Перевозчик и водитель – проблемы и решения

Strengthening Economy And Increase In Ground Shipping In U.S. Has Led To Truck Shortage

В последнее время в литовских СМИ регулярно появляются материалы о том, как жестоко местные транспортные компании обращаются со своими водителями Интересно, что это происходит на фоне переговоров между профсоюзами и «Linava» о повышении коэффициента их зарплат. Случаи, конечно, бывают разные, но в целом перевозчики возмущены тем, что их пытаются выставить извергами в то время, как они сами постоянно страдают от безответственности водителей. Вопрос – как в условиях нехватки последних найти надёжного, который в первом же рейсе не уйдёт в запой и не разобьёт машину? 

Недавно один украинский водитель поведал историю о том, как работал без отдыха 3 месяца, но остался без денег и к тому же был избит лично представителем компании. При этом у его литовского работодателя своя версия событий, в соответствии с которой неподобающе себя вёл именно водитель. Однако на стороне водителей профсоюзы и даже члены Сейма.

Как в связи с этим отметил бывший генеральный секретарь «Linava» Витаутас Миленас: «Водители моей компании, в том числе граждане Белоруссии, читая все эти интервью, просто смеются – они не понимают, как водитель может рассказывать такие сказки, когда водителей очень не хватает, и в случае любого ненадлежащего обращения с ними в компании они свободно могут перейти в другую компанию, где этого нет». Иными словами, зачастую проблема не в работодателе, а в водителях.

Доброта хуже воровства

Можно долго говорить о том, что творят безответственные водители. Они злоупотребляют алкоголем, совершают аварии, сливают топливо, просто ведут себя неадекватно (например, не выполняют указания менеджеров, так как уверены, что лучше знают, как поступить в той или иной ситуации). И это уже не говоря о том, что, если верить некоторым перевозчикам, водители могут быть замешены в краже груза. Порой у одного водителя сразу несколько вышеупомянутых недостатков. При этом такие персоналии часто считают, что правы они, а не работодатель, и поэтому обращаются (безрезультатно) в Комиссию по трудовым спорам (КТС), а также пытаются вредить перевозчику иными способами.

Как рассказала директор небольшой литовской транспортной компании «Vestroidas» Юрате Самушене: «Работал у нас пару лет один водитель. Совершил две аварии, но при этом был конфликтным, с претензиями, склонным делать так, как хочет он, а не как сказал менеджер. Ушёл из нашей компании и призывал других водителей у нас не работать, но безуспешно. Через месяц попросился обратно, так как на новом месте никто его капризы терпеть не стал. Поверили, но снова побил машину, снова возник конфликт с менеджером, снова безуспешно стал настраивать против нас других водителей. Попросили уйти по собственному желанию и получили письмо от КТС, которая встала на нашу сторону».

Чем показательна данная история? Во-первых, возникает вопрос – как выходит так, что на работу принимается водитель, с которым потом такие проблемы (а это, как показывает практика, очень частое явление)? По словам Ю. Самушене, транспортным компаниям (особенно небольшим) сегодня крайне трудно просто найти водителя, и часто приходится радоваться уже тому, что кто-то отправился в рейс. Иными словами, водитель принимается впопыхах, так как кому-то надо работать, а проблемы решаются по ходу. Во-вторых, в истории компании «Vestroidas» бросился в глаза тот факт, что проблемный водитель был повторно принят на работу, так как ему «поверили». Как же так – в СМИ перевозчики выставляются бездушными эксплуататорами, а тут такая доброта? Ю. Самушене призналась, что всегда старается вести себя по-человечески, хотя порой из-за этого приходится страдать.

Короче говоря, перевозчикам не хватает водителей, но определённый выбор есть. Проблема в том, что при всей доброжелательности транспортных компаний им чрезвычайно трудно найти надёжного сотрудника.

Доверяй, но проверяй

Можно долго теоретически рассуждать о том, что нужно делать перевозчикам, чтобы распознать плохого водителя, и как им бороться с ненадлежащим поведением тех, кому они доверили машину и груз. Однако наша редакция решила выяснить, как набор и контроль водителей осуществляется на практике.

