«Linava» против профсоюзов – игра в долгую

podsciot

В Литве до предела обострился вопрос заработной платы водителей-дальнобойщиков. Министерство социальной защиты говорит о двойной минимальной зарплате, профсоюзы тоже заняли жёсткую позицию, перевозчики в ответ подумывают о переносе бизнеса в другие страны и об акциях протеста. При этом стороны ведут переговоры, но как будто не слышат друг друга. Редакция Cargonews решила выяснить, удастся ли им найти какое-то взаимовыгодное решение.

Мы уже писали о проблеме зарплаты водителей-дальнобойщиков в Литве (материал на эту тему можно найти здесь). Тогда был сделан вывод, что повышение её коэффициента до 2 неприемлемо для перевозчиков, поскольку нанесёт серьёзный удар по их конкурентноспособности. Однако «Linava» пока не удалось договориться с профсоюзами, а Министерство социальной защиты во многом встало на их сторону. При этом до сих пор непонятно, чего именно хотят все стороны и к какому компромиссу они готовы. Поэтому редакция Cargonews решила обозначить по крайней мере их стартовые позиции.

Позиция «Linava»

Когда мы обратились в «Linava», нам сообщили, что между ассоциацией и профсоюзами достигнута договорённость о том, что стороны публично не будут комментировать ход переговоров. Однако определённые выводы о позиции перевозчиков можно сделать.

Например, недавно обращение к общественности распространил член президиума «Linava» Олег Тарасов (полностью на литовском языке оно представлено ниже). Прежде всего он отметил, что погрязшие в предвыборных лозунгах профсоюзы и правительство открыто шантажируют перевозчиков, навязывая им «сверху» решения (повышение коэффициента зарплаты водителей до 2), которые невыгодны никому, хотя Литовский совет по конкуренции ясно сказал, что государство не должно вмешиваться в отношения работодателей со своими сотрудниками – особенно если это отразится на конкурентноспособности.

TARASOV_KREIPIMASIS_page-0001

В результате, по словам О. Тарасова, транспортные компании перенесут свой бизнес в другие страны, бюджет не получит налоги (по словам президента Союза перевозчиков Литвы Римантаса Пуронаса – более 1 миллиарда евро), а реальные доходы водителей уменьшатся. В связи с этим у него возник вопрос: «Профсоюзы действуют на благо Литвы или кого-то другого»? Поэтому член президиума «Linava» призвал перевозчиков подумать о защите своего права на честную конкуренцию путём организации акций протеста, ведь речь идёт не о размере прибыли, а о выживании. При этом в ассоциации нам подтвердили, что в ней есть как радикально настроенные, так и не склонные к резким действиям члены, но возможность организации акций протеста рассматривается всерьёз – всё будет зависеть от дальнейшего развития событий.

Таким образом, неудивительно, что, как нашей редакции сказал близкий к переговорам источник, «Linava» будет настаивать на сохранении коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков на уровне 1,3. В том числе потому, что падение их реальных доходов в результате введения коэффициента 2 (после этого перевозчики будут вынуждены снизить размер суточных) приведёт к их оттоку за рубеж (как показал опрос, многие водители – особенно иностранцы, которые в основном работают в литовских транспортных компаниях – хотят больше денег сегодня, а не социальных гарантий завтра), и перевозчики страны столкнутся с ещё бóльшим недостатком кадров. Одновременно он отметил, что с профсоюзами очень трудно вести переговоры, поскольку у них нет чёткой единой позиции и непонятно, насколько их можно считать представителями интересов водителей-дальнобойщиков (в том числе поэтому и потому, что «Linava» со своей стороны также не представляет всех перевозчиков Литвы, крайне проблематично говорить о подписании какого-то коллективного договора в сфере автотранспорта).

Как подытожил наш собеседник: «Перевозчики, конечно, смогут так или иначе приспособиться к новым требованиям, только кому от этого будет лучше – им, государству, водителям? Никому».

Позиция профсоюзов

Когда мы связались с представителями профсоюзов, которые участвуют в переговорах с «Linava», они нам тоже ответили, что не могут комментировать ситуацию, поскольку существует договорённость о неразглашении. Однако и в данном случае можно сделать определённые выводы.

Например, председатель Конфедерации профсоюзов Литвы Инга Ругинене ранее выражала недовольство тем, что перевозчики избегают предметного разговора. По её словам: «Хватит встречаться, хватит говорить ни о чём, пора садиться за стол переговоров. Если «Linava» и дальше будет игнорировать коллективные переговоры, мы предложим поднять вопрос о решении правительства повысить коэффициент до 2». Иными словами, у профсоюзов жёсткая позиция, но они готовы к диалогу.

Это же нам подтвердил близкий к переговорам источник. По его словам, во-первых надо перестать говорить о том, что профсоюзы не едины и не знают, чего хотят – это спекуляции и манипуляции. Во-вторых, по мнению собеседника, перевозчики должны смириться с необходимостью изменений. При этом он отметил, что, если бы они занимали более конструктивную позицию по зарплатам водителей, уже давно можно было договориться о переходном периоде, и эти изменения (рост коэффициента) могли происходить постепенно. Но даже сейчас, по словам источника, профсоюзы готовы к компромиссу, если он будет подтверждён расчётами и учитывать интересы водителей.

Однако, как подчеркнул наш собеседник, «Linava» упрямо не хочет ничего менять и надеется на то, что ей удастся сохранить status quo. В связи с этим, по его словам, выбрана стратегия бессрочных переговоров (затяжки времени) в контексте выборов, после которых позиция правительства может измениться. Таким образом, многое в данном случае зависит от властей страны.

