В будущем году «круизы» грузовых автомобилей и грузов станут дороже?

shutterstock_197633696

Перевозчики уже давно привыкли к различным директивам и требованиям Европейского Союза, регламентирующим их деятельность. Выполнение этих директив, как правило, связано с повышением затрат перевозчиков. В обозримом будущем ожидается вступление в силу еще одной директивы – правда, на этот раз она коснется морских судов. Предполагается, что в начале будущего года некоторые грузы, транспортируемые морским путем, будут «выброшены на берег». Но причин выражать особую радость по этому поводу у перевозчиков нет – часть расходов, связанных с повышением цен за переправу грузовых автомобилей на паромах, ляжет на их плечи.

С 1 января 2015 года, когда начнет действовать директива Европейского Союза № 2012/33 ЕС, касающаяся содержания серы в морском топливе, все суда, работающие в Балтийском и Северном морях, а также в проливе Ла-Манш, будут обязаны заправляться топливом с пониженным содержанием серы. В настоящее время в судах используется топливо, в котором сера составляет примерно 1 проц. С начала следующего года уровень серы не сможет превышать 0,1 проц.

 «Морские круизы» грузовых автомобилей и находящихся в них грузов станут дороже

Вайдас Клумбис, руководитель отдела продаж и маркетинга компании «DFDS Seaways», рассуждая о предстоящих в будущем году изменениях, объясняет, почему повышение цен на морские перевозки будет неизбежно: «Согласно директиве ЕС, выброс диоксида серы с судов должен резко сократиться, а это, в свою очередь, значительно повлияет на судоходство в Северной Европе. Судоходные компании будут вынуждены использовать более дорогое топливо (газойль) или устанавливать на судах (на которых это возможно) так называемые скрубберы – устройства для очистки газа от примесей. Невзирая на то, какое решение примут судоходные компании – заправлять суда дорогим топливом или устанавливать скрубберы – это очень повысит расходы компаний.  Абсорбировать такие издержки компании будут не в силах, поэтому вполне понятно, что цены на морские перевозки повысятся».

Представитель «DFDS Seaways» отмечает, что сказать точно, насколько повысятся ставки морских фрахтов, невозможно по причине специфики каждого отдельного маршрута, поэтому масштаб роста цен за услуги конкретных линий может отличаться. Но повышение цен действительно будет ощутимым. Изменения ожидаются со дня вступления директивы в действие.

«Некоторые судоходные компании уже объявили, что цены на перевозки повысятся с 01.01.2015. В данный момент сказать точно, насколько они возрастут, сложно – это зависит от специфики конкретного маршрута, затрат топлива на курсирующих по маршруту судах. Пока известно лишь то, что стоимость “старого“ и “нового“ топлива будет отличаться примерно на 30 – 40 процентов. В любом случае ставки морских фрахтов, как и прежде, будут зависеть от колебаний текущих рыночных цен на морское топливо», — отметил В.Клумбис.

 «Потащим» грузы на берег?

По поручению Федерального министерства транспорта Германии было проведено четыре независимых исследования – и все они пришли к общему выводу: часть морских грузов «сойдет на берег». С этим выводом согласен и Донатас Паулаускас, коммерческий директор Департамента агентирования судоходных линий ЗАО «Arijus». Он склоняется к тому, что выгружать на берег нужно не контейнеры, а грузовые автомобили.

«Операторам морских паромов будет труднее – для них рост цен в пределах 100 евро означает “выбросить на берег“ значительную часть клиентов. Согласно некоторым источникам информации, предполагается, что линейные морские операторы могут потерять примерно 10% всего существующего в настоящее время грузопотока, т.е. эта часть грузов поедет на наземном транспорте. Предполагать, что в этой ситуации часть грузов будет направлена по железной дороге, практически невозможно, потому что потенциал железной дороги не позволяет ей конкурировать в этом сегменте», — говорит Д.Паулаускас.

Томас Брасюнас, руководитель «ABIPA LOGISTICS», также видит ситуацию в похожем свете, и особой угрозы не усматривает: «В финансовом плане автомобильные и железнодорожные перевозки выгодны только для перевозок больших объемов товаров. Если объем перевозок экспедитора средний или ниже среднего, то наиболее оптимально перевозить грузы морским транспортом».

Между тем В.Клумбис предупреждает перевозчиков о том, что в ближайшее время может сократиться количество паромных линий или количество рейсов на линиях: «Риск закрытия линий возрастает. В данное время сложно оценить, как рост цен повлияет на рынок морских паромных перевозок. Предполагается, что некоторые паромные линии на самом деле могут быть закрыты, на некоторых может быть сокращено количество рейсов, может сократиться численность флота и т.д. Нет сомнений в том, что компании проводят анализ всевозможных стратегий и сценариев выживания и дальнейшего развития бизнеса».

Какая ситуация на сегодняшний день?

Т. Брасюнас отмечает, что на сегодняшний день ситуация в сегменте морских перевозок предельно ясна – объемы и фрахты снижаются, причем по конкретным причинам.

