eCMR в балтийском регионе – приближающаяся реальность?

timthumb (1)

Дополнительный протокол к CMR Конвенции, касающийся возможности использования электронной накладной (еCMR), был подписан в далёком 2008 г. Литва присоединилась к нему тогда же, но с тех пор процесс реальной цифровизации этой сферы транспортной деятельности во многом стоял на месте. Однако недавно литовская ассоциация «Infobalt» сообщила о том, что не где-нибудь, а в балтийском регионе была совершена тестовая перевозка на основе этой технологии. Поскольку окончательная реализация такого проекта принесёт перевозчикам Литвы ощутимую выгоду, редакция «Cargonews» решила узнать подробности произошедшего и дальнейшие перспективы еCMR в Балтии.   

Чтобы всё прояснить, мы поговорили с руководителем направления цифровой политики «Infobalt» Рутой Шатровайте и главой компании «Fitek EDI», которая участвовала в техническом решении вопроса, Ришардасом Бедульскисом.

Что сделано?

Оказалось, что именно ассоциация «Infobalt», которая является одним из ведущих игроков на литовском рынке цифровых услуг, оценила важность внедрения еCMR в балтийском регионе и проявила инициативу в этом деле – нашла партнёров в соседних странах (прежде всего – Латвии, Эстонии и Польше) и включила в процесс госучреждения Литвы (основную роль в последнем случае играют Министерство экономики и инноваций и Минтранс).

Чтобы выйти на этап создания технической базы и осуществления перевозки пришлось проделать огромную подготовительную работу, которая потребовала больших финансовых затрат – деньги были получены в рамках проекта DIGINNO (общая стоимость – 3,5 млн. евро). Концепцию, которая в итоге удовлетворила всех участников процесса, разрабатывали соответствующие государственные институции, бизнес-ассоциации и компании из 6 стран. Ближе к концу в дело включился Совет министров северных стран, который выделил 134 тысячи евро на проведение международного конкурса для отбора создателей системы. Победителем стала литовская компания «Fitek EDI», которая в качестве партнёров привлекла хорошо известного в Литве таможенного посредника «Bunasta», «Intepia» из Эстонии и «PPL33-35» из Украины.

Технически всё выглядит так, как показано на ниже представленных рисунках. Разумеется, всё это надо «шлифовать», но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что твёрдая техническая основа использования еCMR в балтийском регионе создана – деньги не потрачены впустую. Отдельно Р. Бедульскис подчеркнул то, что система технологически «открыта» для любого государства и не является централизованной – то есть, у неё нет «базы», которую контролировала бы и могла заблокировать какая-то одна страна (с учётом того, что в проект со временем могут войти страны постсоветского пространства, которые уже им активно интересуются, это очень важно с точки зрения политических рисков).

Разумеется, был учтён и момент конфиденциальности данных, чтобы госучреждения видели только ту информацию, которая им нужна, а не всю «коммерческую тайну». Для решения этой задачи была использована инновациoнная технология (англ. DLT / Distrubuted Ledger Technology), известная как «Блокчейн». Также в этой связи надо отметить, что риск взлома системы, в результате которого в руки злоумышленников попал бы огромный объём закрытой информации, в данном случае не должен быть большим (особенно с учётом государственного участия). Кроме того важно, что еCMR «привязывается» к автомобилю, и если объединить эту систему с системой распознавания номеров, процесс установления характера перевозимого груза и контроля перевозчиков стал бы ещё более эффективным.