Вышеупомянутая Ю. Самушене отметила, что в первую очередь проверяет трудовую историю кандидата, а если возможности это сделать нет (водитель говорит, что у него «большой опыт работы в Европе»), отказывает, поскольку водители «ещё те сказочники». Но надо понимать, что это совет маленького перевозчика с ограниченными административными возможностями. Поэтому мы решили обратиться в крупную транспортную компанию, которая может позволить себе комплекс мер в решении вопроса поиска и контроля водителей.

Стоит отметить, что многие из них отказались говорить на эту тему – то ли опасаясь за свой имидж, то ли не желая раскрывать секреты фирмы. В этой связи мы благодарны за сотрудничество одной крупной компании, работающая с персоналом представительница которой рассказала нам следующее: «Водители-дальнобойщики порой создают определённые проблемы. Прежде всего они связаны с безответственностью, отсутствием знаний и навыков и вредными привычками. Набору сотрудников мы уделяем очень большое внимание. В ходе этого процесса используем такие проверенные и доказавшие свою эффективность методы, как просьба предоставить рекомендации предыдущих работодателей и проверка навыков и знаний, а также возможных проблем водителей с правоохранительными органами».

В последнем случае может помочь справка из Pегистра административных правонарушений и Регистра подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В то же время представительница компании подчеркнула, что после появления закона о защите личных данных, многие фирмы не предоставляют информацию о бывших сотрудниках, и в целом, по её словам, «очень не хватает базы данных о ненадёжных водителях» (иными словами, существующего сайта отзывов о водителях явно не достаточно).

Что интересно, практически то же самое нашей редакции сказала глава отдела по набору персонала компании «Finėjas» Йоланта Заморскене, которая обозначила и две другие проблемы: «В Литве не популярна профессия водителя-дальнобойщика, представителей данной профессии не готовят в достаточном количестве. Единственное спасение – трудоустроить граждан из третьих стран. Однако порядок их трудоустройства должен быть намного проще, а продолжительность этого бюрократического процесса – короче». Со своей стороны в данном контексте хотим сказать, что водителя из третьей страны надо проверять особенно тщательно – даже если он трудоустраивается с помощью агентства. А для того, чтобы возможный нанесённый им ущерб не остался без последствий (многие иностранные водители в случае возникновения серьёзных проблем просто сбегают на Родину), рекомендуется вносить в трудовой договор пункт о том, что разбирательство будет осуществляться в соответствии с литовским законодательством.

«Работаем, используя современные технологии, помогающие предотвратить ненадлежащее поведение водителей. Постоянно интересуемся новинками, оценивая их нужность и полезность», — подытожила глава отдела по работе с персоналом вышеупомянутой крупной компании. Речь в данном случае может идти о постоянном отслеживании машины с помощью системы GPS; алкозамках и системах защиты от слива топлива; видеозвонках или даже камерах слежения в кабине автомобиля. Конечно, это не панацея (по словам перевозчиков, при желании водитель найдёт способ, как обмануть технику, или просто выпьет и никуда не поедет), но по крайней мере снижает риск возникновения ненужных проблем. Наконец, если Вам стало известно, что находящийся за рубежом водитель пьян или ведёт себя неадекватно, сразу вызывайте местную полицию, которая поможет предотвратить дальнейшее неблагоприятное развитие ситуации.

Из слов главы компании «Transekspedicija» Видмантаса Пяледы следует, что в ней (как и в других крупных компаниях) упор делается на этап трудоустройства водителя (в первую очередь, на личную беседу кандидата со специальным менеджером), а в дальнейшем – на его сознательность. Если же, например, обнаруживается чрезмерный расход топлива, компания, прежде чем перейти к карательным мерам, различными способами всё несколько раз проверяет и говорит с водителем. В целом надо отметить, что очень часто даже откровенно плохих водителей перевозчики не сразу увольняют, а дают им шанс исправиться – потому что готовы понять и простить, а не только потому, что им не хочется терять деньги, потраченные на оформление документов и оплату различных курсов (95 код, ADR), а также иные вложения в принятого на работу сотрудника (особенно, когда речь идёт о водителях из третьих стран).

