Cargo.LT – 20 лет онлайн.

7х5-РУ

Кажется, это было совсем недавно, весной 1999 года была запущена первая версия маленького проекта, который вырос и стал надёжным помощником тысяч компаний. Оглядываясь назад, вспоминаем как это было.

Литовский транспортный сектор стал бурно развиваться сразу после развала СССР и, конечно, первые годы был ориентирован на соседей, в первую очередь на Россию и Польшу. С восстановлением независимости Литва стала перевалочным пунктом для реэкспорта и оформления документов на цветные металлы, сухое молоко, дерево и прочее сырьё с востока. Ну а обратно широкой рекой потекли продукты и все остальные «заморские» товары, недоступные ранее жителям СССР.

Естественно, всё это нужно было перевозить. Железная дорога на тот момент была страшно медленной и неэффективной, с постоянными задержками, потерями и кражами грузов. Самым дешёвым, удобным и надёжным средством стали автотранспортные компании, которые стали возникать и расти в Прибалтике (да и не только в ней), как грибы после дождя.

Работы хватало всем, была жёсткая нехватка транспорта, многие, в том числе, и автор этих строк, был вынужден купить несколько рефрижераторов и вступить в «Линаву», чтобы возить свою продукцию. Но всё хорошее имеет свойство заканчиваться! В России в августе 1998 года случился дефолт и тяжелейший кризис, а так как большинство были в основном ориентированы на большого соседа, то поплохело всем. Машины встали, фрахты сильно подешевели и народ стал искать, где ещё применить свой транспорт.

Появился почтовый рефлектор, по подписке за 50 литов в месяц, куда все скидывали свои грузы и транспорт. В пик своего развития в рефлектор приходило по 500-600 писем ежедневно. Рабочий день начинался с просмотра первой сотни писем, тем же и заканчивался. В небольшой компании с несколькими машинами стало нужно брать в штат «писаря», который только бы просматривал и писал е-мейлы. Тут-то и родилась идея создать структурированную базу данных, в которую люди смогут добавлять свои грузы и свободный транспорт.

В Западной Европе в это время уже несколько лет существовал проект Teleroute, но это было что-то супер дорогое по тем временам. Месячный абонемент стоил порядка 200$ + по доллару за каждый просмотренный груз. В итоге в месяц набегало несколько сотен, и такая цена никак не окупалась. Главная идея была сделать гибкую, открытую и многоязычную web-платформу, на которой любой пользователь может разместить груз, потратив на регистрацию и размещение предложения не более пары минут.

NetscapeВ те времена безраздельно «властвовал» Netscape Navigator (если кто-то ещё помнит такой), который удерживал 70-80 процентов рынка, а новый Internet Explorer был уделом гиков, поэтому первая версия Cargo.LT была «заточена» под Netscape.

Выбор имени в литовской доменной зоне был в то время простым, почти всё было свободно, поэтому, особо не мудрствуя, был куплен www.cargo.lt.

В октябре 1998 начали делать, и в начале весны 99-го года первая версия была готова. Самым главным придуманным «ноу-хау» был выбор города или страны из выпадающего списка, а не заполнение от руки. Второй «фишкой» стала возможность одним кликом сделать Cargo.LT своей стартовой страничкой.

Ну и в мае 1999 года вышли в «свободное плавание». И как поётся в старой песне: «Ух ты, ух ты, мы вышли из бухты. А впереди наш друг-океан…»

Сейчас уже трудно себе представить, но в те времена ещё не было таких сервисов как Google, Skype, Gmail и YouTube. Была AltaVista и старый добрый ICQ, ну и конечно рассылка по е-майл с приглашением попробовать Cargo.LT.

Как оказалось «наш друг-океан» был совсем не друг и не заметил скромный «баркас».  Но, видимо, время подобных сервисов уже наступило. В Германии годом ранее появился TimoCom, в Румынии в тот же год вышла BursaТransport, в Испании – Wtransnet, в России – АТИ, а за океаном, в США, двумя годами ранее стала работать DAT.com.

