Перевозка контрабанды может привести к конфискации тягача

download-199x135

Фиксируется немало случаев, когда по вине водителя, перевозившего контрабандный груз, задерживается или конфискуется не только принадлежащий фирме тягач, но и полуприцеп. Задержанное транспортное средство может простоять 2 месяца, а это приносит огромный ущерб всем, а особенно малым и средним компаниям, и даже создаёт риск банкротства.

Ассоциации начинают решать проблему

Данную проблему начали активно обсуждать ассоциации, представляющие интересы перевозчиков. В июне Литовская национальная конфедерация предпринимателей (ЛНКП) вместе с Ассоциацией мелких и средних перевозчиков обратились в Сейм с официальным письмом. В нём объяснялся смысл проблемы, и были представлены возможные решения этой проблемы. По утверждению представителей вышеназванных ассоциаций, одним из основных источников попадания контрабанды в Литву остаётся ввоз акцизных товаров водителями, работающими в логистических компаниях. Водители используют принадлежащие фирмам транспортные средства и прячут контрабанду в личных вещах. Тягач задерживается, а фирма за это время теряет оборотные средства в размере около 68 тыс. литов. Представители ассоциаций считают, что такие водители приходят работать на фирму с целью перевезти как можно больше контрабанды. Из-за этого бизнес терпит крах. «Пока не будут подготовлены изменения в закон, ничего хорошего не будет. Конфискация транспортного средства может довести фирму до банкротства. Это представляет особую опасность для тех фирм, которые приобрели автомобили в лизинг. Водитель, совершивший преступление, получает штраф в размере 5 тыс. литов, а фирма теряет 100 тыс. литов», — удивляется Нийоле Уинскене, руководитель ЛНКП.

Литовская национальная ассоциация перевозчиков «Linava» также принялась за решение данной проблемы. Вице-президент ассоциации Мечиславас Атрошкявичюс отмечает, что конфискация транспортных средств является болезненной для всех фирм, а особенно для мелких и средних. «Linava» добивается, чтобы служащие таможни не наказывали перевозчиков так строго. «На состоявшейся в июне встрече с представителями Таможенного департамента, мы отмечали, что ответственность несёт не лицо, которое реально совершила преступление. Работники таможни арестовывают машины и трактуют их как орудие перевозки контрабанды. Они основываются на положении Административного кодекса, которое разрешает назначение дополнительной меры наказания – ареста транспортного средства. Мы попросили руководителей таможни реагировать на это более снисходительно, так как они могут не назначать этой меры. Ведь мы, руководители компаний, не можем влиять на эти процессы (когда водитель перевозит контрабанду – прим. авт.). А водитель сегодня работает в одной фирме, завтра – в другой. Мы планируем подготовить изменения в закон, которые освободят владельцев транспортных компаний от такого наказания, а ответственность будет нести сам водитель», — говорит М. Атрошкявичюс.

После встречи с представителями «Linavа» представители Таможенного департамента решили проанализировать опыт последнего года, все дела, связанные с перевозкой контрабанды водителями и подготовить соответствующие рекомендации для служащих территориальных таможен.

Сегодня Юридический отдел Таможенного департамента анализирует практику, применяемую территориальными таможнями, при составлении протоколов об административных правонарушениях за совершённые перевозчиками правонарушения, а также судебную практику. После завершения анализа и подведения итогов применения правовых актов в этой сфере, служащим территориальных таможен будут представлены соответствующие рекомендации.

Изменения кодекса — выгодны

Помощник адвокатской конторы Миндаугаса Шимкунаса Шарунас Сюдикас подчёркивает, что есть необходимость обсудить вопрос внесения изменений в кодекс об административных правонарушениях (КОАП). Например, уголовный кодекс (УК) ясно регламентирует, в каких случаях автомобиль конфискуется. В это время КОАП имеет ряд пробелов, которые приходится заполнять судам. Более чёткая юридическая регламентация внесла бы ясность в судебный процесс, установила бы границы. «Пока всё основывается лишь на судебной практике, всегда существует риск, что суд посчитает сумму контрабанды очень большой, что создаст основание для применения конфискации», — говорит Ш. Сюдикас.

Решение, будет ли конфисковано транспортно средство, перевозившее контрабанду, принимает лишь суд. Хотя как показывает практика, конфискация автомобилей происходит не очень часто, однако в тех случаях, когда транспорт задерживается и арестовывается, фирмы несут огромные убытки.

ЛНКП вместе с Ассоциацией мелких и средних перевозчиков предлагает задерживать перевозящих контрабанду водителей, ликвидировать их рабочую визу прямо на контрольных пунктах и не выдавать новой в течение 5 лет. А транспортные средства компаний, в которых водитель перевозил контрабанду, не задерживать на срок более 3 суток.

