Штрафы за несвоевременную доставку грузов вызывают полемику даже между юристами

Chicago-Hot-Shot-Delivery-Courier

Перевозчики и заказчики заключают договоры, в которых, помимо других условий, оговаривается и ответственность перевозчика за несвоевременную доставку груза. Подобные ситуации в транспортном деле встречаются довольно часто, но не всегда причиной тому служат злонамеренные действия перевозчика.

Суммы штрафов оговаривают в договорах

Ответственность перевозчика за несвоевременную доставку груза определена в ч.5 ст.23 CMR Конвенции. В частности, в ней говорится, что «в случае просрочки с доставкой, и если уполномоченное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку».

Однако, конкретные штрафы за несвоевременную доставку груза стороны, как правило, указывают в договоре. По словам адвоката Реды Алексинайте, суммы штрафов колеблются в пределах 50-150 евро (иногда больше) за каждый просроченный день. «Конкретная сумма штрафа зависит от того, насколько груз и его своевременная доставка важны для заказчика, также от характера перевозки (местная или международная) и других обстоятельств. Договорённость зависит и от воли сторон – как правило, одна сторона занимается подготовкой договора, другая выражает своё согласие или вносит поправки. Суммы штрафов не регулируются никакими законодательными актами, этот момент относится исключительно к области двусторонних договорённостей», – говорит адвокат. Она также напомнила о ч.1 ст. 26 CMR Конвенции, которая предполагает возможность договориться о компенсации в случае, если перевозчик опоздает доставить груз – в частности, формулировка звучит так: «Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок». Тут важен один момент – для того, чтобы подобная договорённость имела силу, она в виде соответствующей инструкции должна быть внесена в накладную, а к договору на перевозку должно быть составлено дополнительное приложение.

Договорённости о штрафах не имеют законной силы?

Между тем в литовской судебной практике уже сложилось мнение, что договорённости о штрафах за несвоевременную доставку груза являются незаконными и, более того, противоречат положениям CMR Конвенции. Так, Апелляционный суд Литвы отметил, что в CMR Конвенции говорится лишь о покрытии ущерба, который появился вследствие несвоевременной доставки груза, поэтому если ущерб не доказан, то требование оплатить штраф (соответственно, аналогичный пункт в договоре) является незаконным.

Однако, не все юристы согласны с подобной судебной практикой. Некоторые утверждают, что в ч.5 ст. 23 CMR Конвенции говорится о необходимости обосновать ущерб, если он появился вследствие несвоевременной доставки груза, но не говорится о том, что стороны не могут договориться об уплате каких-либо неустоек (например, в форме штрафа за опоздание с доставкой). Это мнение поддерживает и адвокат Р. Алексинайте: «Это очень смелое заявление. Я бы не решилась утверждать, что штраф, как форма компенсации, возможен лишь при условии, что будет доказан ущерб, тем более, если этот ущерб должен доказывать посредник. В литовских судах толкование Конвенции сводится к тому, что штраф, как форма компенсации, противоречит положениям Конвенции, и что заявитель может требовать только покрытия ущерба, но не уплату штрафа. Между тем в иностранных судах встречается и совершенно противоположное мнение – штрафы возможны, и Конвенции это никак не противоречит. Я согласна, что договорённости, которые противоречат императивным нормам, являются недействительными, но ни в коем случае не рискну утверждать, что, например, польские или германские суды будут едины во мнении по одному и тому же вопросу. Следовательно, если один и тот же вопрос будет разбирать литовский и иностранный суд, результат может отличаться», – говорит адвокат.

Можно выбирать страну судопроизводства

Так как в таких ситуациях литовские суды не всегда принимают благоприятные для грузополучателей или экспедиторов решения, спорный вопрос об уплате штрафа можно отдать на рассмотрение в суд другой страны – но при условии, если этот вопрос связан с международной перевозкой. «Если мы говорим о договоре на международную перевозку, стороны могут договориться, в суде какой страны будет проходить судебное разбирательство. Даже если договориться об этом не удастся, заявитель всегда может обращаться в суд страны-ответчика (например, если ответчик – польский перевозчик, то можно обращаться в польский суд) или в суды по адресам мест погрузки и разгрузки (например, польский перевозчик вёз груз по маршруту Литва-Германия, следовательно, можно обращаться в органы правосудия Польши, Литвы или Германии). Таким образом, никаких юридических препятствий для обращения в органы правосудия той страны, где сложилась наиболее благоприятная судебная практика, нет», – говорит Р. Алексинайте. Однако, она подчеркнула, что если суд какой-то страны уже решил определённый вопрос, то обращаться повторно по тому же вопросу в суд другой страны нельзя.

