Курсы для получения 95 кода – история без конца?

mokymai

Проблеме, касающейся курсов для получения 95 кода в Литве уже больше года. Перевозчики воспротивились предложениям Министерства просвещения в этом вопросе, которые значительно удлиняют и усложняют процесс. До последнего момента казалось, что удалось прийти к взаимовыгодному компромиссу, но на этапе обсуждения вопроса в Сейме вновь возникли разногласия. Редакция «Cargonews» решила выяснить, стоит ли перевозчикам в очередной раз готовиться к худшему сценарию.  

Суть проблемы

Cуть проблемы изложена на представленной ниже картинке (на литовском языке). Если коротко, то 23 мая в Литве должен был измениться порядок обучения для получения 95 кода и подтверждения квалификации в данной сфере, в соответствии с которым длительность курсов начального обучения составляла 140 часов (плюс 10 часов вождения), а подтверждение квалификации (которое должно проходить каждые пять лет) – 35 часов. И что важно – такие правила соответствуют директиве ЕС, которая не требует удлинения и усложнения курсов как в первом, так и во втором случае.

95Kodas-Infografikas

Однако Министерство просвещения Литвы на основе Закона о профессиональном обучении решило, что продолжительность юридически формального обучения водителей, частью которого пока являются и курсы для получения 95 кода (чего не требует директива ЕС), должна увеличиться.

Как в этой связи отметил председатель Балтийского профсоюза транспорта «Solidarumas» Гинтарас Чюжас: «На практике это означает, что частные учебные заведения, скорее всего, не смогут готовить и экзаменовать людей на 95 код, а само обучение удлинится с сегодняшних 150 часов до 540 часов. Сейчас молодёжи овладеть профессией водителя-дальнобойщика и так сложно и дорого – (…) получение удостоверения 95 кода стоит до 500 евро, а после изменений будет стоить ещё больше, и понадобится значительно больше времени. Поэтому эта профессия станет ещё более непривлекательной и дорогой».

Обобщая, можно сказать, что в первую очередь перевозчиков не устраивает удлинённая продолжительность курсов для получения 95 кода как формального обучения (поэтому они просят сделать его юридически неформальным и чтобы всё осталось, как было), уже не говоря об их цене и сложности, а также языке обучения (также представители перевозчиков и их союзники просят, чтобы ответственность за курсы для получения 95 кода была передана от Министерства просвещения Министерству транспорта, что логично, и транспортному сектору легче найти общий язык с госучреждением, деятельность которого напрямую связана с этим бизнесом).

Как отметила исполнительный директор Литовской ассоциации школ по обучению и повышению квалификации водителей Юргита Кулешене, в соответствии с новым порядком, водителям для получения удостоверения 95 кода понадобится минимум 405 часов, и обучение надо проводить только на государственном языке, из-за чего не знающим его обучающимся (а бóльшая часть работающих в Литве водителей – украинцы и белорусы) приходится нанимать переводчиков.

При этом в Польше 95 код как прежде в Литве можно получить за 140 часов обучения и на русском языке (сразу видно – кому нужны водители и куда они в случае необходимости отправятся учиться). Эстония и Германия тоже «не изобретают велосипед» (не увеличивают продолжительность курсов, оставаясь в рамках, предусмотренных директивой ЕС) – правда цены отличаются (примеры по ссылкам, но в Германии дороже всего).

Своя система в Латвии. Там начальный курс обучения для получения 95 кода необязателен, но надо сдать экзамен в специальном госучреждении, что сравнительно недорого и можно сделать на русском, английском и латышском языках. Поэтому все школы предлагают только подтверждение квалификации (35 часов), но могут помочь и с подготовкой к экзамену (подробности, например, здесь). Таким образом, Польша и Латвия, если водителям литовских перевозчиков всё-таки придётся куда-то ехать для получения 95 кода, вероятно, будут для них оптимальным вариантом.

Что теперь?

Пока представителям перевозчиков и их союзникам удалось добиться того, чтобы действие нового порядка было отложено до 1 сентября этого года. Но какова вероятность того, что до этого момента что-то изменится в лучшую сторону?

