Негабаритные грузы – радости или заботы? (часть 1)

14547
В настоящее время, когда транспортные фирмы находятся на грани выживания, представители фирм негабаритных грузовых тоже отмечают уменьшение объёмов. Немалое влияние на них оказало то, что значительно уменьшилось количество строительных, инфраструктурных, промышленных объектов. Хотя перевозчики и получают больше запросов на логистические услуги, увеличения осеннего грузопотока нет. Проводится большое количество подсчётов для перевозок негабаритных грузов, однако, на самом деле производится лишь 10-20% таких перевозок. Увы, большая часть проектов так и остаётся на бумаге.
 
 

Негабаритные и тяжеловесные грузы

 

На сайте Государственной дорожно-транспортной инспекции (VKTI) указано, что разрешения на проезд по дорогам государственного значения для крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства выдаются только для перевозки неделимых грузов и только в том случае, если нет возможности или нецелесообразно их перевозить транспортными средствами других видов. Негабаритными грузами можно назвать такие грузы: столбы и крылачи ветряных мельниц, железобетонные конструкции, трубопроводы, краны, турбины электростанций и пр. Такие грузы как древесина, гравий, щебень и пр., не являются негабаритными или тяжеловесными грузами, однако, большую часть нарушений делают именно перевозчики, которые эти «неделимые» грузы перевозят по дорогам, зачастую превышая допустимый вес. Разрешения на перевозку негабаритных и (или) тяжеловесных грузов выдаются в 5 департаментах VKTI – в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Шяуляе и Паневежисе.


В тех случаях, когда грузы очень тяжёлые (по несколько сотен тонн) или значительно превышаются предельные параметры, маршрут приходится согласовывать со множеством организаций: Институтом исследования транспорта и дорог в Каунасе, который подготавливает специальный проект для перевозки конкретного груза, Дирекцией автомобильных дорог Литвы, службами электросетей каждого региона, в отдельных случаях и с соответствующей службой Железных дорог Литвы. Так же может возникнуть необходимость насыпать дополнительную насыпь, чтобы транспортное средство могло развернуться и т.д. Это отнимает много времени и денег.


Поговорим с…


Айдас Даучюнас, директор ЗАО „Baltijos mylia“, которая была основана в 2005 году и специализируется исключительно на перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов рассказывает:  «Мы наблюдали за резко растущей потребностью перевозить негабаритную строительную и сельско-хозяйственную технику на территории Литвы. В то время не на чем было её транспортировать, поэтому мы создали специализированную компанию. У нас есть и собственные транспортные средства, однако, в этом сегменте бизнеса кооперация неизбежна, так как транспорт очень специфический.   Поэтому в Западной Европе специализируются на перевозках негабаритных грузов разных видов и создают мини ассоциации фирм с такими узкими специализациями.  У ассоциации, как правило, есть общая телефонная линия, один диспетчерский отдел. Таким образом уменьшают расходы членов ассоциации и полностью удовлетворяются потребности клиентов». Фирмы, занимающиеся этим бизнесом, по большому счёту обязаны кооперироваться и в Литве, так как если заказчик не получит полный пакет услуг у литовцев, обязательно найдётся немецкая, польская или фирма другой страны, которая перехватит заказ. Несомненно, многое зависит от транспортного средства и местонахождения груза. У фирмы, транспортное средство которой будет находится ближе к грузу, будет конкуретное  преимущество.


А. Даучюнас говорит, что свою деятельность им пришлось расширять и за пределами Литвы. «Работать только на внутреннем рынке стало накладно как из-за сложного получения разрешений на ввоз таких грузов, так и больших ценах разрешений. Кроме того, по словам собеседника, немало перевозчиков избегают покупки таких разрешений, и таким образом ситуация на рынке искажается.  Тот факт, что нарушений немало, подтверждают и статистические данные Государственной дорожно-транспортной инспекции, которые публикуются на интернет сайте этого учреждения
www.vkti.gov.lt.


