Как избежать неприятных сюрпризов, если водителя не допускают на погрузку

bigstock-Truck-In-Warehouse--Cargo-Tra-94074995

Транспортное сообщество живёт (или, по крайней мере, должно жить) по правилам нескольких «библий». Одна из них – CMR Конвенция. Но несмотря на то, что эта Конвенция распространяется на всех участников грузоперевозок, её положения соблюдают далеко не все. Вернуться к «основе основ» нас заставила история, которой с редакцией CargoNews.lt поделился один литовский перевозчик. Его водителя не допустили на погрузку, вследствие чего он не мог ни проконтролировать ход погрузки, ни проверить состояние груза и его упаковки (как это требуется в соответствии со ст.8 CMR Конвенции). Исход этой ситуации несложно предугадать… Поэтому редакция решила выяснить, есть ли у перевозчика какие-то способы избежать неприятных последствий подобной ситуации.

Избежать риска не удаётся

Собеседником редакции стал Станислав Барейша, руководитель UAB « Ryvatra». По его словам, ситуации, когда водителей не допускают на погрузку, встречаются довольно часто. «Я лично сделал фотографию склада в Голландии, где на входе было написано, что посторонним вход воспрещён. Странно, что во время погрузки представитель перевозчика (водитель) считается посторонним. Ему грузят груз (зачастую даже без пломбы), и он уезжает со склада даже не зная, правильно ли груз погрузили и вообще – что ему погрузили в грузовой отсек», – говорит перевозчик.

По словам С. Барейши, однажды из-за такой ситуации его компания чуть не попала в серьёзную беду. «Водитель доставил не весь груз, не хватало трёх паллет. К счастью, в тот раз грузоотправитель признал свою ошибку, и нам удалось избежать финансовых проблем. А если бы нет? Тогда бы вся ответственность легла на нас. Кроме того, я очень рад, что моему водителю не вменили незаконную перевозку. Но сколько было случаев, в особенности в России, когда водителю вместо торфа в такой же упаковке грузили сигареты… Неприятности бывали не только у перевозчиков (юридических лиц), но и у водителей – им грозила уголовная ответственность с вероятностью лишения свободы».

Директор «Ryvatra» задал вопрос, как быть в таких случаях. Отказаться от перевозки – не самый лучший выход, потому что заказчик начнёт угрожать санкциями. Возвращаться обратно без груза тоже неразумно, так как до места погрузки пройдено немалое расстояние… Редакция CargoNews.lt решила помочь разобраться в подобных ситуациях, и обратилась за советом к юристам.

Грузоотправитель поступает неправомерно

Как утверждает сотрудник адвокатской конторы «JUREX» Елена Цвирко, проверка груза – это обязанность, а не право перевозчика, поэтому он обязан принимать участие в процессе погрузки. Эта обязанность чётко закреплена в ст. 8. CMR Конвенции, где говорится: «При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки». Однако, адвокат подчеркнула, что эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. «Исходя из того, что в соответствии с CMR Конвенцией, проверка груза является обязанностью перевозчика, и никто другой, кроме перевозчика, не несёт ответственность за принятый к перевозке груз (в том числе и за нелегальную перевозку или перевозку контрабанды), действия грузоотправителя, ограничивающие доступ водителя к участию в погрузке и проверке принимаемого к перевозке груза, являются неправомерными», – подчеркнула Е. Цвирко.

Если перевозчик (водитель) не допускается к погрузке, он должен сделать соответствующие отметки в CMR накладной – для этого существует 18-ая графа. Отметки перевозчика приобретают законную силу в том случае, если грузоотправитель также подтверждает их своей подписью (это идеальная форма защиты интересов перевозчика). Беда в том, что, как показывает горький опыт перевозчиков, грузоотправители не только не ставят свою подпись рядом с отметками перевозчиков, но и в принципе не хотят видеть в CMR никаких оговорок в свой адрес. Теоретически перевозчик может попросить, чтобы грузоотправитель поставил свою отметку в 13-ой графе CMR накладной (эта графа отведена для оговорок и инструкций грузоотправителя), но вероятность того, что грузоотправитель от собственной руки напишет, что он не допустил водителя на погрузку, равна нулю…  Таким образом, перевозчик попадает в «заколдованный круг», но адвокат советует не отчаиваться. «Если перевозчик вносит соответствующую отметку в CMR накладную, но грузоотправитель не ставит над ней свою подпись, это не значит, что отметка перевозчика автоматически будет считаться недействительной или несущественной. В судебном процессе подобную отметку можно использовать в качестве дополнительного доказательства (хотя её сила будет меньше). Поэтому очень важно, чтобы отметка о недопущении на погрузку стояла не только в том экземпляре накладной, который остаётся у перевозчика, но и в экземпляре грузоотправителя», – говорит адвокат.

