Страховая компания и другие проблемы перевозчиков – время собирать камни

kongresas_36

Четвёртого декабря состоялся повторный тридцать шестой конгресс «Linava», больше всего внимания на котором было уделено учреждению страховой компании перевозчиков. В этой истории случился резкий поворот, и вопрос встал ребром – продолжать или заканчивать. Дискуссия была жаркой. Правильно ли поступили члены ассоциации, покажет время. Но если бы это была единственная проблема…

Хотели как лучше, а получилось…

Предыдущая глава этой повести, которая уже тянет на роман, закончилась тем, что «Linava» решила искать инвесторов для своей страховой компании. Причина – Банк Литвы (БЛ) отказал ей в возможности управлять этой компанией единолично (подробности в статье «Cargonews»).

В начале казалось, что справиться с этим вызовом удастся без особых трудностей – очередь из потенциальных инвестров не выстроилась, но их набралось около 30 (включая крупные транспортные компании). Однако через некоторое время ряды «спасителей» начали стремительно редеть. Причин несколько. Во-первых, то, что каждого инвестора БЛ рассматривает под лупой, а в транспортном секторе не все готовы к полной прозрачности. Во-вторых, неопределённость на рынке, связанная с «Пакетом мобильности», коэффициентом зарплат водителей-дальнобойщиков и другими факторами риска, которые могут обернуться серьёзными дополнительными расходами. В-третьих, уверенность крупных игроков в том, что они договорятся со страховщиками самостоятельно. В-четвёртых, стремление каждого инвестора играть ведущую роль в управлении будущей страховой компанией (то есть, неготовность к компромиссу и работе в команде).

В итоге осталось 7-8 смелых и дружных, которые вроде бы готовы выкупить 50-60% акций примерно за 4-5 миллионов евро и уже перевели деньги на содержание с 1 декабря «Linavos rizikų valdymas» – компании, которая после получения лицензии БЛ должна стать страховой. Проблема в том, что «Linava» решила оставить себе только десять процентов. А главное – поскольку возникли трудности с инвесторами, в БЛ 13 ноября был подан новый бизнес-план, согласно которому создаваемая страховая компания не будет выдавать полисы ОСАГО.

«Так зачем она вообще нужна такая?!» — спросите Вы. Тем же вопросом задались члены «Linava». Логика, которой руководствуются и оставшиеся в проекте инвесторы, следующая – сначала получить так называемую «маленькую лицензию» (без права выдавать полисы ОСАГО), а через некоторое время (полгода-год) – «большую». И тут начался спор.

Сторонники прерывания «страховой беременности» выдвинули несколько аргументов. Во-первых, уже безвозвратно потрачен примерно 1 миллион евро, а результата нет – только радужные перспективы. Во-вторых, практика показала, что у перевозчиков не получается справиться с поставленной задачей – поэтому надо вовремя остановиться и раздать уставной капитал «Linavos rizikų valdymas» членам ассоциации, которые имеют на него право. В-третьих, обещали одну компанию, а создаётся другая, и станет ли она такой, какую обещали (если вообще появится), неизвестно. В-четвёртых, инвесторы обещают выкупить акции, но пока дали деньги только на текущие расходы «Linavos rizikų valdymas».

В ответ сторонники «продолжения банкета» обратили внимание оппонентов на несколько моментов. Во-первых, уже сам процесс создания страховой компании перевозчиков заставил её конкурентов не повышать цены на ОСАГО, а как только они узнают, что всё кончено, эти цены, скорее всего, снова начнут расти, и все возвращённые перевозчикам деньги быстро закончатся. Во-вторых, есть большая вероятность того, что БЛ выдаст «маленькую лицензию», а значит страховая компания заработает, начнёт приносить прибыль и станет более привлекательной для инвесторов (которые со временем оставят «Linava» её 10%) с реальным шансом на получение «большой лицензии». В-третьих, пока будет решаться вопрос с лицензией и дальше, финансировать работу «Linavos rizikų valdymas» будут инвесторы, а не «Linava» (а это, между прочим, несколько десятков тысяч евро в месяц).                 

Конечно, можно долго говорить о том, что была возможность избежать всех этих неприятностей, но эти разговоры уже ничего не изменят. Исходить надо из того, что есть. А реальность такова, что у страховой компании перевозчиков сохраняется шанс на успех (что, вероятно, очень раздражает конкурентов), и они поступили достаточно мудро, решив продолжить процесс её создания. Как говорится, поломать легко – построить трудно.

Чувство безысходности       

Помимо страховой компании на конгрессе обсуждались и другие важные для перевозчиков вопросы – коэффициент зарплат водителей-дальнобойщиков (1,65), «Пакет мобильности», рост цен на топливо. Глядя на дискуссия со стороны, создалось тягостное впечатление.

