Всевидящий глаз таможенников

Cigaretes po oda

Эту публикацию можно начать с истории, которую журналисту редакции CargoNews.lt рассказал сотрудник таможни: на посту в Мядининкай, во время проверки грузового автомобиля рентгеновским аппаратом водитель так испугался, что даже забыл о том, что в автомобиле находится его спящий ребёнок… Чем так страшна система, которой, вероятно, больше всех боятся контрабандисты?

Забегая наперёд, скажем, что рентгеновская система контроля, которой пользуются все таможенники, работающие на границе Литвы с Беларусью и Калининградской областью – не единственное оружие, используемое в борьбе с ввозом нелегальных товаров в нашу страну.

Информация – из разных источников

Начальник отдела Таможенного департамента по превенции нарушений Шарунас Раманаускас, сопровождавший сотрудника CargoNews.lt на территории таможенного поста в Мядининкай, сказал, что информацию о транспортных средствах, представляющих какой-то риск, таможенники получают по своим каналам. В то время, как автомобиль приближается к таможне, система опознавания номеров идентифицирует транспортное средство, о котором имеется предварительная информация. Каково её содержание и источник – знают лишь соответствующие службы. Однако, Ш. Раманаускас подтвердил, что литовские и европейские силовые структуры следят за ситуацией и делятся между собой возникшими подозрениями. Правда, говорить о тесном сотрудничестве с российскими и белорусскими правоохранительными органами, к сожалению, не приходится… Такова реальность. Тем не менее, контрабанда – это та деятельность, которая касается не одного государства, поэтому к операциям по борьбе с контрабандой подключаются, как правило, все сопредельные страны.SONY DSC

Другой момент, вызывающий у таможенников подозрения – поведение водителей на границе. Реакция людей, знающих, что у них в автомобилях находятся нелегальные грузы, может быть очень разной – одни ведут себя тихо, стараются отвести глаза в сторону, кажутся напряжёнными, другие – напротив, ведут себя вызывающе, демонстрируют излишнюю уверенность, многословят. В таких случаях дальнейшая судьба автомобиля и его водителя зависит только от опыта и интуиции таможенников – они могут отправить автомобиль в ангар с рентгеновским оборудованием или дать ему «зелёный свет».

В распоряжении таможенников – серьёзное вооружение

Начальник таможенного поста в Мядининкай Арунас Сарулис, долгое время работавший в Службе иммунитета Таможенного департамента Литвы, говорит, что несмотря на технологические решения, которыми обладает таможня, всё же основным звеном в её работе по-прежнему являются люди. «Мы не отрицаем, что истории о связях таможенников с контрабандистами имеют под собой реальную основу. Были среди нас коллеги, действовавшие с преступниками заодно. Я знаю, что о таможенниках думают обыкновенные люди – они считают, что в наших рядах всегда были, есть и будут опорочившиеся взяточники и пособники контрабандистов. Однако, в последнее время ситуация кардинально изменилась. Деятельность всей нашей системы стала намного прозрачнее. И то, что мы задерживаем всё большее число нелегалов и большее количество контрабандных товаров, лишь подтверждает этот факт. Жизнь преступных элементов в значительной мере осложняет рентгеновское оборудование, используемое на таможенных постах, расположенных на внешних границах Европейского Союза. Но лично я думаю, что борьбе с преступным миром не будет конца – во все времена с одной стороны были запрещённые товары и те, кто на этом делал деньги, с другой – те, кто боролся с преступной деятельностью. В наши дни практически ничего не изменилось – разве только то, что обе стороны обзавелись более современным средствами своей деятельности», – говорит начальник поста.

SONY DSCВ Мядининкай установлена китайская система рентгеновского контроля «Nuctech». Чтобы наши читатели в общих чертах могли представить, на что способно это «око» таможенников, скажем, что система может распознать металлическую проволоку толщиной в человеческий волос за 30-сантиметровой стальной стеной.

Поэтому преступники, думающие, что контрабандный груз можно замаскировать под толстым слоем металла, глубоко ошибаются.

Наиболее распространённые контрабандные товары

В силу своего географического положения Литва вынуждена охранять свой рынок от дешёвых подакцизных товаров, произведённых в Беларуси или России. К наиболее распространённым контрабандным товарам относятся, в первую очередь, табачные изделия, алкогольная продукция и топливо. Правда, недавно Россия повысила акциз на табачные изделия, поэтому поток российских контрабандных сигарет резко сократился. Между тем продукция гродненской табачной фабрики «Неман» – сигареты «Premier», «Minsk», «Fest», «NZ» – это основная контрабанда, поступающая в нашу страну. Напомним, что согласно действующему законодательству, «лица, не моложе 17 лет, прибывающие в Литву не на воздушном транспорте; лица, использующие средство воздушного или морского транспорта в личных целях; экипажи транспортных средств, работающих на регулярных международных маршрутах из/в третьи страны; лица, работающие и/или проживающие на приграничной с третьим государством зоне без уплаты таможенных пошлин и налога на импорт могут провозить с собой 40 единиц сигарет». Да, именно так – 40 единиц или 2 пачки сигарет. Запомните эту цифру, потому что таможенники будут упоминать её неоднократно.