«Linava» инициировала ещё один проект. Уже идёт создание Базы данных литовских водителей, где каждый перевозчик сможет узнать о репутации конкретного водителя.

Как перевозчику защититься от нечестных водителей?

Помощник адвоката Ш. Сюдикас говорит, что перевозчикам помогло бы подписание договоров о полной материальной ответственности работника. Он советует под подпись информировать работников о санкциях за контрабандную и другую законом запрещённую деятельность, приносящую убытки работодателю: «Так работодатель сможет защититься от оправданий водителя, что он якобы не знал о возможных последствиях. Можно предположить, что почти все работники знают об административной или уголовной ответственности за перевозку контрабанды. Однако мало кто знает о том, что из-за этого работник также может нести административную ответственность перед работодателем. Так у работодателя было бы доказательство, что работник знал, что ему грозит за перевозку контрабанды и что он будет обязан возместить работодателю убытки за конфискованное транспортное средство. Это доказывало бы, что перевозивший контрабанду работник действовал осознанно и именно его умышленное действие вызвало ущерб, понесённый работодателем».

Однако даже это не гарантирует абсолютной защиты интересов работодателя. Даже если транспортное средство будет конфисковано, а суд обяжет работника выплатить работодателю возмещение за убытки, может оказаться, что у работника нет дорогостоящего имущества, а его заработок – минимальный.

Судебная практика меняется в пользу предпринимателей

Сегодня можно заметить тенденцию того, что конфискация принадлежащих работодателям транспортных средств, в которых работник перевозил контрабанду, происходит довольно редко.

Почти год назад суды, рассматривающие дела о перевозке контрабанды в административном порядке, ещё придерживались практикой, некогда сформированной Литовским верховным административным судом (ЛВАС). Тогда ответственность за перевозку работником контрабанды ложилась на плечи работодателя. Конфискация начала применяться за впервые совершённое нарушение и за перевозку контрабанды не в тайниках и пространствах транспортного средства, не предназначенных для таких целей.

Правда, новейшая практика показывает, что столь строгая практика ЛВАС меняется в пользу компаний. В последнее полугодие окружные суды нередко принимали решение об отсутствии оснований для конфискации транспортного средства при перевозке в нём контрабанды.

Изменение практики объясняется тем, что КОАП, устанавливающий санкции за административные правонарушения, не достаточно полно (по сравнению с УК) регламентирует правила применения меры конфискации.

Например, УК не только предусматривает ответственность за перевозку контрабанды, но и детально регламентирует, каким образом применяется данная мера за подобное преступное действие. Если не установлено, что владелец имущества передал имущество для выполнения преступной деятельности или что он должен был или мог знать, что принадлежащее ему имущество будет использоваться для преступной деятельности, то конфискация этого имущества не применяется, однако суд может взыскать с виновника сумму равную стоимости имущества. Таким образом, обеспечивается неприкосновенность имущества третьих лиц, защита законных интересов и прав, а также гарантии неприкосновенности имущества.

Проанализировав, как административная ответственность применяется в отношении менее опасных, чем преступления, нарушений, суды делают вывод, что конфискация, будучи связанной с ограничением прав третьих лиц, должна применяться с особой ответственностью и не нарушая принципов разума и правосудия.

«Главное, чтобы суд смог оценить обстоятельства дела и выяснить, связана ли фирма с нарушением и знала ли она об этом. Если такая связь не установлена, считается, что нет основания для конфискации транспортного средства, принадлежащего третьему лицу, т.е. работодателю. Стоит отметить, что работодателю довольно сложно взыскать с виновного лица крупную сумму прямых убытков, и, вероятно, что по объективным причинам ещё сложнее будет взыскать большую сумму косвенных убытков», — говорит Ш. Сюдикас.

Находчивости контрабандистов – нет границ

Выполняя таможенные проверки, работники таможни Литовской Республики определяют тип нарушения процедуры грузоперевозки и стоимость перевозимых товаров, выписывают протокол об административном правонарушении, задерживают товар, возбуждают досудебное следствие или предпринимают иные шаги. За период с января до июля 2013 г. было установлено 6460 нарушений.

Нарушители пытаются спрятать сигареты в различных пространствах транспортного средства – в полостях под государственными номерами, в системах воздушных фильтров, под сиденьями, в газовых баллонах. Те, кто перевозит крупные грузы, прячут контрабанду в грузах и под ними: в керамзитных блоках, на полках и в специально оборудованных тайниках. Тем не менее, таможенники имеют в своём распоряжении различную современную проверочную технику, системы рентгеновского контроля, которые без проблем находят даже самые искусно спрятанные контрабандные товары.

Остаётся надеяться, что Сейм и Правительство Литвы обратят внимание на просьбы и предложения перевозчиков насчёт внесения изменений в КОАП. А Таможенный департамент проанализирует данные прошлого года и представит работникам территориальных таможен выгодные для перевозчиков рекомендации.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 104
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0