Скандал вокруг «Vlantana Norge AS» – чудеса на виражах

vlantana_norge

Недавно литовское информационное поле всколыхнуло расследование LRT, суть которого в том, что работающая в Норвегии транспортная компания с литовскими корнями «Vlantana Norge AS» серьёзно нарушала трудовые права своих водителей (подробности на литовском языке здесь). Редакция «Cargonews» решила не дублировать работу коллег с LRT и попыталась прояснить несколько интригующих моментов, которые остались за рамками их расследования.    

«Молчание ягнят»?

В расследовании LRT помимо всего прочего сказано: «Перед планировавшимся заседанием суда представители «Vlantana Norge» обратились к адвокату подавших жалобы водителей, предложив мирный договор. Компания согласилась со всеми требованиями: компенсировать за незаконное увольнение, моральный ущерб, заплатить недоплаченное, расходы на адвоката. Но с условием – соблюдать конфиденциальность. (…) Мирный договор с сотрудниками висел на волоске до последней минуты (…), так как компания за компенсацию требовала подписать обязательство о конфиденциальности». Также в расследовании отмечено: «Помогашая собиравшимся судиться с компанией адвокат С. Латотинайте подтвердила то, что к ней также обратились десятки других водителей, которые работают в Норвегии и хотят защитить свои права».

И вот на этом фоне появилось неожиданное сообщение – Сандра Латотинайте стала членом правления «Vlantana Norge AS». Разумеется, после таких новостей у кого-то сразу может возникнуть мысль о том, что провинившиеся мошенники пытаются «купить молчание» того, кто помогал вывести их на чистую воду.

В сообщении для СМИ, который распространила «Vlantana Norge AS» (полностью на литовском языке его можно найти ниже), приведены слова её главы Владаса Стончюса младшего о том, что С. Латотинайте была приглашена на работу в компанию как опытный специалист в сфере норвежского трудового права с целью сделать так, чтобы она соответствовала его наивысшим стандартам. Сама С. Латотинайте в пресс-релизе отмечает, что ценит направленные на исправление выявленных нарушений усилия «Vlantana Norge AS», которые заставляют верить в то, что теперь её деятельность будет соответствовать наивысшим стандартам норвежского трудового права. «Как у члена правления компании у меня будут все возможности контролировать это и помогать к этому стремиться», — подчёркивает адвокат.

Press release_Vlantana Norge_2019.11.25 LT_page-0001

Однако, мы решили попросить В. Стончюса младшего и С. Латотинайте лично прокомментировать возможные спекуляции на тему «у вас товар – у нас купец». Последняя повторила, что, став членом правления «Vlantana Norge AS», надеется помочь ей соответствовать наивысшим стандартам норвежского трудового законодательства и контролировать работу в данном направлении. И добавила: «Проблемы в компани есть, и я пришла с целью помочь их решить и дальше защищать интересы водителей. То, что я стала членом правления организации, создаёт водителям компании ещё больше возможностей для того, чтобы защищать свои интересы, чувствовать твёрдую поддержку со стороны высшего органа управления компанией и быть уверенными в том, что случившиеся нарушения больше не повторятся. Теперь у меня есть возможность помочь ещё большему числу водителей, помочь создавать правильные условия труда в этой организации. Призываем как нынешних, так и бывших водителей компании связаться и рассказать о том, что их беспокоит».

Советуем водителям «Vlantana Norge AS» и литовской «Vlantana» обратить внимание на эти слова – тем более, что в вышеупомянутом пресс-релизе также сказано: «Стремясь к бòльшей прозрачности, руководство «Vlantana Norge AS» призвало водителей компании активно участвовать в деятельности норвежских профсоюзов. Водители компании недавно выбрали своего представителя, который будет напрямую представлять их интересы в диалоге с администрацией компании и её правлением». Как говорится, никто за язык не тянул.

В. Стончюс младший, отвечая на наш вопрос о целях трудоустройства С. Латотинайте, фактически повторил свои слова из сообщения для СМИ, добавив, что «член правления будет получать зарплату, но её размер – конфиденциальная информация» (к слову, адвокат ушла от вопроса о зарплате, хотя её об этом мы тоже спрашивали, желая выяснить, будет ли она получать за свою работу деньги или согласилась помогать на общественных началах).

