«Linava» против профсоюзов – игра в долгую

podsciot

В Литве до предела обострился вопрос заработной платы водителей-дальнобойщиков. Министерство социальной защиты говорит о двойной минимальной зарплате, профсоюзы тоже заняли жёсткую позицию, перевозчики в ответ подумывают о переносе бизнеса в другие страны и об акциях протеста. При этом стороны ведут переговоры, но как будто не слышат друг друга. Редакция Cargonews решила выяснить, удастся ли им найти какое-то взаимовыгодное решение.

Мы уже писали о проблеме зарплаты водителей-дальнобойщиков в Литве (материал на эту тему можно найти здесь). Тогда был сделан вывод, что повышение её коэффициента до 2 неприемлемо для перевозчиков, поскольку нанесёт серьёзный удар по их конкурентноспособности. Однако «Linava» пока не удалось договориться с профсоюзами, а Министерство социальной защиты во многом встало на их сторону. При этом до сих пор непонятно, чего именно хотят все стороны и к какому компромиссу они готовы. Поэтому редакция Cargonews решила обозначить по крайней мере их стартовые позиции.

Позиция «Linava»

Когда мы обратились в «Linava», нам сообщили, что между ассоциацией и профсоюзами достигнута договорённость о том, что стороны публично не будут комментировать ход переговоров. Однако определённые выводы о позиции перевозчиков можно сделать.

Например, недавно обращение к общественности распространил член президиума «Linava» Олег Тарасов (полностью на литовском языке оно представлено ниже). Прежде всего он отметил, что погрязшие в предвыборных лозунгах профсоюзы и правительство открыто шантажируют перевозчиков, навязывая им «сверху» решения (повышение коэффициента зарплаты водителей до 2), которые невыгодны никому, хотя Литовский совет по конкуренции ясно сказал, что государство не должно вмешиваться в отношения работодателей со своими сотрудниками – особенно если это отразится на конкурентноспособности.

TARASOV_KREIPIMASIS_page-0001

В результате, по словам О. Тарасова, транспортные компании перенесут свой бизнес в другие страны, бюджет не получит налоги (по словам президента Союза перевозчиков Литвы Римантаса Пуронаса – более 1 миллиарда евро), а реальные доходы водителей уменьшатся. В связи с этим у него возник вопрос: «Профсоюзы действуют на благо Литвы или кого-то другого»? Поэтому член президиума «Linava» призвал перевозчиков подумать о защите своего права на честную конкуренцию путём организации акций протеста, ведь речь идёт не о размере прибыли, а о выживании. При этом в ассоциации нам подтвердили, что в ней есть как радикально настроенные, так и не склонные к резким действиям члены, но возможность организации акций протеста рассматривается всерьёз – всё будет зависеть от дальнейшего развития событий.

Таким образом, неудивительно, что, как нашей редакции сказал близкий к переговорам источник, «Linava» будет настаивать на сохранении коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков на уровне 1,3. В том числе потому, что падение их реальных доходов в результате введения коэффициента 2 (после этого перевозчики будут вынуждены снизить размер суточных) приведёт к их оттоку за рубеж (как показал опрос, многие водители – особенно иностранцы, которые в основном работают в литовских транспортных компаниях – хотят больше денег сегодня, а не социальных гарантий завтра), и перевозчики страны столкнутся с ещё бóльшим недостатком кадров. Одновременно он отметил, что с профсоюзами очень трудно вести переговоры, поскольку у них нет чёткой единой позиции и непонятно, насколько их можно считать представителями интересов водителей-дальнобойщиков (в том числе поэтому и потому, что «Linava» со своей стороны также не представляет всех перевозчиков Литвы, крайне проблематично говорить о подписании какого-то коллективного договора в сфере автотранспорта).

Как подытожил наш собеседник: «Перевозчики, конечно, смогут так или иначе приспособиться к новым требованиям, только кому от этого будет лучше – им, государству, водителям? Никому».

Позиция профсоюзов

Когда мы связались с представителями профсоюзов, которые участвуют в переговорах с «Linava», они нам тоже ответили, что не могут комментировать ситуацию, поскольку существует договорённость о неразглашении. Однако и в данном случае можно сделать определённые выводы.

Например, председатель Конфедерации профсоюзов Литвы Инга Ругинене ранее выражала недовольство тем, что перевозчики избегают предметного разговора. По её словам: «Хватит встречаться, хватит говорить ни о чём, пора садиться за стол переговоров. Если «Linava» и дальше будет игнорировать коллективные переговоры, мы предложим поднять вопрос о решении правительства повысить коэффициент до 2». Иными словами, у профсоюзов жёсткая позиция, но они готовы к диалогу.

Это же нам подтвердил близкий к переговорам источник. По его словам, во-первых надо перестать говорить о том, что профсоюзы не едины и не знают, чего хотят – это спекуляции и манипуляции. Во-вторых, по мнению собеседника, перевозчики должны смириться с необходимостью изменений. При этом он отметил, что, если бы они занимали более конструктивную позицию по зарплатам водителей, уже давно можно было договориться о переходном периоде, и эти изменения (рост коэффициента) могли происходить постепенно. Но даже сейчас, по словам источника, профсоюзы готовы к компромиссу, если он будет подтверждён расчётами и учитывать интересы водителей.

Однако, как подчеркнул наш собеседник, «Linava» упрямо не хочет ничего менять и надеется на то, что ей удастся сохранить status quo. В связи с этим, по его словам, выбрана стратегия бессрочных переговоров (затяжки времени) в контексте выборов, после которых позиция правительства может измениться. Таким образом, многое в данном случае зависит от властей страны.

