Почему страхование полуприцепов в Литве подорожало в 10 раз?

10746

Осенью этого года перевозчиков, желающих застраховать свои полуприцепы обязательным страхованием, ожидала неприятная новость — цены в большинстве страховых компаний увеличились в несколько и даже в десяток раз. Перевозчики, которые ранее могли страховать свои полуприцепы за 100 литов или дешевле, стали активно искать ответ на вопрос, где кроются причины подорожания. К сожалению, найти ответа им так и не удалось. Однако, несмотря на это, перевозчики готовы изо всех сил бороться против сложившейся ситуации. Недовольство транспортников достигло кульминации — министерства и Комиссия по наблюдению за страхованием (DPK) представила в Совет по конкуренции Литовской Республики заявление с просьбой выяснить, нет ли между страховыми обществами картельного сговора.

 

Ответственный секретарь Ассоциации мелких и средних перевозчиков Сигитас Чяснавичюс сообщает, что его предприятие „Ekosig“ также столкнулось с безжалостными страховыми условиями в Литве. „В начале ноября мы обратились в ЗАСО „Ergo Lietuva” и филиал страхового общества „IF P& C Insurance AS” по поводу продления обязательного страхования полуприцепов. В прошлом году стоимость страхования полуприцепа составляла 90-94 лита. За истёкший период ни одна из машим предприятия не попала в аварию. Поэтому мы попросили застраховать полуприцепы по такой же цене, которая была до сих пор, ведь она не менялась на протяжении последних нескольких лет. Мы были удивлены, когда нам предложили страховку по цене в 10 раз дороже — 1000-1050 литов“, — констатирует С. Чяснавичюс.

 

Собеседник отмечает, что в его практике не было такого случая, когда полуприцеп без тягача стал бы причиной аварии. „Страховые компании требуют слишком большой платы за обязательное страхование тягачей. Нас неприятно удивила наглость и ненаказуемость страховых компаний, которые, возможно, сговорились между собой и подняли цену на обязательное страхование полуприцепов почти в 10 раз. Когда мы потребовали аргументировать увеличение цены, они не смогли этого сделать. Худшее в том, что стоимость страхования увеличивается именно тогда, когда тарифы на международные перевозки катастрофически падают. Стоимость услуг по грузоперевозке с начала 2011 года до сегодняшнего дня уменьшилась на 30%. Мелким и средним перевозчикам уже сейчас очень трудно выжить“, — объясняет С. Чяснавичюс.

 

Бюрократические лабиринты

 

С. Чяснавичюс, как представитель мелких и средних перевозчиков, предположив, что между страховыми компаниями может существовать тайный сговор о поднятии цен, незамедлительно обратился в DPK, однако письмо председателя комиссии DPK Миндаугаса Шальчюса не помогло прояснить ситуации. В нём пишется: „Информируем, что Закон о конкуренции регламентирует конкуренцию, ограничивающую или способную ограничивать деятельность субъектов внешнего администрирования и хозяйствования, а также действия по нечестной конкуренции. Более того, Закон о конкуренции определяет права, обязанности и ответственность этих субъектов, действия по ограничению конкуренции и контролю за нечестной конкуренцией согласно правовым нормам Литовской Республики“.

 

Приняв это во внимание, DPK переслало обращение в Совет по конкуренции. То же самое сделали и представители Министерств финансов и экономики.

 

Представитель правительства Стасис Чипкус подтверждает, что DPK выслало Совету по конкуренции письмо по поводу возможного картельного сговора между страховыми компаниями. „Совет проследит, есть ли сговор, ведь Правительство не регулирует тарифы на страхование. Следует подождать“, — говорит С. Чипкус.

 

В свою очередь представители Совета по конкуренции отказываются комментировать ситуацию по телефону. В данный момент ими проводится следствие, но когда перевозчики узнают о его результатах — неизвестно.

 

Страховщики: цены обоснованы

 

Мы поинтересовались у представителей страховых компаний, почему этой осенью увеличилась стоимость страхования полуприцепов. Андрюс Пилчицас, директор Департамента страхования гражданской ответственности, несчастных случаев, транспортных средств и здоровья ЗАСО „ERGO Lietuva“, говорит, что на рынке всё более заметны изменения цен на международные перевозки полуприцепами, что вызвано принятыми Верховным Судом Германии решениями, меняющими до сих пор сложившуюся правовую базу и практику.

 

„Решением Верховного Суда Германии, при наступлении страхового случая ущерб должен быть возмещён владельцами грузового транспортного средства и полуприцепа солидарно. Эта практика начинает распространяться и в других странах Европы. Поэтому изменение тарифов на международные перевозки неизбежно. Насколько значительными будут эти изменения, будет зависеть от прогнозируемых статистических данных по убыточности“, — обобщает А. Пилчьцас

 

Подобного мнения также придерживается заместитель директора филиала BTA в Литве Гинтарас Маркявичюс: „Стоимость страхования полуприцепа не меняется, если он страхуется вместе с тягачом. Такой риск является комплексным. И всё же, когда полуприцеп страхуется отдельно, цена увеличивается, так как международная практика регулирования ущербов показывает, что в западных странах ответственность в случае аварии делится между тягачом и его полуприцепом. Очень сложно прокомментировать, насколько вырос общий ценовой уровень в результате таких изменений. Однако стоимость страхования „комплекта“ — тягача и полуприцепа — не изменилась“.

 

Перевозчики — одни на поле боя?

 

Руководительница небольшого транспортного предприятия „Fedalona“ Нийоле Уинскене акцентирует внимание на том, что перевозчикам трудно выжить в условии таких цен. „Страховщики постоянно говорят, что обязательное страхование является для них убыточным. Мне кажется, что прибыли у них достаточно, но когда приходит время выплат за нанесённый ущерб, то они всё время пытаются увильнуть“, — говорит Н. Уинскене.

 

С ней согласен и С. Чяснавичюс: „Вероятно, что страховщики осознанно хитрят и пытаются всех запутать, внося инвестиции и все административные расходы (на эксплуатацию офиса, работу страховых агентов, брокеров и нотариусов, командировки) в стоимость обязательного страхования. Более того, на оплату убытков третьих сторон страховые компании выделяют только 30-35% средств, собранных за обязательное страхование транспортных средств. Куда пропадают остальные деньги? Никакой информации от страховщиков получить невозможно. Юристы DPK утверждают, что согласно ныне действующим законам они не могут должным образом выполнять контроль за страховщиками. В такой ситуации страховые общества могут с лёгкостью продолжать заниматься мошенничеством“.

 

Вопрос об обязательном страховании был также поднят в Совете грузового транспорта ассоциации перевозчиков Литвы „Linavа“.  „Быстрого результата не будет, так как эта работа не одного дня.  В процессе обсуждения появляются новые мысли, мы обмениваемся данными, анализируем ситуацию“, — уверяет руководитель ЗАО „Mečys“ и член президиума ассоциации Мечисловас Атрошкявичюс.

 

Похоже, что в Литве назревает серьёзные конфликт между страховщиками и перевозчиками, который смогут погасить или ещё больше разжечь результаты проводимого Советом по конкуренции расследования картельного сговора между страховыми обществами Литвы.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 100
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 44
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 145
0