Обзор транспортных событий в ноябре

nikola_tre

Визит полиции в «Linava», новейшие показатели достижений литовского транспортного сектора и другие важные для перевозчиков события в Литве. Главные новости из Европы и евроазиатского экономического пространства, технологические новинки и «поединок» между «КамАз» и «Mazda». Об этих и других новостях читайте в нашем месячном обзоре транспортных событий.

В «Linava» — двоевластие?

Похоже, что управленческий кризис в «Linava» достиг своего апогея.  XXXIV конгресс, как и следовало ожидать, не состоялся, однако, после мероприятия президент Эрландас Микенас и его сторонники на «своём» заседании президиума избрали нового генерального секретаря, с чем Мечиславас Атрошкявичюс и его сторонники в президиуме категорически не согласились. «Верхушка» ассоциации разделилась на два противоборствующих лагеря, где каждый уверен, что обладает большинством в президиуме. Началась информационная война (в публичном пространстве появился альтернативный новостной портал «Linava» www.vezejuportalas.lt), а для выяснения отношений в офис ассоциации даже была приглашена полиция. Подробнее об этом читайте в нашей специальной публикации. Бог знает, что случится во время повторного конгресса. В любом случае перевозчикам следует принять активное участие в его работе, дабы расставить все точки над «i».

Литовские перевозчики активно покупают новые грузовики и наращивают объёмы грузоперевозок

По данным Статистического департамента Литвы, в 2017 г., по сравнению с 2016 г., объём автомобильных грузоперевозок вырос на 21,1 проц. Рост международных автомобильных перевозок составил 32,3 проц. Во втором квартале 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общий объём автомобильных грузоперевозок вырос на 9,2 проц., однако, доля международных автомобильных грузоперевозок сократилась на 2,9 проц. По словам генерального директора «BTL Group» Миндаугаса Веселиса, перевозчиков очень обрадовали результаты первого полугодия нынешнего года, тогда как во втором полугодии объёмы перевозок в ЕС сократились, поэтому в 2019 г. надеяться на такой рост, какой был в этом году, не приходится.

Между тем, по данным ACEA, в январе-октябре рост продаж новых грузовых автомобилей массой более 16 тонн в Литве составил 22,2 проц. (от 6105 автомобилей в прошлом году до 7458 автомобилей в этом году). А новостной портал «The Financial Times» в конце ноября объявил десятку самых инновационных европейских компаний, куда попала и литовская «Girteka Logistics», недавно пополнившая свой транспортный парк ещё 1500 новых автомобилей DAF XF.

По подсчётам IRU, глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки увеличится до 31 трлн т-км к 2030 году и до 51 трлн т-км к 2050 году, по сравнению с 20 трлн в 2015 г. (подробнее о прогнозах читайте здесь).

Другие новости из Литвы

Парламентский Комитет по правовым вопросам в ноябре представил пакет законодательных поправок, направленных на устранение правового пробела, позволяющего нетрезвым водителям избежать уголовной ответственности. Если Сейм одобрит заключения комитета, то нетрезвые водители будут привлекаться не к административной, а к уголовной ответственности. Кроме того, у парламентариев будет возможность узаконить более высокие штрафы за хулиганское вождение (с подробностями можно ознакомиться здесь).

Инициатива Министерства транспорта и коммуникаций Литвы внести поправки в порядок уплаты дорожного сбора (заменить виньетки сбором за пройденное расстояние) вызвала бурю дискуссий не только в Сейме, но и среди транспортных компаний. К предложенным поправкам эксперты относятся неоднозначно и уверяют, что инициаторы поправок не учли возможного «побочного эффекта» – резкого увеличения расходов транспортных компаний по этой статье.  Как заявил президент «Linava» Эрландас Микенас, «было бы справедливо, если за пройденные километры платили иностранные перевозчики, едущие через Литву транзитом, но нужно сделать так, чтобы дополнительное бремя не легло на наши плечи». А пока в Литве с 1-го ноября 2018 г. действует порядок распространения и использования электронных виньеток, утверждённый приказом руководителя Дирекции автомобильных дорог Литвы (с полным текстом документа на литовском языке можно ознакомиться здесь).

