«Linava» против АМТЛ – время перемен?

pirog

В 2019 г. на сайте «Сargonews» вышла статья об отношениях «Linava» с Союзом перевозчиков Литвы (СПЛ). Тогда был разговор о том, что СПЛ хочет стать членом Международного союза автомобильного транспорта (IRU) и получить право торговать ТИРами (TIR), что могло отразиться на доходах «Linava». Поэтому Ассоциация как пока главный представитель литовских перевозчиков выступила против этого. Сегодня стать членом IRU хочет созданный в 2019 г. Альянс международного транспорта и логистики (АМТЛ), который объединяет крупнейшие автотранспортные компании Литвы. При этом в «Linava» нашлись сторонники такой идеи, и возник вопрос о конфликте интересов. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.  

27 января состоялось заседание президиума «Linava», в повестке дня которого был вопрос о «просьбе АМТЛ стать ассоциированным членом IRU». Как стало известно «Cargonews», его обсуждение было очень «жарким», если не сказать – конфликтным, что подтверждает и информация от компании «Transekspedicija», которая заставляет усомниться в состоятельности «Linava» как организации.

IRU и ТИРы

По данным редакции, АМТЛ обратился в IRU с просьбой о членстве ещё осенью 2020 г., о чём IRU проинформировал «Linava» и попросил её высказать своё мнение по этому поводу. Однако решение (отрицательное) Ассоциация почему-то приняла только 27 января после повторного обращение IRU, в связи с чем возникают вопросы к её генсеку Зенонасу Буйвидасу, который должен оперативно доводить важную информацию до членов президиума.

Во время обсуждения членства АМТЛ в IRU на президиуме «Linava» представитель Альянса заявил, что АМТЛ хочет вступить в IRU прежде всего для того, чтобы иметь прямую связь с этой организацией. Когда ему был задан вопрос, какую же дополнительную информацию стремятся получать члены Альянса, большинство которых являются и членами «Linava», он ответил, что АМТЛ хочет самостоятельно обращаться в IRU. Иными словами, официальная причина стремления Альянса вступить в IRU выглядит не убедительно. Поэтому возникает подозрение, что в действительности он хочет продавать ТИРы и «подвинуть» «Linava» как главного представителя литовских перевозчиков.

Сегодня продажа ТИРов – один из основных источников дохода «Linava», и в последние годы этот доход постоянно падает (детальная статистика в отчётах Ревизионной комиссии, которые можно найти здесь). Если этим займётся АМТЛ, который объединяет крупнейших автоперевозчиков – и соответственно потребителей ТИРов – Литвы, Ассоциация, как говорят, может потерять до 80% средств от их продажи. Однако, как на президиуме отметил З. Буйвидас, в соответствии с действующим Уставом IRU, продавать ТИРы может только полноценный член организации (правда в новом проекте Устава такая возможность предусмотрена и для ассоциированного члена, которым хочет стать АМТЛ).

Раздвоение личности и двойные стандарты

Исходя из вышесказанного, вроде бы в членстве АМТЛ в IRU нет ничего страшного (хочет стать только ассоциированным членом и пока не сможет продавать ТИРы), но позиция отдельных членов президиума «Linava» всё равно вызывает определённые вопросы. Например, компания Артураса Тельментаса «Telmento transportas» входит и в «Linava», и в АМТЛ. Соответственно, в ходе обсуждения вопроса, напрямую касающегося интересов АМТЛ, ему как члену президиума «Linava» стоило самоустраниться, чтобы не возникло никаких разговоров о конфликте интересов. Однако он не только активно выступил за членство Альянса в IRU, но и участвовал в голосовании и проголосовал «За» (ради приличия мог хотя бы воздержаться).

При этом, когда в прошлом году «Linava» выступила против вступления в IRU Союза перевозчиков Литвы, который объединяет мелких и средних перевозчиков, А. Тельментас во время голосования воздержался – какие-то двойные стандарты в пользу крупных перевозчиков получаются. Также примечателен тот факт, что, по данным редакции, на недавних переговорах Литвы и России о разрешениях «Linava» представляли вицепрезидент Витас Бучинскас и Олег Тарасов, а АМТЛ – А. Тельментас. В связи с этим возникает простой вопрос: чьи интересы – «Linava» или АМТЛ (крупных перевозчиков) – он защищает?

В то же время за вступление АМТЛ в IRU ратовал и член президиума «Linava» Ромас Восилюс, о возможном конфликте интересов которого наш сайт уже писал. Больше того, он как и А. Тельментас проголосовал «За» (больше так не проголосовал никто) и заявил, что такая солидная организация как АМТЛ должна быть членом IRU и продавать ТИРы, тем более, что в «Linava» нет порядка, и если раздрай в ней продолжится, целесообразно, чтобы Литву в IRU представляла ещё одна организация. И это, по мнению Р. Восилюса, точно должен быть не СПЛ (в своё время он проголосовал против членства СПЛ в IRU), а АМТЛ, объединяющий солидные компании, с которыми сотрудничает большинство литовских перевозчиков.

