Тягач «Iveco» на сжиженном газе: плюсы и минусы

IVECO_LNG

Газовая технология в грузовом транспорте становится всё более популярной и уже добралась до Литвы. Мы писали о тягаче «Scania» на сжатом природном газе (англ. CNG), который взялась испытывать литовская компания «Vlantana». Некоторое время назад СМИ сообщили о том, что работающая в стране итальянская компания «Gruber Logistics» приобрела тягачи «Iveco» на сжиженном природном газе (англ. LNG). В связи с этим редакция Cargonews решила познакомить своих читателей с данным продуктом, чтобы им стали более понятны перспективы газовых грузовиков.

Дорогая игрушка

Чтобы узнать все особенности купленного итальянцами газового «Iveco Stralis NP 460», мы связались с представителем производителя в Литве – компанией «Transmitto». В первую очередь нас интересовала цена тягача. Оказывается, она начинается примерно со 100 тысяч евро. В то же время многое зависит от выбранной мощности двигателя (400 или 460 лошадиных сил) и типа газа (CNG или LNG). Как уточнил покупатель, по сравнению с дизельным аналогом (в компании «Transmitto» нам сказали, что он стоит 70-80 тысяч евро в зависимости от индивидуальных условий сделки), тягач «Iveco» на LNG дороже примерно на 85%.

Иными словами, удовольствие не из дешёвых. Однако эффект топливной экономии тоже ощутимый. В 2018 г. в Литве литр сжиженного газа стоил около 0,5 евро, в Латвии – около 0,6 евро, в Эстонии – 0,63 евро. Кроме того, его, по сравнению с дизельным топливом, грузовик расходует на 10-15% меньше. Если подробнее: почти 8 тонн весящий тягач расходует около 15 кг LNG на 100 км; тягач с пустым полуприцепом весит примерно 16 тонн и расходует около 18 кг LNG на 100 км; полностью загруженный автомобиль (допустимая масса как у дизельных грузовиков) расходует около 27,5 кг LNG на 100 км и может без заправки преодолеть расстояние примерно в 1600 км (например, доехать от Мадрида до Франкфурта). Также не следует забывать о том, что ещё больший эффект экономии топлива может обеспечить профессиональный водитель, а возможности что-то «слить» – минимальны.

Комментируя мощность автомобиля, в «Transmitto» нам отметили, что есть два варианта двигателя. Первый: объём – 8,7 литра, мощность – 400 лошадиных сил, крутящий момент – 1700 Нм. Второй: объём – 12,9 литра, мощность – 460 лошадиных сил, крутящий момент – 2000 Нм. «Если мы сравним параметры дизельного и газового двигателя, разницу мы не почувствуем. Двигатель мощностью 460 лошадиных был опробован уже не одним перевозчиком, в том числе в Литве, и отзывы о подъёме в гору неожиданные и удивительные. Основное отличие – уровень шума, который у газового двигателя намного ниже», — подчёркивается в ответе «Transmitto». В то же время в нём сказано, что газовые грузовики меньшей мощности больше подходят для перевозки средних грузов в условиях равнинной местности, а для грузовиков мощностью 460 лошадиных сил рельеф значения не имеет.

Если говорить об эргономике и аэродинамике «Iveco Stralis NP 460», то она такая же как у дизельных тягачей данного производителя. Важнее вопрос технического обслуживания такого автомобиля. Оно может осуществляться во всех сервисах «Iveco» (в том числе в Литве, где уже обслуживаются более 150 газовых транспортных средств), но стоит дороже из-за таких деталей, как свечи и провода. Наконец, интервал обслуживания, как отметили в «Transmitto», составляет 90 тысяч километров, а не 150 тысяч как в случае дизельного грузовика.

Особое внимание следует уделить безопасности автомобиля, которая связана с погодными условиями. Каких-то исключительных требований в этой сфере нет, но следует иметь в виду, что нагревающийся газ расширяется и просачивается в окружающую среду. Иными словами, если грузовик не будет использоваться в течение длительного периода времени, лучше, чтобы он не стоял в тёплом закрытом помещении. С другой стороны, как отметил представитель «Transmitto»: «Исходя из своего опыта, могу подтвердить, что, если автомобиль стоит 4-7 дней, топливо не теряется». С учётом того, что обычно грузовики без работы столько не стоят, можно сказать, что тягачи «Iveco» на LNG безопасны, и их функциональность от погоды практически не зависит.

