Тягач «Iveco» на сжиженном газе: плюсы и минусы

IVECO_LNG

Газовая технология в грузовом транспорте становится всё более популярной и уже добралась до Литвы. Мы писали о тягаче «Scania» на сжатом природном газе (англ. CNG), который взялась испытывать литовская компания «Vlantana». Некоторое время назад СМИ сообщили о том, что работающая в стране итальянская компания «Gruber Logistics» приобрела тягачи «Iveco» на сжиженном природном газе (англ. LNG). В связи с этим редакция Cargonews решила познакомить своих читателей с данным продуктом, чтобы им стали более понятны перспективы газовых грузовиков.

Дорогая игрушка

Чтобы узнать все особенности купленного итальянцами газового «Iveco Stralis NP 460», мы связались с представителем производителя в Литве – компанией «Transmitto». В первую очередь нас интересовала цена тягача. Оказывается, она начинается примерно со 100 тысяч евро. В то же время многое зависит от выбранной мощности двигателя (400 или 460 лошадиных сил) и типа газа (CNG или LNG). Как уточнил покупатель, по сравнению с дизельным аналогом (в компании «Transmitto» нам сказали, что он стоит 70-80 тысяч евро в зависимости от индивидуальных условий сделки), тягач «Iveco» на LNG дороже примерно на 85%.

Иными словами, удовольствие не из дешёвых. Однако эффект топливной экономии тоже ощутимый. В 2018 г. в Литве литр сжиженного газа стоил около 0,5 евро, в Латвии – около 0,6 евро, в Эстонии – 0,63 евро. Кроме того, его, по сравнению с дизельным топливом, грузовик расходует на 10-15% меньше. Если подробнее: почти 8 тонн весящий тягач расходует около 15 кг LNG на 100 км; тягач с пустым полуприцепом весит примерно 16 тонн и расходует около 18 кг LNG на 100 км; полностью загруженный автомобиль (допустимая масса как у дизельных грузовиков) расходует около 27,5 кг LNG на 100 км и может без заправки преодолеть расстояние примерно в 1600 км (например, доехать от Мадрида до Франкфурта). Также не следует забывать о том, что ещё больший эффект экономии топлива может обеспечить профессиональный водитель, а возможности что-то «слить» – минимальны.

Комментируя мощность автомобиля, в «Transmitto» нам отметили, что есть два варианта двигателя. Первый: объём – 8,7 литра, мощность – 400 лошадиных сил, крутящий момент – 1700 Нм. Второй: объём – 12,9 литра, мощность – 460 лошадиных сил, крутящий момент – 2000 Нм. «Если мы сравним параметры дизельного и газового двигателя, разницу мы не почувствуем. Двигатель мощностью 460 лошадиных был опробован уже не одним перевозчиком, в том числе в Литве, и отзывы о подъёме в гору неожиданные и удивительные. Основное отличие – уровень шума, который у газового двигателя намного ниже», — подчёркивается в ответе «Transmitto». В то же время в нём сказано, что газовые грузовики меньшей мощности больше подходят для перевозки средних грузов в условиях равнинной местности, а для грузовиков мощностью 460 лошадиных сил рельеф значения не имеет.

Если говорить об эргономике и аэродинамике «Iveco Stralis NP 460», то она такая же как у дизельных тягачей данного производителя. Важнее вопрос технического обслуживания такого автомобиля. Оно может осуществляться во всех сервисах «Iveco» (в том числе в Литве, где уже обслуживаются более 150 газовых транспортных средств), но стоит дороже из-за таких деталей, как свечи и провода. Наконец, интервал обслуживания, как отметили в «Transmitto», составляет 90 тысяч километров, а не 150 тысяч как в случае дизельного грузовика.

Особое внимание следует уделить безопасности автомобиля, которая связана с погодными условиями. Каких-то исключительных требований в этой сфере нет, но следует иметь в виду, что нагревающийся газ расширяется и просачивается в окружающую среду. Иными словами, если грузовик не будет использоваться в течение длительного периода времени, лучше, чтобы он не стоял в тёплом закрытом помещении. С другой стороны, как отметил представитель «Transmitto»: «Исходя из своего опыта, могу подтвердить, что, если автомобиль стоит 4-7 дней, топливо не теряется». С учётом того, что обычно грузовики без работы столько не стоят, можно сказать, что тягачи «Iveco» на LNG безопасны, и их функциональность от погоды практически не зависит.