Директор „Baltijos mylia“ подчёркивает, что для того, чтобы не потерять заказчика, приходится организовать перевозку не только негабаритных грузов, но и перевозку обычных грузов, предназначенных для конкретного проекта. Специфика перевозки негабаритных грузов такова, что перевозчиков чаще всего ищут производители оборудования или экспедиторы стран производителей. Они сотрудничают с транспортными и экспедиционными фирмами в Литве, а те, в свою очередь, нанимают перевозчиков негабаритных грузов. Это происходит потому, что покупатель обычно покупает полный пакет услуг, например, не только перевозку негабаритного груза, но и строительство объекта, для которого предназначен груз, монтировки и запуска оборудования.


На вопрос, планирует ли их фирма участвовать в проекте новой атомной электростанции,  А. Даучюнас ответил, что обязательно будет участвовать, если только появится такая возможность, однако, на данный момент он видит больше планов и разговоров, чем реальных дел. Если стройка начнётся, появятся самые большие и впечатляющие проекты логистики. Ближайший фронт работы, связанных с перевозкой негабаритных грузов, работы по реконструкции Тепловой элекстростанции Электренай.

 

Есть ли в этом бизнесе место для малых фирм?


Собственник небольшой фирмы ЗАО „Teodor transport“ Теодор Дуновски рассказывает: «Хоть у нас нет собственного транспорта для перевозки негабаритных грузов, мы предоставляем все связанные с этим услуги – заказываем соответствующие транспортные средства, обеспечиваем нужными разрешениями не только в Литве, но и в Европе. Уже два года сотрудничаем с партнёрами в Польше, которые специализируются на перевозках таких грузов по всей Европе. Для автомобилей партнёров организуем как частное, так и полицейское сопровождение». Обычно Т. Дуновски выбирает долговременные проекты, которые продолжаются в течение нескольких месяцев, а иногда и полгода или больше. Несколько известных объектов, в которых участвовала его фирма – перевозка конструкций для стройки южного окольного пути, реконструкции работ моста Лаздинай, перевозка турбин из Франции на Каунасскую гидроэлектростанцию и пр. Поэтому он хорошо знаком со спецификой получения разрешений для перевозки таких грузов.

Цены разрешений


В сущности, существующий на данный момент порядок давно устарел и требует основательных изменений. Даже в такой стране, как Белоруссия, порядок выдачи разрешений на негабариты проще, чем в Литве.  По сравнению с Латвией и Эстонией, Литва выглядит отстающим в этом вопросе государством.


Очевидная и наиболее заметная разница – цена разрешений, которую составляет государственная пошлина на выдачу самого разрешения (50 или 100 Лт) и налог на проезд по дорогам государственного значения. Например, за перевозку груза, высота которого составляет 3,5 м, ширина – 3,5 м, длина 10 м, а вес – 35 тонн, на территории Литвы за 100 км придётся заплатить 850 лт плюс 50-100 лт за выдачу самого разрешения, т.е 900 лт/100 км. Для сравнения, проезд через территорию всей Латвии (от Литвы до эстонской границы около 200 км)  будет стоить примерно 50 долларов США (около 120 лт) или 60 лт/100 км.  В Эстонии цена такого разрешения составит примерно 85 евро (около 300 лт ) или 150 лт/100 км. Такое очевидное различие цен совсем не способствует перевозкам негабаритных грузов через Клайпедский порт и территорию Литвы, скорее наоборот – заставляет заказчиков выбирать порты соседних стран. Даже в Германии, которая не является самой дешёвой страной, выдача разрешения стоит около 150 евро (примерно 520 лт) и не зависит ни от самого груза, ни от расстояния, которое он пройдёт по територии Германии. Похожий порядок действует во Франции и Испании.


«Из Алитуса на завод биотоплива в Пасвалисе нашей фирме пришлось перевозить резервуары диаметром 5,4 метра», — делился опытом А. Даучюнас. Высота погруженного транспортного средства составила почти 6,3 метра, поэтому проезд под большинством виадуков стал невозможен. Длина прямого маршрута составила 220 км, а на самом деле груз пришлось везти целых 350 км. С
пециалистам компании удалось спланировать перевозку так, чтобы избежать проезда под низкими виадуками, конструктивными дорожными частями, демонтажа устройств разметки и освещения. Пришлось лишь поднять электрические провода. Цена разрешения составила 2600 лт за одну перевозку плюс дополнительная оплата полицейского сопровождения. В этом случае были превышены только допустимые параметры, а вред дорожному покрытию наносился такой же, как обычно, так как масса загруженного соединения не превышала 40 000 кг. Несмотря на это, цена разрешения составила немалую часть

себестоимости перевозки груза.  


