eCMR в балтийском регионе – приближающаяся реальность?

timthumb (1)

Дополнительный протокол к CMR Конвенции, касающийся возможности использования электронной накладной (еCMR), был подписан в далёком 2008 г. Литва присоединилась к нему тогда же, но с тех пор процесс реальной цифровизации этой сферы транспортной деятельности во многом стоял на месте. Однако недавно литовская ассоциация «Infobalt» сообщила о том, что не где-нибудь, а в балтийском регионе была совершена тестовая перевозка на основе этой технологии. Поскольку окончательная реализация такого проекта принесёт перевозчикам Литвы ощутимую выгоду, редакция «Cargonews» решила узнать подробности произошедшего и дальнейшие перспективы еCMR в Балтии.   

Чтобы всё прояснить, мы поговорили с руководителем направления цифровой политики «Infobalt» Рутой Шатровайте и главой компании «Fitek EDI», которая участвовала в техническом решении вопроса, Ришардасом Бедульскисом.

Что сделано?

Оказалось, что именно ассоциация «Infobalt», которая является одним из ведущих игроков на литовском рынке цифровых услуг, оценила важность внедрения еCMR в балтийском регионе и проявила инициативу в этом деле – нашла партнёров в соседних странах (прежде всего – Латвии, Эстонии и Польше) и включила в процесс госучреждения Литвы (основную роль в последнем случае играют Министерство экономики и инноваций и Минтранс).

Чтобы выйти на этап создания технической базы и осуществления перевозки пришлось проделать огромную подготовительную работу, которая потребовала больших финансовых затрат – деньги были получены в рамках проекта DIGINNO (общая стоимость – 3,5 млн. евро). Концепцию, которая в итоге удовлетворила всех участников процесса, разрабатывали соответствующие государственные институции, бизнес-ассоциации и компании из 6 стран. Ближе к концу в дело включился Совет министров северных стран, который выделил 134 тысячи евро на проведение международного конкурса для отбора создателей системы. Победителем стала литовская компания «Fitek EDI», которая в качестве партнёров привлекла хорошо известного в Литве таможенного посредника «Bunasta», «Intepia» из Эстонии и «PPL33-35» из Украины.

Технически всё выглядит так, как показано на ниже представленных рисунках. Разумеется, всё это надо «шлифовать», но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что твёрдая техническая основа использования еCMR в балтийском регионе создана – деньги не потрачены впустую. Отдельно Р. Бедульскис подчеркнул то, что система технологически «открыта» для любого государства и не является централизованной – то есть, у неё нет «базы», которую контролировала бы и могла заблокировать какая-то одна страна (с учётом того, что в проект со временем могут войти страны постсоветского пространства, которые уже им активно интересуются, это очень важно с точки зрения политических рисков).

Разумеется, был учтён и момент конфиденциальности данных, чтобы госучреждения видели только ту информацию, которая им нужна, а не всю «коммерческую тайну». Для решения этой задачи была использована инновациoнная технология (англ. DLT / Distrubuted Ledger Technology), известная как «Блокчейн». Также в этой связи надо отметить, что риск взлома системы, в результате которого в руки злоумышленников попал бы огромный объём закрытой информации, в данном случае не должен быть большим (особенно с учётом государственного участия). Кроме того важно, что еCMR «привязывается» к автомобилю, и если объединить эту систему с системой распознавания номеров, процесс установления характера перевозимого груза и контроля перевозчиков стал бы ещё более эффективным.

ecmr_schem1-page0001 ecmr_scheme2-page0001

В целом, плюсы электронной накладной для перевозчиков очевидны – это оптимизация коммуникации с бизнес-партнёрами, а в случае балтийского проекта eCMR – и с госучреждениями (понятно, что отказ от бумажных носителей – а по данным ЕС, 99% данных в дорожном транспорте сегодня передаются на бумаге – сделает эту коммуникацию проще, практичнее, дешевле и быстрее). Как отметил глава правления Ассоциации транспортных инноваций Юргис Адомавичюс: «В одном Вильнюсе по пятницам таможенные процедуры выполняют более 1000 грузовиков. Каждый из них проезжает около 30 километров только для того, чтобы привести в порядок документы. А это увеличивает пробки, вероятность ДТП и загрязнение окружающей среды. В соответствии с сегодняшними требованиями, грузы должны перемещаться с отпечатанными документами. Их дубликаты должен хранить и грузоотправитель, и получатель, и перевозчик, и таможенные посредники. Это тонны бумаг ежегодно, в которых множество ценных данных, но эти данные никак не обрабатываются».