Небольшой приток активистов дал изначально около 50-100 грузов в день и на этом всё застопорилось. Для раскрутки на работу был принят первый сотрудник – Робертас, работавший не один год в экспедиционной компании и знавший многих. Но, как оказалось, самое трудное – это изменить привычки и менталитет. Основная мотивация: я работаю по своему списку из тетради, меня все знают, мне ничего не нужно, ну и тому подобное… От такой неблагодарной работы Робертас зимой 2000 года покинул проект. Но народ потихоньку подтягивался и привыкал к новому сервису. Через год на Cargo.LT уже было от 100 до 200 грузов ежедневно, и старый сервер перестал справляться с загрузкой. Вдобавок к этому Microsoft начал активно внедрять IE (Internet Explorer), пришло время обновиться и переписать софт.

В 2001 году вышла новая версия Cargo.LT с некоторыми новинками. Это знакомая вам всем первая страница с таблицей грузов и транспорта по странам. Ну и самая главная придумка, которой не было ни у кого на тот момент – получение совпадений на добавленный пользователем груз или транспорт. За год это дало удвоение количества активных пользователей и рост ежедневно вносимых грузов до 300.

Следующие 2 года проходят под лозунгом – «достало»! Траффик непрерывно растёт, постоянно приходится апгрейдить сервер, держать на постоянной зарплате сисадмина, программиста и техподдержку, ежегодные расходы на содержание сайта уже превышают 20000$. Пытаемся продавать рекламные баннеры на сайте, но это не покрывает и четверти расходов.

Осенью 2003 года в мир приходит Skype и Google, а старый добрый Netscape Navigator, умирая, запустил отравленную стрелу в майкрософтовский Internet Explorer, открыв исходный код браузера, на основе которого в скором времени появляется Mozilla Firefox.

В Вильнюсе встречаемся со своими коллегами/конкурентами из Польши, Чехии, Болгарии  и договариваемся об обмене базами данных грузов и транспорта между собой. Это даёт удвоение грузов в системе – 400 грузов в день от своих пользователей + 400 от партнёров. А, значит, надо снова переделывать Cargo.LT, начиная от страницы регистрации и заканчивая каталогом. Сделана первая попытка открыть на сайте транспортный форум, добавлен раздел продажи машин, чёрный список водителей и многое по мелочи.

Весной 2004 выходит очередной переписанный сайт. Основной показатель – количество грузов от клиентов – вырастает до 500-600 в день, соответственно, растут и трафики, и нагрузка. Летом 2005 происходит один интересный случай, который дал понимание не полной бесполезности наших усилий. Около офиса во время ремонтных работ телекомовские подрядчики нечаянно повреждают интернетовский кабель, а так как сервер Cargo.LT в целях экономии средств просто стоял у нас в помещении, то, конечно же, всё перестаёт работать. Позвонили в Тelekom – ответ «починим в течение недели». Ну неделя так неделя, на звонки возмущённых клиентов отвечаем – мы не при чём, звоните, если хотите в Telekom и там выясняйте. Сайт бесплатный, просто из благих намерений содержим, денег не берём и, соответственно, обязательств не несём! Ну и с удивлением через час получаем звонок от какого-то начальника из Telekom с новостью, что у них сотни жалоб, куда надо срочно приехать и какой кабель заменить… Через полтора часа всё было исправлено!

 

Также летом 2005 года впервые принимаем участие в транспортной выставке в Вильнюсе, где очень многие подходят и благодарят за полезный продукт. Одновременно получаем много идей и пожеланий, что и как нужно изменить.

Осенью наша «коалиция» по обмену грузами с чехами, поляками и болгарами разваливается в связи с банкротством молодой польской биржи. И взамен них мы втроём подписываем контракт по обмену грузами с новым польским партнёром Login Trans (ныне известный как Trans.eu), параллельно переделывая формат обмена базами данных и привязывая новый Google Maps API для расчета расстояний. Но самое главное – нужно готовить сайт к введению платы за услуги. Суммарные расходы на проект Cargo.LT уже зашкаливали. Поэтому он должен был стать платным или закрыться.