Общая стоимость контрабандных товаров, задержанных литовскими таможенниками в течение 9 месяцев этого года, составляет более 24 млн евро. Основную часть в этом потоке занимают контрабандные сигареты: их изъято более 184 млн единиц (9 млн 200 тыс. пачек), стоимость табачной контрабанды – 22 млн евро. Если проследить статистику предыдущих лет, то в 2014 г. было задержано и изъято 116 млн единиц сигарет, в 2013 г. – 117 млн единиц, в 2012 г. – 168 млн единиц, в 2011 г. – 112 млн единиц сигарет.

Другим крупным фактом контрабанды стали 47 тонн нефтепродуктов, ввезённых в Литву на двух цистернах из Латвии. У таможенников возникли подозрения, что это была попытка не платить акциз, и вместо задекларированного машинного масла провезти в Литву дизельное топливо. Образцы жидкостей, взятые из цистерн, подтвердили эти подозрения. По этим двум фактам криминальная служба таможни проводит предварительные расследования.

Ещё одна сфера деятельности таможни, направленная на защиту рынка и общества – защита прав интеллектуальной собственности. Сотрудники таможни прилагают все усилия к тому, чтобы поддельная продукция на литовский рынок не попадала. В этом году таможенники задержали более 35 тыс. единиц поддельных товаров. Среди них – одежда, обувь, аксессуары, игрушки, лекарства. Как правило, эта поддельная продукция попадает в Литву из Китая, Индии, США и других стран.

Одна из наиболее серьёзных проблем – контрабанда наркотиков. В течение 9 месяцев этого года таможенники задержали и изъяли 422 кг наркотических и психотропных веществ, по фактам, связанным с контрабандой наркотиков, проводится 61 предварительное расследование. При поддержке и активном сотрудничестве литовских таможенников с другими правоохранительными органами Литвы, а также при их участии в международных операциях, значительное количество дурманящих веществ не попало в другие страны Балтии и Скандинавии. В частности, в 2015 г. с помощью литовских таможенников были задержаны крупные партии гашиша, амфетамина и метамфетамина.

Кто попадает под контроль рентгеновским аппаратом?

Cigaretes po miltu maisais

Под мешками с мукой были спрятаны ящики с сигаретами. Контрабанда не прошла…

Если у сотрудников таможни (кстати, на посту в Мядининкай работает почти 100 таможенников, примерно половина из них – женщины) есть информация или подозрения, что в транспортном средстве может находиться контрабанда, это транспортное средство направляется на проверку рентгеновским аппаратом. Процедура – простая и непродолжительная. «Просвечивание» автомобиля занимает всего лишь несколько минут. До начала процедуры водитель обязан письменно подтвердить, что внутри автомобиля нет людей. Таможенники говорят, что нередко эта проверка вызывает у водителей большой стресс – был даже случай, когда водитель был настолько взволнован, что забыл сообщить о спящем в кабине автомобиля ребёнке. И только после повторного запроса, он вспомнил, что в автомобиле находится ещё один человек. Правда, доза облучения, которую нечаянно получил ребёнок, не была для него опасной – примерно такую же дозу рентгеновских лучей получает человек, когда ему делают рентгенограмму лёгких.

По словам таможенников, под проверку рентгеновским аппаратом попадает примерно 5 проц. автомобилей, проезжающих через таможенный пост в Мядининкай. Как правило, на проверку отправляются транспортные средства, в которых находятся грузы, считающиеся «прикрытием» контрабанды – древесина, сыпучие продукты, каменный уголь и т.п.

«Может, контрабандисты надеются, что тяжёлые и неудобные в разгрузке грузы заставят нас отказаться от проверки? Может, они думают, что таможенники не захотят утруждать себя и будут проверять груз не очень тщательно? Многие из нас до сих пор помнят табачные изделия, скрытие под грузом солёной шкуры: этот груз выделял крайне неприятный запах, его можно было почувствовать за полсотни метров. Именно под этим грузом были спрятаны ящики с табачной контрабандой. Мы обнаружили её с помощью рентгена. Весь груз пришлось выгрузить – представьте себе, в каком отвратительном запахе работали наши сотрудники», – говорит начальник поста.