И конечно же концепция электронной накладной прекрасно вписывается в недавно утверждённую европейскую инициативу eFTI, предусматривающую создание электронной платформы, на которой бизнес-структуры и органы власти будут обмениваться информацией о дорожных операциях. При этом пользоваться балтийской системой eCMR совсем не сложно, и участие в ней не потребует от транспортной компании больших затрат.

Как нам отметили её создатели: «Суть концепции eCMR – совместить её с уже используемыми в компаниях-пользователях IT системами. У фирм, пользующихся системами бизнес-учёта, дополнительные издержки будут минимальными и быстро окупятся за счёт снижения административной нагрузки путём упрощения процесса обмена данными как с бизнес-партнёрами, так и с контролирующими госучреждениями, а также за счёт сокращения времени проверок транспортных средств на дороге. Иными словами, созданная система eCMR не потребует от большинства пользователей практически никакой технической и административной подготовки. Чтобы пользоваться ей, надо подключиться к удалённому серверу (с помощью специального GUI или системы перевозчика, технически интегрированной с системой eCMR при помощи API). Цена услуги будет зависеть от подхода государства. Если компания всё сделает сама – она, вероятно, будет бесплатной; если пользователь будет работать на основе договора с поставщиком соответствующих услуг, цена будет договорной (пример – предоставляемая государственной налоговой инспекцией Литвы услуга i.VAZ)».

В эксперименте приняла участие известная литовская компания «Rhenus Logistics», которая совершила перевозку из Литвы в Латвию и которую мы попросили поделиться впечатлениями. Как заявил её глава Арунас Берташюс: «Всё прошло так, как было запланировано, без каких-то проблем. Но для того, чтобы дать более детальную оценку системы, нужно дождаться начала её полноценной работы».

Кто хочет, может поближе познакомиться со всей схемой работы созданной платформы, перейдя по этой ссылке (детали подключения к системе можно узнать в «Infobalt»). Изначально к ней были подключены Литва, Латвия, Эстония и Польша, а недавно добавилась Украина (активный интерес также проявляет Белоруссия).

Что у других?

Надо отметить, что обсуждаемый проект – не первая попытка создать систему практического использования электронной накладной на международном уровне. Наибольших успехов на данном направлении добились страны Бенилюкса, которые начали соответствующую работу ещё в конце 2017 г. на базе технологической платформы «Transfollow» (подробнее почитать об этом можно здесь и здесь, а ниже визуальный материал о том, как всё работает).

ecmr_scheme3

Сегодня этот трёхлетний пилотный проект подходит к завершению. Он вызвал заметный интерес у участников транспортного рынка, показал свою практическую состоятельность и продолжится в рамках проекта «FEDeRATED». Если сравнить две инициативы (Бенилюкса и балтийскую), то, как нам сказал Р. Бедульскис, главным недостатком системы конкурентов является невозможность обмена данными с государственными институциями разных стран, и поэтому её создатели сейчас изучают балтийский опыт.

В то же время, на стороне Бенилюкса наличие политической воли в вопросе скорейшего внедрения современных технологий (включая транспортные) и способность оперативно создавать необходимую для этого правовую (в том числе межгосударственную) базу. А как с этим обстоят дела в балтийском проекте?

Что дальше?