Между тем литовские и белорусские таможенники всё ещё пытаются решить проблему с очередями на границе. В Вильнюсе состоялась встреча представителей белорусской таможни с литовскими коллегами (таможенниками и пограничниками), где была достигнута договорённость об оптимизации контрольных формальностей в отношении порожних грузовых транспортных средств и сокращению времени их пребывания в пунктах пропуска. Порядок действий планируется отработать на практике в пункте пропуска «Каменный Лог – Мядининкай». Участники встречи отметили, что одним из механизмов сокращения времени пересечения литовской границы является заблаговременная подача в электронном виде топливной декларации. В этой связи следует отметить и позицию члена президиума «Linava» Олега Тарасова. Он считает, что в огромных очередях на белорусско-литовской границе нет и пятой доли машин с литовскими номерами, тогда как значительную часть потока российского грузового транспорта составляет транзит в Калининградскую область. Поэтому он задаёт вопрос – почему бы Литве не выдавать российским перевозчикам такое же количество разрешений, какое используют литовские перевозчики? Кроме того, желание перевозчиков из третьих стран ехать в Европу через Литву, по мнению О. Тарасова, могли бы «отбить» и более жёсткие штрафы за нарушения порядка использования разрешений.

Правда, у литовских перевозчиков «болит голова» не только от конкурентов, но и от водителей из третьих стран. Чтобы проблем было меньше, литовская Трудовая инспекция посоветовала при заключении трудовых договоров с водителями из третьих стран руководствоваться ст. 12 ТК Литвы и предусматривать в договорах условие о применении литовского законодательства. И хотя соответствующей судебной практики пока нет, Государственная трудовая инспекция заверила, что в случае спора, если предъявить трудовой договор с подобным условием, Комиссия о трудовых спорах его непременно примет и рассмотрит.

Когда вступили в силу поправки к литовскому закону об ОСАГО, согласно которым сумма неимущественного ущерба повысилась от 5 тыс. до 5 млн евро, послышались разговоры об очередном подорожании полисов ОСАГО.  Компании, занимающиеся продажей страховых полисов, избегают комментариев на эту тему, а руководитель Бюро страховщиков говорит, что возможное повышение стоимости страховых полисов во многом будет зависеть от судебной практики: если суммы присуждаемого ущерба будут расти, то неизбежно вырастет и стоимость страховых полисов.

До конца неясным остается и будущее налога на транспортные средства. Как заявил министр финансов Литвы Вилюс Шапока, дискуссии на эту тему продолжатся в будущем году. Несмотря на то, что в этом году идея введения этого налога была отклонена, литовским властям придётся считаться с рекомендацией Международного валютного фонда и искать компромисс с общественностью. Напомним, что в августе премьер-министр Саулюс Скеврнялис подчеркнул, что его правительство не намерено вводить всеобщий налог на транспортные средства, однако, одновременно упомянул о регистрационном налоге для загрязняющих окружающую среду автомобилей. Кстати, по этой ссылке (на литовском языке) можно найти проект Национального плана по уменьшению загрязнения окружающей среды (со всеми сопроводительными документами) – он должен быть принят и начать действовать не позднее 31-го декабря 2018 г.

Между тем бензин в Литве стал дешевле дизельного топлива. Как объяснил представитель «PKN Orlen», на стоимость топлива влияет не только ситуация на нефтяных и топливных рынках, соотношение спроса и предложения. На данный момент на мировых рынках дизельное топливо пользуется бóльшим спросом, чем бензин, и в этом смысле Литва не исключение. По мнению эксперта, в ближайшее время стоимость бензина и дизельного топлива должна снизиться из-за мирового падения цен на нефтепродукты (с подробным комментарием на литовском языке можно ознакомиться здесь).

В заключение блока литовских новостей предлагаем посмотреть видео об отношениях работодателей и водителей-международников.

