Коврики, паллеты, залоги – как перевозчикам избежать расходов, которые им навязывают?

paletes

На форуме Cargo.LT появилась история о том, как отправитель груза потребовал от перевозчика использовать при погрузке дополнительное оборудование отправителя, хотя у перевозчика было нормальное своё. A затем экспедитор выставил перевозчику счёт за это дополнительное оборудование отправителя. Как показывает практика, есть немало способов вытащить из перевозчика деньги схожим образом. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации и понять, что перевозчику нужно делать, чтобы избежать навязываемых расходов.   

Коврики и уголки

Как рассказал перевозчик, отправитель груза в Германии потребовал использовать при погрузке дополнительное оборудование – именно его (отправителя) уголки и коврики. При этом, как отметил перевозчик, у него было необходимое дополнительное оборудование в достаточном количестве и хорошего качества, но отправитель отказался его использовать («даже не взглянул»). В итоге, перевозчик сдал всё немецкое дополнительное оборудование получателю груза вместе с самим грузом в Риге, так как не нуждался в нём. Однако экспедитор выставил перевозчику за него счёт, так как, по словам экспедитора, ему поступил счёт за выданные принадлежности от отправителя.

При этом, по словам перевозчика, (а) он до погрузки неоднократно сообщал экспедитору о том, что у него есть всё дополнительное оборудование в достаточном количестве и отличного качества; (б) в заключённом с экспедитором договоре-заказе на перевозку не было никаких требований ни к коврикам, ни к уголкам; (в) водитель за получение оборудования не расписывался, хотя экспедитор давал перевозчику такое указание – и вообще, так как выданное в Германии дополнительное оборудование было вписано в CMR, оно может считаться грузом, который перевозчик доставил и сдал в пункте назначения в целости и сохранности; (г) экспедитор (на момент написания статьи) не предоставил перевозчику для обоснования своих претензий запрошенный договор на перевозку между ним и отправителем и документы об оплате счёта отправителю за выданное последним перевозчику оборудование.

Интересно то, что перевозчик для решения проблемы предложил экспедитору разделить расходы (около 100 евро) на дополнительные принадлежности, а экспедитор сообщил перевозчику, что, как ему пояснил отправитель, деньги за оборудование можно не платить, если вернуть его на место погрузки (конкретный город в Германии), что, по словам перевозчика, скорее напоминает уловку (хотя бы потому, что трудно представить отправителя, который примет назад непонятное использованное оборудование).

В связи со всеми вышеизложенными обстоятельствами перевозчик отметил возможный непрофессионализм экспедитора или даже «запланированный обман» с его стороны. Сейчас выяснение, кто за что и почему должен платить, продолжается. Однако проблема в том, что деньги за перевозку экспедитор перевозчику уже не доплатил (вычел из суммы оплаты указанную им цену оборудования), и для того, чтобы доказать свою правоту, перевозчику, возможно, понадобится обратиться в суд, что не оправдывает себя с учётом достаточно небольшой цены вопроса (на что зачастую и расчёт).

Паллеты и залоги

Как в связи с этим отметил представитель другой транспортной компании: «Этой волне уже много лет, как и «паллеты на обмен». Сколько раз мы попадали с этими паллетами, хотя перед тем как брать заказ, мы говорили, что «без обмена паллет». Но тем не менее, мелким почерком в заказе указано, в случае не обмена паллет, надо взять некую бумажку или расписаться где-то, или получить отметку, или ещё какой-то фокус. В итоге, при фрахте 350 евро они выставляют 660 евро за паллеты, хотя в переписке и даже у них в заказе есть фраза «без обмена паллет». Так что, это ещё какой мутный бизнес» (при этом, вместо паллет могут быть ящики или другая тара).

Для более чёткого понимания ситуации собеседник пояснил, что паллета может стоить в пределах 25 евро – соответственно, если у вас что-то плохо с большим количеством или всеми паллетами, придётся серьёзно раскошелиться. Схожая схема, по его словам, например с ковриками под паллеты, которые на рынке можно купить за копейки, а при погрузке грузоотправитель начинает требовать использовать свои коврики по 2 евро за штуку (при этом под каждую паллету надо подложить 4 коврика, и в итоге сумма набегает значительная). Чаще всего с таким вымогательством, по утверждению перевозчика, можно столкнуться во Франции и Германии.