«В данное время наблюдается сокращение объема морских перевозок в Балтийском регионе, и одновременно снижение ставок морских фрахтов со стороны морских линий. Оба процесса последовательно “идут вниз“.  Следует отметить, что на грузоперевозки, в том числе и морские, влияние оказывают рыночные изменения – общее сокращение потребления в европейских странах, применяемое Россией в отношении европейских товаров эмбарго, увеличение грузопотока в предпразничные дни. Следует не забывать и том, что часть грузов, которая направлялась в Российскую Федерацию через Прибалтику, в настоящее время идет морским путем через Владивосток и Новороссийск», — говорит Т. Брасюнас.

Представитель «Arijus» Д. Паулаускас порадовался тому, что на работу морского транспорта санкции со стороны и в отношении России особо не повлияли – несмотря на то, что предпосылки к тому были. «Запреты со стороны России на импорт некоторых продуктов особого влияния на морские перевозки в Балтийском регионе не оказали, потому что и до того основная часть грузов с температурным режимом перевозилась с помощью наземного транспорта. В данное время уже начинается “новогодний“ этап – соответственно, в грузопотоках импорта наблюдается подъем».

Морские перевозки подорожают, но в глазах грузоотправителей останутся по-прежнему привлекательными?

Д. Паулаускас довольно точно указал, насколько подорожают морские перевозки. Сомнений в том, что повышение цен произойдет, нет. Информация, поступающая от линейных морских операторов, позволяет предполагать, что цены повысятся примерно на 60- 70 евро / 20-футовый контейнер.

Но уже сейчас замечается и противоположное явление –услугами морских судов стали пользоваться те клиенты, которые раньше пользовались услугами других видов транспорта.

«Резко сократившийся объем перевозок грузов с температурным режимом (в том числе овощей и фруктов из Южной Европы), которые составляли основную часть автоперевозок, заставил перевозчиков поднять свои цены. Некоторые недорогие грузы – в частности, торф, древесина и т.д. – переориентировались на морские контейнеры. Этим обстоятельством, несомненно, обусловлено падение цен на перевозки импорта. Но как уже говорилось, до недавнего времени грузы с температурным режимом из Западной/ Южной Европы перевозились в основном наземными видами транспорта, поэтому значительных изменений в объемах морских перевозок произойти не должно».

Еще одна интересная тенденция, которую заметил Д. Паулаускас – контейнерные перевозки насыпных грузов: «В настоящее время в нашем регионе наблюдается тенденция к перевозкам насыпных грузов в контейнерах. До сих пор эта группа товаров перевозилась, как правило, на отдельно зафрахтованных судах. Но в связи с тем, что партии насыпных товаров уменьшаются, дополнительные возможности появляются у перевозчиков, занимающихся морскими контейнерными перевозками».

Морских грузов будет достаточно?

Рассуждая о тех грузах, которые могли бы оказаться в грузовых автомобилях, Т.Брасюнас и Д.Паулаускас порадовать автоперевозчиков какими-то особыми перспективами не могли.  Т. Брасюнас считает, что на объемы морских перевозок колеблющиеся цены повлияют минимально: «Низкая стоимость морской перевозки, в сравнении со стоимостью наземной перевозки, всегда будет преобладать над желанием перебросить морские грузы на сушу. Даже если морские перевозки подорожают, то в экономическом отношении перевозка грузов по морю все равно более выгодна».

Д.Паулаускас не исключил возможность того, что часть морских грузов достанется автоперевозчикам, но одновременно указал на бюрократов из Брюсселя, которые, собственно говоря, являются основными регулировщиками грузопотока: « В отношении наземного транспорта, морской транспорт объем европейского грузопотока “урезал“ довольно значительно. Если морские перевозки станут дороже, то было бы логично думать, что количество грузов, предназначенных для автотранспорта, должно увеличиться. Однако это идет вразрез с директивами ЕС, направленными на улучшение состояния окружающей среды. В них предусмотрено немало “стимулирующих“» мер для того, чтобы как можно больше грузов “перенести“ с автомобильных дорог на морской и железнодорожный транспорт».

В следующем году работы будет достаточно 

Заниматься прогнозом тенденций морских перевозок в будущем году нашим собеседникам было нелегко. Т. Брасюнас утверждает, что особых перемен быть не должно, однако работать тоже будет нелегко: «Можно сказать, что сектор морских перевозок будет продолжать сокращаться, так как это обусловлено общим снижением потребления. Маловероятно, что потребительская способность России и других стран СНГ резко упадет – скорее всего, изменения в этой сфере будут обусловлены санкциями в отношении России и ответными мерами с ее стороны. Несмотря на то, что окончание эмбарго будет означать оживление в секторе морских перевозок, кардинальные изменения, скорее всего, не произойдут».

С коллегой согласен и Д. Паулаускас. Он говорит, что будущий год будет нелегким, и как всегда – напряженным: «Начиная с 2009 года (мирового экономического кризиса), все последующие годы для судоходства не были легкими. Наоборот – они были полны вызовов и проблем, поэтому мы не надеемся, что в 2015 году работать будет легче или спокойнее».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 099
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 44
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 53
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 145
0