Новости из Брюсселя

В настоящее время в коридорах европейской власти решается судьба «Пакета мобильности». В ноябре мы опубликовали статью на эту тему – все наши собеседники единогласно отметили, что принятие австрийского предложения о периодическом (каждые 4-6 недель) возврате грузовых автомобилей в страны их регистрации стало бы для литовских перевозчиков настоящей трагедией. В какой-то мере страсти успокоил секретарь «Linava» по вопросам транспортной политики Томас Гаруолис – по возвращении из Брюсселя он заявил, что «для утверждения и принятия этого документа понадобится ещё не менее полутора лет, кроме того, никто не знает, какими будут сроки его вступления в силу». Так что в обозримом будущем, по мнению Т. Гаруолиса, особых изменений не ожидается. А дальше?

А дальше, как сообщают СМИ, европейский Комитет по занятости и социальным вопросам решил предложить европарламентариям поддержать порядок, согласно которому социальные взносы нужно было бы платить по месту работы сотрудника. Иными словами, если перевозчик отправляет водителя на работу, например, в Германию, то и социальные налоги он должен был бы платить по немецким законам. Обнадёживает только то, что предложение комитета должно быть одобрено Европейским Парламентом и Советом европейских руководителей. Таким образом, до окончательного решения ещё далеко, хотя сама тенденция ничего хорошего не предвещает.

Кстати, как показали данные новейшего исследования IRU, целых 48 проц. европейских транспортных компаний считают, что основным препятствием к их дальнейшему развитию является слишком строгое регулирование деятельности, а по мнению 57 проц. всех перевозчиков, основной угрозой является нестабильная геополитическая ситуация (такие явления, как «Brexit», «таможенные войны» и т.д.), а также мировые экономические кризисы и изменчивые потребности клиентов.

Однако, есть и более утешительные новости. Когда еврокомиссару Марианне Тиссен (Marianne Thyssen) был задан вопрос, законы какой страны – отправляющей или принимающей – должны регламентировать порядок оплаты расходов на проезд, пропитание и проживание командированных сотрудников, она ответила, что этот порядок определяет страна, из которой сотрудник отправляется в командировку (кстати, в скором времени самостоятельно работающим водителям больше не придётся декларировать командировки в бельгийском портале «Limosa»). А Европейская Комиссия, наконец, подготовила план по расширению парковочной инфраструктуры в странах ЕС. На оборудование площадок, соответствующих стандарту SSTPA (англ. Safe and Secure Truck Park Area) планируетсявыделись 178 млневро.

Кроме того, руководитель TIR департамента в «Linava» Гелиодорас Гедрис, также посетивший Брюссель, надеется, что в уже в конце будущего года реально заработает система e-TIR, с помощью которой перевозчики смогут сократить производственные затраты и уменьшить бюрократическое бремя (с подробностями на литовском языке можно ознакомиться здесь).

Новости из Германии

Как сообщают СМИ, с января 2019 г. в Германии вновь повысится тариф минимальной почасовой зарплаты (до 9,19 евро/час, брутто). В 2020 году эта сумма достигнет 9,34 евро/час (брутто). Поможет ли это решить проблему с нехваткой рабочей силы в транспортном секторе страны (об этом недавно упомянула Федеральная дорожная служба Германии, подчеркнув, что признаков улучшения ситуации не видно), не ясно. Пока эта проблема решается путём трудоустройства граждан из других стран ЕС (в первую очередь Польши, а также Румынии, Болгарии, Хорватии, Чехии и Венгрии). Кстати, с такой же проблемой сталкивается Австрия, где из-за нехватки водителей перевозчики отказываются брать заказы или отдают их транспортным компаниям из других стран, и Испания, чей рынок «захватывают» румынские, болгарские и литовские транспортные компании.

Между тем ещё два крупных немецких города – Кёльн и Бонн – будут обязаны ограничить движение устаревших моделей автомобилей с дизельными двигателями. Кроме того, с 1-го июля 2019 г., на участке магистрали А40 (от Бохума до Мюльгейма на Руре) будет разрешено движение только дизельных автомобилей стандарта Евро 5, с сентября – только дизельных автомобилей стандарта Евро 6.

