Перевозка дополнительного груза без ведома основного заказчика: возможные последствия и ответственность

pallet_mover_loading_dock_1

В транспортном деле практически ежедневно складываются какие-либо спорные ситуации. Одна из них – перевозка дополнительного груза без ведома основного заказчика. В этой публикации мы решили рассмотреть последствия и ответственность перевозчика за подобные действия.

Удалось договориться мирным путём

Ситуации, когда заказчики узнают о перевозке дополнительного груза без их ведома, встречаются довольно часто. С подобной ситуацией столкнулась и компания «Logiversa». По словам Павла Колесникова, руководителя отдела продаж в этой компании, компания заказала и заплатила перевозчику за полную машину, хотя груз «Logiversa» занимал не всё пространство полуприцепа. По мнению П. Колесникова, перевозчик, когда принял к перевозке дополнительный груз и не сообщил об этом «Logiversa», повёл себя недобросовестно. Получилось так, что перевозчик повёз дополнительный груз за счёт основного заказчика. «Можно ли потребовать, чтобы перевозчик сделал скидку за транспортную услугу? Ведь мы заключили договор на полную машину и заплатили ему как за перевозку полного груза, хотя выяснилось, что без нашего ведома перевозчик принял другой груз, т.е., фактически дополнительно заработал за наш счёт. Если можно – то на каком основании?», – интересуется П. Колесник.

По словам адвоката Реды Алексинайте, в этой ситуации необходимо разграничить два вида договора – договор на перевозку и договор фрахта. «В соответствии с договором на перевозку, стороны договариваются о перевозке конкретного груза за определённую стоимость. Законодательством не запрещается устанавливать условия перевозки, штрафы за их несоблюдение и другие условия, в том числе и такой момент, что если перевозчик примет к перевозке груз не одного, а нескольких заказчиков, то стоимость перевозки для каждого из них будет снижена пропорционально занимаемому их грузами месту (или весу) в грузовом отсеке. Однако, если в договоре на перевозку эти условия не предусмотрены, то законодательство не запрещает перевозить одновременно несколько грузов (за исключением, когда подобные перевозки могут нарушить весовые правила, правила перевозки опасных грузов и т.д.). Договор фрахта предусматривает несколько иные условия – это такая форма договора, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за оговоренную плату право и возможность перевозить на транспортном средстве груз, пассажиров, багаж и т.п. (Гражданский кодекс, ст.6.180). В автомобильных перевозках договор фрахта не очень популярен. Поэтому если в данном случае заказчик хотел, чтобы его груз был в автомобиле перевозчика единственным, он должен был включить эти требования и санкции за их несоблюдение в договор на перевозку», – говорит адвокат.

Между тем, как утверждает П. Колесник, с перевозчиком был заключён стандартный договор, никаких дополнительных «предохранителей» к оговариваемому случаю не было. Однако, когда заказчик обратился к перевозчику с устной претензией насчёт перевозки дополнительного груза, ситуация разрешилась мирным путём (перевозчик предоставил скидку). По словам представителя «Logiversa», «это вполне естественно, потому что для перевозки дополнительного груза перевозчику потребовались дополнительные затраты времени на погрузку и разгрузку (теоретически мы могли понести убытки вследствие возможного опоздания с доставкой). Кроме того, мы не знали, какой это был груз, поэтому мы рисковали тем, что из-за этого дополнительного груза транспортное средство могло быть задержано, и мы бы не получили в срок свой груз».

В данном случае, как считает адвокат Р. Алексинайте, заказчику крупно повезло, так как ему попался очень сговорчивый перевозчик. «Если в договоре на перевозку говорится, что заказчик просит отвезти 20 паллет, платит за перевозку 1000 евро, и никаких дополнительных условий к этим двум нет – оснований для снижения стоимости перевозки, скорее всего, не будет», –отметила адвокат.

В любом случае ответственность достанется перевозчику

Ситуации, когда перевозчики принимают к перевозке дополнительные грузы (пусть даже они и формально правы), не всегда могут иметь такой счастливый исход, как в вышерассмотренном случае.  Что должен делать заказчик, если именно из-за неизвестного ему дополнительного груза транспортное средство задержали на границе или на таможне?

