«Пакет мобильности» – что дальше?

european_parliament

Пока случилось худшее, что могло случиться – Европарламент (ЕП) всё-таки проголосовал за «Пакет мобильности» (ПМ). Перевозчики и транспортные власти многих стран ЕС (особенно периферийных, включая Литву) в шоке от возможных последствий этого решения. Была большая надежда на то, что данным вопросом займутся уже новоизбранные европарламентарии, а теперь всё должно решиться на переговорах между ЕП, Еврокомиссией (ЕК) и Евросоветом. Наша редакция решила уточнить, за что именно проголосовал Европарламент, и попытаться понять, каковы перспективы развития событий.

Что решил Европарламент

Обобщая, можно выделить следующие основные моменты, которые утвердил ЕП:

— Грузовик раз в 4 недели должен загрузиться или разгрузиться в стране, где зарегистрирована компания, которой он принадлежит;

Новые правила каботажа: неограниченное количество операций в течение 3 дней, но после этого наступает 60-часовой «охладительный период» – при этом возобновить каботажную деятельность в той же стране можно только после совершения новой международной перевозки из страны регистрации (иными словами, после 3 дней каботажа, например, в Германии литовский грузовик не сможет просто постоять 60 часов в Бельгии или Франции – чтобы снова заняться каботажными перевозками в Германии, ему нужно будет привезти туда груз из Литвы);

Правила командировки сотрудников применяются и в сфере международного транспорта, за исключением транзитных и двухсторонних перевозок; больше того, они применяются даже в случае комбинированной перевозки, если только грузовик не едет через две или более стран;

— Водителям запрещено проводить 45-часовой отдых в кабине транспортного средства (при этом ЕП проигнорировал тот факт, что обустроенных должным образом мест для отдыха водителей в Европе пока не хватает); больше того, перевозчик обязан организовать работу так, чтобы водитель для отдыха длительностью более 45 часов спустя каждые четыре недели c помощью компании мог вернуться домой (задекларированное место жительства), а если он решил домой не возвращаться, он должен не позднее чем за две недели до наступления установленной даты отдыха проинформировать об этом компанию в письменном виде;

Введение «умных тахогафов» второго поколения во всех транспортных средствах с 2024 г.;

— Члены ЕС должны придерживаться европейских правил в рамках двухсторонних (и желательно – в рамках многосторонних) соглашений с третьими странами;

— Применение регламента «Рим 1» для борьбы с «компаниями-почтовыми ящиками».

Очевидно, что, если все эти нормы вступят в силу, говорить следует не о каких-то отдельных, а о системных негативных последствиях для литовского транспортного сектора. По словам главы Минтранса Литвы Рокаса Масюлиса, ПМ в его сегодняшнем виде нанесёт перевозчикам и экономике страны необратимый ущерб – есть мнение, что её ВВП из-за него сократится (только вдумайтесь!) на 6 процентов.

Как нам дополнительно пояснили в литовском Минтрансе: «Позиция ЕП отрицательно скажется на автотранспортном секторе не только Литвы, но и всей Европы. Прежде всего, требование регулярного возврата грузовика нарушает свободу предоставления услуг и выталкивает перевозчиков из Литвы и других периферийных стран с рынков ЕС. Правила командировки водителей не создают одинаковых условий ни для водителей, ни для государств-членов ЕС, так как командировка касается только части операций международного транспорта. Кроме того, нет гарантии того, что эти требования будут соблюдать перевозчики из третьих стран, а значит перевозчики из ЕС оказываются в неравных условиях. Наконец, не предусмотрено развитие инфраструктуры отдыха водителей. Мы считаем, что недостаток такой инфраструктуры фактически ограничивает деятельность перевозчиков и одновременно демонстрирует нежелание создавать более благоприятные условия труда для водителей».

Но, слава Богу, точка в этой истории ещё не поставлена.         

Всё ещё может измениться

Евросоюз часто ругают за то, что он является огромной неповоротливой бюрократической машиной, в результате чего важные решения там принимаются очень долго. В случае с ПМ это только радует (по крайней мере, перевозчиков). Если бы речь шла, например, о Литве, слово парламента стало бы фактически окончательным приговором. Тем временем в ЕС помимо Европарламента ещё есть Еврокомиссия, а главное – Евросовет, которые имеют право не согласиться с позицией европарламентариев, и положения ПМ могут быть изменены.

Как нам рассказали в «Linava», ассоциация пока лишь готовит новую переговорную позицию, которая совместно с литовскими государственными институциями будет продвигаться в ЕП, ЕК и Евросовете. «Поскольку близятся выборы в ЕП, окончательного результата в ближайшее время мы не ждём. Маловероятно, что следующий этап переговоров по ПМ – так называемый триалог между ЕП, ЕК и Советом – начнётся ещё во время председательства Румынии, то есть до 1 июля. Пока трудно предсказать конечный результат, так как после европейских выборов существенно изменится состав ЕП и руководство ЕК. Возможно, изменится и взгляд этих институций на отдельные аспекты ПМ. Ассоциация «Linava» приложит все усилия к тому, чтобы в ходе триалога не устраивающие Литву положения были из ПМ исключены», — подытожили в ассоциации.  

В ответе Минтранса Литвы нашей редакции сказано: «Всё-таки это мнение ЕП не окончательное. Надеемся на то, что наши аргументы и предложения будут учтены, когда дискуссии возобновятся и когда будет сформирован новый ЕП и новая ЕК. Будем стараться, чтобы прежде всего должным образом было оценено влияние самых проблемных положений ПМ на весь ЕС, и только после этого принималось решение». Как в этой связи отметил вицеминистр транспорта Литвы Ричардас Дягутис: «ЕП подтвердил свою позицию, нам она известна. Также нам известна позиция Совета. Следующий шаг – межинституциональные переговоры. Когда они начнутся – вопрос, но именно в ходе межинституциональных переговоров будет достигнута договорённость об окончательном варианте».

