Литовская таможня: ситуация на границе стабилизируется

dyzel_VTM_04_02

Вот уже второй месяц сотрудники литовской таможни на постах пограничного контроля требуют у водителей грузовых транспортных средств письменно декларировать ввозимое топливо. С вступлением в действие этого требования, на границе значительно увеличились очереди. Въезжающим из Беларуси в Литву водителям грузовых автомобилей в очередях приходится проводить по 2 суток. Перевозчики стали винить таможню в ненадлежащей организации работы в условиях нового порядка.

Перевозчики жалуются на то, что простои на белорусско-литовской границе становятся невыносимыми. По данным ассоциации «Linava», сроки перевозки грузов в Беларусь и Россию стали одинаковыми и длятся до 8 суток. Пробег транспортного средства в месяц, как и доходы, сократился на 30%.

Дарюс Мотуза, менеджер индивидуального предприятия Аудрюса Ластаускаса, говорит, что в настоящее время сложно планировать работу предприятия, потому что никто не может быть уверен, сколько времени автомобиль задержится на границе. «Перевозчикам трудно работать, потому что они не всегда могут точно планировать свое рабочее время. Клиенту тоже не можем ничего пообещать. У нас, например, был постоянный клиент в Минске, мы туда отправлялись каждую неделю. Сейчас один автомобиль не успевает за неделю отвезти груз и вернуться с другим грузом обратно. Успел бы только в том случае, если бы возвращался пустой. Вместо 2 рейсов делаем 1», — говорит он.

Собеседник отмечает, что пропускная способность границы уменьшилась после того, как на таможенных постах было введено требование заполнять декларации. Кроме того, во время кризиса штат сотрудников таможни был сокращен. В данное время грузопоток достиг докризисного уровня, но число сотрудников таможни не увеличилось. «Сейчас у таможенников работы больше, но штат не увеличился. Думаю, что таких проблем могло и не быть, если бы на постах всегда работало больше людей. Раньше пропускная способность была лучше. Кроме того, перед новогодними праздниками потоки были намного больше. В настоящее время бума перевозок ведь нет, машин в пути меньше. Если и дальше работа будет идти в таких темпах, очереди еще возрастут», — говорит Д. Мотуза, представитель индивидуального предприятия Аудрюса Ластаускаса.

Очереди — вот уже второй месяц

Вот уже второй месяц на границе с Беларусью постоянно стоят большие очереди грузовых автомобилей, ожидающих въезда в Литву.

После того, как 14 февраля было введено обязательное письменное декларирование ввозимого топлива, водители грузовых автомобилей начали застревать на границе. 17 февраля на ППК «Котловка» со стороны Беларуси в очереди находилось 200 грузовых машин, в «Бенякони» — 300, а в «Каменный Лог» — 400 грузовых автомобилей.

Сегодня ситуация улучшилась, но в очередях по-прежнему стоят сотни автомобилей. В «Котловке» находятся 120 машин, в «Беняконях» —150, в «Каменном Логе» — 160, а на ППК «Привалка» — 250 грузовых автомобилей.

Ассоциация «Linava», анализируя обстановку на пунктах пограничного контроля, заметила, что ситуация на дорожных постах в Мядининкай и Лаворишкес стала еще сложнее. Пропускная способность дорожного поста в Мядининкай в марте была лишь 70%, а в Лаворишкес — 60% установленной. Это было очевидно из ежедневной информации о пропускной способности постов, которую на своих сайтах объявляли Таможня Литвы и Служба пограничного контроля Беларуси, размещая информацию об очередях на границе.

В связи с ухудшением ситуации на пунктах пограничного контроля, находящихся на белорусско-литовской границе, в ассоциацию «Linava» поступают запросы и от национальных ассоциаций перевозчиков других стран, и от международного союза автомобильного транспорта IRU.