По словам адвоката, заказчику это будет стоить дополнительную головную боль и трату времени, хотя правовая ответственность несомненно достанется перевозчику. «На руках у заказчика и перевозчика есть договор, в котором чётко прописаны все условия перевозки. С соответствии со ст. 12 CMR Конвенции, грузоотправитель (напомним, он имеет право распоряжаться грузом до тех пор, пока когда второй экземпляр накладной не передан получателю) , может потребовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной. Поэтому в такой ситуации заказчику следовало бы подумать о перегрузе груза в другое транспортное средство. Это и есть та головная боль, с которой столкнётся заказчик (поиск нового перевозчика, новые переговоры, трата времени и т.д.). Однако, могу успокоить, что в любом случае перевозчик несёт ответственность за выполнение условий договора – если во время перевозки груз выл повреждён или утрачен, если перевозчик не смог его доставить вовремя – он будет обязан возместить ущерб в соответствии с законодательством», – говорит Е. Алексинайте.

К доказыванию ущерба нужно тщательно подготовиться

В литовской судебной практике было дело, в ходе которого заказчику удалось присудить в свою пользу ущерб, когда он был причинён принятым к перевозке дополнительным грузов. Дело заключалось в следующем: компания «Baltic Solutions Transport» заплатила за транспортное средство полный фрахт и доверила перевозчику перевозку парниковых конструкций. Во время перевозки конструкции были повреждены. Суд пришёл к выводу, что конструкции не могли быть повреждены никак иначе, кроме как из-за воздействия «болтавшегося» (незакреплённого) где-то в полуприцепе погрузчика (т.е. постороннего груза). Это обстоятельство суд посчитал большой неосторожностью перевозчика и приравнял его к преднамеренным действиям. Действительно, в погоне за дополнительным заработком перевозчик погрузил в полуприцеп дополнительный груз (погрузчик), не закрепил его надлежащим образом и не обеспечил,сохранность обеих грузов, вследствие чего груз основного заказчика (парниковые конструкции) был повреждён.

Правда, «Baltic Solutions Transport» выиграла дело не сразу – только после апелляции. Как говорит адвокат, в таких случаях к доказыванию ущерба необходимо тщательно подготовиться – на установку факта повреждения вызвать экспертов, зафиксировать состояние и расположение груза в транспортном средстве (до разгрузки!), провести необходимую экспертизу и т.д. «Следует не забывать, что заказчику достаточно надлежащим образом зафиксировать факт повреждения груза (постараться зафиксировать не только сам факт повреждения, но и любые другие помогающие его доказать обстоятельства) – таким образом, суд будет предполагать, что виноват перевозчик (а не наоборот). Заказчику не вменяется в обязанность доказывать механизм образования ущерба – его процессуальная обязанность сводится к тому, чтобы доказать факт повреждения груза на момент его доставки. Сложнее, если стоимость груза превышает 8,33 SDR (специальных прав заимствования) /1 кг брутто. В таких случаях заказчик будет обязан приложить усилия для того, чтобы доказать не только факт повреждения, но и большую неосторожность и/или преднамеренные действия перевозчика. Как уже говорилось, для этого можно задействовать экспертов, сюрвейеров, любые технические средства, протоколы и т.д.», – говорит адвокат.

Таким образом, перевозчик, принимая к перевозке дополнительный груз, формально ничего не нарушает – но только при условии, что: 1) заказчик заключил с ним договор на перевозку (а не договор фрахта), и в этом договоре нет никаких условий относительно приёма к перевозке дополнительного груза; 2) перевозчик готов взять на себя все юридические и финансовые последствия, если с грузом основного заказчика что-то случится.

Кстати, «что-то» может случиться и с дополнительным грузом – тогда перевозчику придётся иметь дело не одним, а с двумя решительно настроенными заказчиками. Поэтому такой момент, как принятие к перевозки дополнительного груза, мы советуем заранее оговаривать и строго фиксировать в договорах на перевозку, а если заказчик скажет, что перевозчику лучше не думать о приёме дополнительного груза – тогда именно так и поступать. Иначе на перевозчика может обрушится вся сила CMR Конвенции и других законодательных актов.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 2
0
MuitineLT(2)

Литовская таможня будет уделять особое внимание грузам, перевозимым по нелогичным маршрутам (дополнено — более строгий контроль стоимости товара)

Литовская таможня, реализуя санкции ЕС против РФ и РБ из-за неспровоцированной войны в Украине, будет уделять больше внимания экспортному и транзитному контролю товаров, перевозимых в третьи страны через РБ и РФ. 

2024-04-15 1 651
1
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из третьих стран с июля текущего года

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-04-15 44
0