Перевозчики в плюсе или минусе?

euro

Всё началось с сообщений на сайте Министерства транспорта и коммуникаций Литвы о том, что в 2017 году транспортный сектор страны рос рекордными темпами. Некоторые СМИ отреагировали на представленные данные едва ли не обвинениями в адрес перевозчиков в том, что они постоянно прибедняются, а по факту зарабатывают всё больше. Последние не согласились с претензиями и ответили, что статистика не отражает реального положения дел. Редакция CargoNews.lt решила разобраться, кто прав.     

Сухи цифры и выводы СМИ

В сообщении Минтранса Литвы, появившемся в конце февраля этого года, следует обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, в нём сказано, что в 2017 г. рост коснулся каждого вида транспорта и росли все основные экономические показатели транспортного сектора. Во-вторых, экспорт транспортных услуг в прошлом году вырос на 26,8%, а доход от предоставления транспортных услуг – на 19%. Увеличилось количество транспортных компаний и их сотрудников, рос их оборот, а также инвестиции в обновление парка транспортных средств и интеллектуальную продукцию. В-третьих, особенно отличился сухопутный транспорт. В частности, дорожный транспорт в 2017 г. перевёз на 15,5% больше грузов по сравнению с 2016 г., и литовские перевозчики, как сказано в сообщении Минтранса, успешно завоёвывали рынки Северной и Западной Европы.

В конце марта этого года на сайте Минтранса Литвы появилось ещё одно сообщение, в котором сказано, что в 2017 г. литовский экспорт транспортных услуг значительно (на 2,1 млрд. евро) превысил импорт и что в прошлом году транспортный сектор страны заработал на 586 млн. евро (т.е. на 37%) больше, чем в 2016 г. При этом основной рост пришёлся на долю дорожного транспорта.

Это позволило порталу 15min.lt опубликовать статью под названием «Крокодиловы слёзы:постоянно жалующиеся на что-то перевозчики в прошлом году заработали на 37% больше». Иными словами, выходит, что перевозчики жалуются на дорогую страховку, ограничения деятельности в Европе и России, рост цен на топливо и так далее, а тут сплошная прибыль. Или всё-таки доходы?

Одним из первых на, по его мнению, несправедливую позицию СМИ отреагировал небезызвестный в среде литовских перевозчиков Мечиславас Атрошкявичюс, который на сайте CargoNews.lt оставил сообщение следующего содержания: «По сравнению с 2016 годом, в 2017 году заработок нашего транспортного сектора был на 586 млн. евро (37%) больше. А как эти цифры преподнесли СМИ? На сайте 15min.lt опубликована статья под названием «Крокодиловы слёзы:постоянно жалующиеся на что-то перевозчики в прошлом году заработали на 37% больше». Однако, на странице этого же ресурса в фейсбуке название публикации несколько иное: «Крокодиловы слёзы: в прошлом году прибыль постоянно жалующихся на что-то перевозчиков выросла на 37%». Чувствуете разницу? Что значит «заработать» (т.е. получить доход), и что значит «получить прибыль»? Как говорится, «понеслось …овно по трубам». Пошли комментарии о перевозчиках, заколачивающих миллионы и т.т. Манипуляции цифрами без глубокого анализа ни к чему не ведут. А ведь истина у нас перед глазами. Когда сократился объём работ на Востоке и когда перевозчики обновили свой транспортный парк, они отправились работать на Запад. Понятно, что на Западе перевозчики зарабатывают больше (получают больше доходов), так как там другие фрахты и другое количество пробега за один и тот же промежуток времени, что и на Востоке. Но и затраты несравнимо больше. Однако, до этого никому нет дела. Главное – дать общественности информацию о непристойных прибылях перевозчиков. Кому-то это выгодно», — констатировал М. Атрошкявичюс.

С одной стороны, это лишь единичное субъективное мнение. С другой – во многом аналогичной позиции придерживаются представители транспортных ассоциаций Литвы и руководители крупных компаний.Однако для начала редакция CargoNews.lt обратилась за дополнительным комментарием в Минтранс Литвы.

Разъяснение Минтранса и позиция перевозчиков

Министерство транспорта и коммуникаций ответило так: «Обращаем внимание на то, что заголовок публикации «Крокодиловы слёзы:постоянно жалующиеся на что-то перевозчики в прошлом году заработали на 37% больше»неправильно интерпретирует статистические данные за 2017 год. Речь в них идёт не о прибыли перевозчиков, а о балансе экспорта литовских транспортных услуг, который в 2017 году был положительным и на 37% больше, чем в 2016 году. Проще говоря, в прошлом году иностранцы заплатили литовским транспортным и логистическим компаниям на 2,1 млрд. евро больше, чем литовцы соответствующим зарубежным компаниям. Таким образом, предоставленные Министерством транспорта и коммуникаций данные о балансе транспортных услуг никак не связаны с данными о прибыли перевозчиков. Прибыль частного бизнеса министерство комментировать не может». Зато частный бизнес высказался с удовольствием.

Для начала с заявлением выступил президент ассоциации литовских перевозчиков«Линава» (Linava) Эрландас Микенас, который заявил: «Рост числа перевозок грузов и оборота компаний радует, но это только половина картины ситуации. Другая половина – издержки ведения бизнеса, которые в последние годы заметно увеличились. Также приходится сталкиваться с серьёзными вызовами как в Западной Европе, так и на Востоке».