Сегодня очевидно, что «Linava» почти проиграла битву за коэффициент. При этом нельзя сказать, что ассоциация ничего не делала. Проблема, видимо, в выбранной стратегии. «Linava» пыталась говорить языком фактов и экономических аргументов, действовать максимально конструктивно, но натолкнулась на стену (не)сознательного политического непонимания. Иными словами, власть приняла исключительно политическое решение, причиной которого являются приближающиеся выборы (а профсоюзы и водители это солидный электорат) и/или хорошая работа профсоюзов и их сторонников в информационном поле.

То есть, пока перевозчики «умничали», их оппоненты агрессивно создавали нужную картинку для политиков и общественности («перевозчики – богачи, которые нещадно эксплуатируют водителей», и не важно, правда это или нет). В итоге, как отметили многие участники конгресса, «Linava» вчистую проиграла «борьбу за умы» – в том числе потому, что информационной защитой интересов ассоциации занималась непонятная компания, с которой в конце концов пришлось разорвать договор из-за неэффективности её работы.

Вопрос – что делать дальше, ведь январь 2020 г. близко? Есть вариант организовать большую акцию протеста (как в какой-нибудь Франции) и/или судиться с правительcтвом – в том числе в Конституционном суде (вроде бы нашлись политики, которые готовы с этим помочь). Но гарантии того, что удастся чего-то добиться, нет. При этом работу в публичном пространстве надо активизировать и улучшать в любом случае, и хорошо бы, чтобы удалось отложить введение нового коэффициента хотя бы до июля 2020 г. Однако серьёзных предпосылок к этому пока нет.

Ещё меньше от «Linava» и даже от Литвы зависит судьба «Пакета мобильности» (ПМ). Ассоциация, литовские европарламентарии и правительство страны вместе с союзниками из других государств-членов ЕС (Польши, Болгарии и так далее) конечно пытаются как-то повлиять на Европарламент и Еврокомиссию (например, пишут жалостливые письма). Однако там очень сильное лобби стран Западной Европы, которые проталкивают ПМ в его нынешнем виде (включая требование о возвращении грузовиков в страну регистрации каждые четыре недели) бульдозерным способом. В этой связи остаётся надеяться лишь на то, что новая Еврокомиссия, в которой транспортным комиссаром стала представительница Румынии, соблаговолит услышать перевозчиков из стран Центральной и Восточной Европы и «смягчит» ПМ хотябы частично. На крайний случай остаётся вариант обращения в Европейский суд справедливости (о котором говорят поляки и венгры), но лучше бы до этого не дошло (и это уже не говоря о проблемах в транспортных отношениях литовских перевозчиков с Россией, с которой, например, пока не удаётся договориться о выделении калининградского транзита из общей системы разрешений).

Наконец (как-будто другого было мало), власти Литвы решили повысить акциз на дизель, в результате чего он может подорожать примерно на 3 евроцента. На этом фоне глава компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа (и не только он) буквально кричал на конгрессе, что надо срочно что-то делать – создавать какую-то рабочую группу, чтобы переломить ситуацию, которая развивается для перевозчиков негативно практически по всем направлениям. Однако ощущения того, что «Linava» переосмыслила свои действия, перегруппировалась, и у неё появилась чёткая стратегия дальнейшей борьбы, которая с большой долей вероятности даст нужный результат, нет от слова совсем (уже не говоря о недостатке внутренней солидарности) – плывём по течению, что-то делаем, а там как Бог даст…

***

Обобщая, можно сказать, что проект страховой компании перевозчиков продолжает бороться за жизнь, и это скорее хорошо, чем плохо, хотя искушение членов «Linava» вернуть себе деньги очень велико (и конкуренты об этом только и мечтают). При этом у литовского транспортного сектора на местном и международном уровне становится всё больше других – экзистенциальных – проблем, и хуже всего то, что «Linava» где-то не может, а где-то попросту не знает (не понимает), как их решать, о чём говорят её собственные члены. Надо собраться!

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 4
0
MuitineLT(2)

Литовская таможня будет уделять особое внимание грузам, перевозимым по нелогичным маршрутам (дополнено — более строгий контроль стоимости товара)

Литовская таможня, реализуя санкции ЕС против РФ и РБ из-за неспровоцированной войны в Украине, будет уделять больше внимания экспортному и транзитному контролю товаров, перевозимых в третьи страны через РБ и РФ. 

2024-04-15 1 658
1
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из третьих стран с июля текущего года

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-04-15 57
0