Скажем сразу – надежда на благоприятный исход дела для автотранспортных компаний есть. Министерство транспорта подготовило согласованные с перевозчиками и другими социальными партнёрами поправки к Закону о безопасности дорожного движения. Дальше очередь за Сеймом, где предварительно вердикт должны вынести профильные комитеты. В нашем случае основным является Комитет по праву, дополнительным – Комитет по образованию.

И вот последний принял по вышеупомянутым поправкам негативное решение. При этом проблема по сути возникла на пустом месте. Как заявил вице-министр просвещения Арунас Пликшнис, Министерство просвещения со всеми, включая перевозчиков и Минтранс, договорилось о том, что обучение для получения 95 кода может быть неформальным, и дало возможность Минтрансу подготовить соответствующую правовую базу – но, если утвердить нынешние предложения Минтранса, получится, что неформальным становится всё профессиональное обучение водителей, что Министерству просвещения не подходит.

Со своей стороны вице-министр транспорта Владислав Кондратович отметил, что Министерство просвещения ошибается в своей оценке предложений Минтранса, которые к тому же были переданы в Сейм не от Минтранса, а от всего правительства (то есть, с согласия и Министерства просвещения), и всё так, как договаривались (иными словами, не исключено, что Министерство просвещения с помощью Сейма пытается сделать то, что не получилось в правительстве – а именно, продвинуть финансовые интересы государственных центров профессионального обучения за счёт частных).

Таким образом, по 95 коду между Министерством просвещения и Минтрансом официально остались разногласия не по сути вопроса, а по форме изложения достигнутого компромисса на бумаге. Что дальше?

В комментарии нашей редакции Минтранс ещё раз подчеркнул: «Правительство передало в Сейм на рассмотрение в срочном порядке проект изменения и дополнения Закона о безопасности дорожного движения № XIIIP-4637, в котором предусмотрено, что в будущем курсы для получения 95 кода будут проводиться в соответствии с программами неформального обучения. Другой позиции правительства нет. Правительство, единогласно передавая Сейму указанный проект, по сути уже передалo согласованную позицию по 95 коду».

Когда мы обратились в Министерство просвещения, нам дали расширенный комментарий, почему оно не согласно с предложениями Минтранса. Не будем нагружать читателей деталями – главное в ответе Министерства просвещения: «Правительству и Минтрансу мы передали свои предложения, и дальше с последним будем согласовывать позиции». Проще говоря, если исходить из позиции Министерства просвещения, чтобы все были довольны, осталось просто уточнить текст поправок Минтранса и надеяться на то, что Комитет по праву (который пока за дело не брался, ожидая позиции правительства из-за неожиданно возникших разногласий между вышеупомянутыми министерствами и негативного решения Комитета по образованию), а затем и Сейм до 1 сентября их утвердят.

Таким образом, позиции министерств разнятся, но до осени всё, вроде бы, должно решиться благоприятным для перевозчиков образом, поскольку главный этап согласований позади, и Сейм будет решать вопрос в срочном порядке. Правда весенняя сессия парламента подходит к концу, и есть вероятность, что парламентарии – с учётом всех бюрократических согласований и процедур (включая министерские) – не успеют его решить. Но тогда надо надеяться на то, что действие старого порядка получения 95 кода власти продлят ещё на некоторое время, чтобы не создавать проблемы перевозчикам.

***

Обобщая, можно сказать, что у автотранспортных компаний есть достаточно веские основания рассчитывать на то, что Министерство просвещения перестанет вставлять им палки в колёса и договорится с Минтрансом и Сеймом – и водителей не придётся отсылать для получения 95 кода и подтверждения квалификации в этой сфере в Польшу или Латвию.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MuitineLT(2)

Литовская таможня будет уделять особое внимание грузам, перевозимым по нелогичным маршрутам (дополнено — более строгий контроль стоимости товара)

Литовская таможня, реализуя санкции ЕС против РФ и РБ из-за неспровоцированной войны в Украине, будет уделять больше внимания экспортному и транзитному контролю товаров, перевозимых в третьи страны через РБ и РФ. 

2024-04-15 1 644
1
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из третьих стран с июля текущего года

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-04-15 41
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-11 32
0