Срок выдачи разрешений


На данный момент в Литве установлены максимальные
срок для выдачи разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов  — 5 или 20 (если нужно согласование) рабочих дней. По словам предствителей Государственной дорожно-транспортной инспекции, реальный срок выдачи разрешений зависит от трудовой нагрузки, и обычно разрешения выдаются в тот же или следующий рабочий день, если не требуется обязательное согласование с Дирекцией автомобильных дорог Литвы. В том случае, когда параметры и общая масса груза превышаются незначительно, а нагрузка на ось не превышается или превышается не много, разрешения должны выдаваться в тот же день, считает А. Даучюнас. Увы, на данный момент этого никто не может гарантировать. Практика показывает, что всегда найдутся перевозчики, которые согласны везти такие грузы, нарушая закон и рискуя получить наказание. Перевозчики утверждают, что таким образом они уменьшают себестоимость перевозки, более эффективно конкурируют на рынках экспорта древесины, кроме того, меньше загрязняется окружающая среда и т.д.

 

На данный момент формы заявки на разрешение можно получить на сайте VKTI, их можно заполнить на компьютере и отправить по факсу. Однако, забрать готовое разрешение можно только в VKTI. В ближайших планах VKTI – полное перемещение одноразовых разрешений в электронное пространство. После осуществления этого проекта больше не понадобится ехать не понадобится тому, кто запрашивает разрешение, а осуществлять проект будет VKTI. Собственник ЗАО „Teodor transport“ T. Дуновски приветствует такую инициативу и надеется, что она будет осуществлена как можно быстрее. Это поможет перевозчикам уменьшить расход времени и средств, а так же упростит работу VKTI. «Такой порядок уже не первый год успешно действует в Латвии, Германии, Чехии, Словакии, Франции и т.д. Так же как и в Литве, оригинальные разрешения при перевозке негабаритных грузов требуют показать в Польше и Венгрии», — говорит Т. Дуновски. Самая сложная ситуация в Италии, Испании и Португалии. В этих странах разрешения на перевозку негабаритных грузов приходится ждать до 8 недель, и обязательно наличие оригинала разрешения.


Оплата разрешений


Перевозчики радуются, что пару лет назад в Государственной дорожно-транспортной инспекции были установлены аппараты для карточек оплаты, и за разрешения можно рассчитаться на месте. По словам представителей инспекции, физических лиц, желающих рассчитаться наличными, немного, поэтому содержать отдельную кассу для такой оплаты было бы накладно.  Копии банковского поручения с оригинальной банковской отметкой не требуются, так как у VKTI есть возможность воспользоваться данными Государственной налоговой инспекции  (кроме тех случаев, когда поручения фирмы делают уже после обновления данных Государственной налоговой инспекции, которыми и пользуются работники Государственной дорожно-транспортной инспекции, проверяя расчёты).


Сопровождение транспортных средств и грузов


В странах Балтии, Польше, Германии и многих других странах Европы обязательно транспортное сопровождение, если габариты груза превышают определённые параметры. Например, в Латвии, частное (проводимое не полицией, а самой транспортной фирмой или частными службами охраны) сопровождение назначается в том случае, если ширина транспортного средства с грузом составляет более 3,5 м и (или) длина более 24 м. Полицейское сопровождение назначается, если ширина более 4 м и длина более 30 м. В Германии частное сопровождение назначается, если ширина более 4,4 м, длина более 27 м, а общая масса составляет более 70-74 т. Полицейское сопровождение назначают институции, выдающие разрешения на перевозку негабаритного груза, оценив опасность перевозки, однако, этим не злоупотребляют. Полицейское сопровождение назначается в том случае, если в этом есть необходимость. В разрешении обычно указывается и то, какую задачу выполняют полицейские (где выехать на встречную полосу, какими отрезками пути ехать и т.д.). Чаще всего полицейское сопровождение назначается для выезда из города. Полицейское сопровождение не требуется при перевозке груза по автомагистралям, в этом случае безопасность осуществляют автомобили личного сопровождения. В Эстонии и Польше действуют похожие законы.


