Как застраховаться от возможного ущерба во время погрузки и разгрузки

foto loading

Один из этапов перевозки груза — его погрузка в транспортное средство и разгрузка на месте назначения. Во время погрузки могут произойти различные инциденты: груз может быть поврежден или уничтожен, груз может повредить автомобиль или другое имущество, находящееся на месте погрузки, и т.д. Транспортному сектору предлагаются различные виды страхования: Каско, CMR страхование, страхование гражданской ответственности предприятий, страхование грузов и другие. В этой статье рассмотрим распределение ответственности в процессе погрузки и меры страхования, помогающие управлять вышеуказанными рисками.

Границы ответственности перевозчика

Погрузку и разгрузку груза, как правило, производит грузовладелец или компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные услуги.

По словам Виталиюса Палиониса, ведущего специалиста по страхованию морских рисков и рисков перевозок филиала компании «BTA Insurance Company SE» в Литве, ответственность перевозчика — безопасно доставить груз. Ответственность перевозчика начинается с того момента, когда груз погружен в транспортное средство и подписаны все документы на перевозку груза. Тем не менее, представитель перевозчика должен принимать участие и в процессе погрузки — не только проверяя количество груза, его упаковку и т.п., но и его правильное расположение в транспортном средстве (например, правильное распределение нагрузки на оси) и закрепление.

Ответственность перевозчика начинается с момента, когда груз погружен в транспортное средство и подписаны соответствующие документы, начинается тот этап перевозки, на котором действует CMR страхование перевозчика. Считается, что начата процедура перевозки согласно CMR Конвенции, и начинает действовать CMR страховка, которая обычно не распространяется на процесс погрузки.

В отдельных случаях, когда в конкретном договоре на перевозку указано, что погрузочные работы должен производить перевозчик, у перевозчика появляются дополнительные риски. Он может от них застраховаться, оговорив со страховой компанией расширение условий CMR страхования для дополнительной страховой защиты от рисков, которые могут возникнуть в процессе погрузки. Это условие должно быть указано в договоре перевозчика о CMR страховании.

Кроме того, заключая договор о CMR страховании, следует обратить внимание на то, что большинство страховых компаний в правилах CMR страхования ограничивают действие страховой защиты определенной территорией. В том случае, если груз погружается или разгружается за пределами указанной территории, страховая защита не распространяется на всю перевозку. Поэтому перевозчик, заключающий конкретный договор о CMR страховании, должен оговорить со страховщиком все условия перевозки.

Каско

Другая область страховых случаев, из-за которых перевозчик может понести убытки — повреждение транспортного средства во время погрузки. Как правило, перевозчики свои тягачи и полуприцепы застраховывают страхованием Каско. Но этот вид страхования ущерб перевозчика покрывает не во всех случаях.

В правилах страхования Каско большинства страховых компаний, работающих в Литве, отмечается, что случаи, возникшие в процессе погрузки груза (а также его разгрузки) в застрахованное транспортное средство считаются не страховыми. Страховая компания ущерб, нанесенный транспортному средству в таких обстоятельствах, покрывать не будет.

Но поскольку Каско является добровольным видом страхования, то договаривающиеся стороны — страховщик и страхователь — имеют право включить в страховой договор оговоренные сторонами условия и исключения. Если перевозчик думает, что для него актуально страхование транспортного средства в процессе погрузки, он должен договориться об этом со страховой компанией, которая отметит это условие в договоре.

Если такой случай происходит, то для возмещения своих издержек страховая компания будет обращаться к признанному прямым виновником лицу (физическому или юридическому), требуя у него выплату за причиненный ущерб. Бывают ситуации, когда установить виновника невозможно. Но и в таком случае Каско покроет убытки — естественно, если в конкретный договор о страховании Каско включено условие о его действии в процессе погрузки и разгрузки.

Страхование рисков грузовладельца

Гинтарас Лешчинскас, специалист ассоциации «Linava» по вопросам страхования, утверждает, что естественно, что для грузовладельца не только на этапе перевозки, но и в процессе погрузки и разгрузки, наиболее актуальный вид страхования — страхование груза. Страхование груза — это вид добровольного страхования, который распространяется на грузы, перевозимые различными видами транспорта в Литве и за рубежом. Можно застраховать конкретный груз или заключить долгосрочный договор на страхование всех грузов, которые будут перевозиться во время действия договора. Грузы можно страховать от всех возможных или от избранных рисков. Обычно страхование груза организует грузовладелец. При заключении такого договора следует обратить внимание на то, чтобы страховая защита действовала на процессы погрузки и разгрузки, со страховщиком нужно обсудить основные нюансы, связанные с перевозкой, такие как: место погрузки и разгрузки, начало действия страховой защиты, режим транспортировки груза, маршрут перевозки, тип транспорта и т.д.

Добровольное страхование грузов становится все более популярным видом страхования среди литовских грузовладельцев. По мнению Г. Лешчинскаса, взносы за такое страхование относительно небольшие, в то время как риск, который на себя берет страховая компания, велик. Те предприятия, которые нацелены на долгосрочную деятельность, думают об этом способе снижения риска и страхую грузы. Или настоятельно требуют, чтобы перевозчик был застрахован страхованием своей гражданской ответственности (CMR). Несомненно, страхование груза охватывает более обширную область риска грузовладельца. Есть определенные ситуации, в которых страхование груза является единственной возможностью, подходящей для снижения рисков предприятия. В качестве примера рассмотрим случай, когда груз предприятия перевозится на собственном транспорте из одного подразделения предприятия в другое. В этом случае страхование гражданской ответственности не действует — оно применяется тогда, когда груз перевозиться на наемном транспорте (транспорте перевозчика). Таким образом, в данном случае решением может быть страхование груза.

Страхование гражданской ответственности предприятия

Еще один актуальный вид страхования, позволяющий застраховаться от ущерба во время погрузки и разгрузки — страхование гражданской ответственности предприятия. Например, если при погрузке груз повреждает грузовик или другое имущество, то этот ущерб попадает в область страхования гражданской ответственности, и ущерб покрывает страховка гражданской ответственности предприятия. Таким видом страхования от возможных потерь может застраховаться предприятие, выполняющее погрузочно-разгрузочные работы.

В заключение можно обобщить, что во время погрузки и разгрузки рискует и перевозчик, и грузовладелец, и предприятие, выполняющее погрузочно-разгрузочные работы. Каждому из них подходят разные виды страхования: перевозчику — CMR страхование и Каско, грузовладельцу — страхование груза, а предприятия, предоставляющие услуги по погрузке и разгрузке, могут воспользоваться страхованием гражданской ответственности.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 105
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0