Оригинал CMR-накладной перевозчика – отдать нельзя оставить

CMR

На форуме Cargo.LT появилась тема, в рамках которой перевозчики обсуждали вопрос о том, что для получения оплаты за оказанные услуги с них обычно требуют оригинал CMR-накладной, и копия – в частности электронная – редко кого устраивает (разве что – многолетних партнёров). Редакция «Сargonews» решила выяснить, сколь правомерно такое требование, и как сделать так, чтобы все были довольны.

«Библией международных перевозок» считается так называемая CMR Конвенция (национальное законодательство вправе определять отдельные аспекты деятельности субъектов, но при этом не может противоречить нормам международного права). В ней есть два важных пункта. Первое: «Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика». Второе: «Договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления настоящей Конвенции».

Иными словами: 1) перевозчик не обязан никому отдавать оригинал CMR-накладной (если только он сам так не решил); 2) нормами CMR Конвенции не предусмотрена передача оригинального экземпляра CMR-накладной экспедитору, поскольку он не является стороной CMR-накладной – такой экземпляр может присутствовать у него в случае, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции он дополнительно исполняет обязанности перевозчика; 3) даже непредоставление перевозчиком CMR-накладной не является основанием для того, чтобы не оплатить его услуги. Однако тут надо прояснить несколько дополнительных моментов.

Такая корова нужна самому

Одна из основных причин, по которой с перевозчика требуют оригинал CMR-накладной (особенно экспедиторы) – доказательство доставки груза. Однако важно различать ситуации, когда доставка становится причиной спора и когда спора нет (то есть, получатель не отрицает получение груза). В случае спора перевозчик обязан доказать факт доставки груза и его передачи получателю. Идеальным доказательством является оригинал CMR-накладной, но также можно использовать копии накладной, упаковочные листы, складские формы и акты приёма-передачи.

Во-вторых, и перевозчики, и экспедиторы хотят иметь оригинал CMR-накладной на случай суда. Однако к делу может быть прикреплена и копия, если она правильно заверена и имеет доказательную силу документа. Если возникают сомнения по поводу соответствия копии оригиналу, суд может потребовать копию документов из таможни, через которую провозился груз.

В-третьих, оригинал CMR-накладной может быть важен как для перевозчика, так и для экспедитора в отношениях с налоговой инспекцией и другими учреждениями (например, как сказали отдельные перевозчики, с банками). Тем не менее, как отметили, например, консультанты литовской налоговой инспекции, ей можно предоставить и копию накладной с печатью «Копия верна».

Короче говоря, с различными институциями можно взаимодействовать на основе не только оригинала CMR-накладной. Но несмотря на это, экспедиторы и/или заказчики в Литве и других странах Европы зачастую требуют или даже «вымогают» у перевозчиков её оригинал, используя для этого соответствующий пункт в договоре. Вот, например, «Общие условия перевозки грузов (для перевозчиков)» от «Girteka Logistics» (редакция от 01.01.2020): «Исполнитель заказа обязуется не позднее чем в течение 1 (одного) рабочего дня с момента передачи Груза Получателю представить Заказчику по электронной почте, факсу или при помощи других средств связи копию накладной CMR с отметкой Получателя (подписью и печатью) о получении Груза, а в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня передачи Груза Получателю представить Заказчику 2 (два) оригинала накладной CMR с подписью и печатью Отправителя, штампами таможни (если применяется), Отметка Получателя (подпись и печать) о получении Груза и другие указанные в Экспедиционном заказе документы, подтверждающие должное выполнения Договора о транспортировке».

Как отметила Инна Креймер из «Krejmer Logistics», сегодня можно заметить, что оригинал CMR-накладной стал инструментом для затягивания и даже урезания платежей в случае его непредоставления в установленный срок – а ведь документы от водителя нужно ещё получить в офисе, обработать и отправить заказчику либо экспедиции.

Что можно сделать

Ясно, что такое положение дел сильно раздражает перевозчиков, и их можно понять. В данной ситуации у них несколько выходов. Первый, отказаться от подписания договора на навязываемых условиях и, возможно, потерять заказ. Второй, согласиться с условием передачи оригинала CMR-накладной в течение определённого времени для получения оплаты за перевозку, и тогда экспедитор или заказчик сможет требовать его на законных основаниях. Третий, попытаться найти приемлемый для всех выход. Варианты есть.

