Условия грузоперевозок через Польшу: трудностей всё больше, штрафы всё выше

Flag of Poland With Crest, Waving In a Stiff Wind

Польша является важным транзитным маршрутом для литовских (и не только) перевозчиков. Поскольку эта страна входит в состав ЕС, условия транспортной деятельности там должны быть достаточно либеральными. Однако, в последнее время оттуда потоком пошли новости о различных изменениях в правилах грузоперевозок, в частности – в рамках системы их мониторинга SENT. В связи с этим наша редакция решила выяснить, являются ли происходящие перемены признаком системной коррекции польского транспортного рынка по инициативе государства, или это просто совершенствование существующей законодательной базы.

Что нового

Хорошая новость – польское Министерство финансов вроде бы отказалось от идеи ограничить при въезде в Польшу количество топлива в топливных баках автомобилей до 200 литров. Однако плохих новостей заметно больше.

Во-первых, 3 сентября 2018 г. в Польше вступил в силу «Закон об изменении закона об автомобильном транспорте, а также некоторых других законов», предусматривающий увеличение штрафных санкций за ряд нарушений при выполнении автомобильных перевозок (его неофициальный перевод на русский язык можно найти здесь). Особое внимание следует обратить на штрафы за:

— непредъявление необходимых документов (~ 35-46 евро);

— осуществление автомобильной перевозки в период действия ограничений и запретов на движение некоторых видов автотранспортных средств на дорогах (~ 463 евро);

— нарушение правил, касающихся массы и габаритов транспортных средств, а также перевозки опасных грузов (~115-2 316 евро);

— несоблюдение правил каботажной деятельности на территории Польши и целый ряд нарушений, связанных с учётом рабочего времени водителя (особенно важно, чтобы с тахографом всё было в порядке – за нарушения, связанные с работой и/или использованием тахографов можно заработать до 2 316 евро штрафа).

В последнем случае неприятным сюрпризом для иностранных водителей стали нововведения в области учёта работы водителей в ночное время. Нюанс в том, что до конца не понятно, должны ли новые правила соблюдать иностранные (в том числе и литовские) перевозчики, или нет. Польша настолько насыщенная транспортом страна, что движение в ночное время — едва ли не единственная возможность проехать её более или менее безостановочно. При этом учёт рабочего времени водителей ведётся в компаниях на основании национального законодательства – следовательно, другие страны вроде бы не должны вмешиваться в это регулирование. Один наш читатель даже задал риторический вопрос: «Что будет с движением в Польше, если никто не будет ездить ночью?! Господа поляки, очнитесь!»

Наконец, 1 октября 2018 г. вступил в силу «Закон об изменении закона о системе мониторинга автомобильных и железнодорожных перевозок товаров». Ключевой момент – необходимость передачи данных геолокации транспортного средства в систему мониторинга перевозок SENT (детали здесь). Реакция перевозчиков не заставила себя долго ждать. На нашем сайте они высказали свои мнения по этому поводу: «Нет никакого приложения SENT GEO ни в Google Play, ни в AppStore»; «Вот сейчас точно попались. Теперь все автомобили, движущиеся через Польшу, будут под наблюдением. Всем нам придётся покупать эти приборы, а если они вдруг откажутся работать – придётся простаивать. Вот вами и соседи-поляки – такую мину подложили… Чем дальше, тем лучше. А ещё говорят, что в России всё плохо» (к слову, в России и во всём Евразийском экономическом союзе в скором времени планируется сделать практически то же самое – система уже тестируется); «Не понятно, а свои вообще GPS передатчики использовать можно? Я не очень уверен, что у всех водителей есть умение включить данный трекер»; «Интересно, а зачем им вообще нужны все эти данные? Чтобы знать, у кого покупаем и кому продаём?».

Благо, в отношении перевозок товаров, начавшихся или не закончившихся до дня вступления в силу новой версии закона, будут применяться законоположения, действовавшие в день начала таких перевозок. В целом, до 31 декабря 2018 г. в отношении перевозчиков и водителей за неисполнение требований, связанных с передачей данных геолокации, штрафы выписываться не будут.

На этом фоне возникает вопрос: можно ли говорить о том, что Польша становится проблемной страной для иностранных перевозчиков наподобие государств Западной Европы? С этим и другими вопросами наша редакция обратилась к тем, кто «в теме».