Комментируя ситуацию в целом, В. Стончюс младший заявил нашей редакции следующее: «Ответственно заявляем, что эти случаи были исключением из правил, когда в ходе проведения учёта были совершены человечекие ошибки. Чтобы избежать подобных ошибок в будущем, мы оперативно пересмотрели систему учёта, и сейчас табели работы водителей проверяем только на основе данных тахографа. Стремимся максимально оперативно выполнить все рекомендации и, гарантировав наивысшие стандарты в работе компании, не потерять имеющихся и вернуть потерянных клиентов. Вызывает сожаление то, что ложка дёгтя в бочке с мёдом портит репутацию организации. Надеемся на то, что после устранения все установленных нарушений мы со временем её вернём».

Иными словами, компания отрицает то, что описанные в расследовании LRT нарушения трудовых прав водителей были системными и целенаправленными, а трудоустройство в правление адвоката, которая ещё совсем недавно «пила ей кровь», объясняет исключительно желанием исправиться с помощью опытного специалиста в области норвежского трудового права.

Возможно, всё именно так. Только обращает на себя внимание следующий момент. Мы спросили у С. Латотинайте: «Как, по вашему мнению, случилось так, что такая солидная компания как «Vlantana» впуталась в такую историю? Это случайность (человеческий фактор), или вскрылся системный взгляд на бизнес с целью сэкономить»? С одной стороны (если отвечала адвокат водителей), ответ был достаточно неожиданным, с другой (если отвечал новоиспечённый член правления «Vlantana Norge AS») – понятным. Судите сами: «Не хочется оценивать то, что было в прошлом. Теперь самое важное сконцентрироваться на исправлении сделанных ошибок. Это ответственно делаю и я, и руководство компании. Все заслуживают второй шанс. «Vlantana Norge AS» – не исключение».

Посмотрим, чем закончится эта борьба за всё хорошее против всего плохого.

Случайное не случайно?

Ещё один интересный момент, связанный с этой историей – время, когда она была обнародована в Литве. Так совпало, что данные расследования появились в информационном пространстве именно в тот момент, когда литовские перевозчики ведут ожесточённую борьбу с властями и профсоюзами, касающуюся повышения коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков.

По слухам в среде перевозчиков, которые дошли до нашей редакции, появление расследования именно сейчас – возможный заказ тех, кто хочет выставить литовских перевозчиков в дурном свете, а водителей-дальнобойщиков наоборот – как жертв их произвола, которые нуждаются в бòльших социальных гарантиях.

Примечательная практическая иллюстрация. Расследование было опубликовано в интернете 19 ноября этого года, а 20 ноября состоялось заседание комитета парламента Литвы по социальным делам и труду, на котором, как сообщил сайт Союза перевозчиков Литвы, члены Сейма Томас Томилинас (один из главных сторонников профсоюзов и защитников водителей) и Альгирдас Сисас заговорили о том, что норвежская компания с литовскими корнями обижает водителей…        

В связи с этим наша редакция решила по возможности прояснить ситуацию. Во-первых, мы спросили у В. Стончюса младшего, видит ли он в возникшем скандале какие-то «подводные камни». Он ответил так: «В каждой истории можно искать гипотезы, теории заговора, но не хочется это делать. Сегодня мы сконцентрированы на исправлении установленных нарушений и гарантировании высших стандартов работы компании. Повторю, создавать теории заговора мы не склонны». Схожий вопрос мы задали и С. Латотинайте как участнику дела, которому могут быть известны какие-то пикантные подробности. Она ответила так: «Хочу обратить внимание на то, что являюсь норвежским адвокатом и работаю в Норвегии. В литовские актуалии не углублялась. Поэтому комментировать вашу гипотезу не могу».