По словам представителя ещё одной транспортной компании: «Это такой мелкий заработок на доверчивых перевозчиках. Есть целая сеть посредников, которые такие загрузки навязывают. В основном они работают с грузами из Франции и Бенилюкса, реже попадаются их грузы из Германии. Схема работы у них одинаковая. Перевозчиков обычно заманивают высокой ставкой за фрахт. Дальше ответственный за загрузку сотрудник обманным путём убеждает водителя в том, что загрузка возможна исключительно при использовании оборудования, которое выдают на загрузке. После того, как водителя загрузили, получателю сообщают, что всё оборудование он должен оставить при разгрузке у себя, а его потом заберут. После выгрузки перевозчику выставляется претензия на космическую сумму, часто превышающую стоимость фрахта за якобы невозврат материалов. На такой нехитрой комбинации посредник зарабатывает сотни евро. Часто даже сам материал является дешёвой китайской копией без сертификатов качества и с поддельными лейблами».

Ещё одна схема, по словам того же представителя, связана с залогом. Например – залогом наличными за въезд на территорию, где расположено место загрузки. «Как правило, это пятьдесят или сто евро, которые перевозчик потом, якобы, получит обратно. Данная схема распространена исключительно во Франции. После того, как водитель заплатит залог, якобы, представителю компании на месте загрузки, последний немедленно исчезает. Перевозчику обещают перевести эти деньги на счёт позже, что, естественно, не происходит. Другой пример – с водителя при погрузке берётся залог за груз (например, колёса), который, якобы, будет возвращён на месте передачи груза, что опять же по-хорошему не происходит».

Вопрос – как перевозчику избежать подобных неприятных ситуаций?

Что делать?

С юридической точки зрения, основа всему – договор на перевозку. Поэтому перевозчик, во-первых, если нет возможности заключить договор на простых бланках с написанным только крупным шрифтом текстом, должен досконально изучить весь документ со всеми мелкими записями, в которых, как показывает практика, зачастую и скрыт подвох. Во-вторых, необходимо проинструктировать водителя, чтобы он ничего не подписывал без предварительной проверки/консультации.

С одной стороны, это элементарные меры предосторожности. С другой, на практике для того, чтобы только прочитать весь договор, например, на французском языке (уже не говоря о верном понимании всех его юридических тонкостей), в котором может быть до 10 страниц, нужны соответствующие специалисты (которые бесплатно не работают) и время (которое в транспорте на вес золота). Поэтому нередко работа идёт по принципу «в общих чертах договорились и поехали». Тем не менее, поскольку речь идёт о суммах, которые в итоге могут превысить размер фрахта, проявить максимально возможную внимательность и не полениться предупредить водителя стоит (особенно, когда известно, что вышеописанные «фокусы» случаются во Франции, Германии, Бенилюксе).

Если участником перевозки является экспедитор, и в договоре с ним всё чётко не прописано, нужно запросить инструкции от него как от заказчика, который в случае чего должен будет возместить дополнительные расходы. Если заказчик (экспедитор) платить отказывается, надо (как пытался сделать вышеупомянутый пострадавший перевозчик) выяснить, возместил ли он эти расходы отправителю (бывает, что экспедитор выставляет счет, хотя ничего не платил и только получил претензию от отправителя).

Если он заплатил отправителю, нужно выяснить, на основании чего он это сделал. Если экспедитор взял на себя соответствующие обязательства на основании своего договора с отправителем, пусть сам их и выполняет – перевозчика, который под ними не подписывался, они не касаются. Но всё это желательно выяснять предварительно, потому что, когда не доплатят за перевозку, доказать свою правоту уже будет сложнее.

Короче говоря, уважаемые перевозчики, будьте бдительны – изучайте договоры и предупреждайте водителей до перевозки/загрузки, чтобы в спешке не потерять больше, чем рассчитывали заработать.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MuitineLT(2)

Литовская таможня будет уделять особое внимание грузам, перевозимым по нелогичным маршрутам (дополнено — более строгий контроль стоимости товара)

Литовская таможня, реализуя санкции ЕС против РФ и РБ из-за неспровоцированной войны в Украине, будет уделять больше внимания экспортному и транзитному контролю товаров, перевозимых в третьи страны через РБ и РФ. 

2024-04-15 1 640
1
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из третьих стран с июля текущего года

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-04-15 32
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-11 31
0