И все-таки нынешний порядок для перевозчиков в любом случае более приемлем, чем меры, которые широко обсуждались несколько месяцев назад. Тогда перевозчики опасались того, что власти ограничат ввоз топлива для перевозчиков из Литвы и других стран ЕС. Узнав о таких планах Правительства, перевозчики стали сопротивляться этой инициативе. Такое решение могло бы снизить конкурентоспособность литовских перевозчиков в отношении перевозчиков из восточных стран, а также ослабить их позиции на международных рынках. Кроме того, привлекательность Литвы, как транзитной страны, тоже бы уменьшилась.

Ситуация будет улучшаться?

По данным Департамента таможни, до того, как было введено обязательное письменное декларирование топлива, было подсчитано, что таможенные процедуры займут немного больше времени, на границе увеличатся очереди грузовых автомобилей. Но ситуация понемногу стабилизируется, у водителей появляются навыки декларирования ввозимого топлива. От отдельных перевозчиков в таможню поступили жалобы по поводу увеличения очередей на границе, но так бывает почти всегда, когда начинают применяться какие-либо новшества. Винить только лишь усиленный контроль топлива в создавшейся ситуации никак нельзя, потому что Беларусь все еще проводит дезинфекцию прибивающих в страну транспортных средств. На границе с Россией очередей нет.

Как ведутся проверки

Напоминаем, что с 14 февраля этого года водители обязаны заполнить и предъявить таможенному учреждению, находящемуся на въезде в Литву, специальную форму декларации. В нее должны быть внесены показания одометра, указана вместимость топливного бака, вид топлива (кроме газа) и его количество. Декларацию, заверенную таможней (ее 2-ой экземпляр) водители обязаны иметь при себе во время всей поездки, пока в транспортном средстве используется ввезенное в Литву на льготных условиях топливо.

Бланк-декларации-пассажира-на-русском-языке

Бланк-декларации-пассажира-на-литовском-языке

Бланк-декларации-пассажира-на-английском-языке

Ввозимое в Литву топливо, находящееся в топливных емкостях транспортного средства, не может быть использовано в другом транспортном средстве за исключением того, в котором оно было ввезено. Его нельзя сливать и хранить на складах. Сливать топливо можно только в исключительных случаях, когда транспортному средству требуется срочный ремонт. О таких случаях нужно немедленно сообщить в ближайшее таможенное учреждение. Топливо нельзя передавать третьим лицам бесплатно или за вознаграждение.

Правильность задекларированного количества топлива таможенники проверяют выборочно, принимая во внимание критерии риска. Если сотрудники таможни обнаруживают, что ввезенное на льготных условиях топливо было использовано незаконно (установлены случаи сливания топлива), то недостающее количество топлива облагается акцизом и НДС.

Результаты проверок

С начала письменного декларирования топлива сотрудники таможни установили почти 750 случаев нарушения правил перевозки топлива. Чаще всего водители предоставляют неверные данные о количестве топлива, или топливо перевозится в нестандартных емкостях. Также были установлены случаи возможного сливания топлива при выезде транспортного средства из страны. Наблюдаются факты, когда некоторые водители, с целью избежания проверки, из Литвы в Беларусь возвращаются через Польшу или Латвию. Однако проверки на литовско-польской и литовско-латвийской границах осуществляют мобильные группы сотрудников таможни. Таможенники выявили несколько случаев, когда при выезде из Литвы топливный бак грузового автомобиля был наполнен не задекларированным дизельным топливом, а водой.

С начала усиленного контроля на ввозимое топливо до 1 апреля на таможенных постах за нарушение правил перевозки топлива собрано 246 тыс. литов платежей.

Департамент таможни утешает, что очереди на границах уменьшаются и ситуация стабилизируется. Но, несмотря на то, что очереди сократились, они все еще остаются очень длинными. Это «бьет по карманам» перевозчиков — месячный пробег транспортно средства и доходы сократились на 30%. Кроме того, перевозчикам сложно планировать рабочее время.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 104
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 147
0