Таким образом, член президиума «Linava» открыто раскритиковал собственную организацию и одновременно выступил как лоббист интересов Альянса и противник СПЛ (то есть, за больших и против мелких перевозчиков).

В связи с такой странной позицией отдельных представителей руководства «Linava» сразу несколько источников в Ассоциации сказали нам, что влияние АМТЛ в ней растёт уже давно, и дополнительно этому способствует президентство Ромаса Аустинскаса (который, по их словам, например, в 2019 г. предлагал на пост генсека «Linava» Повиласа Дрижаса, сейчас занимающего пост генсека АМТЛ).

В ходе обсуждения членства Альянса в IRU он, видя негативный настрой большинства президиума, предложил не принимать решение сразу, а посоветоваться с членами Ассоциации (об этом же говорил Олег Тарасов) и вернуться к вопросу на следующем заседании. Однако В. Бучинскас предложил решать сразу. В целом, Р. Аустинскас вёл себя достаточно сдержанно (если не сказать – осторожно) и во время голосования воздержался, но, как нам сказал источник в «Linava», по вводной речи на президиуме было видно, что он «За».    

Комментарии «Linava» и АМТЛ

Обеим организациям мы задали целый ряд уточняющих вопросов, касающихся отношений между ними и целей членства АМТЛ в IRU.

Ответ «Linava» был следующим: «Литовская национальная ассоциация автоперевозчиков «Linava» всегда очень ценит и уважает мнение членов ассоциации и учитывает его при принятии важных решений. Как и всегда, так и в этом случае решение принято с учётом мнений, высказанных всеми членами – президиум решил не поддержать стремление АМТЛ стать членом IRU. Деятельность АМТЛ очень важна, но не менее важна позиция всех членов ассоциации, которую важно учитывать».

Ответ П. Дрижаса как генсека АМТЛ был следующим: «Основная деятельность АМТЛ связана с представлением интересов своих членов как на национальном, так и на международном уровне, поэтому членство ассоциации в международных организациях является одним из наших приоритетов. По поводу разговоров – мы не можем комментировать информацию и действия со стороны других действующих в Литве ассоциированных структур или конкретных лиц».

Таким образом, вопросов об отношениях между АМТЛ и «Linava» и дальше больше чем ответов, в связи с чем мы решили взглянуть на ситуацию со стороны глазами обычного перевозчика.

Почему нет? 

Что сейчас видит и/или может подумать рядовой член «Linava»? В президиуме Ассоциации, похоже, появились лоббисты АМТЛ, которые хотят протолкнуть Альянс в IRU и в перспективе лишить «Linava» влияния и доходов от продажи ТИРов. Соответственно, Ассоциация не должна позволить АМТЛ вступить в IRU. Но если посмотреть на проблему шире, всё выглядит не так однозначно.

Во-первых, у некоторых стран (например, Германия, Франция, Италия) в IRU есть и полноценные, и ассоциированные члены, и даже несколько полноценных. Вопрос – почему так не может быть в случае Литвы? Во-вторых, АМТЛ претендует только на ассоциированное членство, которое не позволяет торговать ТИРами. Но даже если такая возможность у Альянса появится, обычный член «Linava» может сказать – (а) это не я, а Ассоциация как организация потеряет деньги; (б) ничего – может зарплаты и премии себе урежут, перестанут айфоны себе покупать за счёт «Linava» и будут меньше воровать; (в) пускай посоперничают с АМТЛ – конкуренция ещё никому не вредила.

В-третьих, говорят, что вступление АМТЛ в IRU может закончиться концом «Linava» как главной ассоциации литовских перевозчиков из-за того, что она не выдержит конкуренцию с более богатым и влиятельным Альянсом. Однако, если Ассоциация, которой скоро исполнится 30 лет, не способна конкурировать с недавно созданным АМТЛ, может грош ей цена, и «умерла так умерла»? Может прав Р. Восилюс и глава комитета Сейма по экономике Казис Старкявичюс, который заявил: «Узнаю, что на президиуме «Linava» обсуждался вопрос – может ли функции «Linava» выполнять только что созданный Альянс из 18 крупных перевозчиков страны? Может. Если «Linava» действительно не способна работать должным образом – свято место точно пусто не останется».

Иными словами – какие могут быть претензии к АМТЛ? Его амбиции и цели понятны и логичны. В то же время в «Linava» не прекращается борьба за власть, и регулярно возникают подозрения, что её средства используются не должным образом отдельными представителями её руководства. При этом Ассоциация всё хуже защищает интересы своих членов (например, она не может сделать так, чтобы власти Литвы принимали нужные перевозчикам, а не профсоюзам решения, не может добиться выгодного литовским перевозчикам обмена разрешениями с другими странами и так далее). Так может «Linava» пришло время уступить место более активной и эффективной организации?

