95 код – разногласия остаются

1518_33ad8cc013f716a0246779c087f2c500

Литовским перевозчикам важно, чтобы их водители быстро и просто получали 95 код и подтверждали свою квалификацию. Мы уже не раз писали о том, как в Литве готовится новый порядок в этой области (подробнее – здесь). Последняя «серия» этой эпопеи кончилась тем, что нужно было принять соответствующий закон, утвердить профессиональный стандарт в секторе транспортных и складских услуг, а затем на его основе подготовить программы обучения водителей. При этом ответственное за процесс министерство просвещения (МП) обещало учесть мнение перевозчиков. Процесс пошёл, но с учётом мнения всё не так радужно.

В конце января этого года МП на своём сайте сообщило о том, что парламент наконец принял необходимые для изменения порядка обучения водителей законодательные поправки, и как сказала вицеминистр просвещения Агне Кудараускене: «Принятие закона завершило длившиеся несколько лет дискуссии между представителями МП, Минтранса, организаций перевозчиков, профсоюзов и учебных заведений по поводу начальной квалификации водителей автотранспортных средств для грузовых и пассажирских перевозок – так называемого 95 кода. Радует то, что изменения позволят сократить программы подготовки водителей, а это значит, что ускорится подготовка квалифицированных сотрудников и будут учтены потребности рынка. Мы услышали и другую просьбу представителей перевозчиков – первый раз в конкретной программе профессионального обучения создаются возможности для сдачи экзаменов на русском языке».

Кроме того, на сайте МП было сказано: «При посредничестве МП Секторальный профессиональный комитет по транспорту утвердил Стандарт транспортного и складского сектора, который позволит сократить программы подготовки перевозчиков. Новые программы уже готовятся. Ожидается, что приём желающих обучаться по ним начнётся уже на этапе летнего приёма в учреждения профессионального обучения». Иными словами, закон принят и стандарт утверждён с учётом пожеланий перевозчиков – осталось только подготовить программы обучения водителей. Вроде бы всё замечательно. Вот только за ширмой красивых официальных заявлений всё выглядит немного иначе.

Консенсуса нет     

Вопросы возникают уже в связи с тем, как был утверждён транспортный стандарт. Как стало известно нашей редакции, голоса в комитете (его состав – здесь) поделились поровну при том, что некоторые его члены в ходе голосования воздержались. В итоге решение было принято за счёт голоса председателя комитета. С одной стороны, процедурно всё правильно. С другой – дело ведь не в соблюдении правил голосования, а в том, чтобы стандарт удовлетворил не просто большинство, а абсолютное большинство членов комитета. Что хорошего в том, что многие представители транспортного сектора были против (и это уже не говоря о том, что, например, глава компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа, с которым мы связались с просьбой прокомментировать ситуацию, даже не знал, что входит в состав комитета)?

Чем же недовольны перевозчики? Cтранно то, что прокомментировать нам ситуацию отказался член комитета из компании «Baltic transline» Донатас Ницкус, но это как член комитета сделал генеральный секретарь Альянса международного транспорта и логистики (АМТЛ) Повилас Дрижас, отметивший: «АМТЛ официально не поддержал предложенный правительством и МП проект закона. Также АМТЛ не поддержал проект стандарта. Честно говоря, стандарт не поддержала ни одна транспортная компания. Он был утверждён только за счёт голосов МП и государственных центров обучения без учёта предложений АМТЛ. Сообщение МП о более коротких программах не совсем точное, поскольку, по нашим данным, пока [дата комментария – 2022 01 24] они не сокращены. Что касается языка – 18 января экзамены проводились только на литовском языке. Информации о том, когда экзаменовать новых водителей можно будет на русском языке, пока нет. Также отличались задания экзаменов и курсов (например, те, кто закончил программу обучения для получения 95 кода, во время экзамена получили вопросы о перевозке опасных грузов, хотя ADR является отдельным учебным модулем, необязательным для всех водителей, и часть учебных заведений его даже не преподают). Дальше будем стараться, чтобы пожелания транспортного сектора по поводу продолжительности программ и языка обучения были реализованы в подзаконных правовых актах».

