«Linava» против профсоюзов – игра в долгую

podsciot

В Литве до предела обострился вопрос заработной платы водителей-дальнобойщиков. Министерство социальной защиты говорит о двойной минимальной зарплате, профсоюзы тоже заняли жёсткую позицию, перевозчики в ответ подумывают о переносе бизнеса в другие страны и об акциях протеста. При этом стороны ведут переговоры, но как будто не слышат друг друга. Редакция Cargonews решила выяснить, удастся ли им найти какое-то взаимовыгодное решение.

Мы уже писали о проблеме зарплаты водителей-дальнобойщиков в Литве (материал на эту тему можно найти здесь). Тогда был сделан вывод, что повышение её коэффициента до 2 неприемлемо для перевозчиков, поскольку нанесёт серьёзный удар по их конкурентноспособности. Однако «Linava» пока не удалось договориться с профсоюзами, а Министерство социальной защиты во многом встало на их сторону. При этом до сих пор непонятно, чего именно хотят все стороны и к какому компромиссу они готовы. Поэтому редакция Cargonews решила обозначить по крайней мере их стартовые позиции.

Позиция «Linava»

Когда мы обратились в «Linava», нам сообщили, что между ассоциацией и профсоюзами достигнута договорённость о том, что стороны публично не будут комментировать ход переговоров. Однако определённые выводы о позиции перевозчиков можно сделать.

Например, недавно обращение к общественности распространил член президиума «Linava» Олег Тарасов (полностью на литовском языке оно представлено ниже). Прежде всего он отметил, что погрязшие в предвыборных лозунгах профсоюзы и правительство открыто шантажируют перевозчиков, навязывая им «сверху» решения (повышение коэффициента зарплаты водителей до 2), которые невыгодны никому, хотя Литовский совет по конкуренции ясно сказал, что государство не должно вмешиваться в отношения работодателей со своими сотрудниками – особенно если это отразится на конкурентноспособности.

TARASOV_KREIPIMASIS_page-0001

В результате, по словам О. Тарасова, транспортные компании перенесут свой бизнес в другие страны, бюджет не получит налоги (по словам президента Союза перевозчиков Литвы Римантаса Пуронаса – более 1 миллиарда евро), а реальные доходы водителей уменьшатся. В связи с этим у него возник вопрос: «Профсоюзы действуют на благо Литвы или кого-то другого»? Поэтому член президиума «Linava» призвал перевозчиков подумать о защите своего права на честную конкуренцию путём организации акций протеста, ведь речь идёт не о размере прибыли, а о выживании. При этом в ассоциации нам подтвердили, что в ней есть как радикально настроенные, так и не склонные к резким действиям члены, но возможность организации акций протеста рассматривается всерьёз – всё будет зависеть от дальнейшего развития событий.

Таким образом, неудивительно, что, как нашей редакции сказал близкий к переговорам источник, «Linava» будет настаивать на сохранении коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков на уровне 1,3. В том числе потому, что падение их реальных доходов в результате введения коэффициента 2 (после этого перевозчики будут вынуждены снизить размер суточных) приведёт к их оттоку за рубеж (как показал опрос, многие водители – особенно иностранцы, которые в основном работают в литовских транспортных компаниях – хотят больше денег сегодня, а не социальных гарантий завтра), и перевозчики страны столкнутся с ещё бóльшим недостатком кадров. Одновременно он отметил, что с профсоюзами очень трудно вести переговоры, поскольку у них нет чёткой единой позиции и непонятно, насколько их можно считать представителями интересов водителей-дальнобойщиков (в том числе поэтому и потому, что «Linava» со своей стороны также не представляет всех перевозчиков Литвы, крайне проблематично говорить о подписании какого-то коллективного договора в сфере автотранспорта).

Как подытожил наш собеседник: «Перевозчики, конечно, смогут так или иначе приспособиться к новым требованиям, только кому от этого будет лучше – им, государству, водителям? Никому».

Позиция профсоюзов

Когда мы связались с представителями профсоюзов, которые участвуют в переговорах с «Linava», они нам тоже ответили, что не могут комментировать ситуацию, поскольку существует договорённость о неразглашении. Однако и в данном случае можно сделать определённые выводы.

Например, председатель Конфедерации профсоюзов Литвы Инга Ругинене ранее выражала недовольство тем, что перевозчики избегают предметного разговора. По её словам: «Хватит встречаться, хватит говорить ни о чём, пора садиться за стол переговоров. Если «Linava» и дальше будет игнорировать коллективные переговоры, мы предложим поднять вопрос о решении правительства повысить коэффициент до 2». Иными словами, у профсоюзов жёсткая позиция, но они готовы к диалогу.

Это же нам подтвердил близкий к переговорам источник. По его словам, во-первых надо перестать говорить о том, что профсоюзы не едины и не знают, чего хотят – это спекуляции и манипуляции. Во-вторых, по мнению собеседника, перевозчики должны смириться с необходимостью изменений. При этом он отметил, что, если бы они занимали более конструктивную позицию по зарплатам водителей, уже давно можно было договориться о переходном периоде, и эти изменения (рост коэффициента) могли происходить постепенно. Но даже сейчас, по словам источника, профсоюзы готовы к компромиссу, если он будет подтверждён расчётами и учитывать интересы водителей.