Первый – ни CMR Конвенция, ни национальные законодательства не запрещают заполнять бóльшее количество экземпляров CMR-накладной, которые в принципе не отличаются от оригинала. Второй, как было сказано выше, можно сделать заверенные копии, которые (в зависимости от договорённости) либо будут предоставлены экспедитору, либо останутся у перевозчика. Наконец, мы живём в мире современных технологий, и речь может идти не только о бумажной, но и об имеющей юридическую силу электронной CMR-накладной.

Как отметила И. Креймер: «Оригиналы документов не требуются в том случае, когда заказчик, отправитель и получатель – одно лицо либо между всеми сторонами есть договорённость о взаимном признании отсканированных документов. Еще один вариант – это использование электронного документооборота без применения бумажных носителей. Но в данном случае у перевозчика в автомобиле должно быть установлено устройство-коммуникатор, гарантирующее фиксацию всех действий без возможности в дальнейшем внести какие-либо изменения. При этом надо учитывать, что использование таких систем сегодня возможно в национальных перевозках внутри страны [пример Литвы – здесь]. Кроме того, интеграция и поддержание такой системы – это высокие финансовые затраты. Из 50 подрядчиков только один потратился и поставил оборудование в машины – с ним работа исключительно по электронным документам».

Да, есть ещё такая вещь как электронная СМR накладная для международных перевозок, которая могла бы их заметно облегчить и удешевить, но пока этот механизм на этапе становления – в том числе в балтийском регионе (подробнее в статье «Саrgonews»). По словам И. Креймер: «Уже давно многие страны технически готовы к использованию е-CMR. При этом фактически даже в тех странах, где данный формат уже применяется, е-CMR пользуются исключительно крупные компании в рамках прямых контрактов со своими клиентами, так как многие перевозчики не имеют финансовой возможности использовать данный протокол, а многие клиенты откровенно его боятся ввиду отсутствия стопроцентной юридической силы».

Опыт разных стран

Как говорят перевозчики, ситуация с требованием предоставить оригинал CMR-накладной примерно одинаковая по всей Европе – меньше требуют разве что в Скандинавии (и то не всегда).

Директор московского ООО «Transport Law Agency» Нелли Мандрыкина говорит: «В Российской Федерации всё зависит от того, кто является заказчиком: если заказчик не резидент России, то обычно он не требует оригинала накладной. Если же услуги по перевозке заказывает резидент России, и особенно экспедитор, то он строго требует и иногда даже «шантажирует» перевозчиков, говоря, что произведёт оплату только после получения оригинала накладной CMR». Практика российских судов в данном случае также неоднозначна: иногда суды не принимают копий накладной в качестве существенного доказательства, иногда – наоборот (один из примеров – здесь).

В любом случае, желая присудить фрахт, перевозчик должен доказать факт оказания услуг перевозки, и если ответчик оспаривает факт доставки, суд требует представить оригинал товарно-транспортной накладной. В связи с этим Н. Мандрыкина рекомендовала своим клиентам либо оставлять у себя оригинал накладной, либо требовать, чтобы заказчик представлял заверенную копию накладной в обмен на оригинал.

В свою очередь логистический координатор американской компании «Nova Carriers» Дмитрий Настас отметил, что в Америке просьба экспедитора предоставить ему оригинал накладной – очень редкое явление, и обычно это объясняется требованием заказчика, которое прописывается в договоре. В подавляющем большинстве случаев достаточно обычной PDF копии или даже фотографии – главное, чтобы всё было хорошо видно. И неважно – груз перевозится по США или отправляется в Канаду или Мексику.

***

Обобщая, можно вспомнить выражение: «Мыши кололись, плакали, но продолжали есть кактус». Иными словами, перевозчики нередко идут на поводу у экспедиторов и заказчиков, не зная, что у них есть право действовать по-другому. Но даже когда знают, не всегда решаются занять твёрдую позицию, опасаясь потерять заказ или лишних неприятностей (например, того, что услуги не будут оплачены, и придётся обращаться в суд). Вопрос с оригиналом CMR-накладной из той серии, когда есть пути принятия взаимовыгодного решения (например, передача экспедитору копии, имеющей юридическую силу) – главное, договориться обо всём «на берегу». Ну и ждём, когда уже наступит время е-CMR.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 11
0