В свою очередь тоже входящий в комитет генсек Союза перевозчиков Литвы (СПЛ) Сигитас Жилюс нам сказал: «Стандарт является основой для программ обучения. Кому как не работодателям лучше знать, какие компетенции нужны сотрудникам? Оказывается, МП знает лучше. Стандарт протолкнули через комитет без учёта предложений работодателей. У меня сложилось впечатление, что МП важнее не обучение людей, а удобное освоение частных и государственных средств. Уже пять лет оно пытается загнать обучение водителей в четыре государственных учебных центра (создать госмонополию) и содрать с водителей семь шкур. Была предпринята попытка навязать езду по скользкому покрытию. Но ведь тягач с полуприцепом не может ездить по скользкому покрытию без ущерба для машины и водителя! Новая задумка МП – изменив порядок сдачи экзаменов, проверять умение водителя парковаться. В порядке утверждена длина автодрома для упражнения, которую могут обеспечить только государственные центры обучения и какой-нибудь один частный. Но позвольте! Ведь «Regitra» человека уже проэкзаменовала! Ему выдали водительские права. Мы понимаем необходимость проверки способности водителя закрепить груз, заполнить CMR и т.п. Экзаменационные задания должны быть такими. Но ослепила жажда наживы. СПЛ предлагал передать процесс обучения и экзаменов Минтрансу, чтобы её остановить. Но Комитет Сейма по образованию выступил резко против».

Поскольку речь идёт не только о транспортном, но и логистическом секторе, мы решили узнать, что думают об утверждённом стандарте обучения входящие в состав комитета логисты. Как нам сказал вицепрезидент LINEKA Арунас Берташюс: «C логистической точки зрения, всё выглядит нормально. Наша позиция была учтена. Дальше важно, чтобы учебным заведениям было точно написано всё, что мы от них хотим. Недовольство отдельных участников диалога принятым решением может быть связано с финансовыми интересами».

По словам президента Ассоциации логистики Литвы Антанаса Шимялиса: «Во время подготовки стандарта стала очевидной разница в подходах его авторов и представителей готовящего водителей бизнеса. Я лично глубоко не вникал в нишевые перипетии подготовки водителей, но считаю, что лучше иметь какой-то стандарт, чем не иметь никакого. Прежде всего в нём идёт речь о разных логистических профессиях, и по большей части позиций согласие было. Также я услышал обещание авторов стандарта, что после его принятия мы перейдём к следующему этапу, а отдельные части при необходимости позже можно будет совершенствовать».

В то же время он отметил, что все формальные процедуры принятия решения были соблюдены, но добавил: «Можно в целом поставить вопрос о том, как поделились участвовавшие в принятии стандарта члены, и совершенствовать состав, кто и на каком основании обладает представительскими правами. Я вижу затянувшийся на несколько лет и очень бюрократически негибкий процесс с разными интересами. Стандарт был принят не с первого раза. Шли долгие дискуссии, к консенсусу в которых прийти не удалось. Важно сохранить хороший баланс между потребностями образовательных учреждений и бизнеса. Однако иногда складывается впечатление, что представителей бизнеса приглашают только для того, чтобы бюрократы поставили галочку, что бизнес участвовал в обсуждении».

Наконец, как отметила активная участница процесса Юргита Кулешене, которая является президентом Ассоциации школ по обучению и повышению квалификации водителей: «Прежде всего, очень жаль, что Сейм 20 января утвердил проект Закона о безопасности дорожного движения, согласно которому обучение для получения 95 кода остаётся исключительно профессиональным и в ведении МП». Если бы эти курсы перешли в разряд неформального обучения под присмотром Минтранса, перевозчикам было бы легче – тем более, что специальная директива ЕС, которая сейчас переносится в литовское законодательство, по словам Ю. Кулешене, «не требует, чтобы это обучение было профессиональным, и в абсолютном большинстве стран ЕС оно таковым не является».

Во-вторых, МП обещает, что водители смогут сдавать экзамены на русском языке. Это хорошо, так как сдача экзаменов только на литовском языке создавала им (и соответственно перевозчикам) много проблем, поскольку большинство водителей в литовских компаниях сегодня являются представителями третьих стран. Но не стоит забывать и о том, что в случае неудачи водитель вынужден ждать пересдачи 2 недели, и работать он в это время не может. Ю. Кулешене сказала, что есть обещание решить и этот вопрос, но это, как и в случае с языком, пока только слова.

Короче говоря, получается, что, с точки зрения интересов перевозчиков, с обучением водителей для получения 95 кода многое плохо. Но может они сгущают краски? Чтобы картина происходящего была более объективной, мы попросили прокомментировать ситуацию и МП.

