Транзит санкционных товаров через Россию – можно ехать

plomba

1 июля 2019 г. вступил в силу указ президента России, который разрешил транзит санкционных товаров через территорию страны при условии обеспечения их прослеживаемости с помощью электронных пломб. Однако понадобился примерно год, чтобы этот указ можно было реализовать на практике. Редакция «Сargonews» решила рассказать, как это сделать и на что обратить особое внимание.

Нормативная база

Для начала укажем документальные и иные источники, которые определяют правила перевозки так называемой «санкционки» через Россию. Минтранс Литвы получил от Минтранса России соответствующие документы для перевозчиков, которые можно найти здесь, здесь и здесь (в них, в частности, указаны пункты пропуска на российской границе, где можно будет получить/снять пломбы).

Короткое руководство к действию:

- Прежде всего нужно зарегистрироваться в информационной системе оператора «санкционного» транзита. Первым таким оператором стало ООО «Центр развития цифровых платформ», и порядок регистрации в его информационной системе можно найти на его сайте (хотим обратить внимание на то, что регистрацию в системе можно осуществить либо в пунктах обслуживания оператора, расположенных на территории определённых российских пограничных пунктов пропуска, либо на сайте оператора через созданный личный кабинет перевозчика, а также на то, что во время регистрации при загрузке документов на иностранном языке необходимо предоставить перевод этих документов на русский язык, но их нотариальное заверение не требуется – перевод может выполнить даже не официальный переводчик, а сотрудник компании: главное, чтобы в переводе были точно указаны ключевые реквизиты).

- Далее при осуществлении перевозки «санкционных» товаров перевозчик не позднее чем за два часа до въезда в пункт пропуска на границе РФ будет обязан предоставить оператору системы детали перевозки (какие именно, сказано в вышеуказанных документах – в основном это информация о грузе), что оператор будет считать заказом на услуги. При оформлении перевозчиком заказа на услуги оператора с ним заключается договор (его можно заключить как в бумажном виде в пункте обслуживания оператора, так и в электронном через личный кабинет в информационной системе оператора).  

- Осуществление перевозки без предоставления необходимой информации в полном объёме не допускается. Решение о применении, наложении и активации навигационных пломб после проверки всех документов в пограничном пункте пропуска принимает сотрудник таможни или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ или «Ространснадзор»), и таможня вправе «развернуть» перевозчика. Если всё в порядке, сотрудник оператора оформляет акт выдачи пломбы, формирует учётный талон (детали про учётный талон можно найти в одном из вышеуказанных документов) для автомобильной перевозки, а затем накладывает и активирует пломбу. После этого сотрудник таможни или «Ространснадзора» выдаёт водителю учётный талон.    

- Если в процессе перевозки «санкционных» товаров по территории России нарушаются её правила, выданный учётный талон будет аннулирован, водителю будет грозить административная ответственность, а таможня может принять решение о вывозе товаров с территории РФ. При этом лишь близится к завершению подготовка регламента действий в пути следования, который детализирует механизм поведения и ответственность сторон в экстренных случаях, которые могут возникнуть (в частности с пломбами) в ходе перевозки. Пока же возможные проблемы решаются по звонку в круглосуточный контактный центр по телефону 8 800 550 4334 (звонки из России) или +7 499 755 4334 (звонки из любой страны).

- При выезде «санкционного» груза с территории России сотрудник таможни или «Ространснадзора» принимает решение о деактивации пломб, и представитель оператора, проверив их целостность, их снимает. После этого подписывается акт их сдачи, и водитель обязательно сдаёт учётный талон. Если нарушается данный порядок (например, водитель не сдал учётный талон), водителю грозит административная ответственность.     

- Оплата услуг оператора должна быть произведена перевозчиком заранее. Сумма будет зависеть от деталей перевозки (тарифы и условия оплаты можно найти здесь). Например, если поставить пломбу на границе Латвии и России, а снять на границе России с Казахстаном, за услуги пломбирования (с учётом того, что поездка от границы до границы займёт 5-6 дней) надо будет заплатить около 200 евро (а так оплата производится в рублях без вычета НДС). Стоит отметить, что можно оплатить конкретную перевозку или внести аванс, который можно будет использовать для будущих перевозок (при этом неиспользованный аванс по просьбе перевозчика может быть в любой момент переведён на его банковский счет). Закрывающие документы предоставляются перевозчикам по факту оказания услуг в пункте обслуживания или в личном кабинете.

