Стекломоющая жидкость для автомобилей: кто есть кто в Литве?

purvo stiklas

Выводы социологических опросов, анализирующих критерии, по которым люди выбирают и покупают зимнюю стекломоющую жидкость для автомобилей, говорят о том, что выбор водителей зависит от трёх вещей: указанной на жидкости температуры замерзания, цены и качества. С двумя первыми критериями всё более или менее ясно, но содержание определения «хорошее качество» до сих пор было примерно таким же понятным, как сочетание слов «гуманный паровоз». Почему? Потому, что не было никакой реальной возможности сравнить «рабочие» свойства различных продуктов.

Качество – это случайность?

Живиле Думчювене, технолог компании «Lesta», вспоминает неожиданно вспыхнувшую несколько лет тому назад дискуссию, поводом для которой послужили объявленные крупнейшими торговыми сетями конкурсы на поставки стекломоющей жидкости для автомобилей. Одним из условий было требование, чтобы продукция отличались «хорошими моющими свойствами». Когда участники конкурса стали выяснять, как заказчики намерены проверять и сравнивать свойства различных жидкостей, заказчикам пришлось признать, что единственным критерием сравнения может быть лишь утверждение производителей «честное слово – жидкость хорошая».

Специалисты «Lesta» решили поинтересоваться, как механизм качества контроля работает в таких странах со старыми автомобильными традициями, как Германия. Они очень внимательно изучили методику исследований и оборудование, используемое германской ассоциацией компаний по проведению техосмотра «Dekra».

IMG_7004

Выяснилось, что «Dekra» располагает действительно обширным набором физических и химических исследований. Германские специалисты считают, что при определении качества стекломоющей жидкости, нужно учитывать водородный показатель (pH). Сильнокислые (pH  0 – 1,9) или сильнощёлочные средства  (рН 11,6 – 14,0) обладают хорошими очищающими свойствами, но они могут стать причиной коррозии металлических поверхностей, расплавления пластмассовых деталей и высыхания резинок стеклоочистителей. Необходимо также обращать внимание на прозрачность стекломоющей жидкости. Если в закрытой упаковке жидкость кажется мутной, значит, химический состав продукта сбалансирован неправильно. Во время исследований также проводится специальный тест – специалисты называют его «температурным шоком». Во время теста образцы продуктов подвергаются температурному воздействию, когда их сначала подогревают, а затем охлаждают. При помощи смены температуры можно определить, насколько правильно подобрана химическая формула стекломоющего средства.

Другой немаловажный момент в исследованиях – определить, какое воздействие оказывает стекломоющая жидкость на поликарбонат. Во время этого теста пластиковые полоски нужно слегка изогнуть (чтобы создать в них напряжение), затем обработать стекломоющей жидкостью и накалить при высокой температуре.

Этот эксперимент очень наглядно иллюстрирует, что может произойти с автомобильными фарами, если их омывать агрессивными средствами. Поверхность фар становится матовой и покрывается таким большим количеством трещин, что лучи света не могут пройти через стекло фары так, как нужно, а это, в свою очередь, ухудшает видимость. Кроме того, такое состояние фар создаёт условия для ослепления водителей встречных автомобилей.

IMG_5233

Профессиональные исследования стекломоющих жидкостей должны ответить на вопрос, какой спирт, добавки и растворители входят в состав стекломоющих жидкостей. У каждого производителя есть свой рецепт производства, тем не менее, на любой продукции должно быть чётко указано, какие опасные для здоровья вещества входят в состав средства. К сожалению, очень часто этикетки продукции просто откуда-то копируются, а лабораторную проверку «коктейля» составляющих стекломоющей жидкости никто не проводит.

Естественно, в процессе производства возможны приятные случайности, когда удаётся подобрать такое сочетание химических веществ, которое на самом деле не причиняет вреда ни автомобильной краске, ни пластиковым поверхностям, ни резиновым деталям. Однако, такие средства вряд ли будут отличаться хорошими моющими свойствами. Просто хочется верить, что качественный продукт появляется потому, что производитель точно знает, что он делает и как делает, а не потому, что кому-то повезло. Иными словами, качество не может быть случайностью.

Экзаменатор – видеокамера

Если лабораторные исследования профессиональных химиков обыкновенным водителям могут показаться «высшей математикой», то с помощью специального стенда для проверки очищающих свойств стекломоющей жидкости, установленного в лаборатории «Lesta», можно получить ответ на один из главных вопросов – какая стекломоющая жидкость лучше всего очищает поверхность лобового стекла. Принцип работы этого оборудования, разработанного инженерами-физиками, заключается в следующем: в стенд устанавливается стеклянный образец, с помощью валика на него наносится слой грязи (это специальная смесь, состоящая из жиров, нефтепродуктов, образцов грунта и т.д.). Над тестируемой стеклянной поверхностью находится источник излучения света, под ней – видеокамера, подключённая к компьютеру. Видеокамера в дуэте с компьютером фиксирует, сколько раз стеклоочистители должны дотронуться до загрязнённой стеклянной поверхности, на которую впрыскивается стекломоющая жидкость, пока поверхность не станет относительно чистой, а видимость более или менее «хорошей». Этот испытательный стенд исключает любую ошибку или «человеческий фактор», поэтому каждая проверяемая жидкость получает вполне объективную оценку.