Если говорить об инфраструктуре газовых АЗС, то, как мы уже писали, в Литве с ними проблема – особенно, когда речь идёт о LNG. Как сообщили СМИ, в конце 2018 г. у литовско-польской границы на трассе «Via Baltica» у Калварии должна была появиться первая заправочная станция для автомобилей на LNG, которую решила построить компания «Viva grid», являющаяся дочерним предприятием «SG dujos». Как нашей редакции рассказал генеральный директор «SG dujos» Виргиниюс Корсакас, из-за действий властей проект застопорился, и остаётся только надеяться на то, что он будет реализован до конца этого года. В то же время, по его словам, планируется строительство LNG-заправки в районе паневежской объездной дороги, которая может начать работу даже раньше, чем объект возле Калварии.

По мнению представителя «Vlantana», Литве нужны как минимум 5 АЗС, где грузовики могли бы заправляться LNG, и В. Корсакас сказал нам, что у его компании есть соответствующие планы, а также упомянул о том, что инфраструктуру LNG-заправок она совместно с партнёрами намерена расширять во всём Балтийском регионе. Однако, для начала давайте дождёмся открытия хотя бы одной АЗС этого типа. Кроме того, если литовские транспортные компании начнут покупать грузовики на сжиженном газе, возможно, появится услуга его доставки в нужное место (тем более, что в стране работает LNG-терминал). Сегодня он цистернами доставляется в город Друскининкай, и для заправки грузовика нужны только специальные насадки. Другой вариант – иметь запасы LNG.

В заключение следует отметить, что в 2018 году компания «Iveco» продала в Европе более 3000 газовых тягачей. Как в этой связи отметил представитель «Transmitto»: «Поверьте, такие перевозчики, заплатив гораздо больше за газовое транспортное средство, подсчитывают все возможные издержки. В 95% случаев заказчик получает на автомобиль полный гарантийный пакет, который позволяет точно оценить преимущества эксплуатации таких транспортных средств». Но давайте послушаем, что о «Iveco Stralis NP 460» говорят в «Gruber Logistics».

Впечатления «Gruber Logistics»

Компания «Gruber Logistics» приобрела в Литве 2 грузовика «Iveco» на LNG. В своём комментарии нашей редакции она рассказала, что причинами этого решения было желание клиентов использовать для перевозки грузов «зелёные» автомобили; меньший расход топлива; доступ в центр городов, куда запрещён въезд дизельным грузовикам, и то, что в будущем количество таких населённых пунктов, вероятно, будет только расти; меньший уровень эмиссии CO2 и шума, что в определённых случаях позволяет передвигаться ночью и платить заниженный, а то и вовсе не платить дорожный сбор. Не испугала «Gruber Logistics» и относительная новизна технологии. Как отметили в компании: «До того, как мы приобрели грузовики «Iveco» на LNG, они были на рынке уже больше года, и его участники успели поделиться первыми впечатлениями. Поэтому это не что-то абсолютно новое».

«Сжиженный природный газ – альтернатива «зелёным» технологиям, так как использование биогаза позволяет снизить эмиссию СО2 на 95%, по сравнению с обычными видами топлива. Ещё одним неоспоримым преимуществом таких грузовиков является более низкий уровень шума двигателя», — заявил руководитель международного автопарка «Gruber Logistics» Стефан Кнапп.

Важно отметить, что газовые грузовики «Iveco» сразу приступили к работе и сегодня по строгому графику передвигаются между складами в Фульде (Германия) и Вероне / Мантуе (Италия). По пути есть LNG-заправка, которая позволяет не беспокоиться о нехватке топлива и без проблем преодолевать расстояние примерно в 900 км. С другой стороны, поскольку грузовики ездят по одному и тому же маршруту и в основном за пределами городов, сложно сделать детальные выводы об эффекте экономии топлива, но, как говорится в комментарии «Gruber Logistics» нашей редакции, «24 кг LNG на 100 км пока дают повод для оптимизма».