Наконец, мы задались вопросом, может быть «Linava» с её возможностями могла бы помочь перевозчикам в поиске надёжных водителей, как-то централизовать данный процесс. Ответ ассоциации на него был следующим: «В 2017 г. «Linava» очень детально анализировала возможность предложить перевозчикам квалифицированных и обученных водителей. Тогда обсуждалась возможность привлечения водителей и из других стран (например, из Украины). Однако после анализа ситуации и оценки издержек предоставления такой услуги (расходов на обучение, аренду необходимого для обучения оборудования, проживание, оформление требуемых документов и так далее) проект был закрыт. Сегодня каждый перевозчик занимается поиском рабочей силы самостоятельно».

***

Обобщая, хотим призвать и «Linava», и отдельных перевозчиков не стесняться говорить публично о проблемах, которые у них возникают с водителями. Пока многие транспортные компании считают, что подобные откровения выставят их ненадёжными глупцами, которые не могут найти нормального сотрудника. Однако их молчание ведёт к тому, что у общественности складывается одностороннее впечатление, будто все водители святые, а все перевозчики – «рабовладельцы», и к негативным политическим решениям в транспортном секторе.

При этом многие, включая политиков, не хотят замечать того, что сегодня транспортным компаниям (особенно маленьким) чрезвычайно трудно найти надёжного водителя, которого не надо будет контролировать на каждом шагу. В итоге из-за недостатка кадров (в результате их старения и оттока за рубеж, а также непопулярности профессии), закона о защите личных данных и необходимости принимать на работу водителей из третьих стран (что не позволяет создать их «чёрный список» и осложняет проверку их трудовой истории), перевозчикам нередко приходится выбирать лучших из худших, чтобы хоть кто-то мог отправиться в рейс.

В этой ситуации крупные перевозчики в процессе трудоустройства водителей используют квалифицированных специалистов по работе с персоналом, делая упор на поиск изначально профессионального и сознательного сотрудника, так как современные технологии их дальнейшего контроля – не панацея. Однако, как показал наш анализ, даже им не удаётся избежать проблем с поиском водителей, уже не говоря о мелких и средних транспортных компаниях с ограниченным административным ресурсом, которым в данном случае зачастую остаётся надеяться на счастливый случай (тем более, что «Linava» им в этом деле не помощник).

П.С.

5 сентября 2019 г. в Брюсселе Международный союз автомобильного транспорта (IRU) проведёт семинар по нехватке водителей, участие в котором позволит получить представление о возможных путях решения данной проблемы (детали здесь).

Комментарии

Геннадий Лапшов 2019-08-02 23:51

Прочитав статью хотел бы привести свой пример работы в одной из шарашкиной конторы, Первая моя работа началась в 2015 году в январе (Фирму не буду называть, что бы не делать рекламу) проработав там год, познакомился с одним частником, его машины две работали под той же экспедицией, звонил мне пол года говорит иди ко мне на работу я тебя по зарплате не обижу, а перед тем у него работали 2 водителя из Грузии, он мне такого про них нарасказывал, что я почти поверил, пока я с ним не встретился на паркинге в Люксембург, ну ни про это я хотел написать. Я отработав год в первой компании и перешел к нему, там потом началось, поехали ми в банк делать карточку зарплатную, хотя у меня была, потом я поехал в рейс ему карта пришла по почте, и он мне её не отдал,ас ней мне платил зарплату на мою же карту которая у меня была, потом в машине как оказалось стояли отключки, и еще он говорил, что если я не доезжаю каждый день по 15 минут до 9 часов, то за два года он мог бы купить б\у тягач, и что бы встать на паркинг нужно было ехать по 4.20 -4.25 минут и стоять на лесных паркингах, а насчет автохофа так это вообще было отдельная история, если встать на автохов на 45 паузу так он начинал чуть ли не плакать и расказвать. что он банкрот, что он не может платить за автохоф потому, что это дорого очень так. что вот такой у меня был опыт работы в одной Литовской шараге по другому я ее не могу назвать... при том, что у меня нкт проблем с алкоголем.....


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MuitineLT(2)

Литовская таможня будет уделять особое внимание грузам, перевозимым по нелогичным маршрутам (дополнено — более строгий контроль стоимости товара)

Литовская таможня, реализуя санкции ЕС против РФ и РБ из-за неспровоцированной войны в Украине, будет уделять больше внимания экспортному и транзитному контролю товаров, перевозимых в третьи страны через РБ и РФ. 

2024-04-15 1 644
1
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из третьих стран с июля текущего года

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-04-15 41
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-11 32
0