Позиция МП

Мы задали МП ряд важных вопросов – в частности, считает ли оно решение по стандарту принятым по правилам и реально компромиссным, как расценивает различные претензии перевозчиков, когда ждать новые программы обучения?

Начало МП с простого – заявило, что голосование по стандарту было «открытым и прозрачным и проводилось в соответствии с действующими правовыми актами». Также в МП отметили: «Профессиональный стандарт, вынесенный на обсуждение Секторального профессионального комитета, корректировался с учётом замечаний по его содержанию, полученных от членов комитета и других компетентных организаций и институций». В итоге, «по мнению министерства, был достигнут позволяющий всем двигаться вперёд компромисс, который станет основой необходимых изменений не только в связанных с перевозчиками и интересами их представителей областях». При этом, в МП обратили внимание на то, что «содержание профессионального стандарта может быть пересмотрено, если заинтересованные лица сделают конкретные предложения по содержанию описаний квалификаций – такая возможность предусмотрена действующими правовыми актами». Однако, по словам МП: «Пока [на 4 февраля] Центр квалификации и профессионального обучения (ЦКПО), который отвечает за организацию оценки программ, не получил от перевозчиков или логистов предложений или просьб, касающихся подготовки программ».

Таким образом, П. Дрижас говорит, что стандарт «был утверждён только за счёт голосов МП и государственных центров обучения без учёта предложений АМТЛ», а МП утверждает, что все интересы были учтены, добавляя, что ЦКПО открыт для предложений по программам обучения, да только перевозчики ничего не предлагают. Кому верить – решать нашим читателям. Однако, весь процесс утверждения нового порядка обучения водителей, за которым редакция «Сargonews» следит на протяжении долгого времени, заставляет усомниться в беспристрастной роли в нём МП, которое отодвинуло в сторону Минтранс и которое за продвижение чьих-то узких, а не общественных интересов постоянно критикуют перевозчики и частные школы по подготовке водителей.

Что дальше?  

Стандарт утверждён – теперь дело за программами. Прежде Минтранс на основании вышеупомянутых законодательных поправок ещё подготовил порядок обучения водителей, который можно найти здесь и о котором на встрече с представителями «Linava» говорил сотрудник Минтранса Владислав Кондратович  (ниже видео, смотреть с 2:54:20).

Как этот порядок и пожелания перевозчиков будут учтены МП при подготовке программ обучения водителей – вопрос. МП обещает услышать всех, но Ю. Кулешене подозревает, что министерство сделает так, как ему надо, и есть основания полагать, что так и будет.

Небольшой пример. Как было сказано выше, перевозчики жалуются на то, что водители на экзамене для получения 95 кода получили вопросы о том, что они не изучали. Мы попросили МП прокомментировать этот момент. Ответ: «Экзаменационные задания успешно прошли процесс валидации с участием представителей аккредитованной институции по оценке компетенций. Поэтому у Mинистерства нет оснований полагать, что содержание процесса оценки компетенций не соответствует действующим в настоящее время программам обучения». Вот так «учитывается» мнение транспортного сектора.

Ну а когда будут готовы новые программы обучения? Как нам сказали в МП: «Те, кто предоставляет услуги по профессиональному обучению, уже приступили к подготовке новых программ, и ожидается, что обучение по новым программам начнётся 1 апреля 2022 г. Программы непрерывного профессионального обучения, по которым сейчас проводится начальное и периодическое профессиональное обучение водителей автотранспортных средств для грузовых и пассажирских перевозок, могут действовать до того момента, как их закончат ученики, начавшие обучение до 31 марта 2022 г. При необходимости срок действия программ может быть продлён».

Как в связи с этим нам сказала Ю. Кулешене, до сих пор (начало марта) нет никакой ясности с подготовкой новых программ обучения. Это значит, что непонятной остаётся ситуация с перелицензированием школ для обучения по ним. Кончится это может тем, что при большом спросе со стороны перевозчиков услуги по обучению водителей для получения 95 кода смогут предложить лишь несколько учебных заведений, в которых будут очереди и которые, конечно, повысят цены.

«Мы в Литве уже потеряли обучение ADR. Мы слышим публичные сообщения о соглашениях ассоциаций перевозчиков с министерствами других стран относительно обучения водителей из третьих стран за пределами Литвы. Очень не хотелось бы из-за слепого упрямства государственных учреждений, а возможно и чьих-то интересов, потерять ещё и обучение для получения 95 кода», — обобщила Ю. Кулешене.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 3
0
atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 12
0