ecmr_schem1-page0001 ecmr_scheme2-page0001

В целом, плюсы электронной накладной для перевозчиков очевидны – это оптимизация коммуникации с бизнес-партнёрами, а в случае балтийского проекта eCMR – и с госучреждениями (понятно, что отказ от бумажных носителей – а по данным ЕС, 99% данных в дорожном транспорте сегодня передаются на бумаге – сделает эту коммуникацию проще, практичнее, дешевле и быстрее). Как отметил глава правления Ассоциации транспортных инноваций Юргис Адомавичюс: «В одном Вильнюсе по пятницам таможенные процедуры выполняют более 1000 грузовиков. Каждый из них проезжает около 30 километров только для того, чтобы привести в порядок документы. А это увеличивает пробки, вероятность ДТП и загрязнение окружающей среды. В соответствии с сегодняшними требованиями, грузы должны перемещаться с отпечатанными документами. Их дубликаты должен хранить и грузоотправитель, и получатель, и перевозчик, и таможенные посредники. Это тонны бумаг ежегодно, в которых множество ценных данных, но эти данные никак не обрабатываются».

И конечно же концепция электронной накладной прекрасно вписывается в недавно утверждённую европейскую инициативу eFTI, предусматривающую создание электронной платформы, на которой бизнес-структуры и органы власти будут обмениваться информацией о дорожных операциях. При этом пользоваться балтийской системой eCMR совсем не сложно, и участие в ней не потребует от транспортной компании больших затрат.

Как нам отметили её создатели: «Суть концепции eCMR – совместить её с уже используемыми в компаниях-пользователях IT системами. У фирм, пользующихся системами бизнес-учёта, дополнительные издержки будут минимальными и быстро окупятся за счёт снижения административной нагрузки путём упрощения процесса обмена данными как с бизнес-партнёрами, так и с контролирующими госучреждениями, а также за счёт сокращения времени проверок транспортных средств на дороге. Иными словами, созданная система eCMR не потребует от большинства пользователей практически никакой технической и административной подготовки. Чтобы пользоваться ей, надо подключиться к удалённому серверу (с помощью специального GUI или системы перевозчика, технически интегрированной с системой eCMR при помощи API). Цена услуги будет зависеть от подхода государства. Если компания всё сделает сама – она, вероятно, будет бесплатной; если пользователь будет работать на основе договора с поставщиком соответствующих услуг, цена будет договорной (пример – предоставляемая государственной налоговой инспекцией Литвы услуга i.VAZ)».

В эксперименте приняла участие известная литовская компания «Rhenus Logistics», которая совершила перевозку из Литвы в Латвию и которую мы попросили поделиться впечатлениями. Как заявил её глава Арунас Берташюс: «Всё прошло так, как было запланировано, без каких-то проблем. Но для того, чтобы дать более детальную оценку системы, нужно дождаться начала её полноценной работы».

Кто хочет, может поближе познакомиться со всей схемой работы созданной платформы, перейдя по этой ссылке (детали подключения к системе можно узнать в «Infobalt»). Изначально к ней были подключены Литва, Латвия, Эстония и Польша, а недавно добавилась Украина (активный интерес также проявляет Белоруссия).

Что у других?

Надо отметить, что обсуждаемый проект – не первая попытка создать систему практического использования электронной накладной на международном уровне. Наибольших успехов на данном направлении добились страны Бенилюкса, которые начали соответствующую работу ещё в конце 2017 г. на базе технологической платформы «Transfollow» (подробнее почитать об этом можно здесь и здесь, а ниже визуальный материал о том, как всё работает).

ecmr_scheme3

Сегодня этот трёхлетний пилотный проект подходит к завершению. Он вызвал заметный интерес у участников транспортного рынка, показал свою практическую состоятельность и продолжится в рамках проекта «FEDeRATED». Если сравнить две инициативы (Бенилюкса и балтийскую), то, как нам сказал Р. Бедульскис, главным недостатком системы конкурентов является невозможность обмена данными с государственными институциями разных стран, и поэтому её создатели сейчас изучают балтийский опыт.

В то же время, на стороне Бенилюкса наличие политической воли в вопросе скорейшего внедрения современных технологий (включая транспортные) и способность оперативно создавать необходимую для этого правовую (в том числе межгосударственную) базу. А как с этим обстоят дела в балтийском проекте?

Что дальше?