Наконец, мы связались с журналистами LRT, которые проводили расследование. Они ответили так: «Информация о «Vlantana Norge AS», которую собрала следственная группа LRT, обнародована в публикации расследования LRT «Победа литовцев в Норвегии – только вершина айсберга: речь о сотнях эскплуатируемых водителей». Дальнейший сбор информации по этому вопросу следственная группа LRT не проводит, поэтому никакой другой или дополнительной информации у неё нет, а для соответствующих интерпретаций, если такие будут, нет объективной фактической основы» (к представителям профсоюзов редакция не обращалась, так как их ответ в данном случае был предсказуем).

Короче говоря, каких-либо твёрдых доказательств (в том числе, основанных на «показаниях» участников дела), которые бы подтвердили чей-то заказ на дискредитацию «Vlantana» и других литовских перевозчиков в её лице, нет, но «осадочек», как говорится, остался.

Правовая специфика бизнеса перевозчиков в Норвегии

Чтобы не ограничиваться конкретными аспектами истории «Vlantana Norge AS», мы решили дополнить материал интервью с С. Латотинайте, как с опытным транспортным юристом Норвегии, о правовых особенностях бизнеса перевозчиков в этой стране.

Какова специфика норвежского транспортного законодательства, касающегося грузоперевозок? На что следует обратить внимание перевозчикам, которые хотят работать в этой стране?

Это очень широкие вопросы, но я постараюсь коротко рассказать об основных нюансах норвежского законодательства в области грузоперевозк. Хочу обратить внимание на несколько ключевых факторов.

Норвегия не является членом ЕС. Поэтому в ней действуют только те правила ЕС, которые включены в национальное законодательство. Соответственно, при создании компании в Норвегии (в том числе транспортной) я бы рекомендовала прежде всего разобраться в местных законах.

Важно то, что трудовое законодательство этой страны большое внимание уделяет защите прав трудящихся. Если говорить о секторе грузоперевозок, то у водителей грузовиков есть право на минимальную зарплату и суточные. Минимальная ставка почасовой оплаты в Норвегии – 175,95 норвежских крон брутто (примерно 17 евро). Зарплата водителя зависит от количества отработанных часов. «Рабочий час» определён включенной в норвежское законодательство директивой ЕС 2002/15/EC.

Также Норвегия включила в своё законодательство ряд регламентов ЕС об использовании тахографа, чтобы прежде всего контролировать режим труда и отдыха водителей (а не количество их рабочих часов).

Какие главные институции, которые контролируют деятельность перевозчиков в Норвегии, и какова специфика их работы (подхода) – например, они стараются часто не проверять перевозчиков, чтобы не создавать дополнительную административную нагрузку на бизнес, или наоборот – проверяют их часто и строго; чему эти институции уделяют наибольшее внимание – режиму труда и отдыха сотрудников, зарплате, налогам, техническому состоянию транспортных средств, ещё чему-то?

Основной институцией, контролирующей деятельность перевозчиков в Норвегии, является дорожно-транспортная инспекция. Мне сложно комментировать её работу, потому что я не являюсь её сотрудницей, но, исходя из своей практики, могу сказать, что она активна и особое внимание уделяет режиму труда и отдыха сотрудников, который в Норвегии очень строгий.

Исходя из Вашего опыта, какие нарушения перевозчики совершают в Норвегии чаще всего, и есть ли в данном случае разница между местными и зарубежными транспортными компаниями?

Повторюсь, чаще всего нарушения перевозчиков в Норвегии связаны с режимом труда и отдыха. При этом разницы между местными и зарубежными транспортными компаниями точно нет – различные нарушения фиксируются как у одних, так и у других. Я бы сказала, что это системная проблема сектора перевозок.

В целом, в СМИ можно найти немало сообщений о критическом отношении норвежцев к литовским перевозчикам. Складывается впечатление, что последние совершают много нарушений в этой стране и являются там «незваными гостями». Сколь, на Ваш взгляд, верно данное утверждение?  

По всей Европе на рынке перевозок наблюдается тенденция более широкого освещения в СМИ ошибок, которые совершают иностранные, а не местные перевозчики. Очевидно, что каждая страна хочет защитить свой рынок труда, обеспечить работой своих граждан и содействовать развитию национального бизнеса. Зачастую именно с этим связано критическое отношение к иностранным компаниям, и это касается не только транспортного сектора.