Принято решение сделать его платным, но тут появляется «засада» – при проектировании архитектуры почему-то забыли предусмотреть, что в компании может быть несколько сотрудников. В итоге на сайте появилось под сотню регистраций «Трансэкспедиций», тридцать «Трансимекс» и так далее. Каждый сотрудник или новый сотрудник любой компании должен был, по нашей недальновидности, регистрировать новую компанию. А значит, надо снова всё переписывать и переписывать глобально, под новую архитектуру и вдобавок не потерять ни старые записи, ни данные клиентов с их учётными записями, чёрными списками и прочее…

В январе 2006 года заказали новый дизайн, переписали техническое задание, и работа закипела. В планах было запуститься 1 января 2007 года, но как говорится «…гладко было на бумаге, да забыли про овраги…» В общем к 1 февраля 2007 года мы были готовы, но была необходимость, чтобы каждый пользователь снова перерегистрировался в системе, и присоединился к своей компании, а новая авторизация была организована через электронную почту. Ночью отключили старый сервер, и с утра началось… К 9.00 утра атмосфера накалилась – отвечали и помогали с нескольких телефонов одновременно, на непринятые звонки успевали перезванивать. Казалась, что скоро всё потихоньку уляжется, но это было всего лишь затишьем перед бурей! В 9.17 утра от нагрузки полностью «ложится» почтовый сервер и несколько тысяч пользователей не могут получить свой пароль на почту. Быстро как могли перезапустили сервер, но «лавина уже пошла» и стала всё крушить на своём пути. В одно время в течение 3-4 минут разговора с  клиентом, на соседней линии светилось 236 непринятых звонков!!!

Думаем, что кто-то из вас ещё помнит эти дни. В итоге, к середине февраля на сайте было 2760 активных компаний, а в конце марта уже 3122 компании, и мы стали готовиться к новому важному этапу проекта – введению платы за услуги.

1 (1)

Четыре месяца ушло на подготовку, написанию модуля платности и администрирования. К этому времени (июнь 2007 года) количество ежедневно вносимых в систему грузов выросло до 1000-1100, а активных компаний – до 4860. Также, был полностью переписан модуль СМС сообщений – теперь совпадение на свою заявку можно было получить сообщением.

После введения платности летом, вопреки опасениям, количество грузов и транспорта в системе удвоилось и достигло 2000. Bидимо, сработал психологический фактор – надо деньги «отбивать».

Добавили чат на первой странице, который народ почему-то воспринял как место для размещения заявок и своего спама. Полгода прошло в непрерывной борьбе – стиранием грузов и транспорта из чата и потом с объяснениями минут по 20-30 по телефону почему грузы надо в грузы, а транспорт надо в транспорт, а про тех кто вам не заплатил – в чёрный список. Борьба закончилась нашей полной капитуляцией – а пишите, что хотите!

2008 год – уже к январю количество компаний, активно использующих Cargo.LT достигло 5920,  а среднее количество грузов в день выросло до 3000. Вместо полумертвого форума сделали «Блог администратора», который стал неожиданно популярным, и через какое-то время народ попросил вместо этого блога сделать им нормальный форум.  Странные дела – был форум никому не нужен, а когда мы предлагали его пользователям, самый частый ответ был: «Зачем мне помогать конкурентам…» Когда же форум убрали, он неожиданно стал востребован! Ну, нам не жалко – пару дней, и форум в вашем распоряжении.

В дополнение на сайте появляется раздел «Юридическая консультация», в которой пользователи могут бесплатно задать вопрос и получить ответ профессионального юриста. Также начинает работать внутренний мессенджер.

2009 год – стараемся улучшить сайт: интегрировали гугловые карты с расчётом маршрута, запущен сервис IP телефонии. В связи со всемирным кризисом случился большой рост регистраций транспортных компаний. Переезжаем в новый офис, служба технической поддержки возрастает до 5 человек. Запускаем информационный проект www.cargonews.lt, и в штат добавляются 3 журналиста и переводчик.

1 (2)2010 год – понимаем , что наш дизайн сайта уже морально устарел, и надо всё менять. Весной выходит Cargo.LT в «новом модном костюмчике».