Позиция государства

Если говорить о позиции чиновников, ситуация сложная и интересная. Сейм (где доминирует партия «Крестьян», которая пока контролируют правительство) принял резолюцию, в которой призывает кабинет министров улучшить условия работы и социальные гарантии водителей-дальнобойщиков. Глава министерства социальной защиты и труда Линас Кукурайтис говорит о введении коэффициента 2, и в ответе этого министерства нашей редакции чёрным по белому сказано: «Министерство социальной защиты и труда своё предложение о двойной минимальной зарплате водителям-дальнобойщикам вынесло на обсуждение Трёхстороннего совета ещё в декабре 2018 г. и призвало перевозчиков и работников к переговорам. Результатов переговоров мы будем ждать до 28 мая 2019 г. Если договорённость не будет достигнута, мы своё предложение начнём согласовывать с заинтересованными институциями и утвердим».

При этом вицеминистр транспорта Ричардас Дягутис с таким подходом не согласен. Но с ней согласен премьер Литвы Саулюс Сквернялис, у которого не лучшие отношения с главой минтранса Рокасом Масюлисом. В то же время, как нам сообщил представитель перевозчиков, с пониманием к позиции «Linava» относится министерство хозяйства (так как озабочено возможностью «переезда» перевозчиков в другие страны), но едва ли его глава Виргиниюс Синкявичюс будет спорить с главой правительства. Но даже это не самое главное, поскольку после президентских выборов может измениться состав кабинета министров. И что тогда?

Как отметил недавний президент «Linava» Эрландас Микенас: «Необходимо лидерство «Linava». Иначе министерство социальной защиты и труда поддержит позицию профсоюзов, что губительно для литовских перевозчиков». Однако, как нам заявил близкий к переговорам источник, ассоциация не думает о конкретных сроках достижения договорённости с профсоюзами, а на позицию министерства соцзащиты смотрит как на попытку в предвыборный период сыграть роль «хорошего полицейского», стремящегося переложить ответственность за окончательное решение на руководство правительства и/или Сейм. На состоявшемся 15 мая конгрессе «Linava» открыто было сказано, что переговоры с профсоюзами могут продолжаться до полугода. Сколь обоснована такая достаточно самоуверенная позиция перевозчиков?

В какой-то степени обоснована. Напомним о том, что 26 мая в Литве пройдёт второй тур президентских выборов, и даже если 28 мая компромисс между «Linava» и профсоюзами не будет достигнут, и министерство соцзащиты предложит правительству утвердить двойную минимальную зарплату водителям-дальнобойщикам, едва ли кто-то «на самом верху» сейчас станет заниматься такими важными вопросами (тем более, принимать окончательные решения): как говорится – не до того. И это, разумеется, на руку перевозчикам.

***

Обобщая, можно констатировать, что «Linava» и профсоюзы занимают достаточно непримиримую позицию и ведут игру, в которой может быть только один победитель. В этой связи решающее слово, видимо, будет за правительством. Пока оно живёт в режиме перемен на фоне президентских выборов, что выгодно перевозчикам. Однако проблема в том, что вопрос повышения коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков никуда не денется и раньше или позже снова появится на повестке дня, требуя ответа. Генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс, комментируя намеченные переговоры с профсоюзами, сказал: «Верю в успех этих переговоров». Поживём – увидим.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

sankcijos

Обзор транспортных событий в мае

Переломный конгресс «Linava» и дискуссия о техосмотре в Литве, чаще всего проверяемые дороги в Польше и статистика продаж грузовиков в Европе, летние ограничения движения большегрузного транспорта в России и Белоруссии и события в мире транспортных технологий. Об этом и многом другом в майском обзоре от Cargonews.lt

2019-06-03 216
0
nadzor

Разъяснения «Россельхознадзора» по порядку транзита подкарантинной продукции

В ответ на запрос АСМАП поступили разъяснения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относительно порядка автоперевозок транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Казахстан и другие государства подконтрольных Россельхознадзору товаров, вошедших в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 (запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн).

2019-05-29 246
0
zilius_zenonas

XXXV конгресс «Linava» – конец войны?

Казалось, что главным событием XXXV конгресса «Linava» станут выборы президента ассоциации, поскольку в последнее время с этим были связаны её внутренние противоречия. Однако на первый план снова вышел вопрос страховой компании перевозчиков, и пошли разговоры о том, что этот проект может оставить «Linava» голой и босой, а в конечном итоге провалиться. Редакция Cargonews подводит итоги мероприятия.

2019-05-19 158
0
7х5-РУ

Cargo.LT – 20 лет онлайн.

Кажется, это было совсем недавно, весной 1999 года была запущена первая версия маленького проекта, который вырос и стал надёжным помощником тысяч компаний. Оглядываясь назад, вспоминаем как это было.

2019-05-10 400
3
european_parliament

«Пакет мобильности» – что дальше?

Пока случилось худшее, что могло случиться – Европарламент (ЕП) всё-таки проголосовал за «Пакет мобильности» (ПМ). Перевозчики и транспортные власти многих стран ЕС (особенно периферийных, включая Литву) в шоке от возможных последствий этого решения. Была большая надежда на то, что данным вопросом займутся уже новоизбранные европарламентарии, а теперь всё должно решиться на переговорах между ЕП, Еврокомиссией (ЕК) и Евросоветом. Наша редакция решила уточнить, за что именно проголосовал Европарламент, и попытаться понять, каковы перспективы развития событий.

2019-05-03 1 126
0