Перевозчики принимают на работу всё больше иностранных водителей

12075

В последнее время ведутся активные дискуссии по вопросу нехватки водителей дальних рейсов. Перевозчики утверждают, что водителей действительно не хватает, поэтому они принимают на работу водителей из-за рубежа. Литовский профсоюз водителей в свою очередь уверяет, что необходимо увеличивать зарплаты водителям, а нанятым из третьих стран водителям платить не меньше, чем литовцам.

Спрос превышает предложение

По утверждению Международной ассоциации перевозчиков IRU, перевозчики во всём мире сталкиваются с проблемой нехватки работников, поэтому Ассоциацией была подготовлена специальная резолюция, побуждающая правительства всех стран делиться информацией о позитивных аспектах работы транспортного сектора и возможностях трудоустройства, а также призывающая обеспечить эффективную подготовку водителей. IRU не одобряет трудоустройство водителей-граждан иностранных государств.

Данные Биржи труда Литвы (БТЛ) свидетельствуют о том, что спрос на водителей превышает предложение. В январе-мае 2013 г. было зарегистрировано 3537 вакансий для водителей дальних рейсов, что на 37% больше, чем за соответствующий период прошлого года. На сегодняшний день на Бирже труда открыто 655 свободных рабочих мест по этой специальности.

Соискателей на эту должность значительно меньше. За первых 5 месяцев 2013 года в территориальных биржах труда зарегистрировалось 150 водителей-международников.

На работу принимаются иностранцы

За первые 5 месяцев 2013 г. иностранцам было выдано 1435 разрешений на работу международными перевозчиками. Это на 141 разрешение больше, чем в минувшем году.

Представители транспортных компаний говорят, что трудоустройство иностранных водителей – неизбежная мера, так как своих водителей в Литве недостаточно. Исполнительный директор ЗАО «Schenker» Эдмундас Даукантас отмечает, что Литва является участницей глобального рынка, а транспортный сектор должен быть интернациональным. «Литовских водителей берут на работу заграницей, точно также литовские предприятия имеют право трудоустраивать водителей других национальностей. В Литве количество населения не увеличивается, а транспортный рынок растёт, и очевидно, что рабочей силы не хватает. Другой аспект связан с конкуренцией. Перевозить груз в Казахстан лучше получится не у литовского, а у казахского водителя, который поедет к себе домой, будет общаться на родном языке и знать местную культуру, традиции. А в Литве многих интересует лишь дешёвая рабочая сила. Хотя я знаю такие случаи, когда литовские перевозчики нанимали водителей из Голландии, потому что их клиенты – представители стран Центральной Европы. Да, такие работники обходятся дороже, но они очень ценны для фирмы», – рассказывает Э. Даукантас.

Председатель профсоюза водителей Рамунас Нарбутас согласен с тем, что необходимо трудоустраивать какое-то количество иммигрантов, так как часть водителей стареет, заболевает, уезжает на работу в другие страны. Однако, по его мнению, это не должно демпинговать цены в транспортном секторе.

По мнению Р. Нарубутаса, иностранцы, как правило, работают за меньшие зарплаты. «Согласно ныне действующему законодательству, при приёме иностранца на работу ему должна выплачиваться минимальная статистическая заработная плата в определённом секторе. Тем не менее, БТЛ этого не контролирует. Все забывают о человеке и продолжают делать деньги. Это происходит не только в Литве, но и в других демократических странах ЕС. С этим трудно бороться, потому что иностранцы обычно не понимают местного языка и соглашаются со всеми выдвигаемыми условиями, только чтобы получить эту работу. Предприниматели не хотят принимать литовцев, так как иностранцы обходятся дешевле, не разбираются в наших законах», – сожалеет Р. Нарбутас.

Необходимо упрощать условия

Перевозчики утверждают, что существует немало бюрократических препятствий, из-за которых трудоустройство иностранцев затягивается на длительный срок. В конце июня на заседании в Министерстве труда и социальной защиты Литвы обсуждалась сложившаяся ситуация, при которой работодатель, совершивший административное правонарушение, теряет право трудоустраивать иностранца в течение года. Также оговаривался вариант либерализации условий, выдвигаемых работодателю. Конкретные изменения пока ещё обсуждаются, однако перевозчики надеются, что административная ответственность перестанет быть причиной подобных санкций.

Сегодня действует такой порядок: работодатель, желающий принять на работу иностранца, должен обратиться в территориальную биржу труда и зарегистрировать вакансию за один месяц до подачи заявления. По словам представителей БТЛ, если спустя один месяц после объявления вакансии, подходящий кандидат не будет найден среди литовских работников, работодатель сможет подать заявление на трудоустройство иностранца.

Комментируя условия трудоустройства иностранцев, Э. Даукантас говорит, что они не должны быть проще или сложнее, чем в других странах ЕС: «Если процедуры трудоустройства у нас будут сложнее, мы создадим более благоприятные условия для наших конкурентов из соседних стран. Если же порядок будет слишком упрощён, мы нарушим регламенты ЕС, что тоже нехорошо».

Р. Нарбутас не видит смысла обсуждать, стоит ли отменять запрет провинившимся работодателям трудоустраивать иностранцев. «И без того многие нарушения работодателей остаются нераскрытыми. Я выступаю за то, чтобы разрешение на трудоустройство иностранца не выдавалось такому работодателю, которого в течение года комиссия по трудовым спорам дважды признала неправым», – говорит он.

Зарплаты не растут

Каждые полгода Министр труда и социальной защиты Литвы объявляет список профессий, работников которых в Литве не хватает. Это помогает обеспечить приток рабочей силы из третьих стран только в том случае, когда спрос не может быть удовлетворён местным предложением.

Председатель профсоюза водителей удивляется, почему водители, которых так не хватает в транспортном секторе, получают такие низкие зарплаты. «При недостатке водителей должны быть созданы условия для повышения их зарплаты. С 2004 до 2013 года этого сделать не удавалось, так как размер минимальной зарплаты не менялся. Изменяется лишь сумма суточных, но это не увеличивает социальных гарантий и не помогает государству решать социальные проблемы», – говорит Р. Нарбутас.

Водители стареют

Вице-президент Ассоциации перевозчиков Литвы «Linavа» и председатель Совета грузового транспорта Мечисловас Аторошкявичюс сообщает, что по статистике более трети водителей дальних рейсов работают в возрасте от 40 до 50 лет. Ещё 27,8% составляют водители в возрасте от 50 до 60 лет. «Это значит, что возраст большей части водителей составляет от 40 до 60 лет. Ситуация весьма угрожающая, так как эти люди обучались ещё в СССР. После 60 лет человек не может работать водителем дальних рейсов. Несмотря на то, что такие водители – настоящие профессионалы, они не способны выдерживать таких рабочих нагрузок», – говорит собеседник.

Специалисты Международной ассоциации перевозчиков IRU уверены, что эффективность грузоперевозок автомобильным транспортом будет зависеть от квалификации и мотивации водителей. Не секрет,что перевозчики во всем мире сталкиваются с проблемой их нехватки.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 105
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0