По его словам, таможенники не раз находили контрабандные сигареты под мешками с каменным углем, поэтому с тех пор очень тщательно проверяют грузовые автомобили, в которых находится каменный уголь или похожие грузы. Но всё это – будни и своего рода секреты профессии.

Если смотреть на разноцветную «рентгенограмму» автомобиля неопытным глазом, вряд ли на ней можно что-то увидеть. Между тем таможенники на этой «картине» видят очень многое. Вещества органического происхождения (табак или наркотики) при просвечивании рентгеновским аппаратом окрашиваются в определённый цвет, поэтому таможенник задаёт водителю вопрос, что находится в его автомобиле.

Наиболее распространённый ответ – «там ничего нет». И вот тогда начинается тщательная проверка автомобиля – как говорят таможенники, до третьей пачки сигарет. «До тех пор, пока не обнаружим третью пачку сигарет, мы работаем предельно осторожно и тактично. Но когда мы её находим – запускаем в работу весь арсенал имеющихся у нас средств контроля. Ведь третья пачка сигарет – это нарушение. Помню, был случай, когда с помощью рентгеновского аппарата мы обнаружили наркотики, спрятанные в металлических конструкциях автомобиля. В тот раз нам пришлось вызвать на помощь пожарников – они привезли с собой специальное оборудование, с помощью которого разрезали автомобиль в подозрительных местах и помогли нам изъят оттуда наркотики», – говорит Ш. Раманаускас.

Требования таможенников необходимо выполнять

Контрабандисты знают, что все таможенные посты, расположенные на литовско-белорусской границе, оснащены рентгеновскими аппаратами, поэтому для провоза контрабанды ищут новые пути. «Новинка» этого года – маршрут в Литву через Россию и Латвию. У латышских таможенников нет стационарного рентгеновского оборудования, поэтому автомобили, битком набитые контрабандными сигаретами, делают большой круг – из Беларуси едут в Латвию, а оттуда – в Литву. «Мы располагаем довольно обширной информацией. Когда система распознавания автомобильных номеров даёт сигнал о том, что подозрительное транспортное средство приближается к границе Литвы и Латвии, наши сотрудники начинают действовать. К сожалению, мобильных экипажей не так много, поэтому для того, чтобы остановить легковой или грузовой автомобиль, нужно время. И тем не менее – представьте себе, какова реакция водителя, в автомобиле которого находится крупная партия контрабанды, когда его останавливают пусть даже в нескольких десятках километров от места пересечения границы и просят показать груз…Мобильные экипажи тоже оснащены рентгеновскими аппаратами – преступникам может показаться, что опасность миновала, что они успешно прошли границу и остаётся только выгрузить груз – и именно в этот момент их останавливают. Однако, мы заметили, что объём табачной контрабанды, которую пытаются провезти через Латвию, растёт», – говорит Ш. Раманаускас.

Кстати, он напомнил, что водители обязаны подчиняться требованиям таможенников, в том числе и отправляться в ангар рентгеновской проверки. В таких случаях ссылка водителя на то, что он нарушит режим труда и отдыха, на таможенников не подействует.

Грозит конфискация транспортного средства

SONY DSCВышеупомянутая «третья пачка сигарет» может стать в жизни водителя самой дорогой. «Вне зависимости от количества контрабанды, все лица, занимающиеся её перевозкой, знают, что каждая пачка сигарет приносит прибыль. Белорусские сигареты очень дешёвые. В Литве на каждой пачке белорусских сигарет можно заработать, по меньшей мере, один евро, а если груз отправляется в Западную Европу, где цены на табачные изделия значительно выше – и того больше. Мы как-то остановили практически новую „семёрку“ BMW  – её пороги были разрезаны и набиты пачками сигарет. Однажды было очень грустно наблюдать за семьёй, которая декларировала, что не везёт с собой никаких запрещённым предметов. В машине семьи, в инвалидном кресле, сидел ребёнок, страдающий церебральным параличом, а в кресле были спрятаны контрабандные сигареты…Наверное, иногда люди думают, что больной ребёнок или женщина за рулём не вызовут подозрений, и такие автомобили не будут проверять. Хочу всех, так думающих, огорчить – согласно литовскому законодательству, за перевозку любого количества контрабанды – даже трёх пачек сигарет – предусмотрена конфискация транспортного средства. Конечно, на практике за мелкую контрабанду применяются не такие строгие наказания, но в принципе такая жёсткая санкция есть», –говорит А.Сарулис.

Кстати, за перевозку контрабанды, стоимость которой превышает 9 430 евро, грозит не административная, а уголовная ответственность. Так называемые «мелкие» контрабандисты это прекрасно знают и стараются не превышать этот предел – в случае «попадания с поличными» они рассчитывают не на самую строгую меру наказания.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 104
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 147
0