На что ещё обратить внимание

Транспортные юристы обращают внимание перевозчиков на несколько моментов. Первое, обсуждаемый транзитный механизм не допускает доставку санкционного товара получателю в России. Второе, перед перевозкой стоит уточнить, является ли перевозимый товар санкционным (а то уже были случаи, когда перевозчики приезжали для получения пломбы с несанкционным товаром), а также накладывается и снимается ли пломба на том пункте пропуска, через который собрался ехать перевозчик. Третье, для санкционных товаров, даже если они перемещаются транзитом, не делается исключений в части соблюдения запретов и ограничений, относящихся к сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля. При этом, в ответ на запрос АСМАП появилось разъяснение «Россельхознадзора» относительно порядка транзитных автоперевозок по территории РФ санкционных товаров.

Как отметил опытный российский транспортный эксперт, глава компании «ЕврАзОТО» Александр Жигулин: «Совет один — делать всё так, как написано. Очень быстро найдутся мошенники, которые предложат схемы доставки санкционных товаров в Россию. Они будут утверждать, что у них всё проработано. Будут платить на 30% больше. Но, как показывает практика, платят они недолго и не все, а перевозчик попадает в крайне неприятные ситуации». 

Перейдя по этой ссылке, можно найти видео специального разговора (на русском языке) о санкционном транзите представителей «Linava» с коммерческим директором ООО «Центр развития цифровых платформ». При этом, как нам отметили в Ассоциации, жалоб на установленный порядок со стороны перевозчиков в «Linava» пока не поступало.

В ООО «Центр развития цифровых платформ» нам сообщили: «Сейчас [на 2020 06 15] зарегистрировались 11 компаний из Литвы. За время работы с марта мы не получили ещё ни одной претензии на работу нашей системы. Отзывы получаем, но пока не письменные, а устно в общении с менеджерами или на пунктах пропуска. Обратная связь положительная».

***

Обобщая, можно сказать, что практическое начало функционирования системы транзита санкционных товаров через территорию РФ – значимое событие для перевозчиков, которые работают на восточном направлении. При этом схема (регистрация, получение и снятие пломб и т.д.) достаточно проста с нормативной точки зрения (хотя пока и с некоторыми правовыми пробелами, которые постепенно закрываются), реализуется без особых проблем и финансово приемлема. Подтверждает это и то, что услугой уже «без приключений» пользуются перевозчики из разных стран. Так что, можно ехать.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

Quantron AG Energon Hydrogen Heavy Duty

Обзор транспортных событий в июле

Спорная инициатива Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ) и проблемы литовских перевозчиков с водителями. Приняте «Пакета мобильности» и важное рещение Суда справедливости ЕС. Новый порядок весового и габаритного контроля в России и Альянс чистого грузового транспорта. Об этом и не только в июльском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2020-07-31 123
0
avarija-15min1

Непреодолимые обстоятельства или безответственность перевозчика – кто когда виноват?

Перевозчики (их водители) попадают в неприятные ситуации, которые порой даже трудно представить, и часто в таких случаях остро встаёт вопрос ответственности – виновна транспортная компания в произошедшем или нет, и кто будет оплачивать ущерб клиента? В результате дело нередко перемещается в суд, который, как показывает практика, может встать как на одну, так и на другую сторону. В этой связи редакция «Cargonews» решила детально рассмотреть два отчасти схожих эпизода, в которых столкнулись факторы непреодолимых обстоятельств и возможной безответственности перевозчика.   

2020-07-07 400
0
kamaz samosval

Обзор транспортных событий в июне

Последняя статистика перевозок, отложенные выборы в «Linava» и другие важные новости из Литвы. Актуалии «Пакета мобильности» и перспективы транспортного сектора в Германии. Обращение президента Украины к перевозчикам и новый дорожно-транспортный маршрут из Китая в Европу. Конкурент «Tesla» и «Nikola» и мощный самосвал от КАМАЗа. Об этом и не только в июньском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2020-06-30 291
0
kongresas_36

«Linava» – что будет, если выборов не будет?

Наша редакция уже писала о новом порядке региональных выборов в «Linava», который вызвал недовольство части членов Ассоциации. В итоге дело переместилось в суд. Сейчас на основе его последнего решения «Linava» сообщила о том, что выборы не будут проводиться до окончания судебных разбирательств – разве что недовольные откажутся от претензий. Но всё ли так однозначно?     

2020-06-30 98
0
mokymai

Курсы для получения 95 кода – история без конца?

Проблеме, касающейся курсов для получения 95 кода в Литве уже больше года. Перевозчики воспротивились предложениям Министерства просвещения в этом вопросе, которые значительно удлиняют и усложняют процесс. До последнего момента казалось, что удалось прийти к взаимовыгодному компромиссу, но на этапе обсуждения вопроса в Сейме вновь возникли разногласия. Редакция «Cargonews» решила выяснить, стоит ли перевозчикам в очередной раз готовиться к худшему сценарию.  

2020-06-12 256
0