В договоре нужно предусмотреть и ответственность заказчика

Всё не так сложно, если с каким-то грузоотправителем перевозчик работает не впервые (т.е. если между перевозчиков и грузоотправителем сложились доверительные отношения). Если же в треугольнике «заказчик-перевозчик-грузоотправитель» участвуют одни и те же лица, но отказ допустить перевозчика (водителя) на погрузку носит постоянный характер, юрист советует перевозчикам заключать с заказчиками многократный договор о сотрудничестве. В нём должен быть пункт о том, что в тех случаях, когда перевозчик не допускается к погрузке, вся ответственность за недостачу или повреждение груза (и/или его упаковки), а также за перевозку незаконного груза (контрабанды, нелегалов) ложится на заказчика (если только заказчик не докажет обратное – что груз был утрачен, повреждён и т.д. по вине перевозчика). «Но сразу же хочу обратить внимание на то, что сам по себе такой договор, к сожалению, не избавит перевозчика от ответственности, хотя во многих случаях может помочь в какой-то степени амортизировать его убытки и риск возникновения ответственности или, по крайней мере, оставить надежду на то, что заказчик если не полностью, то частично покроет его потери», – говорит адвокат.

Кроме того, в договорах с постоянными заказчиками Е. Цвирко советует оговаривать обязательное пломбирование грузов. «В договорах должно быть предусмотрено, что в тех случаях, когда пломба на повреждена, стороны считают, что перевозчик не может нести ответственность за недостачу или повреждение груза. Также в договорах должен быть пункт о том, что в случае перевозки контрабанды в запломбированном автомобиле (если такой факт выявится) вся ответственность за последствия достанется заказчику. Даже если случится обратное (ответственность понесёт перевозчик), в договор нужно включить пункт о том, что заказчик покроет все связанные с этим убытки (включая и назначенные перевозчику штрафы). Очень важно, чтобы стороны, когда они договорились об обязательном пломбировании грузов, соблюдали это условие – в противном случае оно будет бессмысленным и интересы перевозчика никак не защитит», – подчеркнула адвокат.

Перевозка контрабанды без ведома водителя

Ни для кого не секрет, что бывают случаи, когда водители умышленно, в целях дополнительного заработка, принимают к перевозке «дополнительные» грузы, или, хуже того, соглашаются на перевозку контрабанды. Однако, вполне возможно, что случается и обратное – прикрываясь тем, что водителей не допускают на погрузку, их «подставляют» недобросовестные заказчики. В обоих случаях ответственность грозит и водителю, и перевозчику.

Понятно, что в таких ситуациях совет включать в договоры пункт об обязательном пломбировании груза вряд ли спасёт перевозчика и его водителя от ответственности. И всё же Е. Цвирко подчеркнула, что наличие подобного пункта может стать важным аргументом при доказательстве невиновности перевозчика. В таких случаях можно подключить и другие доказательства – например, отправленное с места погрузки на адрес заказчика электронное письмо, сообщение по скайпу или короткое сообщение на мобильный телефон о том, что водителя не допустили к погрузке и проверке груза, поэтому водитель не сможет взять на себя ответственность за перевозимый груз. «В случае выявления контрабанды все эти доказательства следует предъявить следователям, занимающимся расследованием дела. Чем больше у перевозчика будет доказательств того, что его не допустили к погрузке, тем лучше. Поэтому научите своих водителей фиксировать препятствия к участию в погрузке в любой возможной письменной форме (в виде SMS сообщения, сообщения на скайп и т.д.). Желательно, чтобы водители указывали номер заявки или CMR накладной, в крайнем случае – название груза и маршрут перевозки», – советует Е. Цвирко.

Очень важно, чтобы водители, которых не допускают на погрузку, не вели себя пассивно, а немедленно связывались со своими транспортными менеджерами и сообщали им о сложившихся ситуациях. В свою очередь, транспортные менеджеры также должны не только устно, но и в письменной форме доводить эту информацию до заказчиков, чтобы перевозчики (как упоминала юрист) были во всеоружии на случай судебного разбирательства.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 11
0