Согласно порядку, который действует в Польше на сегодняшний день, при перевозке груза на территории этого государства, сопровождение одного частного автомобиля необходимо, если ширина груза более 3,2 м, сопровождение двух частных автомобилей, если ширина более 3,6 м. Это требование вполне понятно, если учесть интенсивность движения и состояние дорог в Польше. Ориентировочные цены частного сопровождения в Латвии, Эстонии, Польше — 0,7–0,8 EUR/км, в странах Западной Европы — 0,9–1,8 EUR/км. Точную цену сопровождения определяет конкретный груз, маршрут и расстояние, по которому его повезут, а так же вид сопровождения. Во многих странах Западной Европы регламентировано несколько видов частного сопровождения, которые зависят от сложности грузов и опасности, которую они представляют дорожному движению.
В Литве полицейское сопровождение обязательно во всех случаях, когда длина транспортного средства с грузом или без составляет 24-25 м, а ширина – 3,5–4,0 м. Мы считаем, что в тех случаях, когда данные параметры превышаются незначительно, достаточно было бы воспользоваться частным сопровождением (обученных работников транспортных фирм, а так же специально подготовленных частных охранных фирм). «Увы, в Литве вообще не существует установки требования частного сопровождения. Мы делаем это по собственной инициативе или по просьбе заказчиков, принимая во внимание маршрут, сложность груза, возможные опасности и т.д.», — о сложностях говорит собеседник. С коллегой согласен и Т. Дунковски: «В Польше обязательное полицейское сопровождение необходимо только в том случае, когда максимальная ширина состава превышает 4,5 м и (или) длина превышает 30 м и груз перевозится не по автостраде». Он предлагает ввести похожий порядок и в Литве.

 

Нехватка культуры вождения на дорогах Литвы вызывает опасность при перевозке негабаритных грузов, полицейское сопровождение снижает эту опасность. С другой стороны, если бы в Литве было узаконено и регламентировано частное сопровождение, которое практикуется на западе, в большинстве случаев помощь полиции не требовалась бы. Полиция сопровождала бы транспортные средства только в тех случаях, когда необходимо останавливать движение, ехать по встречной полосе и в других экстремальных случаях.


Согласно существующему на сегодняшний день порядку, негабаритный груз без сопровождения полиции можно везти только днём. Это мотивируется тем, что в дневное время видимость на дорогах лучше. Директор ЗАО „Baltijos mylia“ утверждает, что этот порядок плохой, так как при перевозке  грузов ночью опасность меньше из-за менее интненсивного движения. Важно лишь верно отметить грузы и сопровождающие автомобили.


Требования для сопровождающих автомобилей


В Латвии к сопровождающим автомобилям большие требования не предъявляются. Нужна лишь связь с водителем и маячки жёлтого цвета, поэтому перевозчики могут сами сопровождать свои автомобили с грузами. В Польше так же достаточно гражданского автомобиля, которым управляют обученные гражданские лица. Он должен быть оформлен согласно правилам дорожного движения и обеспечен соответсвующим оснащением (маячки оранжевого цвета, рация, например, та, которая используется водителями — дальнобойщиками, наружные громкоговорители и пр.). Одно из обязательных требований в Польше – водитель сопровождающего автомобиля должен владеть польским языком. В Германии право сопровождать грузы с определёнными габаритами есть у автомобилей, которые обеспечены специальными устройствами, а экипаж должен прослушать специальные курсы и быть обучен правилам поведения в экстремальных ситуациях. Одно лишь оборудование, предназначенное для такого автомобиля, в Германии стоит около 30 000 евро (~ 100 тыс. лт). На территории Германии услуги сопровождения могут предоставлять не только те транспортные средства, которые зарегистрированы в Германии, но и зарегистрированные в Литве или любом другом государстве ЕС,  если персонал и специальное оборудование соответствует требованиям.

 

***Продолжение следует…***


ФОТОГАЛЕРЕЯ (фотографии предоставлены "Baltijos mylia")
 
 
   
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 104
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 147
0