За происходившим следила и «Linava». В её комментарии нашей редакции сказано: «В ходе тестирования созданного прототипа платформы eCMR «Linava» выступила в качестве наблюдателя. Этот пилотный проект по сути показывает, как работала бы децентрализированная система обмена информацией (данными, документами). Когда будет подтверждение того, что эта система работает безупречно, будут нужны политические решения, которые определят, как фактически созданная система будет реализована. Как только будут установлены правила обмена данными, появится возможность создать или воспользоваться существующими центрами обмена данными, у которых есть системы, подходящие для сбора, хранения и передачи данных CMR. «Linava» внимательно следит за ситуацией и однозначно поддерживает внедрение eCMR, поскольку в результате уменьшатся издержки перевозчиков».

Иными словами, администраторы и техники свою работу сделали – теперь очередь за политиками. В этой связи мы попросили прокомментировать вопрос литовское Министерство экономики и инноваций и Минтранс.

В первом нам сказали следующее: «Политические решения зависят от Минтранса. Тестирование прототипа показало, как всё может работать технически. Дальше нужны политические договорённости между странами. Речь о согласовании семантических (какая информация в какой стране как называется; какая нужна всем, а какая специфична для каждой страны), организационных (определение организаций, ответственных за те или иные фрагменты информации) и правовых (гармонизация требований) моментов».

В Минтрансе нам сказали следующее: «Минтранс, курируя вопрос на политическом уровне, поддерживает эту бизнес-инициативу. Важно отметить, что для успешной работы eCMR недостаточно тесного сотрудничества только всех государственных учреждений Литвы. Чтобы реализовать весь потенциал, необходимо обеспечить сотрудничество на региональном уровне, а это требует согласований и дискуссий между странами. Уже в ближайшее время надо будет обеспечить обработку электронных грузовых документов на уровне ЕС, то есть, не только на уровне разных систем в отдельных государствах-членах. Чтобы создать больше возможностей для литовского бизнеса, мы стремимся, чтобы эта практика применялась не только в странах ЕС, но и в соседних государствах. В настоящее время сложно сказать, сколько времени потребуется на внедрение такой системы в сотрудничестве с соседними странами ЕС, но осенью этого года будет сделан первый шаг в данном направлении».

На прошедшем в Вильнюсе 5 ноября этого года Международном форуме транспортных инноваций министры стран Балтии и Восточного партнёрства приняли декларацию [не договор подписали – замечание редакции] о межгосударственном сотрудничестве в сфере обмена электронной информацией, связанной с перевозкой грузов. Как в этой связи отметила Р. Шатровайте из «Infobalt»: «Эта декларация показывает, что и ЕС, и соседние страны, через которые идут основные транзитные машруты на направлении Восток-Запад, осознают пользу и приоритеты развития цифровых транспортных коридоров. До этого в странах не хватало политического лидерства в поиске общего взгляда на безопасный и надёжный межгосударственный обмен электронными данными. Надеемся, что эта декларация станет толчком, и уже в следующем году грузовики смогут пересекать государственные границы без остановки, так как обмен всеми данными произойдёт заранее по электронным каналам».

Также на мероприятии было принято решение объединить на политическом, экспертном и бизнес уровне усилия балтийских стран и Бенилюкса по дальнейшему развитию проекта еCMR c учётом инициативы «FEDeRATED». Но ни это, ни вышеупомянутая декларация не означает, что он полноценно заработает уже в скором времени.

***

Обобщая, можно сказать, что успешно проведённые технические испытания платформы еCMR с реальной доставкой груза – большое достижение для балтийского региона, который является важным звеном европейского транспортного рынка. Сейчас слово за политиками, которым предстоит серьёзная работа по формированию единой правовой базы для практического запуска проекта, в перспективе способного помимо автодорожного охватить железнодорожный, воздушный и морской транспорт.