За происходившим следила и «Linava». В её комментарии нашей редакции сказано: «В ходе тестирования созданного прототипа платформы eCMR «Linava» выступила в качестве наблюдателя. Этот пилотный проект по сути показывает, как работала бы децентрализированная система обмена информацией (данными, документами). Когда будет подтверждение того, что эта система работает безупречно, будут нужны политические решения, которые определят, как фактически созданная система будет реализована. Как только будут установлены правила обмена данными, появится возможность создать или воспользоваться существующими центрами обмена данными, у которых есть системы, подходящие для сбора, хранения и передачи данных CMR. «Linava» внимательно следит за ситуацией и однозначно поддерживает внедрение eCMR, поскольку в результате уменьшатся издержки перевозчиков».

Иными словами, администраторы и техники свою работу сделали – теперь очередь за политиками. В этой связи мы попросили прокомментировать вопрос литовское Министерство экономики и инноваций и Минтранс.

В первом нам сказали следующее: «Политические решения зависят от Минтранса. Тестирование прототипа показало, как всё может работать технически. Дальше нужны политические договорённости между странами. Речь о согласовании семантических (какая информация в какой стране как называется; какая нужна всем, а какая специфична для каждой страны), организационных (определение организаций, ответственных за те или иные фрагменты информации) и правовых (гармонизация требований) моментов».

В Минтрансе нам сказали следующее: «Минтранс, курируя вопрос на политическом уровне, поддерживает эту бизнес-инициативу. Важно отметить, что для успешной работы eCMR недостаточно тесного сотрудничества только всех государственных учреждений Литвы. Чтобы реализовать весь потенциал, необходимо обеспечить сотрудничество на региональном уровне, а это требует согласований и дискуссий между странами. Уже в ближайшее время надо будет обеспечить обработку электронных грузовых документов на уровне ЕС, то есть, не только на уровне разных систем в отдельных государствах-членах. Чтобы создать больше возможностей для литовского бизнеса, мы стремимся, чтобы эта практика применялась не только в странах ЕС, но и в соседних государствах. В настоящее время сложно сказать, сколько времени потребуется на внедрение такой системы в сотрудничестве с соседними странами ЕС, но осенью этого года будет сделан первый шаг в данном направлении».

На прошедшем в Вильнюсе 5 ноября этого года Международном форуме транспортных инноваций министры стран Балтии и Восточного партнёрства приняли декларацию [не договор подписали – замечание редакции] о межгосударственном сотрудничестве в сфере обмена электронной информацией, связанной с перевозкой грузов. Как в этой связи отметила Р. Шатровайте из «Infobalt»: «Эта декларация показывает, что и ЕС, и соседние страны, через которые идут основные транзитные машруты на направлении Восток-Запад, осознают пользу и приоритеты развития цифровых транспортных коридоров. До этого в странах не хватало политического лидерства в поиске общего взгляда на безопасный и надёжный межгосударственный обмен электронными данными. Надеемся, что эта декларация станет толчком, и уже в следующем году грузовики смогут пересекать государственные границы без остановки, так как обмен всеми данными произойдёт заранее по электронным каналам».

Также на мероприятии было принято решение объединить на политическом, экспертном и бизнес уровне усилия балтийских стран и Бенилюкса по дальнейшему развитию проекта еCMR c учётом инициативы «FEDeRATED». Но ни это, ни вышеупомянутая декларация не означает, что он полноценно заработает уже в скором времени.

***

Обобщая, можно сказать, что успешно проведённые технические испытания платформы еCMR с реальной доставкой груза – большое достижение для балтийского региона, который является важным звеном европейского транспортного рынка. Сейчас слово за политиками, которым предстоит серьёзная работа по формированию единой правовой базы для практического запуска проекта, в перспективе способного помимо автодорожного охватить железнодорожный, воздушный и морской транспорт.