Случай «Vlantana Norge AS» с водителями является исключительным для Норвегии или обычным делом? Возможно, в схожих делах фигурировали другие литовские компании, работающие в Норвегии (например, «Girteka»)?

В похожих делах, с которыми я работала, фигурировали и норвежские компании, и компании из других стран. Я лично не сталкивалась с жалобами, связанными с другими литовскими перевозчиками. Однако это не значит, что с ними не работали другие адвокаты.

***

Обобщая, нужно отметить несколько важных моментов. Во-первых, история «Vlantana Norge AS» показывает, что литовские перевозчики – даже крупные – не без греха (к слову, в прокуратуре Литвы нам подтвердили, что расследование ведётся и в отношении литовской «Vlantana»). Мотивы нарушений понятны. Проблема в том, что, когда тайное становится вным, «отмыться» очень трудно, и деньги не всегда решение. Посмотрим, справится ли «Vlantana», и сработает ли ход с трудоустройством С. Латотинайте.

Во-вторых,  на основании отдельных (пусть даже вопиющих) случаев незаконной деятельности литовских транспортных компаний нельзя делать системные выводы о всём секторе – тем более, спекулировать на этих случаях (или даже манипулировать ими) в контексте обсуждения судьбоносных для него вопросов (таких как вопрос повышения коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков). Пример Норвегии, если верить С. Латотинайте, показывает, что литовские перевозчики не хуже своих коллег из других стран.

В-третьих, хотите заниматься перевозками в Норвегии, внимательно изучите местное законодательство, которое отличается от европейского – особенно правила, касающиеся режима труда и отдыха водителей.

Комментарии

Василий Салтанович 2019-12-10 10:17

как минимум 70 % литовских фирм, занимающих перевозками не чисты на руку.не надо все валить на водителей. реальный пример, " Транстира" c 13 ноября по 5 декабря, в КТС было расмотренно 5 трудовых споров от водителей белорусов и украинцев.Суть проблемы - вычеты за пережеги, перепробег, повреждение транспорта, штрафы за нарушение внутреннего распорядка работы фирмы.Часть проблем( а именно по часовая оплата труда за работу во Франции, Германии ит.д., за работу в в ночное время и в праздничные дни- вообще не раскрыта и не рассматривалась).По факту при выезде на каденцию, водителю обязаны выдать приказ директора на какой срок и по каким странам , отправляется работать водитель.На транстире как впрочем и на других фирмах, этого не делают.Потом этим начинают злорадно пользоваться логисты.Пример-водителю из украины нужно было попасть на запланированное лечение домой через 2,5 месяца после начало каденции.Менеджер в грубой форме вел разговор и мотивируя тем,что не кем менять, настойчиво заставлял остаться работать.Водитель загнал авто на стоянку, а сам добрался своим ходом на родину, где провел курс лечения.Итог -его уволили по статье 58 ТК Литвы.Есть фирмы на которых подписываются за водителя, о том, что он якобы получил всю оплату труда за весь период трудового контракта наличными.Есть решение трудовых комиссий в пользу истца, которые по не понятной причине не оплачивает ответчик( более месяца со дня вынесения постановления),есть факты, когда комиссия VDI пользуется своим претендентным правом и умышленно многократно уменьшает сумму выплаты на основании статьи 147 часть 2.Все вышеперечисленные факты, я могу подтвердить реальными документами трудовых споров и решений комиссии.так же хочу добавить об отвратительной работе трудового профсоюза Транстиры. Ни на одном трудовом споре, с их стороны не было активности.Профсоюз был в курсе рассмотрения этих трудовых споров!!! за что платят этому профсоюзу по 5 евро в месяц с каждого водителя? в Транстире более 1000 грузовиков,как минимум 1500 водителей. 7500 евро в месяц на содержание ни кчемного профсоюза...До этого, водители боролись за свои права, путем временной забастовки( останавливали свою работу на час).Профсоюзу согласно регламента объявления забастовок, было передано общее требование от водителей, для того, что бы профсоюз искал компромис с руководством.Профсоюз и в этом случае не сделал ни чего...


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 6
0