Однако очень быстрых политических решений ждать не стоит (особенно на уровне Евросоюза, несмотря на все его амбициозные планы по цифровизации транспортного сектора). В лучшем случае международная электронная накладная окажется в распоряжении литовских перевозчиков через несколько лет (и это ещё с условием, что кто-то будет дальше активно продвигать инициативу еCMR в балтийском регионе и за его пределами, чтобы политики о ней не забыли). Но даже если это случится, для функционирования с максимальной пользой данный проект должен заметно расширить свои географические границы (что подчеркнули все участники Форума транспортных инноваций) – прежде всего, за счёт Германии (как одного из ключевых транспортных рынков Европы) и России (как крупнейшего транспортного рынка постсоветского пространства) или даже Евразийского экономического союза (для которого, к слову, цифровизация экономики сегодня один из ключевых приоритетов). Реально ли это? Поживём – увидим.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

late

Опоздал – (не)плати?

В транспортном секторе бывают разные ситуации. Например, грузоотправитель ждёт перевозчика, а транспорт вовремя не появляется в месте погрузки. Или наоборот – перевозчик предоставил транспорт, а груз не готов. Правовые нюансы таких ситуаций важно знать каждому участнику цепочки перевозки. О них нам рассказал представитель адвокатской конторы VERUM Эдвинас Янкайтис.

2021-01-21 84
0
euro

Дорогие консультации – кто зарабатывает на долгах «Линаве»? (ДОПОЛНЕНО публичная реакция «Linava»)

На недавно прошедшем Конгрессе «Linava» её Ревизионная комиссия (РК) отметила, что для взыскания долгов Ассоциация подписала договор с компанией «Skolų valdymo konsultacijos» (SVK). Однако сотрудничество, по мнению РК, не является взаимовыгодным, поскольку SVK должна отчитываться о проделанной работе, «но ревизионная комиссия в системе Ассоциации не нашла ни одного зарегистрированного отчёта – лишь счета к оплате». При этом, как сказано в отчёте РК, «взыскание долгов осуществляется с помощью судебных исполнителей, которые и совершают все необходимые действия, поэтому непонятно, какую дополнительную работу проделала SVK в интересах Ассоциации». Редакция «Cargonews» решила выяснить, всё ли «чисто» в данной ситуации.

2021-01-18 99
0
unnamed

О нежелании «Linava» общаться с «Cargonews»

В процессе подготовки статьи об отношениях перевозчиков с профсоюзами редакция «Cargonews» обратилась в «Linava» с вопросами касательно действий профсоюзов в целом и А. Цузанаускаса в частности. Однако наш запрос остался без ответа (даже письма с отказом комментировать ситуацию не было), что выглядит странно с учётом важности данной темы для перевозчиков.

2021-01-17 35
0
ASILIUKAS

Перевозчики против профсоюзов – кто прав?

На последнем конгрессе «Linava» её президент Ромас Аустинскас зявил, что лидер «Альянса профсоюзов Литвы» (АПЛ) Аудрюс Цузанаускас ездил по транспортным компаниям с предложением их руководству сделать своих водителей членами АПЛ и платить за них по 30 евро в месяц, и тогда профсоюз не будет их критиковать – и это уже не говоря о стремлении АПЛ добиться повышения коэффициента зарплаты водителя-дальнобойщика до 3 и постоянных обвинениях Альянса в адрес перевозчиков в нарушении трудовых прав водителей (на представленной ниже записи конгресса смотреть с 4:51:15). Таким образом, противостояние «Linava» с АПЛ, похоже, достигло своего пика, и поскольку взаимные обвинения достаточно серьёзные, редакция «Cargonews» решила выяснить, за кем правда.   

2021-01-17 24
0
novogodnij_gruzovik

Oбзор транспортных событий в декабре

Статистические прогнозы и удалённый конгресс «Linavа», важное решение Суда справедливости ЕС и соглашение по «Брекситу», новости из разных стран Европы и актуалии восточного пространства, помощник водителям от IVECO и „Логистика 2040“. Об этом и не только в декабрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2020-12-31 129
0