Однако очень быстрых политических решений ждать не стоит (особенно на уровне Евросоюза, несмотря на все его амбициозные планы по цифровизации транспортного сектора). В лучшем случае международная электронная накладная окажется в распоряжении литовских перевозчиков через несколько лет (и это ещё с условием, что кто-то будет дальше активно продвигать инициативу еCMR в балтийском регионе и за его пределами, чтобы политики о ней не забыли). Но даже если это случится, для функционирования с максимальной пользой данный проект должен заметно расширить свои географические границы (что подчеркнули все участники Форума транспортных инноваций) – прежде всего, за счёт Германии (как одного из ключевых транспортных рынков Европы) и России (как крупнейшего транспортного рынка постсоветского пространства) или даже Евразийского экономического союза (для которого, к слову, цифровизация экономики сегодня один из ключевых приоритетов). Реально ли это? Поживём – увидим.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

trisale_taryba

Лучшего шанса может не быть – удастся ли перевозчикам изменить коэффициент зарплаты водителей?

В 2019 г. правительство Литвы решило повысить коэффициент зарплаты водителей-дальнобойщиков с 1,3 до 1,65. Это стало большим ударом для автотранспортного сектора страны. Поддерживающие перевозчиков политики обратились в Конституционный Суд (КС) по поводу соответствия этого решения Конституции. Тогда мало кто надеялся на успех этой затеи, и про неё забыли. Но недавно она напомнила о себе – КС признал решение правительства неконституционным. Иными словами, у перевозчиков появился отличный шанс добиться пересмотра коэффициента. Вопрос – сумеют ли они им воспользоваться?   

2021-06-16 40
0
DAF_new

Oбзор транспортных событий в мае

Различные проблемы литовских перевозчиков и скандалы в «Linavа». Трудности с изменением «Пакета мобильности» и новости из стран Европы. Ещё одно изменение порядка въезда в Москву и возможности введения стандарта Евро-7. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-07 272
0
vairas (6)

Пересмотр квоты на трудоустройство водителей из третьих стран – быть или не быть? (c эксклюзивным комментарием Министерства социальной защиты и труда Литвы)

Некоторое время назад Литва решила ввести квоту в сфере услуг для граждан из третьих стран, которая касается и водителей-дальнобойщиков. Уже это вызвало недовольство литовских перевозчиков, которым не хватает водителей (а сейчас из-за требований «Пакета мобильности» их требуется ещё больше). Когда стал известен размер установленной квоты – 11600 человек для всей сферы услуг – автотранспортный сектор испытал шок. Но была надежда на пересмотр этой квоты в течение года, что позволяет сделать закон. Когда мы писали об этом, мы даже не представляли, чем всё это закончится.

2021-06-02 248
0
migracija_klausimai

Продлить нельзя, отказать – как власти Литвы «помогают» национальному перевозчику

Совсем недавно у литовских перевозчиков возникли трудности с попаданием в «Список утверждённых компаний», членство в котором позволяет трудоустраивать водителей из третьих стран в упрощённом порядке. Всё из-за того, что Порядок включения компаний в СУК был утверждён МВД и применялся без оглядки на специфику работы грузового автотранспортного сектора. К счастью, законодательная база была достаточно быстро подкорректирована. Но теперь возникла новая проблема: литовский перевозчик не может продлить своим водителям разрешение на проживание в Литве – и похоже, что виной всему снова новые неадекватные правовые нормы и их спорное применение.

2021-05-20 326
0
basanaviciaus45

Бизнес по-линавски – пора ли менять генерального секретаря «Linava»?

Состоялся XXXVIII конгресс «Linava», который прошёл удалённо и ознаменовался очередным скандалом. Одним из центральных событий мероприятия стал доклад Ревизионной комиссии (РК), который очень нервно воспринял генеральный секретарь Ассоциации Зенонас Буйвидас. Он обвинил комиссию в предвзятости и выполнении заказа сил, связанных с недавно образованной Конфедерацией мелких и средних перевозчиков Литвы, президентом которой является бывший глава «Linava» Эрландас Микенас. Однако то, что случилось во время голосования по вопросу продажи крупной собственности Ассоциации, говорит о том, что претензии РК к З. Буйвидасу, возможно, небезосновательны. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.

2021-05-07 80
0