IMG_6950 - Kopija

Для более высокой точности, эксперимент на стенде проводится два раза. Перед каждой серией проводится очистка стекла до идеального состояния и перекалибровка видеокамеры. Замена резинок стеклоочистителей проводится каждые три испытательные серии.

«Откровенно говоря, в некоторых случаях различия качественной и некачественной стекломоющей жидкости можно определить невооружённым глазом: жидкость с „правильным“ химическим составом делает стекло прозрачнее с каждым взмахом стеклоочистителей, а некачественная жидкость оставляет на поверхности стекла жировую плёнку, так как после испарения спирта, другие составляющие не могут удалить грязь», –отмечает Ж. Думчювене.

В масштабном исследовании – неожиданные результаты

Вооружившись всем необходимым оборудованием, позволяющем проверить различные параметры свойств стекломоющей жидкости, специалисты «Lesta» решили сравнить свойства всей продукции, которую можно найти на литовском рынке. Они отправились в крупнейшие торговые сети, станции АЗС и специализированные магазины, и купили там 13 различных образцов от 9 производителей.

IMG_7089

«Один продукт нас приятно удивил – судя по егорозничной цене, мы были полностью уверенны, что за такие деньги даже чисто теоретически невозможно изготовить качественный продукт. Однако, основные „экзамены“ он сдал без особых проблем. С другим продуктом всё было наоборот – если честно, то мы испугались, потому что жидкость, обозначенная как „зимняя стекломоющее средство“, по своему составу была близка к чистому метанолу, а на упаковке не было никаких предупреждений о том, что этот продукт опасен для здоровья», – говорит технолог «Lesta».

Транспортники играют с огнём

Директор «Lesta» Миндаугас Станкявичюс, комментируя особенности литовского рынка, обратил внимание на то, что даже транспортные профессионалы при выборе стекломоющей жидкости руководствуются одним-единственным критерием.

«К сожалению, лишь небольшая часть транспортных компаний покупает качественные продукты. Как правило, это компании с иностранным капиталом, или компании, деятельность которых связана с пищевой промышленностью. К приобретению стекломоющей жидкости эти компании относятся более ответственно, чем другие. Большинство перевозчиков интересует только цена. Как жидкость будет очищать стекло, не причинит ли она вред здоровью водителя – никого не волнует. Такой подход очень удивляет, потому что в общих эксплуатационных расходах часть средств, выделяемых на покупку стекломоющей жидкости, измеряется в центах. Очень жаль, что транспортные компании считают, что стелкомоющая жидкость –это мелочь, на которую не стоит обращать внимания», – говорит М. Станкявичюс.

IMG_8590

О том, насколько прагматичны крупнейшие транспортные компании, говорит тот факт, как они относятся таре, в которой будет поставляться стекломоющая жидкость. Большинство руководителей компаний хотят, чтобы жидкость поставлялась в пластиковых кубах или бочках – при таком объёме закупок можно не только договориться о привлекательной цене, но и не думать, куда сбывать пустые маленькие бачки.

«Советую обратить внимание ещё на одну деталь: те компании, которые используют жидкости, в составе которых более 10 проц. метанола, должны иметь соответствующие разрешения – документы, подтверждающие, что транспортная компания знает, как складировать и хранить токсичные вещества, что сотрудники компании, имеющие непосредственный контакт с такими веществами, прошли специальное обучение. Насколько мне известно, таких разрешений нет не у одной транспортной компании и ни у одного автосервиса, занимающегося разливом метанола или его концентратов. Причём автосервисы даже не предупреждают своих клиентов о том, какой побочный эффект для здоровья может вызвать такая услужливость», – говорит руководитель «Lesta».

Собеседник подчеркнул, что к разговорам о том, что конструкция кабины грузового автомобиля и её аэродинамические свойства якобы снижают риск отравиться парами метанола, он относиться довольно скептически.

«Теоретически, ни в один салон автомобиля не должны попадать вредные для организма вещества. Практически, нередко бывает так, что при заполнении бочка для стекломоющей жидкости она проливается, фильтры не всегда выполняют свою функцию, поэтому риск для здоровья всё же существует. Любой контакт метанола с кожей может иметь весьма неприятные последствия», – предупреждает М. Станкявичюс.

С подробными результатами исследований можно ознакомиться по ссылке: Plovikliu tyrimai_2015_OK_rusiskas_final

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 099
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 44
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 52
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 144
0