В то же время литовский европарламентарий Антанас Гуога заявил: «Лучшее, что может сейчас случиться в этом вопросе – отсрочка обсуждения на максимально длительный срок. Вероятно, что будут вестись переговоры, и окончательное соглашение будет утверждать уже ЕП нового созыва. Комиссар [ЕС по транспорту] Виолета Булц подтвердила, что будет стремиться к тому, чтобы переговоры начались в июле».

Кстати о В. Булц. После решения ЕП она заявила: «ЕК приветствует тот факт, что ЕП завершил своё первое чтение по вопросу целого ряда важных правовых реформ в транспортном секторе, которые являются частью ПМ. Эти реформы имеют ключевое значение для улучшения и универсализации условий труда перевозчиков, а также снижения административной нагрузки, которую они испытывают. Кроме того, они станут основой создания более эффективной логистической сети, как одной из опор нашей экономики. Голосование открывает путь к межинституциональным переговорам, которые начнутся с формирования в ближайшие месяцы правовых позиций. ЕК как всегда готова активно участвовать в этих дискуссиях с ЕП и Советом». При этом еврокомиссар по занятости и социальным вопросам Марианна Тиссен уверена в том, что ей и её коллегам в вопросе ПМ удастся заручиться поддержкой стран ЕС. «Это не противостояние Запада и Востока или Севера и Юга, это желание найти общее решение, которое позволит создать организованный внутренний транспортный рынок», — подчеркнула М. Тиссен.

Чтобы уточнить позицию ЕК, мы обратились в её представительство в Литве. Там нам подтвердили, что ЕК положительно оценивает голосование в ЕП, поскольку согласие в вопросе ПМ, по её мнению, поможет создать хорошо функционирующий и честный внутренний рынок, обеспечит социальные права водителей и внесёт правовую ясность в работу международного автотранспортного сектора. При этом ЕК намерена стремиться к тому, чтобы межинституциональные переговоры по ПМ начались как можно скорее, и там рассчитывают на то, что они начнутся осенью.

При этом посол Литвы в ЕС Йовита Нелюпшене отметила: «То, что произошло, было подтверждением позиции ЕП. Несколько месяцев назад был другое процессуальное действие – утверждение Евросоветом совместного плана, который для нас был намного лучше, потому что  было меньше ограничений и других технических моментов, которые сейчас появились. У нас есть две позиции разных институций. Европарламентарии снова соберутся в июле, и в этом месяце будут распределяться места в комитетах. Очень важно, кто в ЕП будет отвечать за этот конкретный вопрос. Есть еще один нюанс – очень важно, каким будет состав EП. Существует легальная возможность даже отозвать нынешний мандат ЕП. Это происходит не часто, но этот случай очень спорный. Мы не одиноки, есть несколько стран, которые повторяют, что это создаёт дополнительные барьеры на внутреннем рынке, а рынок должен быть свободным, и все должны иметь право на свободное ведение бизнеса».

Обнадёживает тот факт, что после выборов в ЕП, вероятно, станет значительно больше так называемых «евроскептиков», которые настроены националистически и едва ли одобрят ПМ в его нынешнем виде. Иными словами, если уходящий ЕП (видимо, под давлением «Старой Европы») протолкнул ПМ бульдозерным способом, новоизбранный может сам захотеть его подкорректировать. Высказывания сегодняшних представителей ЕК говорят о том, что Еврокомиссия не склонна спорить с ЕП по поводу каждого пункта ПМ и в принципе занимает пассивную соглашательскую позицию посредника, который намерен лишь облегчить предстоящие переговоры. Однако, как было сказано выше, после выборов в ЕП произойдут изменения и в ЕК. Кроме того, не стоит забывать о Евросовете, который по сути является главным органом управления в ЕС (то есть ПМ может быть заблокирован членами ЕС на высшем уровне). 

***

Обобщая, можно сказать, что принятое ЕП решение по ПМ стало очень неприятным сюрпризом для литовских перевозчиков (и не только для них), поскольку выталкивает их с рынков Западной Европы. Однако паниковать рано, так как это не конец. Всё решится на межинституциональных переговорах в Брюсселе, и задача Литвы одновременно простая и сложная – «Linava» в сотрудничестве с Минтрансом (и даже новым премьером/президентом страны) должны продолжить активную лоббистскую работу в ЕП, ЕК и Евросовете, чтобы добиться внесения в ПМ нужных литовскому транспортному сектору изменений.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

ru_blr_eu

АКТУАЛЬНО! Об очереди на границе Белоруссии и Польши

Как сообщают СМИ, польские таможенники на контрольно-пропускном пункте (КПП) Корощин требуют от водителей грузовиков, которые направляются в Центральную Азию, дополнительные документы, в том числе декларацию производителя для доказательства того, что товар окажется в стране-импортере, а не в России.

2024-03-28 3
0
girteka

Руководитель «Girteka» за рулём грузовика — что значит быть водителем (дополнено результатами)

Чтобы лучше понять проблемы и возможности, с которыми сегодня сталкиваются профессиональные водители грузовиков, генеральный директор «Girteka» Миндаугас Паулаускас решил лично сесть за руль тягача.

2024-03-21 131
0
lenkija-ukraina

Кризис на границе Украины и Польши (ДОПОЛНЕНО — заблокирована польская граница со Словакией, соглашение между Украиной и ЕС о перевозках может быть пересмотрено, Брюссель угрожает Варшаве)

Польские перевозчики фактически заблокировали границу с Украиной, и это может затянуться.

2024-03-13 1 125
1