018-11-08 233
0