2011 год – экономика в мире растёт. Бурный рост и на сайте – предложения грузов и транспорта бьют рекорды, расширяем офис. Добавлены карты регионов Европы и возможность поиска грузов по карте регионов. В январе запустили систему заключения договоров через Cargo с оплатой за фрахт перевозчику, если ему не заплатили. По сути, внутрикарговский  факторинг. Но «не зашло»… Перевозчик живёт сегодняшним днём и не думает, как ему получать деньги за фрахт через месяц – авось, как-то заплатят. А экспедиторам не с руки иметь в качестве «выбивателя долгов» Cargo.LT. И вся идея в течение года благополучно «умерла».

Кто то из конкурентов рвётся занять наше место, или «перешли кому-то дорогу» – в марте на сайт направлена массированная DDoS атака. Полдня практически «лежали», ничего не работало. Но к вечеру как-то отбились, a на следующий день закрыли ненужные IP адреса, кое-что перенастроили, и всё снова заработало. Вычислить заказчиков так и не удалось – остаётся только догадываться, кто это мог быть…

2012 год – появилось много новых идей и возможностей с точки зрения интернет технологий, но в старом дизайне мы «не умещаемся». Начинается работа над новым дизайном и новой версией, которая работает и сейчас. К концу года работа кипит во всю, в планах к лету следующего года перейти на новую платформу.

2013 год – до лета написан и тестируется новый Cargo. Сделан быстрый внос предложений – это когда можно просто текстом или голосом внести предложение (на русском или литовском языке), а система распознает его и добавит в базу данных. Этот же скрипт работает и на чате на первой странице: если кто-то туда добавляет предложение, оно распознается и вносится от этого пользователя в базу данных. Также в новой версии реализовали возможность поиска грузов на карте. В сентябре она была «залита» на сайт, и всем пришлось работать с ней через не могу, не хочу или не умею. Технической возможности оставить обе версии (и старую, и новую), к сожалению, нет.

2014 год – начинаем обмен базами данных с Teleroute: к своим примерно 10 000 грузам в день добавляется ещё 10 000 внутриевропейских заявок. 15 января выходит приложение под iOS, а 29 января под Android. И это первые мобильные приложения среди всех бирж Европы и США!

Весной к нам опять «прилетает» DDoS атака, да не простая, как три года назад, а более чем серьёзная! Даже трудно представить, каких это денег стоило заказчикам. Блокировки адресов ничего не дают – их в течение получаса меняют. Все прежние защитные меры проломлены, сайт практически «лежит» целый день, работать можно только через мобильные приложения. На второй день принято решение уводить трафик через Cloudflare, и пусть попробуют проломить защиту профессионалов! В результате, «шторм» стих, и всё заработало как прежде.

Летом новые у проблемы у транспортного бизнеса – Крым, Украина, Россия, санкции. Тысячи фирм вынуждены осваивать новые рынки. Грузы в Россию практически кончились. Открываем офис в Белостоке. Параллельно придумываем и запускаем раздел «Неоплаченные счета». В короткое время он становится супер популярным, и примерно 60% тех, кто попадает в «неплательщики», гасят задолженность в течение 5 дней.

2015 год – запустили аукцион вместо просто продажи машин. Теперь любой пользователь Cargo может прямо на сайте продать свои ненужные запчасти или излишки. Количество компаний, активно использующих Cargo.LT, достигло 8150, среднее количество грузов в день – 6200-6800. Открываем офис в Киеве.

2016 год – добавлены некоторые «вкусности». Например, мультипоиск по нескольким вкладкам с автоматической подгрузкой новых предложений (то есть, теперь не нужно самому постоянно обновлять страницу). Летом крупная латвийская логистическая компания подает идею проверки уровня знаний и компетенции сотрудников и компаний. Начинаем готовить проект «Сертификация». Закрываем офис в России за бесперспективностью.

2017 год – белорусские транспортные компании уверенно занимают нишу Запад-Россия, в которой ранее активно работали прибалтийские компании. Открываем представительство в Минске и второй офис в Украине (г. Житомир).

Осенью приходит понимание того, что настала эра мессенджеров. Начинаем писать мультиплатформенный Cargo Messenger, который должен синхронно работать в вебе, как инсталлируемая версия, а также на устройствах под управлением iOS и Android. Число активно работающих на Cargo компаний уже 8350, количеcтво «прилетающих» каждый день грузов – около 11000. Для того, чтобы всё это работало + новый Messenger, приходится полностью переписывать всё, что «у лошадки в животике». Полностью!!!