Эту позицию в целом поддержал и глава Ассоциации экспедиторов и логистов «Линека» (Lineka)АрунасБерташюс (Arūnas Bertašius). Он отметил, что рост в транспортном секторе Литвы (по крайней мере в логистике) действительно виден, доходы действительно растут. Однако при этом, по его словам, нужно учитывать и фактор прибыли. Иными словами, что компании с того, что за год выросли её доходы, если в итоге их «съедят» расходы, и прибыли не будет. А о прибыли статистика как раз не говорит, и в этом, по мнению А. Берташюса, её недостаток, который надо исправлять.

Как пояснил М. Атрошкявичюс, установить репрезентативное цифровое соотношение расходов и доходов (уровень прибыли) среднего перевозчика (то есть сказать, что прибыль большинства перевозчиков за определённый промежуток времени была такой-то) очень трудно, поскольку деятельность транспортных компаний с точки зрения направлений деятельности (Европа или СНГ, где расходы и доходы на километр очень разные), маршрутов, управления бизнесом, аварийности, расходов на страховку и лизинг автомобилей и так далее слишком индивидуальна. Поэтому средний месячный и/или годовой показатель прибыли определённого количества фирм может ввести в заблуждение (то есть кто-то может заработать очень много, а многие будут на грани банкротства, но средний показатель покажет удовлетворительный результат). К тому же он очень динамичен.

Тем не менее, об определённых цифрах, которые позволяют понять тенденции развития дорожного транспорта Литвы, говорить можно. По словам руководителя крупной литовской транспортной компании «Трансэкспедиция» (Transekspedicija) Видмантаса Пяледы (Vidmantas Pelėda), чтобы понять реальное положение дел, очень важно рассматривать соотношение оборота, доходов и прибыли: оборот и соответственно доходы растут, но прибыльность перевозчиков исчисляется не десятками процентов, а всего несколькими процентами. При этом, как добавил В. Пяледа, чтобы получить маломальскую прибыль, оборот надо увеличить на 10 процентов, а это трудно сделать даже крупным перевозчикам, так как «золотые клиенты» на дороге больше не валяются.

Ну и наконец, данные Департамента статистики, которыми с редакцией любезно поделилась «Линава». В соответствии с ними, в 2016 году прибыльность компаний дорожного транспорта, по сравнению с 2015 годом, снизилась с 3,6% до 3,1%. В прошлом году, по прогнозам «Линава», она должна была остаться примерно на том же уровне.

Динамика роста грузового оборота: 2013 — +25%; 2014 — +6,5%; 2015 — -5,7%; 2016 — +17%; 2017 m. (пргноз«Линава») — +30%.

Динамика роста экспорта услуг дорожного транспорта: 2014 — +5,6%; 2015 — +0,03%; 2016 — +12,6; 2017 (прогноз «Линава») — +22%.

Динамика роста чистой прибыли: 2013 — -25%; 2014 — +14%; 2015 — +50%; 2016 — -14%; 2017 (прогноз «Линава»)-до +5%.

Динамика роста дел о банкротстве: 2014 — +12,8%; 2015 —15%; 2016 — +48%; 2017 (прогноз «Линава») — +8,5%.

Таким образом, утверждать, что дорожный транспорт Литвы год от года «купается в деньгах», нельзя. Как показывает статистика, его прибыльность находится на достаточно низком уровне, даже не смотря на рост грузооборота и экспорта транспортных услуг. Более того, учащаются случаи банкротства.

***

Обобщая, можно сказать, что сейчас перевозчикам, чтобы выжить, нужно расти (увеличивать оборот). При этом для роста нужны возможности, а они есть далеко не у всех. Поэтому, когда статистика показывает рост транспортного сектора, это говорит о том, что богатые (такие, как «Гиртека», которая тысячами покупает новые автомобили и ищет 350 дополнительных сотрудников) богатеют, а бедные едва сводят концы с концами, беднеют или вовсе исчезают (например, из-за неподъёмной цены страховки). Таким образом, министр транспорта Литвы может гордиться красивыми цифрами, но должен иметь ввиду, что реально в транспортном секторе всё не так радужно – по крайне мере в сфере дорожного транспорта.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

ru_blr_eu

АКТУАЛЬНО! Об очереди на границе Белоруссии и Польши

Как сообщают СМИ, польские таможенники на контрольно-пропускном пункте (КПП) Корощин требуют от водителей грузовиков, которые направляются в Центральную Азию, дополнительные документы, в том числе декларацию производителя для доказательства того, что товар окажется в стране-импортере, а не в России.

2024-03-28 1
0
girteka

Руководитель «Girteka» за рулём грузовика — что значит быть водителем (дополнено результатами)

Чтобы лучше понять проблемы и возможности, с которыми сегодня сталкиваются профессиональные водители грузовиков, генеральный директор «Girteka» Миндаугас Паулаускас решил лично сесть за руль тягача.

2024-03-21 130
0
lenkija-ukraina

Кризис на границе Украины и Польши (ДОПОЛНЕНО — заблокирована польская граница со Словакией, соглашение между Украиной и ЕС о перевозках может быть пересмотрено, Брюссель угрожает Варшаве)

Польские перевозчики фактически заблокировали границу с Украиной, и это может затянуться.

2024-03-13 1 125
1