Однако, как подчеркнул наш собеседник, «Linava» упрямо не хочет ничего менять и надеется на то, что ей удастся сохранить status quo. В связи с этим, по его словам, выбрана стратегия бессрочных переговоров (затяжки времени) в контексте выборов, после которых позиция правительства может измениться. Таким образом, многое в данном случае зависит от властей страны.

Позиция государства

Если говорить о позиции чиновников, ситуация сложная и интересная. Сейм (где доминирует партия «Крестьян», которая пока контролируют правительство) принял резолюцию, в которой призывает кабинет министров улучшить условия работы и социальные гарантии водителей-дальнобойщиков. Глава министерства социальной защиты и труда Линас Кукурайтис говорит о введении коэффициента 2, и в ответе этого министерства нашей редакции чёрным по белому сказано: «Министерство социальной защиты и труда своё предложение о двойной минимальной зарплате водителям-дальнобойщикам вынесло на обсуждение Трёхстороннего совета ещё в декабре 2018 г. и призвало перевозчиков и работников к переговорам. Результатов переговоров мы будем ждать до 28 мая 2019 г. Если договорённость не будет достигнута, мы своё предложение начнём согласовывать с заинтересованными институциями и утвердим».

При этом вицеминистр транспорта Ричардас Дягутис с таким подходом не согласен. Но с ней согласен премьер Литвы Саулюс Сквернялис, у которого не лучшие отношения с главой минтранса Рокасом Масюлисом. В то же время, как нам сообщил представитель перевозчиков, с пониманием к позиции «Linava» относится министерство хозяйства (так как озабочено возможностью «переезда» перевозчиков в другие страны), но едва ли его глава Виргиниюс Синкявичюс будет спорить с главой правительства. Но даже это не самое главное, поскольку после президентских выборов может измениться состав кабинета министров. И что тогда?

Как отметил недавний президент «Linava» Эрландас Микенас: «Необходимо лидерство «Linava». Иначе министерство социальной защиты и труда поддержит позицию профсоюзов, что губительно для литовских перевозчиков». Однако, как нам заявил близкий к переговорам источник, ассоциация не думает о конкретных сроках достижения договорённости с профсоюзами, а на позицию министерства соцзащиты смотрит как на попытку в предвыборный период сыграть роль «хорошего полицейского», стремящегося переложить ответственность за окончательное решение на руководство правительства и/или Сейм. На состоявшемся 15 мая конгрессе «Linava» открыто было сказано, что переговоры с профсоюзами могут продолжаться до полугода. Сколь обоснована такая достаточно самоуверенная позиция перевозчиков?

В какой-то степени обоснована. Напомним о том, что 26 мая в Литве пройдёт второй тур президентских выборов, и даже если 28 мая компромисс между «Linava» и профсоюзами не будет достигнут, и министерство соцзащиты предложит правительству утвердить двойную минимальную зарплату водителям-дальнобойщикам, едва ли кто-то «на самом верху» сейчас станет заниматься такими важными вопросами (тем более, принимать окончательные решения): как говорится – не до того. И это, разумеется, на руку перевозчикам.

***

Обобщая, можно констатировать, что «Linava» и профсоюзы занимают достаточно непримиримую позицию и ведут игру, в которой может быть только один победитель. В этой связи решающее слово, видимо, будет за правительством. Пока оно живёт в режиме перемен на фоне президентских выборов, что выгодно перевозчикам. Однако проблема в том, что вопрос повышения коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков никуда не денется и раньше или позже снова появится на повестке дня, требуя ответа. Генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс, комментируя намеченные переговоры с профсоюзами, сказал: «Верю в успех этих переговоров». Поживём – увидим.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

china_tir

Перспективы автоперевозок между Европой и Китаем

В последнее время много говорится о проекте Китая «Один пояс – один путь» и большом количестве китайских товаров, которые мог бы перевозить и автотранспорт, включая литовский. Ещё больше дискуссию подогрел тот факт, что Китай стал частью системы МДП (TIR), и уже состоялись тестовые автоперевозки из Китая в Европу и из Европы в Китай. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, сколь перспективным является китайское направление в целом и для литовских перевозчиков в частности.

2019-11-05 124
0
hyunddai_neptune

Обзор транспортных событий в октябре

Споры по поводу коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков и статистика транспортных услуг в Литве, актуалии «Пакета мобильности» и «Брексита», новости из разных стран Европы и Востока, а также технологические инновации в области транспорта и логистики. Об этом и многом другом в октябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-11-01 146
0
european_parliament

Обзор транспортных событий в сентябре

Договор «Linava» с профсоюзами и разрешения литовским перевозчикам, неприятные новости о «Пакете мобильности» и приближающийся «жёсткий Брексит», информация из различных стран Европы и актуалии восточного пространства, партнёрство «Nikola» с «Iveco» и сенсационное исследование о газовых грузовиках. Об этом и многом другом в сентябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-10-01 306
0