Если говорить об инфраструктуре газовых АЗС, то, как мы уже писали, в Литве с ними проблема – особенно, когда речь идёт о LNG. Как сообщили СМИ, в конце 2018 г. у литовско-польской границы на трассе «Via Baltica» у Калварии должна была появиться первая заправочная станция для автомобилей на LNG, которую решила построить компания «Viva grid», являющаяся дочерним предприятием «SG dujos». Как нашей редакции рассказал генеральный директор «SG dujos» Виргиниюс Корсакас, из-за действий властей проект застопорился, и остаётся только надеяться на то, что он будет реализован до конца этого года. В то же время, по его словам, планируется строительство LNG-заправки в районе паневежской объездной дороги, которая может начать работу даже раньше, чем объект возле Калварии.

По мнению представителя «Vlantana», Литве нужны как минимум 5 АЗС, где грузовики могли бы заправляться LNG, и В. Корсакас сказал нам, что у его компании есть соответствующие планы, а также упомянул о том, что инфраструктуру LNG-заправок она совместно с партнёрами намерена расширять во всём Балтийском регионе. Однако, для начала давайте дождёмся открытия хотя бы одной АЗС этого типа. Кроме того, если литовские транспортные компании начнут покупать грузовики на сжиженном газе, возможно, появится услуга его доставки в нужное место (тем более, что в стране работает LNG-терминал). Сегодня он цистернами доставляется в город Друскининкай, и для заправки грузовика нужны только специальные насадки. Другой вариант – иметь запасы LNG.

В заключение следует отметить, что в 2018 году компания «Iveco» продала в Европе более 3000 газовых тягачей. Как в этой связи отметил представитель «Transmitto»: «Поверьте, такие перевозчики, заплатив гораздо больше за газовое транспортное средство, подсчитывают все возможные издержки. В 95% случаев заказчик получает на автомобиль полный гарантийный пакет, который позволяет точно оценить преимущества эксплуатации таких транспортных средств». Но давайте послушаем, что о «Iveco Stralis NP 460» говорят в «Gruber Logistics».

Впечатления «Gruber Logistics»

Компания «Gruber Logistics» приобрела в Литве 2 грузовика «Iveco» на LNG. В своём комментарии нашей редакции она рассказала, что причинами этого решения было желание клиентов использовать для перевозки грузов «зелёные» автомобили; меньший расход топлива; доступ в центр городов, куда запрещён въезд дизельным грузовикам, и то, что в будущем количество таких населённых пунктов, вероятно, будет только расти; меньший уровень эмиссии CO2 и шума, что в определённых случаях позволяет передвигаться ночью и платить заниженный, а то и вовсе не платить дорожный сбор. Не испугала «Gruber Logistics» и относительная новизна технологии. Как отметили в компании: «До того, как мы приобрели грузовики «Iveco» на LNG, они были на рынке уже больше года, и его участники успели поделиться первыми впечатлениями. Поэтому это не что-то абсолютно новое».

«Сжиженный природный газ – альтернатива «зелёным» технологиям, так как использование биогаза позволяет снизить эмиссию СО2 на 95%, по сравнению с обычными видами топлива. Ещё одним неоспоримым преимуществом таких грузовиков является более низкий уровень шума двигателя», — заявил руководитель международного автопарка «Gruber Logistics» Стефан Кнапп.

Важно отметить, что газовые грузовики «Iveco» сразу приступили к работе и сегодня по строгому графику передвигаются между складами в Фульде (Германия) и Вероне / Мантуе (Италия). По пути есть LNG-заправка, которая позволяет не беспокоиться о нехватке топлива и без проблем преодолевать расстояние примерно в 900 км. С другой стороны, поскольку грузовики ездят по одному и тому же маршруту и в основном за пределами городов, сложно сделать детальные выводы об эффекте экономии топлива, но, как говорится в комментарии «Gruber Logistics» нашей редакции, «24 кг LNG на 100 км пока дают повод для оптимизма».

В то же время в нём сказано следующее: «Тяга в гору немного меньше – если дизельный грузовик на ту же гору заезжал на 11 передаче, то грузовик на LNG вынужден использовать 9-10 передачу. Ежемесячная сервисная плата выше (500-700 евро для грузовиков на LNG по сравнению с 300 евро для обычного дизельного грузовика), а интервалы обслуживания короче (90 тысяч километров) – но всё зависит от запланированного для этих грузовиков километража». Наконец, полная заправка автомобиля занимает около 30 минут (то есть, достаточно длительный промежуток времени), и водители должны научиться, как это делать. В целом, ежедневная эксплуатация тягачей «Iveco» на LNG, как отмечено в комментарии «Gruber Logistics», такая же как и в случае дизельных грузовиков.

