Транзит санкционных товаров по территории России – так едем или не едем? (эксклюзивная информация от Минтранса РФ)

FILES-US-RUSSIA-SANCTIONS-DIPLOMACY

После начала «санкционной войны» между ЕС и Россией пострадали и литовские перевозчики, поскольку для них российский рынок был важным направлением бизнеса. Но если с запретом на ввоз определённых товаров в Россию всё понятно, то по транзиту так называемой «санкционки» по территории РФ в третьи страны возникли вопросы. Их в этом году своим указом вроде бы снял президент Владимир Путин, но в действительности всё не так просто, как может показаться. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации, чтобы расставить все точки над «и».

История вопроса и правовые нюансы

Указом Президента РФ № 560 от 6 августа 2014 г. был введён запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции. Как в связи с этим отметили эксперты в области транспортного права, формально данный запрет правительством РФ (в постановлении № 778 от 7 августа 2014 г.) был сформулирован таким образом, что распространялся на все товары из перечня, вне зависимости от заявленной таможенной процедуры и страны назначения. Поэтому многим перевозчикам было отказано в транзите санкционных товаров через РФ, и они были привлечены к административной ответственности. С другой стороны, на практике таможенные посты его зачастую не ограничивали.

В этой связи стоит обратить внимание на письмо «Россельхознадзора» № ФС-АС-3/22903 от 21 ноября 2014 г., в соответствии с которым перемещение в третьи страны растительной продукции, включенной в санкционный список, с 24 ноября 2014 г. должно было осуществляться только через пункты пропуска на границе РФ. То есть, вводя такое ограничение, государственный орган исходил из правомерности транзита санкционных товаров в принципе.

Больше того, несколько дел по данному вопросу рассмотрел Верховный суд РФ. В итоге разные судьи пришли к взаимоисключающим выводам. При этом один из них, тщательно изучив проблему, отметил, что Россия не может ограничивать транзит товаров, являющихся предметом сделок, заключённых и исполняемых за пределами РФ иностранными лицами (подробности здесь).

Иными словами, позиция «Россельхознадзора» и практика российского Верховного суда вроде бы создали правовые основания для транзита «санкционки» по территории РФ, но фактически до 1 июля 2019 г. решение о (не)законности такого рода перевозки принималось конкретными должностными лицами на конкретном таможенном посту. А что же произошло в этот день?

Указ не указ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 290 от 24 июня 2019 г., который вступил в силу 1 июля 2019 г, при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок на территорию России разрешается ввоз санкционных товаров, но при условии обеспечения их прослеживаемости с помощью электронных пломб на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств учётных талонов.

В этой связи появилась пошаговая инструкция, как получить учётный талон и электронную пломбу (её можно найти здесь). Кроме того, в ответ на запрос АСМАП появилось разъяснение «Россельхознадзора» относительно порядка транзитных автоперевозок по территории РФ санкционных товаров. То есть, он продолжает исходить из правомерности такого рода перевозок (подробнее здесь).

С учётом всего этого показалось, что теперь-то «санкционку» уж точно можно везти транзитом по территории России. Однако возник нюанс – в своём указе, который вступил в силу 1 июля 2019 г., президент РФ поручил правительству страны установить порядок транзита санкционных товаров по российской территории, а оно этого до сих пор не сделало.

Поэтому, когда мы обратились в «Linava» с просьбой рассказать об особенностях транзитных перевозок «санкционки» по территории РФ, осуществляемых литовскими транспортными компаниями, нам сказали, что этих перевозок пока нет, поскольку нет соответствующего решения правительства России о их порядке. То же самое нам сказали в ассоциациях перевозчиков Латвии, Эстонии, Украины и Белоруссии. При этом представитель белорусской ассоциации добавил, что желательно, чтобы было решение не только правительства РФ, но и соответствующих органов Евразийского экономического союза, поскольку речь идёт о вопросе союзного значения.

После таких ответов мы для того, чтобы окончательно прояснить ситуацию, обратились в Минтранс РФ, который 10 сентября дал следующий комментарий: в целях реализации указа президента РФ № 290 от 24 июня 2019 г. Минтрансом России разработан и проходит установленные процедуры согласования проект постановления правительства РФ о мерах по его реализации; до принятия правительством РФ данного постановления действует запрет перевозки санкционных товаров в соответствии с постановлением правительства РФ № 778 от 7 августа 2014 г.; о введении порядка, разрешающего перевозку санкционных товаров с использованием пломб, участники внешнеэкономической деятельности своевременно будут уведомлены (полный вариант ответа предоставлен ниже).

MINTRANSRF_OTVET

***

Обобщая, можно констатировать, что сегодня есть указ президента РФ, разрешающий транзитные перевозки санкционных товаров по российской территории, но нет постановления правительства РФ о порядке их осуществления. В этих условиях транспортные компании конечно могут пробовать везти «санкционку» через Россию (в первую очередь на основании практики Верховного суда РФ), но тогда они должна быть готовы к тому, что всё будет зависеть от конкретных таможенников, и к судебным разбирательствам в России. Поэтому перевозчики балтийских и других стран пока воздерживаются от такого рода поездок, и ответ Минтранса РФ нашей редакции подтвердил обоснованность их осторожности. В дальнейшем им остаётся дождаться решения правительства РФ о реализации вышеупомянутого указа президента и посмотреть, как он будет работать на практике (к слову, по нашим данным, как только будут урегулированы все правовые моменты, «Linava» планирует организовать соответствующую тестовую перевозку).

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

sankcijos

Правительство России утвердило правила осуществления транзита санкционных грузов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» утверждены Правила осуществления международных транзитных автомобильных и ж/д перевозок через территорию РФ в третьи страны санкционных товаров, а также отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, с применением средств идентификации (пломб) на основе технологии ГЛОНАСС.

2020-01-12 120
0
control

ЛАТБ борется с «тенью» в транспортном секторе или увеличивает административную нагрузку на перевозчиков?

Сегодня литовские перевозчики сталкиваются с серьёзными вызовами как внутри страны (повышение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков), так и на международной арене («Пакет мобильности»). В этой связи любое дополнительное требование, которое усложняет их деятельность, нежелательно. Тем не менее, Литовская администрация транспортной безопасности (ЛАТБ) подготовила новый порядок, который может стать ненужным административным бременем для автотранспортных компаний страны. Редакция «Cargonews» решила выяснить, насколько проблемным является решение ЛАТБ.

2020-01-12 118
0
mobility_package

Обзор транспортных событий в декабре

Судьба страховой компании перевозчиков и решение Администрации транспортной безопасности по тахографам в Литве, шанс в деле «Пакета мобильности» и новости из  стран Европы, презентация европейского тягача «Nikola» и эксперимент с eCMR в балтийском регионе. Об этом и многом другом в декабрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-12-30 267
0
Flag of each of the 28 EU Member States, alongside the European flag

«Пакет мобильности» – последний шанс?

Сегодня важнейшим международным фактором, который может серьёзно осложнить бизнес литовских перевозчиков, является придуманный в Брюсселе «Пакет мобильности» (ПМ). «Linava» и Литва как страна, а также их союзники в Европе пытаются добиться его пересмотра в сторону смягчения, но дело с небольшими поправками неумолимо движется к достаточно печальному финалу. Недавно завершились трёхсторонние переговоры по этому вопросу между Еврокомиссией (ЕК), Европарламентом (ЕП) и Советом Европы (так называемый «трилог»). Что можно сказать по результатам и перспективам развития ситуации?

2019-12-25 458
0