2018 год – открываются офисы в Риге, Алма-Ате, Ташкенте, Вроцлаве и Луцке. Вся серверная часть сайта переписана и готова к новинкам. В мае запускаем Messenger на сайте, в ноябре выходит его версия для Android, а за ней – десктопная.

Весной начинает работать «Сертификация». Сдать даже на «бронзу», не обладая опытом работы и знаниями, очень сложно. Зато теперь, при приёме на работу сотрудника, который является владельцем сертификата Cargo, можно быть уверенным в том, что этот человек понимает в логистике, и немало! Активных компаний на сайте – 9064, грузов в среднем 18 600 в день.

Начало 2019 года – переписан картографический движок. Полностью переработан расчёт маршрутов и расходов на перевозку с учетом запретов и ограничений на грузовой транспорт, а при поездках из Прибалтики на Запад – с исключением «заездов» в Калининград или Белоруссию. После нескольких смещений даты релиза новое приложение для владельцев iPhone наконец-то доступно в App Store.

По последним данным, в системе Cargo размещается более 22 000 грузов в день + 23 000 грузов приходит из Teleroute, а количество активных компаний продолжает расти! Вот так маленький «домашний» проект за 20 лет стал большим помощником для тысяч людей.

***

Вместо заключения, ещё немного статистики, чтобы лучше понять, что собой представляет Cargo на май 2019 года:

— 12 региональных офисов;

— 69 сотрудников;

— 9147 активных компаний, пользующихся нашими услугами;

— 15500 активных аккаунтов (пользователей);

— 5500 пользователей онлайн (в течение рабочего дня).

Комментарии

Хаманаев Виталий 2019-05-23 15:58

Молодцы! У вас лучшая платформа! Так держать!

Максим Дайлида 2019-05-17 08:10

Помню я тоже звонил в ваш Телеком. Как давно это было... Спасибо вам)

Eduards Gutans 2019-05-10 14:45

Прекрасная история, вера в проект - в свой результат. Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. (Денис Иванович Фонвизин) Спасибо за вашу работу!


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

usa_transport

Как там – за океаном!

Cargonews в основном пишет о том, что происходит на европейском и литовском транспортном рынке. В то же время хочется знать, как обстоят дела в этой области в Америке. У нашей редакции появилась уникальная возможность поговорить с региональным директором компании «Keen Cargo Inc.» Дмитрием Настасийчуком, который не понаслышке знаком с особенностями сектора грузоперевозок в Соединённых Штатах и рассказал нам много интересного о специфике транспортного бизнеса в США.

2019-07-09 205
0
volvo_vera1

Обзор транспортных событий в июне

Президент «Linava» в Конфедерации промышленников Литвы (КПЛ), трудности в переговорах по поводу коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков и национальная дискуссия о налогообложении «грязных» автомобилей; новости из Брюсселя и разных стран Европы; транспортное сотрудничество Евразийского экономического союза с Китаем и актуалии автономных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-07-01 381
0
apziura

Техосмотр в Литве – настало время перемен?

В Литве с конца прошлого века действует та же система техосмотра (ТО) – данный сегмент рынка решением государства по сути монополизирован 10 работающими по региональному принципу компаниями. Инициатива министерства внутренних дел изменить (либерализировать) устоявшийся порядок вызвала бурный протест с их стороны. А что в этой связи выгодно перевозчикам с их большим количеством грузовиков?    

2019-06-25 272
0
sankcijos

Обзор транспортных событий в мае

Переломный конгресс «Linava» и дискуссия о техосмотре в Литве, чаще всего проверяемые дороги в Польше и статистика продаж грузовиков в Европе, летние ограничения движения большегрузного транспорта в России и Белоруссии и события в мире транспортных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-06-03 386
0
nadzor

Разъяснения «Россельхознадзора» по порядку транзита подкарантинной продукции

В ответ на запрос АСМАП поступили разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относительно порядка автоперевозок транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Казахстан и другие государства подконтрольных Россельхознадзору товаров, вошедших в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 (запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн).

2019-05-29 387
0