В то же время в нём сказано следующее: «Тяга в гору немного меньше – если дизельный грузовик на ту же гору заезжал на 11 передаче, то грузовик на LNG вынужден использовать 9-10 передачу. Ежемесячная сервисная плата выше (500-700 евро для грузовиков на LNG по сравнению с 300 евро для обычного дизельного грузовика), а интервалы обслуживания короче (90 тысяч километров) – но всё зависит от запланированного для этих грузовиков километража». Наконец, полная заправка автомобиля занимает около 30 минут (то есть, достаточно длительный промежуток времени), и водители должны научиться, как это делать. В целом, ежедневная эксплуатация тягачей «Iveco» на LNG, как отмечено в комментарии «Gruber Logistics», такая же как и в случае дизельных грузовиков.

***

Подводя итог, следует обозначить несколько ключевых моментах. Во-первых, тягач на LNG – дорогая инвестиция. Во-вторых, его можно использовать для региональных перевозок, но АЗС для таких транспортных средств в Европе по-прежнему не хватает (особенно в Литве). В-третьих, у газовых грузовиков есть свои преимущества (эффект экономии топлива, экологичность) и недостатки (высокая стоимость, дорогостоящее техобслуживание). Соответственно, каждый перевозчик, который думает о приобретении газового тягача, должен более или менее точно представлять, где и как он будет его использовать, потому что только в этом случае он сможет понять, что принесёт ему такая покупка – прибыль или убытки. В целом, мелким и средним перевозчикам однозначно стоит не спешить вкладываться в газовые грузовики и, держа руку на пульсе, ждать более выгодных (дешёвых) условий их эксплуатации.

Комментарии

Juris Cviliņuks 2019-02-11 00:00

С начала написанно что мощность лучше а потом что немного менше. На самом то деле на Вольво LNG (сам работал 3 года). LNG (LIQUID NATURAL GAS). Мощность примерно 75% с дизельного. Очень капризный и когда идет в нагрузке тогда газ долен отключится но не на всех и не всегда это происходит. Конечно Iveco в полне возмоно работает на много лучше чем вольво по сколько это новая технология.

Алишер Жураев 2019-02-04 17:19

Цена какая


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

usa_transport

Как там – за океаном!

Cargonews в основном пишет о том, что происходит на европейском и литовском транспортном рынке. В то же время хочется знать, как обстоят дела в этой области в Америке. У нашей редакции появилась уникальная возможность поговорить с региональным директором компании «Keen Cargo Inc.» Дмитрием Настасийчуком, который не понаслышке знаком с особенностями сектора грузоперевозок в Соединённых Штатах и рассказал нам много интересного о специфике транспортного бизнеса в США.

2019-07-09 205
0
volvo_vera1

Обзор транспортных событий в июне

Президент «Linava» в Конфедерации промышленников Литвы (КПЛ), трудности в переговорах по поводу коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков и национальная дискуссия о налогообложении «грязных» автомобилей; новости из Брюсселя и разных стран Европы; транспортное сотрудничество Евразийского экономического союза с Китаем и актуалии автономных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-07-01 381
0
apziura

Техосмотр в Литве – настало время перемен?

В Литве с конца прошлого века действует та же система техосмотра (ТО) – данный сегмент рынка решением государства по сути монополизирован 10 работающими по региональному принципу компаниями. Инициатива министерства внутренних дел изменить (либерализировать) устоявшийся порядок вызвала бурный протест с их стороны. А что в этой связи выгодно перевозчикам с их большим количеством грузовиков?    

2019-06-25 272
0
sankcijos

Обзор транспортных событий в мае

Переломный конгресс «Linava» и дискуссия о техосмотре в Литве, чаще всего проверяемые дороги в Польше и статистика продаж грузовиков в Европе, летние ограничения движения большегрузного транспорта в России и Белоруссии и события в мире транспортных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-06-03 386
0
nadzor

Разъяснения «Россельхознадзора» по порядку транзита подкарантинной продукции

В ответ на запрос АСМАП поступили разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относительно порядка автоперевозок транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Казахстан и другие государства подконтрольных Россельхознадзору товаров, вошедших в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 (запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн).

2019-05-29 387
0