Административная нагрузка и «трудности перевода»

После разговора с несколькими перевозчиками выяснилось, что ситуацию с польскими «новинками» они не драматизируют, но и особого восторга по этому поводу не испытывают. Основные моменты, на которые обратили внимание собеседники, это растущая административная нагрузка в связи с дополнительными требованиями и отсутствие ясности в некоторых вопросах, что важно, поскольку штрафы за ошибки «кусаются».

По словам главы отдела Центральной и Восточной Европы в компании «Baltic Transline» Ингриды Римкене, определённые проблемы с системой SENT чаще возникают у мелких перевозчиков, которые берут грузы у экспедиторов, порой не ставящих их в известность о необходимости декларирования перевозимого товара, а сейчас им ещё понадобится оборудование для отслеживания перевозки и соответствующее программное обеспечение, с которым тоже возникают трудности. В целом, как отметила И. Римкене, многие государства прибегают к тем или иным санкциям, чтобы защитить свой рынок, и это всегда осложняет деятельность транспортных компаний из периферийных стран ЕС, которые в связи с этим вынуждены периодически переосмысливать свою бизнес-модель и совершенствовать ежедневные рабочие процессы.

В свою очередь коммерческий директор другой крупной литовской транспортной компании «Transekspedicija» Аудрюс Пускунигис отметил, что, во-первых, надеется на то, что польские требования, касающиеся ночной работы водителей, не будут касаться зарубежных перевозчиков, в противном случае компания столкнётся с дополнительными административными трудностями (которых и так хватает). Говоря о системе мониторинга SENT, он подчеркнул, что её требования из-за своей сложности опять же создают чувствительные трудности административного характера, а штрафы за несоблюдение установленных правил при этом исчисляются не сотнями, а тысячами евро.

Что касается передачи данных о геолокации транспортного средства, то в данном случае А. Пускунигис высказал беспокойство относительно того, что в руки польской стороны попадёт информация, в каком-то смысле составляющая коммерческую тайну. Иными словами, польским властям будет точно известно – кто, кому, откуда, куда и по какому маршруту везёт груз, и теоретически, при должном анализе, эти данные, если они в той или иной форме (например, в виде аналитического доклада) попадут из рук государства в руки польских перевозчиков, могут дать им ощутимое конкурентное преимущество.

Обобщая, коммерческий директор «Transekspedicija» отметил, что не может обвинить польские власти в злостном злоупотреблении законодательным инструментом с целью вытягивания денег из литовских перевозчиков в виде штрафов, но выразил недовольство сложностью и непонятностью устанавливаемых правил перевозки грузов, которые, по его мнению, неадекватны с практической точки зрения.

В ассоциации литовских перевозчиков «Linava» нам также дали развёрнутый комментарий по поводу системы SENT, штрафов и ночной работы водителей. По мнению ассоциации, система SENT (включая последние требования, касающиеся геолокации) является достаточно сложной, неудобной и сомнительной с точки зрения её необходимости. «На плечи наших перевозчиков ложится дополнительная административная нагрузка, а если в системе мониторинга случится сбой, остановится и работа, так как водитель не сможет продолжить путь, пока поломка не будет устранена. Поэтому ему придётся постоянно следить, всё ли в порядке, поскольку за несоблюдение требований предусмотрены крупные штрафы».

Касательно последних в «Linava» считают, что их размер должен быть пропорциональным и не расходится со здравым смыслом, а в Польше они были заметно увеличены. Так же отрицательно ассоциация относится к нововведениям соседей, касающимся ночной работы водителей, и придерживается позиции, что литовские перевозчики в этом случае должны руководствоваться постановлением литовского правительства № 496 (от 21.06.2017) «О выполнении положений Трудового кодекса Литвы», в котором чётко сказано, что его положения распространяются на водителей независимо от их местонахождения.

В целом в «Linava» отметили, что дополнительные и зачастую во всех смыслах малопонятные польские требования, ограничения и штрафы не радуют и становятся предметом постоянных жалоб со стороны членов ассоциации. Однако лишь на этом основании однозначно утверждать, что Польша становится проблемной для перевозчиков страной, по мнению «Linava», нельзя. Основной момент – сориентироваться во всех изменениях и соблюдать правила. В свою очередь, ассоциация помогает перевозчикам, как может. В частности, она обратилась в Министерство финансов Польши с просьбой организовать для литовских перевозчиков курсы на тему о новом порядке мониторинга перевозок в рамках системы SENT. Последний факт нам подтвердил транспортный атташе Литвы в Польше Станислав Видтманн он был подключен к решению данного вопроса, и, по его словам, соответствующий семинар должен состояться в Вильнюсе уже в октябре этого года.