В каких случаях штрафа за опоздание с доставкой можно избежать?

Несвоевременная доставка груза может быть последствием многих обстоятельств, которых нельзя отнести к неосторожности или халатным действиям перевозчика – например, очереди на границе, затянувшаяся проверка на таможне, дорожно-транспортное происшествие и т.п. Однако, как отметила адвокат, это довольно заурядные ситуации, поэтому профессиональный перевозчик обязан их предусмотреть и соответствующим образом оформить в договоре на перевозку. «Тот, кто предоставляет какую-либо услугу, освобождается от ответственности лишь в том случае, если ненадлежащее выполнение услуги было обусловлено так называемыми форс-мажорными обстоятельствами – т.е. обстоятельствами, которых предусмотреть или избежать было невозможно. Но и в этом случае нельзя стопроцентно утверждать, что перевозчику удастся избежать ответственности, так как необходимо дать оценку всех, в том числе и форс-мажорных, обстоятельств. Что касается международных перевозок, то перевозчик освобождается от ответственности в случаях, указанных в ч.2 и ч.4 ст. 17 CMR Конвенции (к ним относятся и форс-мажорные обстоятельства). Однако, к освобождению от ответственности могут быть и другие основания – такие, как ненадлежащие действия грузоотправителя, ненадлежащая подготовка груза к перевозке и т.д.)

Размер ущерба и порядок его доказательства

Если перевозчик опоздал с доставкой груза, то грузополучатель или экспедитор обязан в течение 21-го календарного дня (включая выходные и/или праздничные дни) предъявить перевозчику претензию. В претензии должен быть чётко указан размер ущерба, основания к привлечению к ответственности и приложены все документальные доказательства. Если в течение этого срока перевозчик претензию не получил, позднее он вправе её отклонить и не платить никакой штраф. По словам Р. Алексинайте, когда стороны обсуждают возмещение ущерба в несудебном порядке, то размер ущерба определяется на основании взаимостороннего соглашения, с учётом имеющихся документов и известных обстоятельств. В таких случаях стоимость груза определяется на основании инвойса, однако, возможны и другие варианты. «Если речь идёт о штрафе за несвоевременную доставку груза конечному получателю – это одна ситуация. Если же на месте доставки груза стоял специально подготовленный к разгрузке кран, а груз прибыл позже условленного времени (т.е. образовался простой крана) – это другая ситуация. Если из-за опоздания с доставкой груз утратил своё значение (например, груз предназначался для выставки, которая закончилась) – это третья ситуация. Подобных ситуаций может быть много, но в любом случае к доказыванию ущерба стороны обязаны подготовиться – иметь необходимые документы, заключения экспертов, в которых бы чётко указывалась стоимость груза и/или степень его повреждения», – говорит юрист.

Вопрос о том, достаточно ли предъявленных документов, решает суд (предварительно изучив их содержание). Свое решение о доказанном или недоказанном факте суд выносит исходя из своих внутренних убеждений, с учётом всего набора доказательств. Следовательно, выгоднее всего заранее предусмотреть и внести в договор ту страну, чья судебная практика при решении нарушений условий договора складывается в вашу пользу.

Комментарии

Oleg Shakiryanov 2017-10-30 09:40

Восновном, задержка доставки груза происходит по причине поломки транспортного средства. Однако, очень часто, перевозчики просто "отмазываются" таким объяснением - техническая неисправность Т/С, что бы не потерять выгодную для себя перевозку. Получается перевозчики врут, подписывают договор перевозки условия которого (срок доставки и др) выполнить не могут, а от штрафных санкций за просрочку прикрываются CMR Конвенцией ч.5 ст.23. Такое суждение складывается по причине отсутствия доказательств о неисправности Т/С со стороны перевозчика. У кого из современных перевозчиков не стоит система GPS слежения !? Кто не получает чек и/или сервисную выписку за ремонт Т/С в Европе !? Перевозчики, экспедитороы, юристы, адвокаты и все, все, все: как решить вопрос несправедливости - заказчик перевозки доказывает всё, а исполнитель перевозки ничего не доказывает ?


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 6
0