***

Подводя итог, следует обозначить несколько ключевых моментах. Во-первых, тягач на LNG – дорогая инвестиция. Во-вторых, его можно использовать для региональных перевозок, но АЗС для таких транспортных средств в Европе по-прежнему не хватает (особенно в Литве). В-третьих, у газовых грузовиков есть свои преимущества (эффект экономии топлива, экологичность) и недостатки (высокая стоимость, дорогостоящее техобслуживание). Соответственно, каждый перевозчик, который думает о приобретении газового тягача, должен более или менее точно представлять, где и как он будет его использовать, потому что только в этом случае он сможет понять, что принесёт ему такая покупка – прибыль или убытки. В целом, мелким и средним перевозчикам однозначно стоит не спешить вкладываться в газовые грузовики и, держа руку на пульсе, ждать более выгодных (дешёвых) условий их эксплуатации.

Комментарии

Juris Cviliņuks 2019-02-11 00:00

С начала написанно что мощность лучше а потом что немного менше. На самом то деле на Вольво LNG (сам работал 3 года). LNG (LIQUID NATURAL GAS). Мощность примерно 75% с дизельного. Очень капризный и когда идет в нагрузке тогда газ долен отключится но не на всех и не всегда это происходит. Конечно Iveco в полне возмоно работает на много лучше чем вольво по сколько это новая технология.

Алишер Жураев 2019-02-04 17:19

Цена какая


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

Transportation

«Linava» и Союз перевозчиков Литвы – конкуренты или партнеры?

Недавно в организационной жизни литовских перевозчиков возник интересный вопрос – президент «Linava» Эрландас Микенас заявил, что по непонятным ему причинам генеральный секретарь ассоциации Мечиславас Атрошкявичюс подписал договор о сотрудничестве с Союзом перевозчиков Литвы (СПЛ). Последний по сути является конкурентом «Linava». С другой стороны, может быть, сотрудничество двух организаций будет полезным в то время, когда у перевозчиков так много разногласий и проблем? Редакция Cargonews решила прояснить ситуацию.

2019-04-19 23
0
EU (2)HD

Европейская комиссия отвергает правомерность требования о предъявлении водителями счета за гостиницу во время 45-часового перерыва

По данным Европейской комиссии, водители не обязаны предъявлять счет за гостиницу во время 45-часового перерыва. А этого начали требовать испанские службы. Брюссель подготовит специальные руководящие принципы по этому вопросу.

2019-04-17 126
0
DSC_4480

Олег Тарасов: „Я знаю, как сделать так, чтобы Линава работала ещё эффективнее“!

Сегодня транспортный сектор Литвы переживает не самые лёгкие времена, сталкиваясь со многими проблемами («Пакет мобильности», недостаток водителей, протекционизм на Западе и Востоке, Брексит и т.д.). Будучи членом президиума «Linava» и председателем её комитета по внешним связям, Олег Тарасов активно занимается вопросами, касающимися транспортных отношений Литвы с Россией и другими странами. Кроме того, он претендует на пост президента ассоциации, стремясь положить конец её внутреннему конфликту, восстановить её авторитет и максимально улучшить условия бизнеса перевозчиков. О результатах работы О. Тарасова и его планах на будущее в эксклюзивном интервью Cargonews.

2019-04-15 261
0
spain

Как будет проводиться проверка еженедельного отдыха водителей грузовиков в Испании

Новый вид правонарушения был введен в Испании 21 февраля этого года исполнительным постановлением к закону «Об автомобильном транспорте» (сокращенно ROTT). Им является проведение регулярного еженедельного отдыха продолжительностью 45 часов и более в кабине транспортного средства. За это правонарушение грозит штраф от 1001 до 2000 евро. Уже были оштрафованы первые водители, пойманные за нарушение запрета.

2019-04-10 335
0
2012 kontrabanda odu krovinyje 01

Перевозчики и контрабанда – практика и тенденции

Недавно СМИ сообщили о том, что на пункте дорожного контроля в Кибартай был задержан грузовик с 675 тысячами пачек сигарет. Позже была обнародована информация об изъятии рекордного в истории Литвы количества перевозимых в Россию наркотических веществ, и в рамках данного дела был задержан глава литовской транспортной компании. В связи с этим редакция Cargonews решила выяснить особенности и тенденции участия литовских перевозчиков в преступной деятельности.

2019-04-02 618
0