Позиция государства

Если говорить о позиции чиновников, ситуация сложная и интересная. Сейм (где доминирует партия «Крестьян», которая пока контролируют правительство) принял резолюцию, в которой призывает кабинет министров улучшить условия работы и социальные гарантии водителей-дальнобойщиков. Глава министерства социальной защиты и труда Линас Кукурайтис говорит о введении коэффициента 2, и в ответе этого министерства нашей редакции чёрным по белому сказано: «Министерство социальной защиты и труда своё предложение о двойной минимальной зарплате водителям-дальнобойщикам вынесло на обсуждение Трёхстороннего совета ещё в декабре 2018 г. и призвало перевозчиков и работников к переговорам. Результатов переговоров мы будем ждать до 28 мая 2019 г. Если договорённость не будет достигнута, мы своё предложение начнём согласовывать с заинтересованными институциями и утвердим».

При этом вицеминистр транспорта Ричардас Дягутис с таким подходом не согласен. Но с ней согласен премьер Литвы Саулюс Сквернялис, у которого не лучшие отношения с главой минтранса Рокасом Масюлисом. В то же время, как нам сообщил представитель перевозчиков, с пониманием к позиции «Linava» относится министерство хозяйства (так как озабочено возможностью «переезда» перевозчиков в другие страны), но едва ли его глава Виргиниюс Синкявичюс будет спорить с главой правительства. Но даже это не самое главное, поскольку после президентских выборов может измениться состав кабинета министров. И что тогда?

Как отметил недавний президент «Linava» Эрландас Микенас: «Необходимо лидерство «Linava». Иначе министерство социальной защиты и труда поддержит позицию профсоюзов, что губительно для литовских перевозчиков». Однако, как нам заявил близкий к переговорам источник, ассоциация не думает о конкретных сроках достижения договорённости с профсоюзами, а на позицию министерства соцзащиты смотрит как на попытку в предвыборный период сыграть роль «хорошего полицейского», стремящегося переложить ответственность за окончательное решение на руководство правительства и/или Сейм. На состоявшемся 15 мая конгрессе «Linava» открыто было сказано, что переговоры с профсоюзами могут продолжаться до полугода. Сколь обоснована такая достаточно самоуверенная позиция перевозчиков?

В какой-то степени обоснована. Напомним о том, что 26 мая в Литве пройдёт второй тур президентских выборов, и даже если 28 мая компромисс между «Linava» и профсоюзами не будет достигнут, и министерство соцзащиты предложит правительству утвердить двойную минимальную зарплату водителям-дальнобойщикам, едва ли кто-то «на самом верху» сейчас станет заниматься такими важными вопросами (тем более, принимать окончательные решения): как говорится – не до того. И это, разумеется, на руку перевозчикам.

***

Обобщая, можно констатировать, что «Linava» и профсоюзы занимают достаточно непримиримую позицию и ведут игру, в которой может быть только один победитель. В этой связи решающее слово, видимо, будет за правительством. Пока оно живёт в режиме перемен на фоне президентских выборов, что выгодно перевозчикам. Однако проблема в том, что вопрос повышения коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков никуда не денется и раньше или позже снова появится на повестке дня, требуя ответа. Генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс, комментируя намеченные переговоры с профсоюзами, сказал: «Верю в успех этих переговоров». Поживём – увидим.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

sankcijos

Правительство России утвердило правила осуществления транзита санкционных грузов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» утверждены Правила осуществления международных транзитных автомобильных и ж/д перевозок через территорию РФ в третьи страны санкционных товаров, а также отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, с применением средств идентификации (пломб) на основе технологии ГЛОНАСС.

2020-01-12 121
0
control

ЛАТБ борется с «тенью» в транспортном секторе или увеличивает административную нагрузку на перевозчиков?

Сегодня литовские перевозчики сталкиваются с серьёзными вызовами как внутри страны (повышение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков), так и на международной арене («Пакет мобильности»). В этой связи любое дополнительное требование, которое усложняет их деятельность, нежелательно. Тем не менее, Литовская администрация транспортной безопасности (ЛАТБ) подготовила новый порядок, который может стать ненужным административным бременем для автотранспортных компаний страны. Редакция «Cargonews» решила выяснить, насколько проблемным является решение ЛАТБ.

2020-01-12 120
0
mobility_package

Обзор транспортных событий в декабре

Судьба страховой компании перевозчиков и решение Администрации транспортной безопасности по тахографам в Литве, шанс в деле «Пакета мобильности» и новости из  стран Европы, презентация европейского тягача «Nikola» и эксперимент с eCMR в балтийском регионе. Об этом и многом другом в декабрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-12-30 267
0
Flag of each of the 28 EU Member States, alongside the European flag

«Пакет мобильности» – последний шанс?

Сегодня важнейшим международным фактором, который может серьёзно осложнить бизнес литовских перевозчиков, является придуманный в Брюсселе «Пакет мобильности» (ПМ). «Linava» и Литва как страна, а также их союзники в Европе пытаются добиться его пересмотра в сторону смягчения, но дело с небольшими поправками неумолимо движется к достаточно печальному финалу. Недавно завершились трёхсторонние переговоры по этому вопросу между Еврокомиссией (ЕК), Европарламентом (ЕП) и Советом Европы (так называемый «трилог»). Что можно сказать по результатам и перспективам развития ситуации?

2019-12-25 458
0