Экспертное мнение

Помимо позиции отдельных перевозчиков и «Linava», интерес представляет экспертное мнение тех, кто не понаслышке знает, что происходит в польском транспортном секторе. Поэтому наша редакция обратилась к Альберту Керно, работающему в системе Cargo.PL в Польше, с просьбой осветить ситуацию, так сказать, изнутри.   

Говоря об изменениях, внесённых в Закон об автомобильном транспорте, он отметил, что трудно спорить с законностью их внесения, поскольку это связано с требованиями ЕС, поэтому было необходимо адаптировать действующие в Польше правила к нормам Евросоюза, объединить их. Однако, по словам А. Керно, «факт, что это было сделано очень неудачно»: о новых правилах говорилось в начале года, после чего тема утихла, а несколько недель назад польские и другие перевозчики узнали, что всё уже сделано, но до сих пор нет толкования новых правил, поэтому как транспортная индустрия, так и польская Транспортная инспекция чувствуют себя «как в тумане».

Что касается системы SENT и новых требований относительно передачи данных геолокации, то, как заявил А. Керно: «Транспорт отслеживается на каждом шагу, что, безусловно, хлопотно для предпринимателя и водителя. Однако по мнению польского правительства, необходимо устранить незаконную деятельность. Иностранные перевозчики, вероятно, опасаются того, что полученные данные будут использоваться и для других целей – например, могут передаваться Транспортной инспекции. Полагаю, что перевозчики, которые во всём соблюдают закон, не должны беспокоиться. Просто надо быть очень внимательными на всех этапах транспортировки, в частности, в процессе подготовки документов».

Перейдя к теме работы водителей в ночное время, А. Керно успокоил: «К счастью новые требования в этой области касаются только польских компаний. Это подтвердили юристы юридической фирмы, с которыми мы сотрудничаем».

Комментируя жизнь транспортного сектора в Польше в целом, эксперт сказал, что это сложная тема в любой из стран-членов ЕС. «Рынок меняют новые правила ЕС, а Польша вносит свою лепту. При этом, хотя введение новых правил зачастую необходимо, это не означает, что это не хлопотно не только для иностранных, но и для польских перевозчиков. От перевозчиков часто слышу, что постоянно меняющиеся правила являются существенным препятствием для плавного развития их бизнеса. В связи с этим важное значение имеет отслеживание появления новых правил и их изменений. А меняются они часто! Польские перевозчики хорошо справляются с этим, а вот перевозчики из-за рубежа сталкиваются с серьезными проблемами. Штрафы часто чудовищны, поэтому стоит пользоваться услугами юридических фирм – ведь они, как правило, мгновенно реагируют на любые законодательные изменения», – подытожил А. Керно.

***

Обобщая, можно сказать, что решения польских властей начинают задавать серьёзные задачки литовским перевозчикам. Особенно их раздражает сложность и непонятность новых польских требований, создающих дополнительную административную нагрузку на бизнес, и непропорционально крупные штрафы за малейшие нарушения установленных правил. Особое беспокойство у транспортных компаний вызывает новый порядок мониторинга перевозки грузов по территории страны (требующий передачи геолокационных данных транспортного средства), поскольку они не хотят делиться с Польшей важной коммерческой информацией.

Тем не менее, пока перевозчики не склонны называть её «проблемной страной», которую лучше объезжать стороной. Однако факт тот, что условия перевозки грузов через Польшу ухудшаются, и её власти должны понимать, что злоупотреблять законодательным инструментом, пользуясь выгодным географическим положением страны, не стоит, так как терпение соседей не безгранично.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

gruzoperevozki-iz-polshi

Ограничения движения грузового транспорта в Польше в 2019 году

Польша — страна, которую неминуемо пересекают все перевозчики, направляющиеся в Западную Европу. Казалось бы, до боли известный маршрут, но между тем даже у опытных перевозчиков то и дело возникает вопрос, в какие дни и по каким случаям проезд грузового транспорта через Польшу запрещается.

2018-11-15 90
0
atsisiųsti (2)

Транспортный контроль — на защите интересов казахских перевозчиков

Транспортный комитет МИР Казахстана объявил о начале проведения акции «Транспортный контроль – на защите интересов отечественных перевозчиков!». Акция будет проводиться в период с 19-ого ноября 2018 года по 31-е января 2019 года.

2018-11-15 46
0
images

Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%

Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки увеличится до 31 трлн т-км к 2030 году и до 51 трлн т-км к 2050 году по сравнению с 20 трлн в 2015-м, прогнозирует Международный союз автомобильного транспорта (IRU).

2018-11-08 233
0