Наконец, мы уже писали о том, что с 1-ого января 2019 г. в Германии повысится тариф дорожного сбора. Перевозчики должны обратить внимание на то, что тот же закон обязывает водителей, использующих оборудование OBU, предоставлять информацию о весовой категории транспортного средства. Если его масса превышает 18 тонн, необходимо указывать и количество осей. Если будет установлено, что информация не была предоставлена, придётся платить штраф, а тариф дорожного сбора будет пересчитан.

Венгрия планирует повышение дорожного сбора

Венгерское правительство тоже решило повысить дорожный налог с 1-го января 2019 г. Повышение в первую очередь коснётся владельцев автомобилей стандартов Евро 3 и Евро 4 (с количеством осей >4) – для них дорожный сбор повысится более чем на 30 проц. Владельцам автомобилей стандартов Евро 5 и Евро 6 (с количеством осей >4) придётся платить на 12,5 проц. больше, чем сейчас. Чтобы получить более подробную информацию, советуем обращаться в Ассоциацию венгерских перевозчиков MKFE.

Испания увеличит штрафы и ограничит скорость движения

Как сообщают СМИ, в Испании со 2-го января 2019 г. увеличится штраф за использование мобильного телефона во время вождения (200 евро + 6 штрафных очков). Кроме того, на дорогах Испании появятся участки, где скорость движения грузовиков будет ограничена до 80 км/ч (на дорогах с одной полосой движения) и до 100 км/ч (на дорогах с разделительными ограждениями). Испанский Генеральный директорат автомобильного движения (DGT) планирует бороться с нарушителя в том числе и с помощью не обозначенных грузовиков и автобусов.

Во Франции ужесточились правила каботажных перевозок

Одним из главных событий ноября стали забастовки «жёлтых жилетов» во Франции. Похоже, что участники этой акции протеста отступать не намерены, поэтому перевозчиков ждут дополнительные неудобства. К тому же Франция приняла решение запретить каботажные перевозки на автомобилях стандарта Евро 4 с общей допустимой массой более 40 тонн (на международные операции с выгрузкой во Франции и на транзитные перевозки это требование не распространяется). Напоминаем, что за нарушение плавил каботажных перевозок во Франции грозит штраф в размере до 15 тыс. евро (с возможностью задержания транспортного средства).

Ограничения движения грузового транспорта в странах ЕС в 2019 г.

Информация об ограничениях движения в Польше в 2019 г. (на английском языке) находится здесь, в Чехии – здесь, в Щвейцарии – здесь. А по этой ссылке можно найти информацию о праздничных днях в 2019 г. в разных странах.

Также следует отметить, что до 6-го декабря 2018 г. в Польше возобновлён режим пограничного контроля (при пересечении границы этой страны необходимо иметь паспорт или идентификационную карточку). Швеция в целях безопасности продлила пограничный контроль до 11-го февраля 2019 г.

Новости с Евразийского экономического пространства

С 1-го декабря 2018 г. в Беларуси, на трассах М6/Е28 и Р-28 появились новые участки платных дорог. Подробности здесь. Между тем «BelToll» сообщила об открытии дополнительных пунктов обслуживания (DP33, DP34, DP35) – по всей видимости, для того, чтобы было удобнее оплачивать проезд по новым платным участкам. О местах расположении новых пунктов можно узнать здесь, а обновлённая карта платных дорог Беларуси и пунктов обслуживания находится здесь.

1-го января 2019 г. в России вступит в силу новый порядок заполнения разрешений на осуществление международных перевозок, утверждённый приказом Минтранса № 252 (от 29.06.2018). Советуем внимательно ознакомиться с документом, чтобы на российской границе у вас не было недоразумений. А если вы считаете, что российские таможенники ведут себя недостойно, вам поможет новый российский закон о порядке обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Также хотим обратить внимание на то, что с 19-го ноября 2018 г. до 31-го января 2019 г. Казахстан будет пристально проверять иностранных перевозчиков на предмет соблюдения требований межправительственных соглашений и транспортного законодательства (в частности, будут проверяться разрешения на осуществление международных перевозок).

И, наконец, помнению IRU, в 2018 г. лучшими международными перевозчиками Евразии стали российские, белорусские и казахстанские перевозчики (подробности здесь).