Может быть, но есть один важный момент. Тот же К. Старкявичюс задался вопросом, который поднимался и на президиуме «Linava»: если Ассоциация проиграет конкуренцию АМТЛ, «что случится с интересами мелких и средних перевозчиков», которых в Литве большинство? Если вспомнить, что членство АМТЛ в IRU сторонники Альянса в «Linava» поддерживают, а членство СПЛ – нет, можно предположить, что проблемы мелких и средних перевозчиков для АМТЛ всегда будут на втором месте.

Таким образом, если бы членов «Linava» спросили, они за или против вступления АМТЛ в IRU, у них были бы серьёзные основания задуматься. С одной стороны, Ассоциации не помешала бы хорошая встряска в виде жёсткой конкуренции с Альянсом, которая могла бы способствовать её очищению и реформе, чтобы она эффективно работала на всех своих членов, а не в основном на отдельных представителей своего руководства и конкурирующие структуры. С другой стороны, в случае доминирования Альянса есть риск, что интересы мелких и средних перевозчиков будут отодвинуты на второй план. Проблема в том, что членов «Linava» никто не спрашивал.           

***

Обобщая, можно сказать следующее. В этот раз «Linava» проголосовала против членства АМТЛ в IRU. Видимо, сработал инстинкт самосохранения. Правда не факт, что на этом всё закончится. Но главное, данный вопрос обозначил более серьёзную проблему для Ассоциации, суть которой в том, что Альянс, возможно, хочет стать главным представителем перевозчиков Литвы (прежде всего крупных), и создаётся впечатление, что в этом ему помогают отдельные представители руководства самой «Linava». То, что Ассоциация и АМТЛ толком не прокомментировали ситуацию, это впечатление лишь усиливает.

С другой стороны – может это объективное отражение сегодняшних реалий, и «Linava» пора «на пенсию», так как в последнее время она всё больше живёт ради себя, а не ради своих членов? Если они считают иначе, им стоит задуматься о смене руководства и системной реформе сегодня, чтобы не было поздно и мучительно больно завтра.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

shutterstock_159341516

95 код – в чём проблема?

В последнее время литовские перевозчики вновь активно заговорили о проблеме курсов для получения водителем 95 кода. Уже давно должен был быть утверждён новый порядок в этой области в соответствии с директивой ЕС, но воз и ныне там (как говорят – из-за позиции Министерства просвещения). В итоге курсы могут стать значительно длиннее, сложнее и дороже, что создаст автотранспортному сектору страны ещё одну головную боль. Редакция «Cargonews» решила выяснить, что происходит и к чему готовиться перевозчикам?  

2021-11-20 45
0
publicrelations

Аргументы – ничто, имидж – всё: в Литве остаётся коэффициент зарплаты водителей 1,65

Литовские перевозчики всегда говорили, что утверждённый властями под давлением профсоюзов коэффициент зарплаты водителей 1,65 их не устраивает, так как разрушает их конкурентоспособность. В середине этого года Конституционный Суд (КС) Литвы постановил, что соответствующее решение правительства противоречит Конституции, так как не была соблюдена процедура согласования позиций разных сторон. Как тогда написал наш сайт, у перевозчиков появился хороший шанс что-то изменить (тем более, в стране вскоре сменилась власть). Однако недавно новое правительство повторно утвердило коэффициент 1,65. Как же так вышло?  

2021-11-11 64
0
protestas-1024x683

Обзор транспортных событий в октябре

Решение правительства по поводу коэффициента зарплаты водителей и приближающиеся проблемы с 95 кодом в Литве. Дефицит «Adblue», стандарт «Euro-7» и другие новости из Европы. Транзит с пломбами в Казахстане и система контроля шин. Об этом и не только в октябрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2021-11-01 282
0
polupricepy na platforme

Полуприцепы из Литвы в Западную Европу и обратно по железной дороге – есть ли смысл?

Коронавирус, «Пакет мобильности» и решения властей заставляют литовских перевозчиков искать способы сохранить свою конкурентоспособность. В последнее время много говорится о том, что один из таких способов, за которым будущее – комбинированные перевозки. На этом фоне «Литовские железные дороги» (компания «LTG Cargo») предложили услугу по перевозке полуприцепов по маршруту Литва-Нидерланды. Редакция «Cargonews» решила выяснить, выгодно ли это автоперевозчикам?

2021-10-20 219
0
blog_driver_shortage

Oбзор транспортных событий в сентябре

Критическая ситуация с водителями в Литве и интерес литовских перевозчиков к Латвии. Важное решение Суда справедливости ЕС о тахографах, кризис с водителями в Великобритании и начало работы новой системы дорожных сборов в Польше. Изменившийся порядок выдачи разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов в России и удивительные водительские истории. Актуалии экологических грузовиков и грандиозный проект в Швейцарии. Об этом и не только в сентябрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-10-04 303
0