Новости из области технологических решений

Европейская Комиссия (ЕК) надеется, что производители грузовой техники будут активнее заниматься производством более экономичного и экологически чистого грузового транспорта. К 2025 году количество потребляемого топлива и вредных выбросов из автомобилей, которые можно будет продавать на территории ЕС, должно сократиться на 15%, а к 2030 году – на 30 проц.  В настоящее время, чтобы перевозчикам было легче определиться, какой грузовик покупать, разрабатывается система VECTO (англ. Vehicle Energy Consumption Calculation Tool), а в 2020 годы должен появиться специальный европейский каталог новейших грузовых автомобилей. По мнению ACEA, планы ЕК «слишком агрессивные» – ACEA предлагает к 2025 году снизить количество вредных выбросов на 7%, к 2030 году – на 16%.

Один из способов обрадовать ЕК – заниматься производством электрических и водородных автомобилей. Как отметил представитель «Daimler», электрификация транспорта происходит быстрее, чем все думали, и в этом процессе победит лучшая батарея. Он также выразил надежду, что в 2020 г. «Daimler» (компания уже представила свою электрическую модель «Freightliner eCascadia») будет производить наибольшее количество электрических грузовых автомобилей в мире – потому, что перевозчики будут доверять исторически проверенным и надёжным, а не малоизвестным и малоопытным производителям (таким, как «Tesla», которая пока только много обещает).

Между тем компания «Nikola» заявила, что в скором времени планирует дебют на европейском рынке. Испытания водородно-электрического тягача «Nikola Tre» должны начаться в 2020 г. в Норвегии. Ожидается, что он будет вдвое быстрее дизельных тягачей, и в зависимости от вместимости бака, сможет пройти от 500 до 1200 км.

В целом, как показал опрос, проведённый IRU, более 75 проц. транспортных компаний считают, что автономные грузовики, способные решить проблему нехватки водителей, появятся на дорогах в ближайшие 10 лет; по мнению более чем четвери отпрошенных компаний, это случится в ближайшие 5 лет (кстати, беспилотный электрический тягач «Volvo VERA» вскоре начнёт реальную работу на одном из заводов). С другой стороны, 71 проц. опрошенных отметили, что внедрение новых технологических решений стало бы для них вызовом, а 50 проц. обратили внимание на ограниченность информации о новых технологиях (уже не говоря об их безопасности, а также необходимости в соответствующей инфраструктуре и цифровизации транспортной среды).

Наконец, с 15-го июня 2019 г. каждый новый работающий на пространстве ЕС грузовой автомобиль нужно будет оборудовать смарт-тахографом. Федеральная дорожная служба Германии (BAG) уже пояснила, какие данные будут сниматься с тахографа удалённым образом. Сразу нужно сказать, что это будут не данные о рабочем времени водителя, а данные о местонахождении транспортного средства, скорости и маршруте его движения, данные о наличии водительской карточки в тахографе, включении и выключении его питания, калибровке и т.д. Всё это поможет установить, не занимается ли перевозчик недопустимыми действиями.

В заключение предлагаем вам посмотреть дрифтовый поединок «КамАЗ’а» и «Mazda».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

lenkija-ukraina

Кризис на границе Украины и Польши (ДОПОЛНЕНО — заблокирована польская граница со Словакией, соглашение между Украиной и ЕС о перевозках может быть пересмотрено, Брюссель угрожает Варшаве)

Польские перевозчики фактически заблокировали границу с Украиной, и это может затянуться.

2024-03-13 1 087
1
ford_fmax_select

Обзор транспортных событий в феврале

Ситуация в европейском секторе грузовых автоперевозок и специальное разъяснение Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ) касательно проверки (Евро) класса эмиссии грузовика. Немало новостей из Брюсселя и актуалии разных стран Европы. Решения Казахстана и Узбекистана о перевозке переданных грузов и новые истории водителей. Проблемы развития зарядной инфраструктуры для электрических грузовиков в Европе и тягач-квартиры из США. Об этом и не только в февральском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-03-04 83
0